Современное общественное здоровье в значительной степени зависит от изменения уровня распространенности укоренившихся факторов риска (ФР) развития неинфекционных заболеваний (НИЗ) на региональном уровне и по стране в целом. Политические действия в сфере формирования социальнокомфортной среды будут успешны в случае мотивации населения и создания условий для ведения здорового образа жизни (ЗОЖ). Анализ причин существенного снижения смертности от болезней системы кровообращения (БСК), в частности коронарной болезни сердца, во многих странах (Финляндия, США, Канада, Дания, Австралия и др.) в течение 20-летнего периода показал, что вклад оздоровления (изменение образа жизни) и сокращения уровня ФР в снижение такой смертности может достигать 60%, а лечение больных — до 50% [1].
Организация и координация профилактических мероприятий, направленных на формирование основ ЗОЖ, предусматривающих популяционный подход как наиболее эффективный, с точки зрения вложенных усилий и полученных результатов, в российской системе здравоохранения возложена на специализированные медицинские структуры — центры медицинской профилактики (ЦМП). В соответствии с положениями «Порядка об организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» (Приказ Минздрава России № 683н от 30.09.15) (далее Порядок) в деятельности ЦМП большое место уделяется таким важным аспектам, как межведомственное взаимодействие в вопросах реализации профилактики ФР НИЗ, консультационно-методическая деятельность, мониторинговые исследования и анализ показателей распространенности и информированности населения об основных факторах риска НИЗ и др. [2].
Реализация такого обширного комплекса задач возможна с применением различных методологических подходов и требует анализа получаемых результатов.
В настоящее время деятельность ЦМП оценивается по данным статистической отчетности, представленным в отчетной форме № 70 «Сведения о деятельности центров медицинской профилактики». Предоставленные в ней количественные показатели не позволяют в полной мере проанализировать качество проделываемой профилактической работы. В этой связи представляется целесообразным введение мониторинга эффективности профилактических мероприятий, который мог бы способствовать выявлению наиболее успешных примеров профилактического вмешательства и оптимизации организационно-методических процессов в этой области. Исследования, проведенные ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России в 2011 г., показали, что анализ результатов деятельности центров здоровья и центров медицинской профилактики является возможным на основе правильно выбранных индикаторов. Правильный выбор индикаторов профилактической деятельности неизбежно предусматривает изменение отчетных форм центров [3].
Оценка эффективности в конечном итоге приведет к предотвращению экономических потерь в системе здравоохранения и общества в целом, связанных с преждевременной смертностью, инвалидизацией населения и временной утратой трудоспособности, а кроме того, позволит координировать деятельность подразделений и специалистов учреждений медицинской профилактики по всем основным направлениям профилактики заболеваний, оказывать содействие в преодолении вредных привычек, снижении влияния на здоровье поведенческих и иных рисков, формировании культуры ответственного отношения граждан к собственному здоровью [4].
В 2016 г. отделом интегрированных программ профилактики НМИЦ П.М. Минздрава России начата разработка методологии оценки эффективности деятельности ЦМП.
Основная цель — разработка и внедрение системы контроля эффективности и качества профилактической работы центров медицинской профилактики в субъектах РФ.
Материал и методы
При разработке дизайна проведения оценки деятельности ЦМП учитывалась как необходимость получения информации по эффективности проводимых мероприятий, так и соответствие запросов функциональным задачам ЦМП, изложенным в Порядке.
Данные получены методом анкетирования руководителей ЦМП, для чего был разработан опросник, включающий ряд разделов по изучаемым направлениям.
В числе критериев, позволяющих оценить результативность проводимых мероприятий и учитывающих основные функциональные показатели ЦМП, рассмотрены структура и кадровая обеспеченность (укомплектованность) ЦМП, показатели, связанные с обучением специалистов (медицинских и немедицинских), а также населения по вопросам профилактики НИЗ и формированию ЗОЖ, включая оценку динамики информированности этих групп и т. д.
Участие ЦМП в деятельности региональной межсекторальной рабочей группы (координационный совет) по укреплению здоровья населения субъекта РФ является важным показателем и позволяет косвенно оценить степень вовлеченности ЦМП в процесс разработки и реализации межведомственных профилактических программ (на региональном и муниципальном уровнях), включая международные проекты и программы укрепления здо-ровья на рабочем месте.
Отдельным показателем, отражающим возможности эффективной деятельности ЦМП, являются факторы, препятствующие реализации мероприятий профилактики НИЗ, а также возможности их преодоления.
Представляется важным оценить степень взаимодействия ЦМП с первичным звеном здравоохранения по вопросам внедрения профилактики НИЗ в работу врача общей практики и среднего медперсонала.
Одним из критериев оценки эффективности деятельности ЦМП является соответствие методологии проведения эпидемиологического мониторинга показателей распространенности ФР НИЗ, а также использование полученных результатов в практической деятельности, в частности в отношении принятия научно обоснованного управленческого воздействия.
В качестве критериев информационно-коммуникационной работы ЦМП среди профессионального сообщества и населения рассмотрены показатели, отражающие степень заинтересованности специалистов и населения в информации, предоставляемой ЦМП на сайте, в средствах массовой информации, в профессиональном и научном сообществах и т. д.
В перечень критериев оценки эффективности деятельности ЦМП также вошли вопросы финансирования, в частности получение ЦМП финансирования из дополнительных источников (гранты, договоры с бизнес-структурами и т. д.).
После пилотной апробации опросника в 4 субъектах РФ (Московская, Самарская, Свердловская области, Красноярский край), а также его более широкой диссеминации в 83 региональных ЦМП субъектов РФ получены следующие результаты.
Результаты
Получено 33 опросника от руководителей региональных ЦМП, таким образом, отклик составил 40%.
На вопрос о соответствии структуры ЦМП положениям Приказа Минздрава России от 30.09.15 № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» ответили все респонденты (100%).
В 7 региональных ЦМП отмечено полное соответствие структуры центра положениям Порядка, в 8 ЦМП — на 83%, т. е. 5 отделов из 6 соответствуют этим положениям. В 2 субъектах РФ центры медицинской профилактики пока имеют по одному отделу, соответствующему положениям Порядка. Остальные 16 региональных ЦМП приведены в соответствие со структурой, изложенной в Порядке (соответствуют от 2 до 4 отделов).
Таким образом, 78,5% региональных ЦМП, участвовавших в опросе, испытывают трудности с приведением структуры своих учреждений в соответствие с положениями Порядка.
Возможность и успешность в реализации задач, стоящих перед ЦМП, в значительной степени зависит от укомплектованности кадрового состава этих структур.
На вопрос о соответствии укомплектованности штата рекомендациям Порядка также ответили 100% респондентов. Практически полная степень укомплектованности кадрами — как врачебными, так и средним медицинским персоналом — отмечена только в 4 региональных ЦМП (12%).
Укомплектованность врачебными кадрами в целом имеет значительный разброс и колеблется в среднем от 20 до 35% в 7 ЦМП, от 40 до 60% в 3 ЦМП. Около 27% из опрошенных (9 ЦМП) сообщили об укомплектованности врачебным персоналом на 100%. Остальные 14 центров медицинской профилактики укомплектованы врачебными кадрами в среднем на 65—80%.
Около 1/3 респондентов испытывают острый дефицит в среднем медицинском персонале. В 3 региональных ЦМП укомплектованность средним медицинским персоналом не превышает 33,3% от рекомендованной Порядком.
Важным аспектом деятельности ЦМП является их участие в межведомственных комиссиях (координационные советы) по разработке и реализации межведомственных профилактических программ. Этот вопрос был освещен всеми участниками опроса.
Отмечено, что в 27 из 33 опрошенных субъектов РФ создана и действует межведомственная комиссия при Правительстве субъекта РФ по профилактике НИЗ. При этом 6 респондентов отметили, что в их регионах межведомственные комиссии либо не сформированы, либо сформированы, но недостаточно активно функционируют.
В отношении взаимодействия с представителями других ведомств в 2016 г. все респонденты отметили сотрудничество с представителями министерств образования как наиболее активное (99%) и средств массовой информации (100%). Около 70% опрошенных в 2016 г. взаимодействовали с региональными министерствами физкультуры и спорта и культуры.
Со структурами министерства культуры и торговли в 2016 г. сотрудничали 39 и 36% соответственно, а со структурами министерства сельского хозяйства — не более 1/3 респондентов.
В числе критериев оценки эффективности деятельности ЦМП рассматривалась совместная проектная деятельность с работодателями. В 2016 г. опыт такого взаимодействия имели 75% респондентов.
Основной платформой для межсекторального взаимодействия является тема проведения оздоровительно-профилактических акций, направленных на формирование ЗОЖ среди населения, а также служащих различных социальных секторов, приуроченных к важным датам в здравоохранении. Наряду с этим важным направлением работы является проведение обучающих семинаров для специалистов различного профиля и населения.
На вопрос о препятствиях для реализации программ и мероприятий профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ получены ответы от 24 (73%) респондентов.
Одной из основных причин, препятствующих внедрению профилактических мероприятий, 54% ответивших считают недостаточное финансирование популяционного направления профилактической работы и низкую заработную плату (по сравнению с участковой службой) специалистов ЦМП.
Каждый четвертый руководитель ЦМП в числе аналогичных причин указал проблему с кадровым обеспечением, включая дефицит обученных кадров в службе медицинской профилактики в регионах.
Практически каждый десятый респондент в числе причин, препятствующих реализации профилактической работы, отметил недостаточную мотивацию к участию в мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ, как среди населения, так и среди медицинских работников.
Как факторы, препятствующие реализации профилактики НИЗ, отмечены отсутствие или приостановление работы межведомственной комиссии по координации мероприятий, направленных на профилактику в сфере охраны здоровья, а также отсутствие постоянно действующей единой федеральной системы мониторинга ФР, сокращение числа структур (9%) медицинской профилактики и т. д.
Согласно положению Порядка, проведение эпиде-миологического мониторинга* показателей здоровья также является функцией ЦМП, и 19 (57,6%) респондентов из принявших участие в опросе ответили положительно в отношении его проведения и привели данные в отношении распространенности ФР НИЗ, таких как повышенное артериальное давление, курение, недостаточное потребление овощей и фруктов и т. д. Тем не менее представленная информация требует детального анализа в отношении методологических подходов, используемых в регионах для проведения этого исследования. Наряду с этим 42,4% респондентов не сообщили, проводят ли они подобный мониторинг.
Около 57% респондентов указали наличие опросников по оценке информированности медицинских специалистов по вопросам профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ, а 52% из них отметили, что такая методика проводится. К сожалению, лишь 6% из них указали средний процент повышения информированности медицинских специалистов от исходного уровня. Более половины респондентов также отметили, что есть опросники по оценке информированности по профилактике НИЗ и формированию ЗОЖ для взрослого и детского контингентов населения.
Проведение массовых популяционных мероприятий, направленных на профилактику ФР НИЗ — один из основных секторов работы ЦМП. В этой связи представляется важным определять степень вовлеченности населения (взрослое и детское) в эти мероприятия. По данным опроса, в 2016 г. вовлеченность в популяционные акции взрослого населения колеблется от 1 до 80%, а детского — от 1 до 56%. Поскольку этот показатель варьирует в значительном диапазоне, представляется целесообразным анализовать его в комплексе с количественным показателем проводимых мероприятий за отчетный период времени.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно констатировать, что большинство ЦМП испытывают затруднения с приведением структуры отделов и штатов в соответствие с Порядком. Требует рассмотрения система учета населения, участвующего в популяционных мероприятий профилактической направленности, а также методология проведения эпидемиологического мониторинга распространенности ФР НИЗ в субъектах РФ.
Методика опроса по оценке информированности медицинских и немедицинских специалистов в области профилактики ФР НИЗ должна быть разработана в субъектах РФ, возможно, специалистами ЦМП с учетом специфики проводимых циклов тематического усовершенствования.
В большинстве субъектов РФ сформированы межведомственные комиссии или координационные советы по профилактике НИЗ и формированию ЗОЖ. Наиболее активное взаимодействие, по результатам 2016 г., было с представителями региональных Министерств образования и средств массовой информации, а также с региональными министерствами культуры, физкультуры и спорта. Возможно, выбор сотрудничающих структур определялся плановыми задачами, стоящими перед ЦМП в 2016 г. Остается также открытым вопрос об участии ЦМП в работе межведомственных региональных комиссий в сфере профилактики НИЗ.
Вопрос о разработке методологии оценки эффективности работы ЦМП актуален и требует дальнейшего из-учения.
Участие региональных ЦМП в этом процессе позволит сфокусировать внимание на вопросах оценки качества их деятельности и возможностях ее оптимизации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн — Е.У., М.П.
Обработка материала и литературных источников — А.М.
Написание текста — Е.У., М.П.
Редактирование — В.З., Е.Д., И.Г., Е.З.
Сведения об авторах
Усова Екатерина Витальевна — с.н.с. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России; ORCID: 0000-0002-6822-1681, eLibrary SPIN:736-816; e-mail: EUsova@gnicpm.ru;
Попович Марина Викторовна — к.м.н., рук. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: 0000-0003-2594-3446, eLibrary SPIN: 800-264; e-mail: MPopovich@gnicpm.ru;
Маньшина Анастасия Викторовна — м.н.с. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: 0000-0001-7727-4550; eLibrary SPIN: 906-280; e-mail: AManshina@gnicpm.ru;
Зиновьева Вероника Анатольевна — м.н.с. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: 0000-0002-2567-711X; eLibrary SPIN: 809-852; e-mail: VZinovieva@gnicpm.ru;
Данилова Екатерина Сергеевна — н.с. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: 0000-0003-3404-6624; eLibrary SPIN: 630-850; e-mail: EDanilova@gnicpm.ru;
Глазунов Игорь Сергеевич — д.м.н., в.н.с. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: 0000-0002-3572-0097; eLibrary SPIN: 751-736; e-mail: IGlazunov@gnicpm.ru;
Забина Елена Юрьевна — к.м.н., с.н.с. отд. интегрированных программ профилактики НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: orcid.org/0000-0002-2327-0228; eLibrary SPIN:792-341; e-mail: EZabina@gnicpm.ru
*Эпидемиологический мониторинг распространенности ФР НИЗ — специально организованное, систематическое динамическое наблюдение, которое позволяет выявить наиболее значимые ФР НИЗ среди популяции, а также изменение их значимости в процессе реализации профилактических программ. Иными словами, это систематический сбор и обработка информации, которая может и должна быть использована для принятия решений в отношении мер по улучшению здоровья населения [5].