Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Зорина Т.В.

ГБУЗ Нижегородской области "Центральная городская больница Арзамаса"

Лавров А.Н.

ГБУЗ Нижегородской области "Центральная городская больница Арзамаса"

«Школа здоровья» на рабочем месте

Авторы:

Зорина Т.В., Лавров А.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 653

Загрузок: 8


Как цитировать:

Зорина Т.В., Лавров А.Н. «Школа здоровья» на рабочем месте. Профилактическая медицина. 2015;18(4):57‑61.
Zorina TV, Lavrov AN. On-site health school. Russian Journal of Preventive Medicine. 2015;18(4):57‑61. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201518457-61

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние тех­но­ло­гий ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та на дли­тель­ность про­ве­де­ния двой­но­го чте­ния мам­мог­ра­фи­чес­ких ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):32-37
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Ре­ци­див пер­вич­ной ме­ди­ас­ти­наль­ной B-круп­нок­ле­точ­ной лим­фо­мы с изо­ли­ро­ван­ным по­ра­же­ни­ем цен­траль­ной нер­вной сис­те­мы: фак­то­ры рис­ка и по­иск пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной те­ра­пии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(2):39-45
Пер­спек­тив­ные под­хо­ды к па­то­ге­не­ти­чес­кой те­ра­пии бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):13-21
Мес­тное при­ме­не­ние ги­по­тен­зив­ных пре­па­ра­тов с целью про­фи­лак­ти­ки по­вы­ше­ния уров­ня внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния пос­ле ин­тра­вит­ре­аль­ных инъек­ций ан­ти-VEGF-пре­па­ра­тов. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):73-79
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
О но­вых воз­мож­нос­тях оп­ти­ми­за­ции пос­то­пе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода при тон­зил­лэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):14-19
Раз­ра­бот­ка и ис­сле­до­ва­ние бе­зо­пас­нос­ти сплин­та для сред­ней но­со­вой ра­ко­ви­ны, из­го­тов­лен­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-пе­ча­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):30-36
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка слу­ча­ев вне­зап­ной смер­ти лиц с ме­та­бо­ли­чес­ким син­дро­мом. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):54-57
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская оцен­ка ме­теоус­ло­вий в ка­чес­тве фак­то­ров рис­ка вне­зап­ной смер­ти при ги­пер­то­ни­чес­кой бо­лез­ни. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):65-68

Здоровье человека на 50% определяет образ жизни. Одним из приоритетных направлений профилактической медицины является формирование у людей навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры. Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию ЗОЖ и при этом максимально доступные, особенно работающему населению, при минимальных затратах способны дать ощутимый социально-экономический эффект [1]. Гипертоническая болезнь (ГБ) — одна из актуальных медико-социальных проблем ввиду широкой распространенности заболевания и высокого риска осложнений. Существует принципиальная возможность снижения частоты осложнений ГБ путем эффективного контроля артериального давления (АД) и воздействия на факторы риска развития болезней системы кровообращения. Однако, несмотря на многочисленные исследования в области ГБ, до настоящего времени остаются мало изученными особенности профилактики этого заболевания в зависимости от профессиональной деятельности пациента. Метод многофакторной профилактики ГБ в форме «Школы здоровья» на рабочем месте с учетом профессиональных особенностей работников локомотивных бригад способствует снижению заболеваемости и смертности. Основная направленность работы «Школы здоровья» — поэтапное обучение пациентов современным методам самоконтроля, профилактики и формирования самосохранительного и здоровьесберегающего поведения.

Цель работы — разработать организационную модель оптимизации профилактики ГБ у работников локомотивных бригад на амбулаторно-поликлиническом уровне с оценкой медико-социального и экономического эффекта.

Пациенты и методы

За единицу наблюдения был взят работник Горьковской железной дороги I категории профессии с установленным диагнозом Г.Б. Исследование заключалось в оценке влияния на состояние системы кровообращения комплекса первичной и вторичной профилактики ГБ с учетом профессиональных факторов. С целью реализации индивидуального подхода при выборе вида лечения перед началом исследования всем пациентам было проведено комплексное обследование, позволяющее определить стадию ГБ, степень нарушения функции системы кровообращения, оценить результаты предшествующей терапии, учесть сопутствующую патологию и другие необходимые параметры [2]. Дополнительное обследование на выявление ГБ включало методику мониторирования АД во время и вне поездки [3]. Результаты лечения пациентов разными методами оценивались в динамике: через 1, 3, 6 и 12 мес (оценка долговременного эффекта). В эти сроки пациентам проводили те же клинико-диагностические тесты, что и перед началом исследования. Полученные результаты фиксировали в регистрационной карте пациента с ГБ и дневниках самоконтроля АД, затем группировали и суммировали в сводном бланке для последующих расчетов показателей (относительные и средние величины). Пациентов обучали практическим навыкам, необходимым для самоконтроля, а также правилам поведения в экстренных ситуациях (в частности при гипертоническом кризе). Особое значение уделяли формированию приоритета ЗОЖ (соблюдение диеты, режима труда и отдыха, дозированной двигательной активности, обучение методам психорелаксации и т. д.) [4—6].

Результаты и обсуждение

В результате модернизации существующей системы медицинской помощи пациентам с ГБ с учетом профессиональной деятельности в рамках взаимодействия ведомственного и государственного здравоохранения была сформирована организационная модель (рис. 1).

Рис. 1. Функционально-организационная модель медицинской помощи работникам локомотивных бригад по раннему выявлению и профилактике гипертонической болезни.

Ее многоэтапную основу составляют лечебные учреждения различного уровня, реализующие алгоритм медицинской помощи работникам локомотивных бригад, направленный на снижение риска развития Г.Б. Координатором деятельности при этом является цеховой врач-терапевт. Жизненный цикл функционирования данной модели осуществляется по принципу обратной связи, что позволяет своевременно вносить необходимые коррективы на любом этапе оказания медицинской помощи.

Медико-социальный эффект «Школы здоровья» на рабочем месте

С целью изучения клинической и медико-социальной эффективности обучения пациентов с ГБ проведено сравнение двух групп пациентов, сопоставимых по полу, возрасту и тяжести заболевания [7]. В основную группу вошел 251 пациент с ГБ I—II стадий, обучающийся в «Школе здоровья» на рабочем месте, в контрольную — 250 пациентов с ГБ, получавших традиционное лечение,

Исследование проводили в течение 12 мес. Его результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Динамика показателей регулярности самоконтроля АД пациентами основной группы.

До обучения только 24,8% пациентов основной группы и 26,7% пациентов контрольной группы регулярно измеряли А.Д. После обучения доля пациентов, ежедневно измеряющих АД, в основной группе возросла в 2,9 раза (р<0,05). По истечении 12 мес отмечается «эффект ускользания», но тем не менее доля пациентов основной группы, регулярно измеряющих АД, в 2,2 раза (р<0,05) выше, чем до обучения.

Результаты оценки регулярности приема антигипертензивных препаратов пациентами в течение периода наблюдения в основной группе представлены на рис. 3.

Рис. 3. Динамика регулярности приема антигипертензивных препаратов пациентами основной группы в течение периода наблюдения.

До начала обучения анигипертензивные средства регулярно принимали 42,3% пациентов основной группы и 45,1% контрольной. После обучения доля пациентов основной группы, регулярно принимающих антигипертензивные препараты, увеличилась до 83,8% (р<0,0001). В контрольной группе значимых изменений не произошло: доля пациентов, принимавших антигипертензивные средства регулярно, не превышала 50% на протяжении всего периода наблюдения.

В основной группе доля пациентов, потребляющих соль в избыточном количестве, на протяжении периода наблюдения снизилась на 29,8% по отношению к исходному уровню (р<0,05), а злоупотребляющих жирной пищей — на 21,8% (р<0,05). Средний уровень холестерина крови пациентов данной группы достоверно снизился на протяжении периода наблюдения с 6,9±1,3 до 5,9±1,2 ммоль/л (р<0,05).

Таким образом, обучение пациентов способствует изменению поведенческих привычек, определяющих контроль течения ГБ.

Исходно только 13,2% пациентов основной группы и 15,5% пациентов контрольной группы имели целевые уровни АД (рис. 4).

Рис. 4. Динамика доли пациентов, достигших целевого уровня АД, в сравниваемых группах.

Видно, что уже через 3 мес после начала обучения в основной группе доля пациентов с целевым уровнем АД достоверно выросла, а через 12 мес составила 63,5% (р<0,05). В контрольной группе доля лиц, достигших целевого уровня АД, изменилась несущественно и не превышала 15% в течение периода наблюдения.

Через 12 мес наблюдения улучшились показатели, характеризующие состояние органов-мишеней. Так, количество больных с гипертрофией левого желудочка снизилось с 82,4 до 67,4% (р<0,05). Также существенно уменьшилась доля больных с диастолической дисфункцией — с 79 до 45% (р<0,05). В группе контроля в течение периода наблюдения не выявлено положительных изменений показателей эхокардиографии.

Таким образом, обучение пациентов оказалось эффективным для достижения ими целевого уровня АД и регресса поражений органов-мишеней, что сопровождалось уменьшением риска развития осложнений (табл. 1).

Таблица 1. Показатели эффективности проведенного амбулаторного лечения и профилактической работы Примечание. ВУТ — временная утрата трудоспособности.

У больных контрольной группы, получавших традиционное лечение, показатели практически не изменились или улучшились незначительно. В основной группе участники которой занимались в «Школе здоровья» на рабочем месте и регулярно получали антигипертензивные препараты, все показатели достоверно улучшились. После обучения пациентов с ГБ уменьшилось количество обращений за всеми видами медицинской помощи по поводу ухудшения заболевания, а также число случаев временной нетрудоспособности.

Выводы

1. Деятельность «Школы здоровья» на рабочем месте показала эффективность реализованных организационных мероприятий для пациентов с ГБ.

2. Организация «Школы здоровья» на рабочем месте, включающая разработку примерной учебной программы, дала возможность наладить систему обучения работников локомотивных бригад.

3. Обучение формирует активную жизненную позицию пациента в отношении заболевания, улучшает мотивацию к выполнению профилактических рекомендаций.

4. Внедрение «Школы здоровья» на рабочем месте в систему профилактической работы позволяет уже в течение года получить значимый медико-социальный эффект, что определяет благоприятный прогноз течения заболевания.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование — Т.З., А.Л.

Сбор и обработка материала, статистическая обработка — Т.З.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.