Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Костырин Е.В.

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Золотницкий И.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Багдасарян Г.Г.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Стерликов П.Ф.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Арутюнов С.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Теоретические аспекты стратегического планирования в стоматологии

Авторы:

Костырин Е.В., Золотницкий И.В., Багдасарян Г.Г., Стерликов П.Ф., Арутюнов С.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2023;16(2): 3‑7

Просмотров: 764

Загрузок: 1


Как цитировать:

Костырин Е.В., Золотницкий И.В., Багдасарян Г.Г., Стерликов П.Ф., Арутюнов С.А. Теоретические аспекты стратегического планирования в стоматологии. Российская стоматология. 2023;16(2):3‑7.
Kostyrin EV, Zolotnitsky IV, Bagdasaryan GG, Sterlikov PF, Arutyunov SA. Theoretical aspects of strategic planning in dentistry. Russian Journal of Stomatology. 2023;16(2):3‑7. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosstomat2023160213

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к оп­ре­де­ле­нию де­ятель­нос­ти в здра­во­ох­ра­не­нии и нап­рав­ле­ния ис­поль­зо­ва­ния в ней ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий (сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор). Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(2):50-58
Пос­тко­вид­ный син­дром в прак­ти­ке нев­ро­ло­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):124-129
Бес­сим­птом­ная ги­пе­ру­ри­ке­мия: оче­вид­ное, спор­ное, ги­по­те­ти­чес­кое. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):103-109
Со­вер­шенство­ва­ние ме­то­ди­чес­ких под­хо­дов к пла­ни­ро­ва­нию объе­мов спе­ци­али­зи­ро­ван­ной ме­ди­цин­ской по­мо­щи на уров­не ре­ги­ональ­но­го здра­во­ох­ра­не­ния. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(4):26-32
Оцен­ка гра­мот­нос­ти ру­ко­во­ди­те­лей ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ций в воп­ро­сах уп­рав­ле­ния пер­со­на­лом. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):19-26
SWOT-ана­лиз те­ле­ре­аби­ли­та­ции пос­ле ин­суль­та: син­хрон­ный фор­мат. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):79-87
Срав­ни­тель­ный ана­лиз ме­ха­низ­мов раз­ви­тия кри­ог­ло­бу­ли­не­ми­чес­ко­го вас­ку­ли­та и син­дро­ма Шег­ре­на. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(1):52-56

Введение

Рынок стоматологических услуг находится в состоянии динамического равновесия, избирательно реагирует на внешние и внутренние факторы геополитических преобразований в мире и РФ. Ресурсное обеспечение системы здравоохранения, каждой медицинской организации является ведущим структурным компонентом, повышающим доступность и качество медицинской помощи разных видов и форм оказания. Профилактика болезней, лечение и реабилитация больных зависят от экономической успешности любой медицинской организации, включая стоматологическую направленность. Экономическая успешность деятельности медицинской организации основывается на триаде ресурсов — человеческие (кадровые), материально-технические, финансовые. Сбалансированная их интеграция формирует эффективный производственный процесс, продуктом которого является эффективная медицинская помощь населению [1].

В связи с этим целесообразны исследования, направленные на поиск резервов материально-технического оснащения, перспектив внедрения инновационных цифровых технологий, которые позволят повысить эффективность стоматологической помощи населению РФ и оптимизировать экономические модели управления деятельностью медицинских организаций стоматологического профиля различных форм собственности [2, 3].

Модернизация управления здравоохранением направлена на оптимизацию государственной задачи бесплатного для всего населения РФ гарантированного минимума стоматологических услуг. Государственное регулирование здоровья нации направлено на обеспечение регулярности и системности в проведении оздоровительных профилактических мероприятий. Финансовые сложности в масштабировании этих задач и потребность определенных слоев населения в медицинских услугах, требующих иных ресурсов в их реализации, способствуют развитию рыночных отношений в системе здравоохранения и увеличению объема платных стоматологических услуг [4].

В связи с этим важен сравнительный анализ стоматологической помощи в государственной и коммерческой структурах здравоохранения и оценка их слабых и сильных сторон, возможностей и ограничений для интеграции преимуществ и корректировки недостатков. С этой целью в работе использован метод стратегического планирования — SWOT-анализ.

Материал и методы

SWOT-анализ — метод стратегического планирования и управления, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны (strengths), слабые стороны (weaknesses), возможности (opportunities), угрозы (threats).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, т.е. тем, на что сам объект способен повлиять; возможности (O) и угрозы (T) — факторами внешней среды, т.е. тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом анализа [5, 6].

Цель данного исследования сравнить в теоретическом аспекте преимущества и проблемы стоматологических медицинских организаций различных форм собственности, их сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.

SWOT-анализ стоматологической помощи в государственной системе здравоохранения РФ

Сильные стороны (Strength):

1. Направленность, нацеленность на решение государственных задач обеспечения здоровья населения РФ достаточным объемом стоматологической помощи.

2. Доступность стоматологической помощи для населения. Как правило, в платных отделениях государственных стоматологических организаций цены ниже, чем на аналогичные услуги в коммерческих структурах.

3. Содержание государственных стоматологических организаций за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС (обязательного медицинского страхования), отчет по объемам и качеству проведенных врачебных мероприятий, достижению высокого уровня стоматологического здоровья населения, а не по окупаемости инвестиций. Более того, даже при низкой рентабельности и финансовой убыточности вероятность закрытия невелика в связи с необходимостью выполнить социально-значимую задачу по обеспечению населения стоматологической помощью в необходимом объеме. Поэтому сотрудники, администрация государственных стоматологических организаций не мотивированы на увеличение объемов стоматологической помощи, а оказывают только тот объем услуг, который требуется «здесь и сейчас» по факту обращения пациента с жалобами при поступлении.

4. Отчетность и контроль проведения лечения в соответствии с существующими протоколами проведения врачебных мероприятий для большинства стоматологических нозологических форм.

5. Доверие к государственным медицинским организациям, особенно у лиц старшего поколения, в силу привычки воспринимать государственные учреждения, в том числе стоматологического профиля, как гарантию того, что в такой организации пациенту как минимум не навредят, ведь процесс оказания стоматологической помощи регламентирован и находится под контролем государства с огромным институтом контролирующих органов в системе здравоохранения.

6. Высокая доступность привлечения трудовых ресурсов, особенно молодых врачей-стоматологов, в связи с высокой интеграцией медицинских учреждений стоматологического профиля в систему государственного медико-стоматологического образования, включая дополнительное непрерывное послевузовское.

7. Сформированная инфраструктура, привычное расположение, транспортная доступность; у многих пациентов обращение за помощью в такую стоматологическую организацию является естественно сформировавшейся привычкой.

8. Повышение квалификации по траектории непрерывного профессионального образования всю трудовую жизнь медицинского персонала государственных стоматологических организаций на курсах повышения квалификации, стажировки и профессиональной переподготовки по бюджетной программе финансирования.

Слабые стороны (Weakness):

1. Из-за интенсификации труда врача-стоматолога нет резерва времени и ресурсов для увеличения производительности труда и качества работы, значительные временные затраты на заполнение медицинской документации.

2. Недостаточный уровень материально-технической оснащенности рабочего места врача-стоматолога, использование морально устаревших технологий и стоматологических материалов.

3. Средний уровень заработной платы врачей-стоматологов базовой государственной стоматологической организации по сравнению с аналогичной коммерческой структурой не мотивирует медицинский персонал к росту объемов и качества предоставляемой стоматологической помощи, отсюда и неудовлетворенность населения РФ в большинстве своем предоставляемой медицинской помощью.

4. Неукомплектованность стоматологическими кадрами в большинстве субъектов РФ, совмещение врачами-стоматологами нескольких врачебных должностей, работа в несколько смен, внутреннее совместительство. Нередки случаи, когда врач-стоматолог работает один, без ассистента и с одной медицинской сестрой, ассистирующей врачам.

5. Отсутствие в подавляющем большинстве прогрессивной системы стимулирования труда медицинского персонала. В сложившейся системе оплаты работы медицинского персонала заработная плата не зависит от производительности труда, качества оказания стоматологической помощи, выручки от оказания платных стоматологических услуг, а премирование осуществляется формально, без учета коэффициента трудового участия врача-стоматолога.

Возможности (Opportunities):

1. Большие возможности по привлечению персонала к выполнению задач, поставленных Президентом в Указе №254 от 6 июня 2019 г. «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [7]. Предоставление медицинским вузам возможностей клинической базы для практических занятий, где происходит погружение студентов в атмосферу будничной жизни стоматологической медицинской организации. Участие медицинского персонала в преподавании, подготовке учебных планов, совершенствовании образовательного процесса.

2. Серьезно повысить уровень стоматологической помощи за счет более широкого использования информационных и цифровых технологий, что позволит располагать, передавать и получать информацию из одной базы больших данных (Big data), в частности электронных медицинских карт, цифровых протоколов консультаций в структуре телемедицины, передачи изображений по медицинским аналитическим системам, позволяющим оперативно осуществлять мониторинг состояния пациента независимо от места локализации региона, широкое использование прогностических моделей для здравоохранения в вопросах медицинской статистики и управления предоставлением стоматологической помощи населению.

3. Повышение финансовой обеспеченности государственных стоматологических организаций при внесении в Государственную Думу и принятии Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ с использованием индивидуальных медицинских накопительных счетов», что обеспечит за счет дополнительного финансирования достижение целевых показателей уровня заработной платы врачей, утвержденных «майскими» Указами Президента РФ В.В. Путина. При введении индивидуальных медицинских накопительных счетов (ИМНС) в систему финансирования здравоохранения РФ существенно снизится дефицит медицинских кадров в первичном звене (за счет роста заработной платы до уровня 200% от средней заработной платы по региону, например для Москвы средняя заработная плата врачей-стоматологов должна составлять не менее 200 тыс. руб., по стране в целом — не менее 120 тыс. руб.) и повысится удовлетворенность населения качеством оказания стоматологической помощи в государственных стоматологических организациях за счет доведения продолжительности приема пациентов врачами-стоматологами до требуемого уровня (не менее того, что уделяют пациентам врачи-стоматологи при оказании платных стоматологических услуг в коммерческих стоматологических организациях) вместо существующих в настоящее время жестких временных регламентов оказания стоматологических услуг. Также внедрение ИМНС в систему финансирования отечественного здравоохранения существенно повысит конкуренцию между стоматологическими организациями всех форм собственности [8].

Угрозы (Threats):

1. При существующем положении дел в системе финансирования отечественного здравоохранения существует риск усиления оттока лучших медицинских кадров из государственных стоматологических организаций в коммерческий сектор.

2. Старение населения РФ приводит к увеличению спроса на стоматологическую помощь, что создает дополнительную нагрузку на систему здравоохранения РФ при ее нынешних ограниченных ресурсах.

3. Появление новых инновационных цифровых технологий профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний может привести к существенному технологическому отставанию государственных стоматологических организаций.

4. Эпидемический всплеск основных стоматологических заболеваний у населения РФ из-за снижения доступности своевременной стоматологической помощи для подавляющего большинства пациентов в условиях экономических кризисов, нестабильности экономики из-за внешних вызовов, санкций, рестрикций.

5. Санкционное давление. Сложности с поставками из-за рубежа необходимого медицинского оборудования, передовых технологий, лекарственных препаратов, материалов, сырья, комплектующих, невозможность и ограниченность доступности достижений зарубежных коллег, сокращение финансирования совместных международных проектов в области стоматологии и организации здравоохранения.

SWOT-анализ стоматологической услуги в коммерческой системе здравоохранения РФ

Сильные стороны (Strength):

1. Качество оказания стоматологических услуг, как правило, более высокое благодаря передовому материально-техническому оснащению, инновационным материалам и аппаратно-инструментальному ресурсу, особенно если организация на рынке стоматологических услуг давно и хорошо себя зарекомендовала, заработала себе репутацию и дорожит ею.

2. Комфортные условия выбора даты, времени приема для пациентов, отсутствие очередей, оказание стоматологических услуг в выходные, праздничные и нерабочие дни, а также дежурство ночью.

3. Комплексность при оказании стоматологических услуг. Маршрутизация лечения пациента, индивидуальный подход к диагностике и лечению, отсутствие дефицита времени на врачебные манипуляции. Более широкий спектр выбора медицинских изделий стоматологического назначения.

4. Заинтересованность врачей-стоматологов в росте своих профессиональных компетенций, поиске и освоении новых, более совершенных методов диагностики и стоматологического лечения, восприимчивость к инновациям в стоматологии, более гибкий подход к внедрению зарубежного опыта.

5. Прогрессивные системы стимулирования труда врачей-стоматологов, более тесная связь между выручкой стоматологической медицинской организации, объемом оказываемых стоматологических услуг, их качеством, себестоимостью и материальным вознаграждением медицинских работников, учет их коэффициента трудового участия, заинтересованность в результатах финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации.

6. Высокое материально-техническое обеспечение, оперативность в закупках необходимого стоматологического оборудования, более высокие требования к его работоспособности, техническому обслуживанию, обновлению. Реагирование на запросы медицинского персонала. Оснащение их современным стоматологическим инструментарием, материалами, технологиями.

7. Более высокая конкуренция требует от всего трудового коллектива, администрации и инвестора (собственника) более слаженных действий, оперативного принятия управленческих решений, гибкости в управлении с целью не проиграть конкурентную борьбу за ресурсы и пациента (клиента).

8. Высокие стандарты маркетинга. Внедрение передовых методов привлечения пациентов: реклама, телефонные звонки, социальные сети и другие каналы контакта с потенциальными пациентами.

9. Высокая кооперация с другими коммерческими медицинскими организациями, что позволяет предоставлять широкий спектр междисциплинарных медицинских услуг, высокотехнологическое медицинское обследование, консультации у врачей смежных специальностей. Такая медицинская тактика качественно повышает уровень и эффективность стоматологической услуги.

10. Медицинский персонал повышает профессиональную квалификацию на краткосрочных целевых коротких и насыщенных тематических курсах, адекватных потребностям медицинских работников, поскольку они сами выстраивают свою траекторию непрерывного образования.

Слабые стороны (Weakness):

1. Оказание стоматологических услуг в коммерческих стоматологических организациях — это, прежде всего, бизнес, а уже потом забота о здоровье граждан. Отсюда вытекает заинтересованность коммерческой стоматологической организации в дорогостоящих методах диагностики и лечения зубочелюстного аппарата, завышенные цены, непрозрачное ценообразование, навязывание ненужных дополнительных услуг, причем зачастую избыточных. Заинтересованность врачей-стоматологов в большем объеме оказываемых стоматологических услуг, доходах от оказания стоматологических услуг. Навязанные услуги.

2. Высокие репутационные риски. Плохие отзывы в соцсетях могут оказать негативное влияние на деятельность стоматологической организации, даже если эти отзывы не соответствуют действительности и являются происками конкурентов.

3. Существенная зависимость от поставщиков, контрагентов, партнеров и других участников рынка стоматологических услуг, в том числе арендодателей, банковского и финансового секторов, инвесторов, руководителей и собственников стоматологического бизнеса.

4. Материальное стимулирование труда врачей-стоматологов выступает определяющим фактором привлечения кадров. Низкая привязанность медицинских работников к стоматологической организации. Для повышения заработной платы врачей-стоматологов и снижения себестоимости оказываемых стоматологических услуг нередки такие формы снижения расходов, как уклонение от налоговых отчислений, обязательных взносов во внебюджетные фонды, «серая» заработная плата, неофициальное трудоустройство.

5. Невысокий авторитет и недоверие населения к малым и средним коммерческим стоматологическим организациям. Предпочтение у населения, особенно старшего возраста, государственных стоматологических организаций. Отсутствие у населения привычки обращаться за стоматологическими услугами в коммерческие стоматологические организации, особенно если последние на рынке недавно и не успели себя зарекомендовать.

Возможности (Opportunities):

1. Более высокая гибкость и адаптивность к постоянно изменяющимся условиям внешней среды открывает возможности освоения новых ресурсов рынка медицинских услуг, привлечения врачей-стоматологов из дружественных стран, широкого внедрения и стимулирования внутреннего и внешнего медицинского туризма в сфере стоматологических услуг.

2. Внедрение и совершенствование информационных технологий в деятельности стоматологической организации, освоение и использование инновационных цифровых методов изготовления медицинских изделий стоматологического назначения, которые значительно повышают рентабельность оказания стоматологических услуг населению, а значит, прибыльность и уровень материального обеспечения персонала стоматологической организации [4, 9].

3. Внедрение ИМНС в систему финансирования отечественного здравоохранения существенно повысит конкуренцию между стоматологическими организациями всех форм собственности.

Угрозы (Threats):

1. Повышение финансовой самостоятельности государственных стоматологических организаций, усиление конкуренции с ними за пациента.

2. Государственное регулирование рынка платных стоматологических услуг, введение административных барьеров, повышение налогов для частной стоматологической практики, создание негативных условий и ограничений для инвестиций в коммерческий стоматологический бизнес, ведения и управления таким бизнесом.

3. Разочарование населения в платных стоматологических услугах, громкие информационные кампании по дискредитации платных стоматологических услуг, громкие судебные процессы, противодействие развитию стоматологического бизнеса посредством сети Интернет, социальных сетей, СМИ, телевидения и других средств массового информирования населения.

Анализ полученных результатов

1. На основе проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод о том, что коммерческий стоматологический сектор для пациентов с точки зрения качества и комфортности предоставления стоматологических услуг является более привлекательным по сравнению с государственным сектором стоматологической помощи, а государственный — более доступным, однако у коммерческой стоматологии есть один большой минус — это ее цена, которая зачастую не соответствует качеству. Таким образом, для увеличения доступности стоматологической помощи для населения необходимо внедрять в повседневную деятельность врачей-стоматологов методы бережливого производства, перспективные и высокорентабельные методы и технологии оказания стоматологической помощи с применением цифровых аддитивных технологий и фрезерования, новых прогрессивных методов диагностики и лечения, стимулирования труда врачей-стоматологов [4, 10—12].

2. С другой стороны, необходимо вносить важные оздоравливающие элементы и принципы в систему финансирования отечественного здравоохранения с целью улучшения финансовой обеспеченности государственной стоматологии. Таким перспективным направлением финансового оздоровления отрасли, обеспечивающим повышение доступности стоматологической помощи населению, является разработанный коллективом кафедры финансов Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» [9].

Заключение

Данная научная работа является теоретическим исследованием стратегического планирования в стоматологии, постановки проблем, характерных для государственного и коммерческого секторов стоматологической помощи населению, анализа этих проблем, выявления преимуществ и недостатков, характерных для государственной и коммерческой стоматологии, существующих и потенциальных угроз и возможностей, выступает отправной точкой для направлений дальнейших исследований авторов. Проведенный авторами теоретический анализ представляет собой эффективный экономический инструментарий и аппарат формулировки рекомендаций и постановки задач будущих научных исследований, направленных на экономико-математическое моделирование, финансовый анализ выявленных в настоящем исследовании проблем в государственной и коммерческой стоматологии и научное обоснование путей устранения обнаруженных недостатков с учетом вышеуказанных возможностей и ожидаемых угроз. Таким образом, практически каждый пункт проведенного авторами SWOT-анализа стоматологической услуги в государственной и коммерческой системах здравоохранения РФ рекомендуется воспринимать как постановку актуальной проблемы, решение которой представляет собой предмет последующих исследований.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.