Введение
Состояние здоровья детей и подростков характеризуется неуклонным ростом заболеваемости и увеличением распространенности хронической патологии [1—3]. Важным вопросом современного здравоохранения является оптимизация мероприятий по сохранению здоровья населения детского возраста, так как именно дети представляют собой важнейший ресурс социально-экономического развития страны [4, 5]. При этом среди детского населения школьного возраста увеличивается распространенность пограничных расстройств здоровья с формированием в дальнейшем хронической патологии, поэтому особенно актуален поиск методов ранней донозологической диагностики и профилактики заболеваний [3, 6].
Охрана здоровья населения основана в том числе на внедрении в практику регулярных профилактических осмотров, обеспечивающих снижение заболеваемости, инвалидности и смертности [7—10]. Дети относятся к группе населения, которая подлежит обязательному профилактическому наблюдению. Несмотря на это, в ряде регионов отмечен неполный охват детей профилактическими медицинскими осмотрами [11, 12].
В условиях массового проведения медицинских осмотров школьников при дефиците кадров в области школьной медицины реализация этой задачи требует поиска новых технологий охраны и формирования здоровья школьников, что невозможно без совершенствования работы врача и медицинской сестры в образовательном учреждении.
Ведущее место в решении этих вопросов занимают цифровые технологии [6, 7, 13—16]. Одной из эффективных форм таких технологий является разработка и внедрение автоматизированных комплексов, ориентированных на проведение профилактических осмотров детского населения. При этом необходимо внедрять автоматизированные процедуры доврачебного этапа профилактического осмотра детей с целью сокращения временных затрат и оптимального использования кадрового потенциала, в том числе в территориально отдаленных районах.
Цель исследования — обосновать эффективность доврачебного этапа профилактического осмотра школьников с использованием автоматических аналитических систем на примере применения аналитического программно-аппаратного комплекса (АПАК), предназначенного для мониторинга состояния здоровья населения.
Материал и методы
В ходе исследования на доврачебном этапе с использованием комплекса АПАК обследовано 128 детей (основная группа) в возрасте 14—17 лет (мальчиков 54, средний возраст 15,6±0,16 года, девочек 74, средний возраст 15,7±0,14 года). Группу сравнения составили 54 ребенка (мальчиков 31, средний возраст 15,1±0,11 года, девочек 23, средний возраст 15,9±0,13 года), обследование которых в рамках профилактического осмотра проводилось рутинным методом.
Для реализации поставленной цели, в том числе оценки состояния здоровья детей различного возраста, использован аналитический программно аппаратный комплекс, который представляет собой систему замкнутого цикла с разработанными IT-сервисами, софтами (системами считывания физических параметров и показателей функционального состояния организма с возможностью обработки, анализа, хранения и дистанционной передачи данных). АПАК состоит из мобильного приложения для медицинского работника, веб-приложения для врача, кейса с портативными приборами для измерения физиологических показателей пациентов с возможностью беспроводной передачи данных и ручного ввода результатов измерений.
Методы исследования — антропометрические методы оценки физического развития (метод сигмальных отклонений), методы оценки функционального состояния (определение жизненной емкости легких), статистические методы обработки полученной информации (расчет доверительного интервала (ДИ), отношения шансов (ОШ) и критерия χ2).
Результаты
При проведении профилактического осмотра контрольной группы рутинным методом нами рассчитано, что среднее затраченное время на осмотр с фиксацией показателей 1 ребенка составляло 3,5 мин, при использовании системы АПАК на осмотр затрачивалось 2,25 мин с автоматизированной фиксацией результатов. При этом на 2-м этапе осмотра врачу-педиатру не приходилось оценивать ручным методом полученные параметры скринингового обследования, поскольку результативные показатели формировались автоматически, что в целом повлияло на сокращение времени медицинского осмотра.
При оценке физического развития после измерения массы и роста подростков выявлено, что 51,8% детей имеют нарушения параметров физического развития (рис. 1).
Рис. 1. Показатели индекса массы тела у детей-подростков.
Согласно региональным данным, при проведении медицинского осмотра школьников Самары без использования цифровых технологий нарушения физического развития выявляются значительно реже: недостаточность питания обнаружена в 1,9% случаев, ожирение — в 6,4% [17]. Несвоевременная диагностика нарушений параметров физического развития влечет за собой рост таких социально значимых заболеваний как метаболический синдром и кардиоваскулярные заболевания [3, 18].
Для диагностики ряда заболеваний важным моментом в детском возрасте является не только снижение показателей индекса массы тела, но и задержка линейного роста [3, 4, 19]. В то же время интенсивный рост у подростков также обусловливает развитие различных функциональных отклонений: боли в суставах, снижение уровня артериального давления, головную боль, — все это означает необходимость более внимательного наблюдения как со стороны медицинских, так и со стороны педагогических работников [4, 20]. Однако при проведении рутинного медицинского осмотра такой параметр не всегда выделяется отдельно. С использованием автоматизированного комплекса в нашем исследовании выявлено, что нарушения роста характерны для 16,4% подростков (рис. 2), при этом у подростков группы сравнения такие отклонения не регистрировались.
Рис. 2. Частота нарушений роста у детей.
Помимо антропометрических данных к показателям физического развития относят и физиометрические показатели — уровень артериального давления (АД) и показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
Известно, что оценка показателей артериального давления у детей для врача является ресурсозатратной процедурой, поскольку нормативы систолического (САД) и диастолического (ДАД) АД определяются центильным методом с обязательной оценкой на 1-м этапе перцентиля роста ребенка. Безусловно, использование автоматических приложений позволяет ускорить этот процесс.
При проведении медицинского осмотра детей основной группы с использованием АПАК синдром артериальной гипертензии выявлен у 4,6% (6 человек) детей, а артериальная гипотония определена у 12,4% (16 человек). В группе сравнения частота выявления данной патологии неоднозначна. Так, артериальная гипертензия выявлялась чаще у 22,2% (12 детей), при этом при повторном измерении и использовании АПАК более чем у 50% детей группы сравнения уровень АД был в пределах возрастной нормы, а артериальная гипотония выявлялась значительно реже — у 5,6% (3 ребенка), для артериальной гипертензии ОШ 0,42 (ДИ 0,13—1,36), для артериальной гипотензии ОШ 2,25 (ДИ 0,63—8,03).
Следует отметить, что у детей с нарушением роста значительно чаще регистрировался сниженный уровень АД хотя бы по одному из показателей (САД или ДАД) в 71,4% случаях (у всех детей с задержкой роста и у 16 детей при ускоренном линейном росте), получена статистически значимая взаимосвязь между нарушением роста и развитием артериальной гипотонии — χ2=9,49, при критическом значении 6,64 (p=0,003).
Нарушение функционального состояния по показателю ЖЕЛ чаще регистрировались при проведении рутинного медицинского осмотра, а при использовании системы АПАК, то есть более точном определении изменений ЖЕЛ, чаще фиксировались удовлетворительные, хорошие и отличные показатели (рис. 3).
Рис. 3. Показатели жизненной емкости легких детей-подростков при проведении медицинского осмотра с использованием системы АПАК.
Отличные показатели жизненной емкости легких оцениваются не ниже, чем по 6-му центильному интервалу, хорошие — не ниже, чем по 4—5-му центильным интервалам, удовлетворительные — не ниже, чем по 2—3-му центильным интервалам, неудовлетворительные — по 1-му центильному интервалу. Высокие значения жизненной емкости легких всегда указывают на хороший уровень физической подготовленности школьника.
При этом отмечена статистически значимая взаимосвязь между исследуемых групп при получении неудовлетворительных результатов ЖЕЛ при рутинном осмотре χ2=19,6 (при критическом значении 7,66).
Полученные данные показывают, что использование автоматизированных систем при проведении медицинских осмотров позволяет своевременно выявлять и более точно определять степени нарушения физического развития, при этом облегчая задачу врача-педиатра в отношении оценки большого количества антропометрических параметров при массовом проведении профилактического осмотра школьников.
Обсуждение
В настоящее время активно внедряются цифровые и автоматизированные комплексы в систему здравоохранения Российской Федерации, что позволяет в основном проводить анализ полученных данных, автоматизировать выделение групп здоровья, формировать различные варианты отчетностей [17—19]. Несмотря на активную цифровизацию, рутинное обследование пациента остается в рамках деятельности медицинского персонала.
В ходе нашего исследования показано, что автоматизированные программно-аппаратные комплексы со стандартными приборами могут быть успешно использованы для проведения медицинского осмотра в амбулаторных условиях. Автоматический анализ результатов и наличие возможности передачи данных от медицинской сестры или фельдшера (доврачебный этап) врачу-специалисту и врачу-педиатру позволяют минимизировать погрешности ручной обработки информации и значительно сократить время на проведение медицинских осмотров. При этом даже незначительные отклонения в параметрах физического развития ребенка выявляются при физиометрических исследованиях. Все это позволяет своевременно диагностировать даже небольшие изменения в состоянии определяемых параметров и сформировать индивидуальную программу дальнейшего обследования. Важным является и подача информации в автоматически сформированном отчете проведенного профилактического осмотра, что дает возможность обобщить данные большой выборки осмотренных детей и планировать ресурсы педиатрической службы.
Заключение
Полученные нами данные позволяют обосновать использование автоматизированных программно-аппаратных комплексов с функциями передачи данных для детской поликлинической службы при проведении медицинских осмотров школьников. За счет выявления даже незначительных отклонений и сокращения времени на проведение исследования совершенствуется техника медицинских осмотров, проводится своевременная диагностика нарушений состояния здоровья школьников, а при формировании автоматизированных отчетов в связи с выявленными отклонениями составляется индивидуальный план дальнейшего диспансерного наблюдения пациента.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Г.Ю. Порецкова; сбор и обработка материала — И.В. Баринов, С.А. Напалкова, С.В. Плахотникова; статистическая обработка — А.А. Тяжева; аналитический обзор литературы — С.В. Плахотникова; написание текста — А.А. Тяжева; редактирование — Г.Ю. Порецкова.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.