Одной из актуальных задач профилактической медицины является оценка уровня здоровья студентов на разных этапах их обучения в вузе, прогнозирование и предупреждение дезадаптационных реакций на стрессовые воздействия [1, 2].
Существенные изменения адаптационно-приспособительных механизмов происходят, когда бывшие школьники начинают обучение на I курсе вуза. Причем наиболее интенсивная перестройка многих функций выявляется в первом учебном семестре [1, 3-5]. Надежность и стабильность работы организма в этот период будет зависеть от индивидуальной устойчивости к стрессовым воздействиям. Следует отметить, что студенты вузов Среднего Приобья, где проводилось обследование, проходят адаптацию к обучению на фоне неблагоприятных природно-климатических и антропогенных условий региона, которые создают тот неблагоприятный фон, на котором происходит адаптация студента к обучению в вузе [1], что также может сказываться на особенностях функционального состояния.
Одним из подходов, повышающих переносимость организмом комплексного влияния условий обучения и среды, может являться использование фармакологических средств, в частности препаратов - регуляторов энергетического обмена. «Универсальный» клеточный уровень их влияния, способствующий нормализации работы системы энергопродукции без истощения резервных возможностей организма и допингового эффекта сделал возможным рекомендовать применение данного класса препаратов в различных областях медицины в качестве средств рациональной диетотерапии [6-8]. Накапливающийся клинический материал эффективности регуляторов энергетического обмена делает актуальным их использование для профилактики и/или смягчения влияния неблагоприятных внешних воздействий. Перспективным является использование янтарной кислоты (ЯК), имеющей широкий спектр действия, прежде всего за счет ее способности эффективно нормализовать процессы клеточной энергопродукции [6, 7].
Среди большого числа критериев, позволяющих оценить адаптационные возможности организма, одним из ведущих является оценка вегетативного тонуса, отражающего интегральное состояние соматических функций [9-11]. Наиболее удобным, доступным и информативным методом исследования состояния вегетативных влияний является анализ вариабельности сердечного ритма [9-12].
Цель настоящей работы - оценка адаптивных реакций у студентов I курса в начальный период обучения (сентябрь-декабрь) на фоне приема регулятора энергетического обмена.
Материал и методы
Нами проведено обследование 67 студентов I курса лечебного факультета медицинского института Сургутского государственного университета в возрасте 17 лет. Обследование студентов в начале систематического обучения (4-я неделя обучения, исходный уровень) и в конце учебного семестра (декабрь) проводилось неинвазивными методами в рамках программы «Здоровье участников образовательного процесса в ХМАО - Югры» и соответствовало этическим нормам Хельсинкской декларации (2000). Все включенные в работу учащиеся проживали на территории ХМАО 7 лет и более, не имели жалоб на состояние здоровья в период обследования и дали информированное согласие на участие в исследовании. Критерием исключения была болезнь студента в период обследования. Особенности вегетативного тонуса оценивали, рассчитывая вегетативный индекс Кердо (ВИК) по общепринятой формуле [10] и определяя характер вегетативной регуляции сердечного ритма по методу Р.М. Баевского [9, 11]. Сердечный ритм изучали у студентов в положении лежа на спине после 10-минутного отдыха при спокойном дыхании. Регистрацию кардиоинтервалограмм (в течение 5 мин в каждом случае) во II стандартном отведении и расчет показателей осуществляли при помощи автоматизированного кардиокомплекса КАД-03 («ДНК, Ltd», Тверь), функционирующего на базе ПЭВМ. Вычислялись и оценивались следующие показатели [10, 11]: Мо (мода) - наиболее часто встречающиеся значения длительности интервалов R-R, выраженные в секундах; АМо (амплитуда моды) - число значений интервалов, равных Мо, в процентах от общего числа зарегистрированных кардиоциклов; &Dgr;Х (вариационный размах) - разница между максимальным и минимальным значением длительности зарегистрированных интервалов R-R, в секундах; ИН (индекс напряжения) - суммарный показатель, наиболее полно отражающий степень напряжения регуляторных механизмов организма, уровень централизации управления кровообращением, в условных единицах (усл. ед.). Вегетативная реактивность (ВР) оценивалась по изменению сердечного ритма при проведении активной ортостатической пробы по величине коэффициента К
Регулятор энергетического обмена, препарат Янтарная кислота производства ООО «НФК» - ООО «Томская фармацевтическая фабрика», Томск (МНН: янтарная кислота - Succinic acid) в дозе 1,5 мг/кг в сутки, обследуемые принимали 1 раз в сутки после еды (5 дней приема, 2 дня перерыв) в течение первого учебного семестра (сентябрь-декабрь). Студенты, принимавшие препараты, составили основную группу. Контрольная группа - студенты, не получавшие препараты. В группе принимавших регулятор энергетического обмена жалоб на нежелательные эффекты препарата и отказавшихся от его приема выявлено не было.
Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью пакета компьютерных программ Биостатистика и Statistica 6.0 для Windows. Перед началом статистической обработки была проведена проверка типа распределения данных с помощью критерия Шапиро-Уилка. В большинстве выборок распределение данных отличалось от нормального. В силу этого статистическая обработка результатов проводилась непараметрическими методами. Сравнение двух независимых выборок проводили с использованием U-критерия Манна-Уитни. При сравнении более двух групп использовали критерий Крускала-Уоллиса. Для оценки статистической значимости изменений параметра при проведении повторных измерений использовали парный критерий Уилкоксона. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.
Результаты и обсуждение
По результатам анализа вариабельности сердечного ритма на первой неделе обучения у практически здоровых (на момент обследования) студентов была обнаружена разная исходная степень напряжения регуляторных механизмов, отражающая различную «цену адаптации» их организма к условиям среды (табл. 1).
В контрольной группе было выявлено два типа ответных реакций, отличающихся различным уровнем наблюдаемых изменений. У 11 учащихся («контроль 1», К
В связи с этим наряду с изменениями вегетативных параметров нами были проанализированы и особенности показателей заболеваемости первокурсников в исследуемый период. Оценка состояния здоровья по показателям заболеваемости продемонстрировала, что уровень заболеваемости по обращаемости среди принимавших ЯК (15,4 случаев на 100 человек) был в 2,5 раза, а продолжительность (61,4 дня на 100 человек) - в 3,2 раза ниже, чем у студентов, не принимавших регулятор энергетического обмена (соответственно 39,3 случая на 100 человек и 200,0 дня на 100 человек). Кратность заболеваний у принимавших препарат (1,0 случая на 1 студента) была в 1,2 раза ниже, чем в контрольной группе (1,2 случая на 1 студента). Средняя длительность случая заболевания в основной группе (4,0 дня) была в 1,4 раза меньше, чем в контрольной (5,6 дня). Помимо этого в группе принимавших регулятор энергетического обмена число неболевших студентов превышало их количество в контроле, что выражалось в более высоких величинах индекса здоровья (84,6 и 67,9% соответственно). Обращало на себя внимание, что наблюдаемое уменьшение заболеваемости у принимавших ЯК учащихся происходило прежде всего за счет лидирующих в контрольной группе болезней органов дыхания (ОРЗ, грипп).
Выводы
1. Устойчивая работоспособность в течение учебного семестра большинства студентов I курса, проживающих в неблагоприятных условиях среды, поддерживается за счет большой «физиологической цены» путем напряжения, а у некоторых - перенапряжения адаптивных систем.
2. Профилактическое применение регулятора энергетического обмена - ЯК - способствует поддержанию функциональных возможностей организма студента в состоянии минимального напряжения регуляторных систем, препятствует развитию отрицательных сдвигов в состоянии здоровья.