Скрипкина Г.И.

Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Гарифуллина А.Ж.

Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Диспансеризация как основной клинический подход к профилактике кариеса зубов у детей

Авторы:

Скрипкина Г.И., Гарифуллина А.Ж.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2015;94(5): 64‑66

Просмотров: 1309

Загрузок: 37


Как цитировать:

Скрипкина Г.И., Гарифуллина А.Ж. Диспансеризация как основной клинический подход к профилактике кариеса зубов у детей. Стоматология. 2015;94(5):64‑66.
Skripkina GI, Garifullina AZh. Serial clinical examinations as the main approach to dental caries prevention in children. Stomatology. 2015;94(5):64‑66. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201594564-66

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ка­ри­ес зу­бов и расстройства аутис­ти­чес­ко­го спек­тра у де­тей: есть ли связь?. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(2):71-76
Ре­зуль­та­ты ви­таль­ной пуль­по­то­мии во вре­мен­ных зу­бах у де­тей с не­га­тив­ным по­ве­де­ни­ем. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(2):77-79
К воп­ро­су о ран­ней ди­аг­нос­ти­ке зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний ко­жи при про­ве­де­нии ме­ди­цин­ских ос­мот­ров. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):161-167
Струк­тур­но-фун­кци­ональ­ное сос­то­яние щи­то­вид­ной же­ле­зы у де­тей и под­рос­тков с гнез­дной ало­пе­ци­ей по дан­ным ла­бо­ра­тор­но­го и ультраз­ву­ко­во­го об­сле­до­ва­ния. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):214-220
Трав­ма­ти­чес­кие пов­реж­де­ния ди­аф­раг­мы у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):64-68
Ре­ци­див пер­вич­ной ме­ди­ас­ти­наль­ной B-круп­нок­ле­точ­ной лим­фо­мы с изо­ли­ро­ван­ным по­ра­же­ни­ем цен­траль­ной нер­вной сис­те­мы: фак­то­ры рис­ка и по­иск пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной те­ра­пии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(2):39-45
Ме­ха­низ­мы мо­ти­ва­ции от­ветствен­но­го от­но­ше­ния де­тей и мо­ло­де­жи к сво­ему здо­ровью. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):45-51
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ное ле­че­ние де­тей с кис­та­ми се­ле­зен­ки: пер­вый опыт. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(2):79-84
Пер­спек­тив­ные под­хо­ды к па­то­ге­не­ти­чес­кой те­ра­пии бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):13-21
Мес­тное при­ме­не­ние ги­по­тен­зив­ных пре­па­ра­тов с целью про­фи­лак­ти­ки по­вы­ше­ния уров­ня внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния пос­ле ин­тра­вит­ре­аль­ных инъек­ций ан­ти-VEGF-пре­па­ра­тов. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):73-79

Диспансеризация — метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий в себя необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности, предупреждение заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия населения [1]. До настоящего времени не утратили актуальности приказ № 770 от 20.08.86 Министерства здравоохранения СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» и многочисленные приказы и резолюции законодательных и исполнительных органов власти, которые, по нашему мнению, нуждаются в основательной переработке с учетом новых приоритетов практического здравоохранения в условиях страховой медицины [3—6].

Главными научными и организационными предпосылками к диспансеризации у стоматолога всего детского населения России являются прежде всего высокая распространенность и интенсивность у детей всех возрастов стоматологических заболеваний и в первую очередь — кариеса. Важный фактор, объясняющий целесообразность диспансеризации детского населения у стоматолога, — хроническое течение большинства стоматологических заболеваний.

Плановая санация полости рта (ПР) предусматривает лечение кариеса зубов у детей, посещающих дошкольные и школьные учреждения, для чего нужна развитая школьная стоматология. К сожалению, во многих регионах России она не сохранена, поэтому говорить о профилактической направленности отечественной стоматологии не приходится.

Высокая эффективность плановой санации доказана давно, еще в Советском Союзе, на примере диспансеризации у стоматолога детского населения в республиках Прибалтики. Ввиду большого значения профилактической плановой санации полости рта для воспитания здорового подрастающего поколения от организаторов практического здравоохранения требуется проведение ее в таком же режиме, как и вакцинации населения. Для этого нужны соответствующие нормативные законодательные меры.

Т.Ф. Виноградовой было сформулировано понятие о степени активности кариеса и выдвинута рабочая гипотеза о кратности санации ПР у детей школьного возраста, исходя из активности течения кариеса [1]. Результаты такой санации ПР дали высокий медицинский и экономический эффект в Советском Союзе.

В результате многолетнего исследования и динамического наблюдения за кариесрезистентными детьми дошкольного и школьного возраста [7] нами доказана необходимость в выделении отдельной группы детей с нулевой степенью активности кариеса зубов, принадлежность к которой определяется по результатам комплексного клинико-лабораторного обследования. Комплексное клинико-лабораторное обследование необходимо для определения степени риска развития кариеса зубов у того либо иного кариесрезистентного индивида и должно предусматривать использование клинических и лабораторных методов обследования. Степень риска предлагаем устанавливать с помощью программы для ЭВМ «Стоп-кариес» для разных возрастных групп детского населения [8—10]. При низкой степени риска развития кариеса ребенка необходимо осматривать у стоматолога 1 раз в год без проведения дополнительных профессиональных кариеспрофилактических мероприятий. Чтобы сохранить кариесрезистентность, достаточно обучить ребенка навыкам рациональной гигиены П.Р. При среднем и высоком риске необходимо проведение 2 раза в календарном году профессиональных профилактических мероприятий с целью сохранения состояния кариесрезистентности[7].

Из вышесказанного следует, что для оптимизации мероприятий в рамках плановой профилактической санации ПР у детей мы рекомендуем в ранее разработанные практические рекомендации внести дополнения следующего порядка:

— кариесрезистентных детей (нулевая степень активности кариеса зубов) с низкой степенью риска развития кариеса зубов необходимо осматривать у стоматолога 1 раз в год для обучения гигиене ПР и контроля за ней;

— кариесрезистентных детей (нулевая степень активности кариеса зубов) со средней и высокой степенью риска развития кариеса необходимо осматривать у стоматолога 2 раза в год для проведения профессиональных кариеспрофилактических мероприятий;

— детей с I степенью активности кариеса следует осматривать и санировать у стоматолога 1 раз в год;

— детей со II степенью активности кариеса надо осматривать и санировать у стоматолога 2 раза в год;

— детей с III степенью активности кариеса необходимо осматривать и санировать у стоматолога 3 раза в год.

Таким образом, выделяется 5 диспансерных групп детей для проведения плановой профилактической санации ПР.

Для внедрения на местах предложенных нами разработок и практических рекомендаций по диспансеризации детского населения у стоматолога необходимо выполнить несколько условий:

— наличие программ для ЭВМ, рассчитанных на донозологическое прогнозирование кариеса зубов у детей в диспансерные сроки наблюдения (6—7; 12; 15 лет); такие программы созданы и носят название «Стоп-кариес» [8—10];

— наличие в регионе многопрофильной стоматологической клиники со школьной стоматологической службой; стоматологическая клиника должна располагать клинической лабораторией, на базе которой можно определять физико-химические параметры ротовой жидкости;

— заинтересованность практического здравоохранения в проведении диспансеризации детского населения у стоматолога на местах в условиях одноканального финансирования стоматологической службы; выполнение данного условия возможно при наличии региональной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, в которой была бы пересмотрена система оценки труда школьного стоматолога-профилактолога; оценку труда стоматолога профилактического отделения необходимо осуществлять не по числу пломб, а по показателям снижения прироста кариеса у детей в конкретной школе или детском саду; только тогда возможно заинтересовать школьного стоматолога в проведении не только плановой санации, но и индивидуальных либо групповых профилактических мероприятий; сегодня существует проблема взаимоотношений между школьной стоматологической службой и руководством средних общеобразовательных учреждений, на базе которых расположены кабинеты профилактики; проблема возникла из-за несовершенства нормативной базы, в которой присутствие школьного стоматолога в средних общеобразовательных учреждениях носит лишь рекомендательный характер; при наличии региональной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей это противоречие нивелируется, а школьная стоматологическая служба получит реальную возможность внедрять на местах региональную программу профилактики в контексте этапной диспансеризации детского населения.

При выполнении перечисленных условий возможно внедрение предложенных разработок и практических рекомендаций в школьную стоматологическую службу, в результате чего можно ожидать снижения заболеваемости детей кариесом по показателям его интенсивности и распространенности и рассчитывать на экономический эффект. По нашим подсчетам, ежегодный экономический эффект от внедрения программ для ЭВМ «Стоп-кариес» в Омском регионе составит 10,5 млн руб. в рамках денежных средств, выделяемых для обязательного медицинского страхования (ОМС).

К сожалению, усилия современной стоматологической службы направлены на ликвидацию последствий кариозного процесса — пломбирование кариозной полости. Пора уже заняться предупреждением развития кариозного процесса, используя индивидуализированный подход к решению данной проблемы на уровне прогнозирования кариеса в детском возрасте. Это повысит эффективность профилактических мероприятий и сэкономит государственные средства, выделяемые в рамках ОМС на стоматологию детского возраста.

Чтобы решить проблему обеспеченности кадрами центров профилактической стоматологии и отделений профилактики, необходимо целенаправленно готовить таких специалистов. Важно обучать не только квалифицированных врачей-гигиенистов, но и врачей для клинической лабораторной диагностики, рассчитанной на прогнозирование стоматологических заболеваний и в первую очередь — у детей. Сегодня мы имеем на вооружении приказ Министерства здравоохранения и соцразвития РФ от 11.03.08 № 112н. [4], в котором определены основные и дополнительные специальности специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Р.Ф. Одна из основных специальностей высшего стоматологического образования — «клиническая лабораторная диагностика». Таких специалистов готовит система послевузовского образования для работы в клинических лабораториях при головных стоматологических поликлиниках, базирующихся на научных разработках вузов стоматологического профиля. Это созвучно с концепцией основных направлений развития стоматологии в нашей стране, сформулированной В.К. Леонтьевым и соавт. [2]. Согласно ей и с учетом алгоритма развития кариеса зубов предлагается рассмотреть общую схему формирования специализированных, узкоспециализированных и вспомогательных разделов стоматологии, для чего предлагается использовать метод вертикальной декомпозиции в системе стоматологии и стоматологической службы на уровнях «этиологический фактор» и «условия, благоприятствующие действию этиологического фактора». Актуально введение в структуру практической стоматологии разделов массовой профилактики и профессиональной профилактики основных стоматологических заболеваний с отделами эпидемиологии, массовой, групповой, индивидуальной первичной профилактики и профессиональной первичной профилактики. Предлагаемый системный подход может решить основную проблему современной стоматологии — улучшение стоматологического здоровья населения.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.