ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Улучшить качество лечения детей в амбулаторной стоматологии путем эффективного применения пероральной седации.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В исследование вошли 60 детей в возрасте 3—12 лет, которым предстояло терапевтическое/хирургическое стоматологическое вмешательство. Все дети соответствовали по соматическому состоянию ASA I—II и отвечали ряду психологических, анамнестических и процедуральных критериев. В качестве компонентов пероральной седации использовались препараты мидазолам и хлоропирамин в дозе, рассчитанной на массу тела пациента. Предполагаемая глубина седации — Ramsay II—III. Анализировались объективные критерии: время комфортного лечения, объем лечения за один визит, возможность лечения без анестезиологического пособия при дальнейших визитах; а также субъективные: возможность контакта с ребенком в процессе лечения, поведенческие реакции в домашних условиях и на дальнейших визитах. Также оценивались негативные поведенческие реакции и стоматологические эффекты.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Особенности лечения коррелировали с возрастной категорией и полом пациента. В старшей возрастной категории 7—12 лет была больше величина комфортного времени лечения, возможность контакта с ребенком достигла 100% (что в два раза больше, чем в младшей), а также большее количество пациентов было пролечено при дальнейших визитах без анестезиологического пособия. При этом в младшей возрастной категории 3—6 лет был больше объем лечения за один визит, так как для лечения одного временного зуба необходимо меньше времени, чем для постоянного. Побочные эффекты (зрительные галлюцинации, диплопия, гиперактивность, плаксивость и агрессивность) чаще регистрировались в младшей возрастной категории, однако эмоциональная нестабильность была равно проявлена в обеих группах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для наибольшей эффективности использования пероральной седации необходимо учитывать длительность и травматичность предполагаемой процедуры, особенности возрастной психологии и особенности психологического развития мальчиков и девочек.