Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Осипова И.В.

Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул

Антропова О.Н.

Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул

Пырикова Н.В.

Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул, НУЗ ОКБ на станции Барнаул ОАО "РЖД"

Дехарь В.В.

ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», Барнаул

Обучение современным профилактическим технологиям в вузе

Авторы:

Осипова И.В., Антропова О.Н., Пырикова Н.В., Дехарь В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 457

Загрузок: 6


Как цитировать:

Осипова И.В., Антропова О.Н., Пырикова Н.В., Дехарь В.В. Обучение современным профилактическим технологиям в вузе. Профилактическая медицина. 2016;19(3):45‑48.
Osipova IV, Antropova ON, Pyrikova NV, Dehar VV. Teaching up-to-date preventive technologies at a higher education institution. Russian Journal of Preventive Medicine. 2016;19(3):45‑48. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201619345-48

Рекомендуем статьи по данной теме:
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Ас­со­ци­ация кли­ни­чес­ких осо­бен­нос­тей и ме­та­бо­ли­чес­ких на­ру­ше­ний с по­ве­ден­чес­ки­ми и пси­хо­ло­ги­чес­ки­ми фак­то­ра­ми у жи­те­лей Твер­ско­го ре­ги­она. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):41-48
Мар­ке­тинг про­дук­тов пи­та­ния и на­пит­ков на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за ру­бе­жом. (За­ко­но­да­тель­ные ас­пек­ты). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):116-120
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия H. pylori-по­зи­тив­ной яз­вен­ной бо­лез­ни же­луд­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):14-20
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния ло­каль­ной те­ра­пии ме­тас­та­зов ме­ла­но­мы хо­риоидеи в пе­че­ни. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):5-10
Ана­лиз пре­до­пе­ра­ци­он­ных фак­то­ров рис­ка де­ге­не­ра­тив­но­го за­бо­ле­ва­ния смеж­но­го сег­мен­та пос­ле вы­пол­не­ния тран­сфо­ра­ми­наль­но­го по­яс­нич­но­го спон­ди­ло­де­за. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):48-55
Связь деп­рес­сии и тре­во­ги с со­ма­ти­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями: роль не­га­тив­ных внеш­них фак­то­ров. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):74-80
Ос­трая ише­мия ко­неч­нос­тей у боль­ных COVID-19. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(3):267-271
Лю­пус-кар­ци­но­ма у па­ци­ен­та с ту­бер­ку­лез­ной вол­чан­кой. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):267-272

Хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), в первую очередь сердечно-сосудистые заболевания (CCЗ), являются основной причиной инвалидизации и смертности взрослого населения в большинстве стран. В России эти показатели в несколько раз превышают среднеевропейские: вклад ССЗ в общую смертность составляет 57% [1]. Это обосновывает необходимость проведения комплексных мероприятий, среди которых первичная профилактика ССЗ, прежде всего раннее выявление и коррекция факторов риска (ФР) — приоритетная и вполне осуществимая задача для улучшения демографической ситуации в России и повышения кадрового и трудового потенциала [2].

В настоящее время проблеме эффективного профилактического консультирования в системе медицинской профилактики придается особо важное значение, так как технологии консультирования включены в качестве обязательных компонентов в новые Порядки диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения [3, 4]. При этом результаты научных исследований показали, что врачи не имеют достаточных знаний и не прилагают усилий по консультированию пациентов по вопросам коррекции поведенческих ФР, влияющих на прогноз CCЗ; пациенты не получают от врачей информацию по здоровому образу жизни (ЗОЖ) в полном объеме, а прибегают к средствам массовой информации; около половины пациентов, наблюдающихся в поликлиниках, выражают желание посещать обучающие занятия, в частности Школы здоровья [5, 6].

В России в рамках программы «Здоровье и образование врача», проведенной в сентябре 2009 г. в Нижнем Новгороде, проанализированы первые результаты информированности врачей о ФР и принципах реализации профилактических мероприятий. При интерактивном опросе 91% врачей правильно указали факторы, влияющие на сердечно-сосудистый риск, достижение целевых цифр артериального давления (АД) в клинической практике считают реальным 90% врачей, 9% врачей считают это невозможным, 1 из опрошенных врачей не считал это нужным. По мнению 79% врачей, целевой уровень холестерина липопротеидов низкой плотности реально достижим в клинической практике [7].

Для повышения качества оказания профилактической помощи населению необходимо обучение студентов медицинских вузов принципам профилактического консультирования с того момента, когда студент начинает работать в клинике, с последующим закреплением навыков на старших курсах и в медицинской практике. Поэтому важно обучать студентов медицинского вуза медицинской профилактике для усвоения, формирования и закрепления знаний, умений и навыков профилактического консультирования и работы с каждым ФР.

Материал и методы

Обучение студентов IV курса современным профилактическим технологиям на кафедре факультетской терапии Алтайского государственного медицинского университета (АГМУ) осуществляется в нескольких направлениях. Все преподаватели кафедры прошли тематическое усовершенствование «Формирование здорового образа жизни. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний» в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины (Москва). С 2010 г. в лекционный курс студентов введена лекция «Современные подходы к профилактике хронических неинфекционных заболеваний», в ходе которой с позиции доказательной медицины приводятся данные о факторах, связанных с образом жизни и генетическими особенностями человека и способствующих развитию и прогрессированию ХНИЗ, демонстрируется вклад коррекции поведенческих ФР в сохранение здоровья и даются теоретические основы медицинской профилактики и видов профилактического консультирования. С 2014 г. читается еще одна лекция по профилактике, где разбираются «Алгоритмы профилактического консультирования» и правила работы с ФР ХНИЗ. При чтении лекций используется система интерактивного общения со студентами, что позволяет максимально вовлекать слушателей в обсуждение изучаемой темы и повысить усвоение материала.

Одно из практических занятий студентов посвящено изучению и оценке основных ФР, вносящих свой вклад в потерю здоровых лет жизни, развитие и прогрессирование ХНИЗ, а также в преждевременную смертность. В АГМУ очень эффективно используется обучение студентов на сайте внеаудиторной работы платформы MOODLE, где на странице кафедры факультетской терапии размещены материалы для подготовки к занятию по профилактике ХНИЗ: цель, вопросы, подлежащие изучению, хронокарта занятия, компетенции, тестовые задания, ситуационные задачи, рекомендуемая литература, ссылки на полезные интернет-ресурсы, основные моменты лекционного материала. Для проведения практического занятия сотрудниками кафедры разработаны «Алгоритмы профилактического консультирования», используются современные российские и европейские рекомендации по кардиоваскулярной профилактике, российские рекомендации по профилактике ХНИЗ (Москва, 2013). В ходе занятия после освоения теоретических вопросов студенты отрабатывают навыки профилактического консультирования парами: согласно алгоритму проводят оценку ФР, составляют рекомендации по формированию ЗОЖ. Следующим этапом практического занятия является работа с больными, когда во время курации студенты проводят профилактическое консультирование, выявляют ФР, дают рекомендации по коррекции имеющихся ФР, проводят обучение пациентов навыкам ЗОЖ и оказанию само- и взаимопомощи при неотложных состояниях (гипертонический криз, инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, внезапная сердечная смерть) согласно российским рекомендациям по профилактике ХНИЗ [8].

Второе практическое занятие с посещением Центра здоровья, проводимое с 2012 г., позволяет студентам увидеть возможности новых профилактических учреждений, самому пройти все предлагаемые обследования, научиться применять новые профилактические технологии во врачебной практике. Каждый студент на основании выявленных ФР пишет план оздоровительных мероприятий соответственно «формуле здорового человека».

Обязательным элементом обучения студентов является написание академической истории болезни с разделом «Профилактика ХНИЗ», где обучающийся подробно отражает имеющиеся у больного ФР, рассчитывает суммарный коронарный риск по шкале SCORE и риск развития сахарного диабета FINDRISK, определяет целевые значения ФР и методы достижения целевого уровня ФР для сохранения и укрепления здоровья пациента.

В настоящее время возросшее число пациентов с ХНИЗ требует от любого врача терапевтического профиля умения проводить краткое профилактическое консультирование на всех этапах оказания медицинской помощи (в поликлинике, стационаре, санатории) [8]. На кафедре факультетской терапии АГМУ студенты IV курса проходят производственную практику в качестве помощника врача стационара, с ежедневным заполнением Дневника производственной практики. В Дневнике отдельно выделен раздел, посвященный профилактическому консультированию курируемых больных для того, чтобы сконцентрировать внимание молодого врача не только на устранении причины, вызвавшей госпитализацию, но и на лечении, профилактике и анализе ФР, способствующих возникновению и прогрессированию заболевания.

В статье приведены результаты обучения профилактическим технологиям студентов IV курса лечебного факультета АГМУ за 2013—2014 учебный год (всего 362 студента).

Результаты и обсуждение

Объективным методом оценки результативности и качества оказания профилактической помощи являются знания пациентов по конкретным вопросам и их удовлетворенность в консультировании [9], поэтому при сдаче экзамена непосредственно у постели больного одним из критериев оценки студента является опрос больного экзаменатором относительно полученной от студента информации о ЗОЖ, целевых показателях ФР и методах их коррекции, а также о первых симптомах и навыках неотложной само- и взаимопомощи при жизнеугрожающих состояниях.

После завершения обучения на кафедре факультетской терапии проводится анкетирование студентов, включая оценку отношения к профилактическим мероприятиям. Большинство студентов (n=283, 78,2%) убедительно считают наибольшим вклад поведенческих ФР в состояние здоровья, одинаковое число опрошенных считают более важным современные лекарственные средства — ЛС (n=28, 7,7%), наследственность (n=25, 6,9%) и высокотехнологичную помощь (n=26, 7,2%) (см. рисунок).

Результаты анкетирования студентов (n=362) по влиянию различных факторов на сохранение здоровья, %.

Проведенное ранее исследование среди врачей Москвы показало, что общие знания проблем сердечно-сосудистого риска и необходимости его коррекции были вполне приемлемыми, однако в конкретных клинических ситуациях врачи далеко не всегда умели реализовать эти знания [10]. В другой работе [11] продемонстрировано, что 99±0,2% врачей всех профилей хорошо ориентировались в вопросах эффективных немедикаментозных мероприятий по снижению А.Д. По мнению большинства наших студентов (n=330, 91,2%), наличие ФР связано с недостаточными знаниями пациентов и их нежеланием менять образ жизни. При этом 82 (22,7%) студента оценили приверженность к профилактическим технологиям как высокую, 148 (40,9%) — как удовлетворительную, 132 (36,4%) — как низкую. Многие студенты (n=325, 89,8%) в анкетах сообщили о важности и полезности таких занятий, которые меняют не только их собственную точку зрения на сохранение здоровья, но и мотивируют пополнять эти знания у каждого больного.

Здоровье практического врача неоднократно привлекало внимание исследователей, при изучении распространенности ФР среди медицинского персонала первичного звена здравоохранения частота выявления артериальной гипертензии составила 44%, гиперхолестеринемии — 69,3%, избыточной массы тела и ожирения — 41,1 и 19,9% соответственно [12, 13]. По результатам нашего исследования, более половины студентов (n=230, 63,5%) отметили, что изменился образ жизни их самих и членов их семей, что способствует предотвращению развития ХНИЗ.

Международный опыт показывает, что современные стационары и санаторно-курортные учреждения должны быть интегрированы в единую профилактическую среду и стать тесным связующим звеном в процессе оказания профилактической помощи [8]. В двух крупных многопрофильных стационарах Барнаула, на которых базируется кафедра факультетской терапии, организована работа кабинетов профилактики, выполняющих следующие функции: углубленное групповое профилактическое консультирование (Школа здоровья по основным ФР, вносящим вклад в сохранение здоровья, и обучение навыкам неотложной само- и взаимопомощи при жизнеугрожающих состояниях); углубленное индивидуальное профилактическое консультирование с составлением поэтапного плана коррекции ФР и формирования ЗОЖ. В кабинете профилактики групповое и углубленное профилактическое консультирование проводят сотрудники кафедры, в том числе интерны, предварительно обученные навыкам оказания профилактических технологий.

Как показали первые результаты внедрения непрерывного медицинского образования врачей первичного звена по профилактическому консультированию, обучение врачей является необходимым и результативным в отношении прямого влияния на профессиональную деятельность, повышает их активность в профилактическом консультировании пациентов, что в результате демонстрирует медицинскую и экономическую эффективность [9].

Заключение

Таким образом, при обучении на кафедре факультетской терапии АГМУ у студентов и интернов формируются навыки по выявлению ФР ХНИЗ, проведению краткого и углубленного профилактического консультирования, формированию не только индивидуальной долгосрочной программы по поддержанию здоровья, но и сохранению активного долголетия своих пациентов. С целью реализации концепции непрерывного медицинского образования в последующем необходимо обучение врачей навыкам эффективного углубленного индивидуального и группового профилактического консультирования для проведения Школ здоровья. Так, по инициативе сотрудников кафедры на двух клинических базах в крупных многопрофильных стационарах открыты кабинеты профилактики и началось проведение Школ здоровья по ведущим ФР ХНИЗ с привлечением аспирантов, интернов и ординаторов. Врач, владеющий современными требованиями и способный проводить грамотное профилактическое консультирование по вопросам сохранения здоровья и предотвращения развития и прогрессирования ХНИЗ, вызывает большее доверие пациентов. Обучение современным профилактическим технологиям на кафедре факультетской терапии меняет парадигму мышления будущего врача.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — И.О., О.А.

Сбор и обработка материалов, статистическая обработка, написание текста — О.А., Н.П., В.Д.

Редактирование — И.О.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.