Введение
Дистанционное обучение в настоящее время нашло широкое распространение во многих странах мира [1—3]. Ввиду скачкообразного характера перехода на дистанционное обучение многие стороны его влияния на формирующийся организм ребенка оказались малоизученными. Кроме этого, многие организационные моменты данной формы обучения должны быть исследованы с целью разработки санитарно-гигиенических рекомендаций [4—7].
Останавливаясь на медицинском аспекте данной проблемы, следует отметить, что, с одной стороны, есть категории детей, для которых в силу физиологических особенностей дистанционное обучение является если не единственной, то наиболее доступной формой получения образования. С другой стороны, дистанционное обучение — это пребывание перед экраном, генерирующим многие виды излучений и полей, в том числе ионизирующее, электромагнитное и прочее, влияние которых до конца не изучено [8]. К тому же онлайн-формат ассоциирован с длительным напряжением многих групп мышц, в первую очередь мышц спины, и малой подвижностью, что обусловлено продолжительностью усвоения материала детьми, находящимися перед компьютером. Статическое напряжение, длящееся порой по нескольку часов подряд, безусловно, влияет на многие стороны здоровья ребенка, провоцируя развитие многих заболеваний (позвоночника, органов дыхания, зрения и др.) [9]. Увеличение времени работы с гаджетами приводит к сокращению времени на подвижные игры, уменьшению возможности живого общения, социализации.
С учетом результатов работ, свидетельствующих об усилении утомляемости, учащении жалоб на плохое самочувствие, понижении работоспособности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в онлайн-формате [10—13], приобретают актуальность вопросы разработки и внедрения оздоровительных мероприятий, сопровождающих учебный процесс. Это особенно важно во время старта учебной деятельности в начальных классах, когда ребенок только приступает к обучению в школе, поскольку требованием к любому образовательному процессу является обучение детей без ущерба для их здоровья [14—17].
Одним из общедоступных, широко применяемых неинвазивных методов исследования здоровья детей является метод изучения качества жизни [18]. Подходы к исследованию качества жизни в нашей стране основаны на составляющих понятия здоровья, данного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) [19—21]. Среди многих инструментов, позволяющих изучить качество жизни, выделяется Pediatric Quality of Life Inventory — PedsQL 4.0, который переведен более чем на 20 языков и прошел испытания в целом ряде мультицентровых исследований, выполненных в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Китае и др. [22].
Цель исследования — оценить эффективность оздоровительной программы, направленной на повышение качества жизни младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении.
Материал и методы
Для реализации выполнения поставленной цели нами проведено исследование качества жизни младших школьников с использованием международного опросника PedsQL 4.0 — Pediatric Quality of Life Inventory PedsQL 4.0. В целенаправленную (целевую) выборку включено 182 школьника, обучение которых проходило в дистанционном формате в течение 5 мес (с октября по март включительно) в средних общеобразовательных школах №1, №2 и №5 Луганска.
Основную группу детей составили 79 младших школьников, находящихся на дистанционном обучении и включенных в оздоровительную программу. Контрольную группу составили 103 младших школьника, также находящихся на дистанционном обучении, но по разным причинам не включенных в оздоровительную программу.
Распределение детей по полу представлено следующим образом: в основной группе — 41 мальчик и 38 девочек, в контрольной группе — 50 мальчиков и 53 девочки.
Критерии включения в основную группу: возраст от 7 до 10 лет включительно, обучение в онлайн-формате, отсутствие декомпенсированных состояний и хронических заболеваний, подписание родителями/опекунами согласия на участие ребенка в исследовании и проведении оздоровительных мероприятий.
Критерии включения в контрольную группу: возраст от 7 до 10 лет включительно, обучение в онлайн-формате, отсутствие декомпенсированных состояний и хронических заболеваний, подписание родителями/опекунами согласия на участие ребенка в исследовании.
Ранее показано, что величина α-коэффициента Кронбаха для тест-версии опросника PedsQL 4.0 составила 0,7—0,91, что свидетельствует о высокой надежности русских версий инструмента [23, 24]. Опросник PedsQL 4.0 включает 23 вопроса, ответы на которые позволяют оценить качество жизни по 4 шкалам: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), школьное функционирование (ШФ). На основании показателей этих шкал рассчитывали суммарный балл (СБ). ЭФ, СФ и ШФ формируют показатель психосоциального здоровья (ПСЗ). Для ответов респондентов использовалась 5-балльная шкала Лайкерта, содержащая градацию от 0 («никогда нет проблем») до 4 («почти всегда трудно») баллов. Полученное количество баллов подвергалось процедуре перекодирования по алгоритму в 100-балльной системе [18].
Оздоровительная программа включала здоровьесберегающие технологии, ежедневное взаимодействие с семьей по вопросам формирования здорового образа жизни, контроль соблюдения СанПиНа. Для всех детей проводились физкультминутки на 12—20-й минуте от начала урока дважды за урок с продолжительностью 1—3 мин, которые включали комплекс из 4—5 упражнений, повторяемых 4—6 раз. Подбор упражнений соответствовал следующим комплексам: 1) оздоровительно-гигиеническому; 2) физкультурно-спортивному; 3) танцевальному; 4) подражательному; 5) двигательно-речевому.
Замена комплекса проводилась не реже 1 раза в 2 недели.
Для детей основной группы включены упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж.
Содержание упражнений зависело от характера урока. Так, во время и после письменных заданий обязательно включалась пальчиковая гимнастика (движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.).
Кроме того, с учетом осенне-зимнего периода дети основной группы получали детский рыбий жир, содержащий витамин D — 10 МЕ, витамин A — 70 МЕ, витамин E — 0,2 мг и полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3 — 60 мг в 1 капсуле (по 10 капсул ежедневно во время еды).
Статистическая обработка данных выполнена с помощью программного обеспечения Statistica 10.0 (StatSoft Inc., США). Описательная статистика, представленная в тексте и таблицах, имеет следующие обозначения: n — абсолютное количество лиц в группе; M — среднее арифметическое значение, SD — стандартное отклонение. Критический уровень статистической значимости — p<0,05. Проверку количественных переменных на соответствие закону нормального распределения проводили с помощью теста Шапиро—Уилка. Однородность групповых дисперсий проверяли с помощью теста Левена. Статистическое сравнение средних выполняли с применением двустороннего t-теста Стьюдента для независимых выборок и парного t-теста Стьюдента — для связанных выборок.
Результаты и обсуждение
Исходные данные о качестве жизни школьников младших классов, находящихся на дистанционном обучении, полученные до проведения оздоровительных мероприятий, представлены в табл. 1.
Таблица 1. Средние значения исходных показателей качества жизни мальчиков и девочек основной и контрольной групп
Показатель | Основная группа | Контрольная группа | ||||
мальчики, n=41 | девочки, n=38 | p | мальчики, n=50 | девочки, n=53 | p | |
Возраст, лет | 8,6 (0,2) | 8,5 (0,1) | 0,756 | 8,4 (0,1) | 8,5 (0,2) | 0,741 |
ФФ, баллов | 61,5±15,3 | 66,4±14,1 | 0,042 | 61,5±15,3 | 66,2±21,14 | 0,048 |
ЭФ, баллов | 72,2±15,3 | 67,0±19,6 | 0,019 | 71,9±17,9 | 66,1±20,72 | 0,017 |
СФ, баллов | 66,5±20,6 | 66,3±17,2 | 0,074 | 66,1±22,6 | 66,2±21,98 | 0,081 |
ШФ, баллов | 68,4±16,9 | 63,3±20,8 | 0,029 | 67,9±21,1 | 63,2±15,39 | 0,032 |
ОБ, баллов | 67,1±19,1 | 67,2±20,2 | 0,061 | 67,6±17,1 | 67,0±16,14 | 0,074 |
Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (М±SD). ФФ — физическое функционирование; ЭФ — эмоциональное функционирование; СФ — социальное функционирование; ШФ — школьное функционирование; ОБ — общий балл.
Установлено, что показатели ФФ у девочек основной и контрольной групп, пребывающих на дистанционном обучении, были выше (в среднем на 4,9; 4,7 балла соответственно), чем у мальчиков. ЭФ, наоборот, оказалось выше у мальчиков. Разница показателей составила 5,2 балла в основной группе и 5,8 балла в группе контроля по сравнению с показателями у девочек. Показатель ШФ сравниваемых групп был ниже у девочек и составил разницу 5,1 балла по сравнению с показателями у мальчиков основной группы и 4,7 балла — группы контроля.
Из приведенных данных (табл. 2) видно, что наиболее сниженными оказались показатели ФФ у мальчиков как основной, так и контрольной групп при первоначальном обследовании (в октябре 2020 г.) и между группами статистически значимо не различались. Снижение показателя ФФ, на наш взгляд, обусловлено уменьшением двигательной активности во время дистанционного обучения. При этом мальчики страдают от снижения функциональной активности в большей степени.
Таблица 2. Исходные данные показателей качества жизни раздельно для мальчиков и девочек основной и контрольной групп
Показатель | Мальчики | Девочки | ||||
основная группа, n=41 | контрольная группа, n=50 | p | основная группа, n=38 | контрольна группа, n=53 | p | |
Возраст, лет | 8,6 (0,2) | 8,5 (0,1) | 0,756 | 8,4 (0,1) | 8,5 (0,2) | 0,741 |
ФФ, баллов | 61,5±15,3 | 61,6±19,4 | 0,816 | 66,4±14,1 | 66,2±21,1 | 0,742 |
ЭФ, баллов | 72,2±15,3 | 71,9±17,9 | 0,0624 | 67,0±19,6 | 66,1±20,7 | 0,068 |
СФ, баллов | 66,5±20,6 | 66,1±22,6 | 0,091 | 66,3±17,2 | 66,2±21,9 | 0,074 |
ШФ, баллов | 68,5±16,9 | 67,9±21,1 | 0,085 | 63,3±20,8 | 63,2±15,4 | 0,082 |
ОБ, баллов | 67,1±19,2 | 67,6±17,1 | 0,077 | 67,2±20,2 | 67,0±16,1 | 0,067 |
Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (М±SD). ФФ — физическое функционирование, ЭФ — эмоциональное функционирование, СФ — социальное функционирование, ШФ — школьное функционирование, ОБ — общий балл.
Показатели исходного уровня ШФ у младших школьниц, обучающихся в дистанционном формате в этот период, также статистически значимо не различались между группами, находясь на более низком уровне по сравнению с мальчиками, что сочеталось со снижением их успеваемости. Коррелятивный анализ позволил установить сильную прямую корреляционную зависимость (r=0,863) между значениями ШФ и школьной успеваемостью. Аналогичной позиции придерживается ряд авторов, например, А.А. Шкунова и соавт. [15]. О.В. Левина акцентирует внимание на том, что во время дистанционного обучения отсутствует очное общение между обучающимися и преподавателем, то есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанию детей и эмоциональной окраской знаний, исключаются [25]. В работе Е.А. Герасимовой описаны психологические проблемы школьников, связанные с дистанционным обучением, в которой говорится о том, что обучающиеся с низким уровнем успеваемости более подвержены выраженной школьной тревожности, снижению адаптационных возможностей и мотивации [26].
На фоне более низких показателей ШФ значительно снизились показатели социального аспекта качества жизни в равной степени у детей обеих групп. Последнее мы объясняем уменьшением социальных контактов, что обусловлено превалированием времени пребывания младших школьников дома (в некоторой изоляции). Г.З. Наркузиева в своей работе разделяет взгляды на данное утверждение, говоря о том, что учебные заведения являются центрами социальной активности и взаимодействия людей. Когда они закрываются, дети лишаются социальных контактов, которые необходимы для обучения и развития. Невозможность встретиться и пообщаться с друзьями способна привести к стрессу и депрессии, особенно у детей и подростков [27].
Обеднение социальных контактов у девочек основной и контрольной групп сопровождалось снижением и ЭФ в среднем на 5,2 балла по сравнению с мальчиками. Мы также установили прямую коррекционную связь (r=0,749) между СФ и ЭФ.
Все перечисленные сдвиги отдельных показателей различных аспектов качества жизни нашли отражение в снижении общего балла.
Повторное исследование после проведения оздоровительной программы показало следующее. В первую очередь, у мальчиков основной группы на 20,8% повысился уровень ФФ (табл. 3). У девочек также отмечался рост данного аспекта качества жизни. Разница показателей между первоначальным и повторным обследованием составила 13,8% (табл. 4).
Таблица 3. Изменения показателей качества жизни у мальчиков основной и контрольной групп
Показатель качества жизни, баллов | Основная группа, n=41 | Контрольная группа, n=50 | PΔ1—2 | ||||||
Исходные данные | По окончании вмешательства | Разность значений (Δ1) | p | Исходные данные | По окончании вмешательства | Разность значений (Δ2) | p | ||
ФФ | 61,5±15,3 | 77,6±18,5 | 17,2 | 0,026 | 61,5±15,3 | 60,4±19,2 | 1,4 | 0,078 | p<0,001 |
ЭФ | 72,2±15,3 | 82,0±16,8 | 11,2 | 0,023 | 71,9±17,9 | 70,4±13,6 | 1,8 | 0,091 | p<0,001 |
СФв | 66,5±20,6 | 77,3±16,6 | 11,5 | 0,031 | 66,1±22,6 | 65,3±10,1 | 0,91 | 0,108 | p<0,001 |
ШФ | 68,4±16,9 | 74,3±15,7 | 8,9 | 0,029 | 67,9±21,1 | 66,2±11,2 | 1,01 | 0,094 | p<0,001 |
ОБ | 67,1±19,1 | 77,9±17,1 | 10,8 | 0,030 | 67,6±17,1 | 67,9±10,5 | 0,82 | 0,081 | p<0,001 |
Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (М±SD). ФФ — физическое функционирование; ЭФ — эмоциональное функционирование; СФ — социальное функционирование; ШФ — школьное функционирование; ОБ — общий балл. Δ1 и Δ2 — разность между каждой парой значений: исходных данных и по окончании вмешательства; РΔ1—2 — статистическая значимость различий между приростами Δ1 и Δ2.
Таблица 4. Изменения показателей качества жизни у девочек основной и контрольной групп
Показатель качества жизни, баллов | Основная группа, n=38 | Контрольная группа, n=53 | PΔ1—2 | ||||||
Исходные данные | По окончании вмешательства | Разность значений (Δ1) | p | Исходные данные | По окончании вмешательства | Разность значений (Δ2) | p | ||
ФФ | 66,4±14,1 | 77,0±22,4 | 12,9 | 0,019 | 66,2±21,1 | 65,9±11,5 | 1,79 | 0,038 | p<0,001 |
ЭФ | 67,0±19,6 | 81,6±17,3 | 16,3 | 0,016 | 66,1±20,7 | 65,1±12,9 | 1,92 | 0,038 | p<0,001 |
СФ | 66,3±17,2 | 76,0±19,4 | 13,6 | 0,024 | 66,6±21,9 | 64,2±12,5 | 2,00 | 0,038 | p<0,001 |
ШФ | 63,3±20,8 | 73,9±18,4 | 12,1 | 0,017 | 63,2±15,4 | 61,2±10,9 | 2,08 | 0,038 | p<0,001 |
ОБ | 67,2±20,2 | 77,1±16,6 | 13,1 | 0,038 | 67,0±16,1 | 67,1±11,9 | 0,94 | 0,038 | p<0,001 |
Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (М±SD). ФФ — физическое функционирование; ЭФ — эмоциональное функционирование; СФ — социальное функционирование; ШФ — школьное функционирование; ОБ — общий балл. Δ1 и Δ2 — разность между каждой парой значений: исходных данных и по окончании вмешательства; РΔ1—2 — статистическая значимость различий между приростами Δ1 и Δ2.
Уровень ЭФ под влиянием оздоровительной программы у девочек основной группы повысился на 17,9%, у мальчиков — на 11,9%, в то время как у детей контрольной группы показатели статистически значимо не изменились по сравнению с таковыми при первом обследовании.
Коллективное проведение физкультурных минуток по телекоммуникационным системам расширяло социальные контакты между детьми, в результате чего повысилось социальное функционирование на 13,9% у мальчиков и на 12,7% у девочек основной группы. У детей, не включенных в оздоровительную программу, показатели СФ сохранились на прежнем уровне.
На фоне изменений перечисленных показателей в целом улучшалось и ШФ. Разница между его значениями при первичном и повторном исследовании составила 14,3% у девочек и 7,9% у мальчиков.
В соответствии с динамикой наблюдаемых показателей изменились и значения ОБ качества жизни, который возрос у мальчиков, включенных в оздоровительную программу, на 13,8%, у девочек — на 12,9%. В то же время у детей контрольной группы уровень ОБ не имел статистически значимой разницы по сравнению с показателями, полученными при первичном обследовании в октябре 2020 г.
Выводы
1. Исходные данные о качестве жизни школьников младших классов, которые находились на дистанционном обучении, полученные до проведения оздоровительных мероприятий, показали снижение физического функционирования у мальчиков и эмоционального функционирования у девочек.
2. Проведение разработанных нами оздоровительных мероприятий способствовало повышению качества жизни школьников, находящихся на дистанционном обучении, независимо от их половой принадлежности.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.М. Левчин, И.Б. Ершова; статистическая обработка — А.М. Левчин, А.Г. Роговцова; написание текста — А.М. Левчин, А.Г. Роговцова; редактирование — И.Б. Ершова.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.