Введение
Снижение преждевременной смертности от хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) является приоритетной задачей общественного здравоохранения, провозглашенной ООН в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. [1]. Согласно этому документу, к 2030 г. необходимо «снизить на одну треть преждевременную смертность от ХНИЗ» [1]. На сегодняшний день разработаны многочисленные стратегии для снижения бремени этих заболеваний, направленные на основные факторы их риска (ФР): табакокурение, употребление алкоголя, нездоровое питание, недостаточную двигательную активность, ожирение и избыточную массу тела (избМТ), артериальную гипертензию, гиперхолестеринемию и гипергликемию. Однако структуры и ресурсы для их реализации ограничены. Риск преждевременной смерти от ХНИЗ в возрастной группе от 30 до 70 лет в период с 2000 по 2015 г. снизился лишь на 17% [2]. Признавая отсутствие надлежащего глобального прогресса в этом вопросе, ВОЗ призывает осуществлять конкретные приоритетные мероприятия с учетом надежных данных о заболеваемости и смертности от ХНИЗ, об основных определяющих их ФР, наиболее уязвимых категориях населения, а также об областях, в которых может быть обеспечено максимальное воздействие [2].
Особой «точкой приложения» для профилактических мероприятий может считаться студенчество, поскольку процесс обучения зачастую сопряжен с проблемами, связанными с началом самостоятельной жизни, отсутствием контроля со стороны родителей, чувством изоляции, учебной нагрузкой, межличностными конфликтами, финансовыми трудностями, что создает предпосылки к инициированию «нездорового поведения» [3, 4]. С другой стороны, у этой категории лиц в силу возраста еще не установились окончательные стереотипы рискового поведения, а включение обучения и приобретения навыков по поддержанию и улучшению здоровья в системы образования является универсальным и недорогим способом борьбы с ХНИЗ.
Современное студенчество характеризуется неоднородностью с точки зрения стартовых возможностей, ресурсных потенциалов, ценностных установок, уровня профессионального образования и направлений подготовки [5]. В зарубежной литературе имеются данные, свидетельствующие о том, что социально-демографические отличия могут становиться причиной большей распространенности ФР ХНИЗ в средних специальных учебных заведениях (ссузах), чем в «классических» четырехлетних колледжах [6]. Направление подготовки также может влиять на образ жизни учащейся молодежи. Например, студенты медицинских специальностей сталкиваются с такими дополнительными неблагоприятными факторами, как чрезвычайно высокие учебные нагрузки, необходимость непрерывного обучения, профессиональное выгорание, что может привести к усугублению «нездорового поведения» [7, 8]. Кроме того, в последние десятилетия во всем мире этнический, половозрастной состав, социально-экономический статус, направления и программы академической подготовки студентов претерпевают резкие изменения [5].
Цель исследования — установить особенности частоты ФР ХНИЗ среди студентов в зависимости от пола, уровня образования и направления обучения для разработки наиболее эффективных стратегий профилактических вмешательств.
Материал и методы
Для установления распространенности ФР ХНИЗ в популяции студентов Томской области было инициировано одномоментное сравнительное исследование «Здоровое будущее», в котором приняли участие студенты и учащиеся всех курсов, получающие среднее профессиональное или высшее образование, в период с сентября 2016 г. по май 2019 г. Протокол исследования был одобрен локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России Томска (заключение от 30.03.15 № 4077).
Для оценки поведенческих ФР ХНИЗ проводилось анкетирование студентов с помощью специализированного вопросника, составленного на основании методических рекомендаций «Мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении», рекомендованных к применению Минздравом России (Письмо от 16.01.13 № 14-2/10/2-123). Критерием нерационального питания являлось употребление менее 400 г свежих овощей и фруктов в день. Курящими считали лиц, выкуривающих одну и более сигарет в день или бросивших курить менее года назад; изучались также возраст начала курения и количество выкуренных сигарет в день. Физическая активность считалась недостаточной, если время, затрачиваемое на ходьбу, составляло менее 30 мин в день.
Для выявления метаболических ФР проводились антропометрия, измерение артериального давления (АД) в офисном режиме и определение глюкозы плазмы и уровня холестерина. Ожирение определяли по величине индекса массы тела (ИМТ) ≥30 кг/м2, избыточную массу тела (ИзбМТ) — при ИМТ≥25 кг/м2. Абдоминальное ожирение фиксировалось у девушек при объеме талии более 80 см, у юношей — более 94 см. Измерение АД проводилось двукратно с интервалом 2 мин на правой руке обследуемого в положении сидя, после 5—10-минутного отдыха, учитывалось среднее из двух измерений. Артериальная гипертензия регистрировалась при значении систолического АД (САД) ≥140 мм рт.ст. или диастолического АД (ДАД) ≥90 мм рт.ст., независимо от приема антигипертензивных препаратов. Повышенный уровень общего холестерина соответствовал концентрации этого показателя в сыворотке крови более 5,0 ммоль/л, повышенный уровень глюкозы — 6,1 ммоль/л и выше [9]. Информированность студентов о ФР ХНИЗ определялась с помощью вопросов, касающихся осведомленности об уровне своего АД и холестерина.
Статистическую обработку полученных результатов проводили при помощи пакета программы Statistica for Windows, version 10.0. Нулевая гипотеза (об отсутствии различия значений между группами) отвергалась при p<0,05. Для сравнения частот качественных признаков осуществляли расчет отношения шансов. Для оценки различия средних в попарно не связанных выборках использовался U-критерий Манна—Уитни.
Результаты
Характеристика популяции
В исследовании приняли участие 3745 студентов различных учебных заведений Томска, что составило 4,9% от численности студентов города по состоянию на 2018 г. (n=75 715) [10]. Среди опрошенных было 1416 (37,8%) юношей и 2329 (62,2%) девушек. Большинство респондентов (81,0%, n=3032) учились в высших учебных заведениях (вузах), 16,2% (n=610) — в ссузах, 2,8% (n=103) не указали тип заведения. Из студентов вузов 2/3 (67,2%, n=2036) получали медицинское образование; 1/3 (32,8%, n=996) — немедицинское (техническое, педагогическое). Преобладание студентов медиков было связано с тем, что исследование инициировало ФГБОУ ВО СибГМУ и большое число респондентов было привлечено внутри этого вуза. Гендерный состав студентов и учащихся из вузов и ссузов существенно не отличался (ОШ=1,17, 95% ДИ 0,98—1,39). При этом в медицинском университете девушек было достоверно больше (n=1474; 72,4%,), чем в вузах других профилей (n=436; 43,6%), (ОШ=3,37, 95% ДИ 2,88—3,95). Более 1/3 студентов обучались на 1-м курсе (n=1426; 38,1%), 17,1% (n=641) — на 2-м курсе, 15,3% (n=575) — на 3-м, 10,4% (n=390) — на 4-м, 12,3% (n=459) и 6,8% (n=254) — на 5-м и 6-м курсах соответственно. Средний возраст респондентов составил 20,24±4,61 года, причем девушки были достоверно старше юношей (20,44±5,54 года против 19,91±2,32 года, p<0,001). Учащиеся колледжей и техникумов ожидаемо оказались младше студентов вузов (18,96±2,35 года против 20,52±4,95 года, p<0,001). Среди студентов вузов медики были достоверно старше коллег немедицинских специальностей (20,94±5,84 года против 19,65±1,92 года, p<0,001). Подавляющее большинство респондентов (92,2%) никогда не были женаты/замужем, и только 6,8% участников исследования состояли в официальном браке.
В таблице обобщены частота поведенческих и метаболических ФР ХНИЗ среди студентов в зависимости от пола, типа учебного заведения и профиля вуза.
Частота факторов риска ХНИЗ в зависимости от пола, уровня получаемого образования и направления подготовки
Фактор риска | Всего | Гендерные различия | Уровень получаемого образования | Направление подготовки вуза | ||||||
юноши | девушки | ОШ | вузы | ссузы | ОШ | Медициское | Немедицинское | ОШ | ||
Поведенческие ФР ХНИЗ | ||||||||||
Употребление алкоголя, абс (%) | 2823 (78,9) | 1032 (76,4) | 1791 (80,4) ↑ | 1,27 (95% ДИ 1,08—1,49] | 2412 (81,9)↑ | 349 (66,2) | 2,24 (95% ДИ 1,83—2,75) | 1668 (82,2) | 744 (79,8) | 1,18 (95% ДИ 0,97—1,43) |
Нерациональное питание, абс (%) | 2531 (68,9) | 967 (70,2) | 1564 (68,1) | 0,91 (95% ДИ 0,78—1,05) | 2133 (70,9) ↑ | 339 (59,4) | 1,67 (95% ДИ 1,39—2,00) | 1448 (71,2) | 685 (70,3) | 1,04 (95% ДИ 0,88—1,23) |
Курение, абс (%) | 1142 (30,7) | 532 (37,9)↑ | 610 (26,3) | 1,71 (95% ДИ 1,49—1,97) | 838 (27,7) | 266 (44,5)↑ | 2,09 (95% ДИ 1,75—2,50) | 559 (27,5) | 279 (28,2) | 1,04 (95% ДИ 0,88—1,23) |
Гиподинамия, абс (%) | 747 (20,0) | 235 (16,7) | 512 (22,0)↑ | 1,41 (95% ДИ 1,19—1,67) | 589 (19,5) | 130 (21,5) | 1,14 (95% ДИ 0,92—1,14) | 428 (21,0) | 161 (16,2) | 1,37 (95% ДИ 1,13—1,68) |
Метаболические ФР ХНИЗ | ||||||||||
Ожирение/ИзбМТ, абс (%) | 488 (15,8) | 261 (21,3)↑ | 227 (12,2) | 1,95 (95% ДИ 1,60—2,36) | 372 (15,6) | 97 (16,0) | 1,03 (95% ДИ 0,81—1,31) | 225 (15,3) | 147 (16,2) | 1,06 (95% ДИ 0,85—1,33) |
Артериальная гипертензия, абс (%) | 139 (6,0) | 96 (10,0)↑ | 43 (3,2) | 3,4 (95% ДИ 2,37—4,97) | 96 (5,9) | 40 (6,6) | 1,12 (95% ДИ 0,77—1,64) | 45 (5,4) | 51 (6,5) | 1,22 (95% ДИ 0,81—1,84) |
Гиперхолестеринемия, абс (%) | 269 (15,7) | 94 (12) | 175 (18,9)↑ | 1,71 (95% ДИ 1,30—2,24) | 210 (21,0)↑ | 44 (7,2) | 3,40 (95% ДИ 2,42—4,79) | 106 (43,4)↑ | 104 (13,8) | 4,82 (95% ДИ 3,47—6,68) |
Гипергликемия, абс (%) | 61 (3,6) | 36 (4,0) | 25 (3,2) | 1,24 (95% ДИ 0,74—2,09) | 55 (5,6)↑ | 4 (0,7) | 8,97 (95% ДИ 3,23—24,88) | 14 (6,0) | 41 (5,5) | 1,10 (95% ДИ 0,59—2,05) |
Почти 80% (n=2823) студентов сообщили, что употребляли алкоголь в течение последнего года. Этой привычке были более подвержены девушки, а также студенты, получающие высшее образование. Профиль вуза не оказывал влияния на частоту употребления алкоголя. При анализе кратности приема алкоголя было выяснено, что более 1/2 (61%, n=1829) студентов выпивали менее 1 раза в мес, 3,8% (n=115) опрошенных — более 1 раза в нед, о ежедневном употреблении алкоголя заявили 0,6% (n=19) респондентов. Доли девушек и юношей, употребляющих алкоголь более 1 раза в нед, значимо не отличались: 4,4% (n=52) против 5,7% (n=63) (ОШ=1,31, 95% ДИ 0,90—1,91).
Частота нерационального питания среди включенных в исследование студентов составила 68,9%. Студенты вузов достоверно реже употребляли необходимое количество свежих овощей или фруктов в день, чем учащиеся ссузов. Был проанализирован также такой аспект нерационального питания, как использование продуктов с большим количеством сахаров. Оказалось, что юноши чаще превышали дневную рекомендуемую порцию простых углеводов, чем девушки: 43,8% (n=603) против 37,0% (n=849) (ОШ=1,33, 95% ДИ 1,16—1,52). В вузах и ссузах частота злоупотребления легкоусаиваемыми углеводами достоверно не различалась: 39,1% (n=1177) против 42,9% (n=243) (ОШ=1,17, 95% ДИ 0,98—1,41). Профиль вуза не оказывал значимого влияния на частоту обоих компонентов нерационального питания.
Курильщиками являлись 1/3 (30,7%, n=1142) респондентов. Частота курения среди юношей достигала 37,9%, а среди девушек — 26,3% (ОШ=1,71, 95% ДИ 1,49—1,97), также студенты мужского пола выкуривали большее количество сигарет в день, чем девушки (8,69±6,03 против 6,00±4,55, p<0,001). Возраст начала курения у девушек и юношей статистически значимо не отличался. Неблагоприятная ситуация с курением сложилась в ссузах, где практически 1/2 (44,5%, n=266) учащихся были подвержены этой вредной привычке. При этом студенты ссузов начинали курить на 1 год раньше, чем учащиеся вузов (15,69±1,94 против 16,54±2,59, p<0,001), а также потребляли большее количество сигарет в день (8,27±5,56 против 6,99±5,42, p=0,000448).
Малоподвижный образ вела 1/5 часть студентов Томска, причем гиподинамия в 1,5 раза чаще встречалась среди девушек. Частота низкой физической активности не была связана с уровнем образования. Студенты медицинских специальностей оказались менее физически активными, чем учащиеся других направлений подготовки.
Ожирение/ИзбМТ были выявлены у 15,8% (n=488) студентов. Интересно, что среди юношей этот ФР встречался в 2 раза чаще, чем у девушек. Артериальная гипертензия была зафиксирована у 6% (n=139) респондентов и закономерно чаще — среди студентов мужского пола: 10,0% (n=96) против 3,2% (n=43) (ОШ=3,4, 95% ДИ 2,37—4,97). Частота гиперхолестеринемии составила 15,7%. Этот ФР был более распространен среди девушек, а также среди студентов вузов, достигая 43,4% у студентов-медиков. Студенты, получающие высшее образование, оказались более подвержены и гипергликемии.
Была изучена информированность студентов об основных ФР ХНИЗ.
Студенты вузов в сравнении с коллегами из ссузов продемонстрировали более высокую осведомленность о своем уровне АД (58,1% против 21,9%, ОШ=4,94, 95% ДИ 4,00—6,11), показателях холестерина (14,9% против 2,3%, ОШ=7,33, 95% ДИ 4,27—12,56). Медики в свою очередь отличались от студентов немедицинских специальностей еще более значительными показателями информированности об уровне АД (67,9% против 36,9%, ОШ= 3,62, 95% ДИ 3,08—4,26) и холестерина (19,4% против 5,6%, ОШ=4,06, 95% ДИ 3,03—5,44). Следует также отметить, что девушки обладали большим уровнем этих знаний, чем юноши: в отношении АД — 56,7% против 43,4% (ОШ=1,7, 95% ДИ 1,49—1,95), касательно уровня холестерина — 15,3% против 8,1% (ОШ=2,0, 95% ДИ 1,64—2,55).
Обсуждение
Исходя из результатов исследований последних лет, можно сделать вывод о неоднородности студенческой популяции с точки зрения частоты ФР ХНИЗ.
Большая уязвимость девушек перед гиподинамией, гиперхолестеринемией, а юношей перед курением, артериальной гипертензией, ИзбМТ/ожирением практически полностью согласуются с данными, полученными В.В. Дехарем и соавт. (2016) при обследовании студентов Алтайского края [11]. Кроме того, была выявлена высокая частота употребления алкоголя среди студенток, а доля девушек, выпивающих более 1 раза в нед, практически не отличалась от доли «часто выпивающих» юношей. По данным европейского бюро ВОЗ, в странах Северной Европы произошло стирание гендерных различий в структуре еженедельного пьянства, когда среди девушек и юношей стали регистрироваться сопоставимые уровни потребления алкоголя [12]. В странах СНГ также подтверждается феминизация этой вредной привычки [13, 14].
В настоящем исследовании были установлены различия в частоте факторов риска ХНИЗ в зависимости от уровня образования. Для студентов Томска, получающих высшее образование, наиболее актуальны проблемы употребления алкоголя и нерационального питания, а для учащихся ссузов — курение. Результаты настоящего исследования отчасти сопоставимы с данными североамериканских авторов. Так, имеются публикации, показывающие, что у студентов общественных колледжей США, получающих среднее специальное образование в течение 2 лет, частота употребления алкоголя сходна или даже ниже с таковой среди студентов классических колледжей с четырехлетним обучением, однако риск неблагоприятных последствий этой привычки выше, что связано с различным социальным статусом учащихся, уровнем дохода семьи [15]. Учащиеся общественных колледжей США считаются более уязвимой группой в сравнении со студентами классических колледжей перед такими ФР, как гиподинамия, нерациональное питание (высокое потребление газированных напитков, фаст-фуда) и ИзбМТ/ожирение [16, 17]. В исследовании И.С. Петрухина и соавт. (2016) также отмечалась более значимая распространенность нерационального питания среди студентов колледжа в сравнении с учащимися медицинской академии [18]. В отличие от результатов вышеуказанных работ, в Томске нерациональному питанию оказались более подвержены студенты, получающие высшее образование, также у них чаще фиксировались связанные с этим ФР гиперхолестеринемия и гипергликемия.
Большинство исследователей констатируют, что ситуация с курением в ссузах значительно сложнее, чем в вузах [16, 18, 19]. Причины и способы преодоления этой проблемы требуют дальнейшего изучения.
Следует обратить внимание, что частота курения, употребления алкоголя, нерационального питания среди медиков практически не отличалась от таковых среди студентов немедицинских специальностей, а гиподинамия даже чаще встречалась среди будущих врачей. Ожидалось, что у студентов медицинского вуза понимание значимости негативных последствий рискового поведения должно сформироваться уже процессе обучения. Тем не менее результаты настоящего и ряда зарубежных и отечественных исследований свидетельствуют об обратном. Так, распространенность табакокурения в популяции студентов медицинских вузов Европейского Союза выше, чем в общей популяции, и составляет от 18,9% во Франции [20] до 31,3% в Италии [21]. Обращает на себя внимание и высокая распространенность употребления алкоголя у будущих врачей. Например, среди французских студентов-медиков у 74,8% был зафиксирован по крайней мере один эпизод употребления алкоголя за последние 2 нед [22]. По данным Е.С. Гавриловой и соавт. (2016), среди студентов-медиков выпускных курсов достоверно выше распространенность употребления алкоголя и гиподинамии, чем у студентов экономического профиля [23]. Высказывались предположения, что обучение по медицинским специальностям является более «стрессовым», чем другие виды образования, а некоторые исследования продемонстрировали возникновение элементов профессионального выгорания работников здравоохранения еще на стадии обучения в вузе, в результате чего студенты могут использовать альтернативные методы борьбы с хроническим эмоциональном напряжением, такие как употребление алкоголя или курение [7, 8]. По данным нескольких зарубежных работ, употребление алкоголя, низкая физическая активность, курение среди медицинских студентов действительно ассоциировалось с элементами профессионального выгорания [24, 25]. В исследовании L. Dyrbye и соавт. (2017) показано, что занятия физическими упражнениями по специальной программе снижали уровень профессионального выгорания и улучшали качество жизни среди будущих специалистов здравоохранения [26]. Учитывая вышесказанное, а также бо́льшую частоту гиподинамии среди студентов медицинского профиля, можно предполагать, что именно меры по повышению физической активности станут наиболее актуальными среди будущих врачей и фармацевтов.
Следует также подчеркнуть, что медицинские работники с более здоровым поведением чаще и качественнее проводят профилактические консультирования своих пациентов [7]. Кроме того, ряд авторов указывают на ключевую роль медицинского работника в качестве «модели поведения» для населения и акцентируют внимание на необходимости получения студентами медицинских специальностей дополнительных знаний о факторах риска ХНИЗ и методах их коррекции [7, 8].
Заключение
Выявленные особенности частоты основных ФР ХНИЗ среди студентов могут способствовать разработке дифференцированных программ профилактики. Так, для студентов ссузов должна быть крайне актуальной борьба с курением. Среди студентов, получающих высшее образование, особое внимание следует уделить проблемам употребления алкоголя, особенно среди девушек, и нерационального питания.
Вероятно, что борьба с ФР ХНИЗ, особенной с низкой физической активностью, среди медицинских студентов обеспечит не только профилактику неинфекционных заболеваний, но и будет способствовать снижению уровня профессионального выгорания, лучшему качеству их работы в будущем. Кроме того, учащимся медицинских специальностей требуются внести дополнительные программы обучения методам прекращения пагубных привычек.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов; сбор и обработка материала — Н.М. Файзулина, Е.А. Старовойтова, А.А. Альмикеева; статистическая обработка — Н.М. Файзулина, Н.Д. Яровой; написание текста — И.А. Деев, Е.С. Куликов, Н.М. Файзулина; редактирование — О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.