Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чибисова С.С.

ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования Федерального медико-биологического агентства»;
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Цыганкова Е.Р.

ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования Федерального медико-биологического агентства»;
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Маркова Т.Г.

Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования — филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Таварткиладзе Г.А.

Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России

Анализ этических аспектов трудовой деятельности врачей-сурдологов-оториноларингологов и врачей-оториноларингологов

Авторы:

Чибисова С.С., Цыганкова Е.Р., Маркова Т.Г., Таварткиладзе Г.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 867

Загрузок: 49


Как цитировать:

Чибисова С.С., Цыганкова Е.Р., Маркова Т.Г., Таварткиладзе Г.А. Анализ этических аспектов трудовой деятельности врачей-сурдологов-оториноларингологов и врачей-оториноларингологов. Вестник оториноларингологии. 2021;86(6):35‑40.
Chibisova SS, Tsygankova ER, Markova TG, Tavartkiladze GA. Ethical analysis of work environment in audiology. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2021;86(6):35‑40. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20218606135

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ста­тис­ти­чес­кий ана­лиз оп­ро­са РОПРЭХ по бе­зо­пас­нос­ти ли­по­сак­ции. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4-2):12-23
Объек­ти­ви­за­ция хро­ни­чес­кой та­зо­вой бо­ли у па­ци­ен­ток с эн­до­мет­ри­озом. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(6):102-105
Диаг­нос­ти­чес­кие ас­пек­ты ASIA-син­дро­ма. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):55-60
Ана­лиз эф­фек­тив­нос­ти сов­ре­мен­ных оп­рос­ни­ков для оцен­ки обо­ня­ния. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(1):33-38
Эф­фек­тив­ность мо­де­ли скри­нин­га ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем групп рис­ка. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):12-22
Ме­то­ды изу­че­ния ма­ло­под­виж­но­го об­ра­за жиз­ни: воз­мож­нос­ти и ог­ра­ни­че­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):97-102
Ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию реп­ро­дук­тив­но­го по­ве­де­ния и здо­ровья мо­ло­де­жи на ре­ги­ональ­ном уров­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):6-11
Зна­че­ние ком­пла­ен­са ро­ди­те­лей в ре­аби­ли­та­ции де­тей с гла­уко­мой в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):12-16
Пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­ких ха­рак­те­рис­тик зу­бо­че­люс­тной сис­те­мы, за­ви­си­мых от сме­ны пи­ще­вых при­вы­чек в воз­рас­тном ас­пек­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(3):41-47
Рас­простра­нен­ность на­ру­ше­ний обо­ня­ния в рос­сий­ской по­пу­ля­ции по ре­зуль­та­там ан­ке­ти­ро­ва­ния. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(3):189-194

Введение

Этика как набор правил поведения может быть рассмотрена на разных уровнях системы здравоохранения. Чаще в профессиональной литературе рассматриваются вопросы врачебной этики — взаимоотношений врача и пациента, врача и родственников пациента, врачей и врачебных сообществ, коллег между собой и т.д. [1, 2].

В последнее время уделяется много внимания вопросам профессионального стресса и выгорания, выявлению и изучению этических дилемм трудовой деятельности, поиску их разрешения. Показано, что эффективность работы специалиста зависит от его удовлетворенности рабочим окружением, условиями и размером оплаты труда [3—6]. Это имеет особое значение в отношении медицинских профессий, поскольку высокий профессиональный стресс приводит к снижению качества оказываемой помощи. Временны́е ограничения, связанные с большим потоком пациентов и недостаточным временем приема, в большей степени отражаются на работе специалистов государственных медицинских организаций (МО). Кроме того, напряженная работа непосредственно сказывается на физическом здоровье специалистов, а также на их психологическом благополучии.

Условия работы врачей-сурдологов-оториноларингологов и врачей-оториноларингологов в системе отечественного здравоохранения подвержены изменениям [7]. С одной стороны, эволюционируют диагностические возможности [8], в то же время внедрение программ аудиологического скрининга создает повышенную нагрузку на этапе подтверждающей диагностики [9, 10]. Произошел перевод на систему финансирования МО за счет средств фонда обязательного медицинского страхования. Существующие тарифы на медицинские услуги по профилю «сурдология-оториноларингология» не соответствуют временны́м затратам, кроме того, данные тарифы не пересматриваются и не индексируются с ростом инфляции. Все это вынуждает сокращать время приема пациентов с нарушением слуха и приводит к значительному росту нагрузки на врачей-сурдологов-оториноларингологов. Порядком об оказании медицинской помощи по профилю «сурдология-оториноларингология» также не регламентированы временны́е нормативы на консультативный прием и диагностическое обследование пациентов, нуждающихся в сурдологической помощи, вследствие этого администрации МО предельно сокращают время приема врачом-сурдологом-оториноларингологом одного пациента.

Между тем удовлетворенность медицинских работников условиями труда и размером его оплаты, повышение престижа профессии врача в обществе напрямую влияют на обеспечение системы государственного здравоохранения медицинскими кадрами и в конечном счете на обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и достижение цели устойчивого развития.

Следует отметить, что в связи со сложившейся ситуацией в государственном секторе здравоохранения по оказанию медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология» активно развиваются частный сектор и государственно-частное партнерство.

Психосоциальные аспекты рабочей обстановки могут быть изучены с использованием модели «требование — контроль» (demand-control model) [11]. В процессе профессиональной деятельности к специалистам могут быть предъявлены высокие и низкие требования. В то же время сами работники могут в большей или меньшей степени контролировать свою деятельность, влиять на содержание своей работы. На основании этих критериев выделяют пассивную работу (низкие требования — низкий контроль), работу с высоким стрессом (высокие требования — низкий контроль), работу с низким стрессом (низкие требования — высокий контроль) и активную работу (высокие требования — высокий контроль). В соответствии с данной моделью работа с высокими требованиями и малой возможностью контролировать содержание своей деятельности с большой вероятностью приведет к ухудшению здоровья и снижению благополучия. Между тем если работник может контролировать содержание своей деятельности, он с большей готовностью примет высокие требования.

Показано, что лица, считающие, что имеет место несоответствие затраченных на работе усилий полученному вознаграждению, чаще испытывают проблемы с физическим или психическим здоровьем (модель effort-reward imbalance — «дисбаланс усилия — вознаграждения») [12]. Указанное несоответствие приводит к выраженным негативным эмоциям, которые оказывают долгосрочный отрицательный эффект на состояние здоровья специалиста. В данном контексте вознаграждением являются заработная плата, безопасность условий труда, высокая оценка труда, возможность карьерного роста.

Для изучения удовлетворенности условиями труда работников разных сфер деятельности применяют различные опросники — инструменты, позволяющие выявить определенные тенденции и дать им количественную оценку. Результаты опроса 500 шведских аудиологов показали, что 29% работают в условиях высокого стресса, 86% респондентов отметили несоответствие вознаграждения затраченным усилиям. Выявлен еще один фактор психологического благополучия на работе: социальная поддержка со стороны коллег, руководства и пациентов сама по себе расценивается как вознаграждение и компенсирует невысокую заработную плату. Исследователями не выявлена статистически значимая разница в уровне удовлетворенности работой аудиологов, занятых в государственном и частном секторах здравоохранения [13, 14].

Цель исследования — анализ этических аспектов трудовой деятельности врачей-сурдологов-оториноларингологов и врачей-оториноларингологов.

Материал и методы

На основе существующего международного опыта для изучения этических аспектов трудовой деятельности врачей-сурдологов-оториноларингологов и врачей-оториноларингологов нами составлена анкета из 14 вопросов. Первичный сбор данных проводили с помощью онлайн сервиса Google Формы.

В первом блоке анкета для врачей включает вопросы об уровне МО, в которой они работают (амбулаторный, стационарный, совмещение), вопросы по занимаемой должности (врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-оториноларинголог, совмещение по двум специальностям), по принадлежности МО, в которой работает респондент, к государственному или частному секторам здравоохранения, в том числе случаи работы в обоих секторах здравоохранения, по принимаемому контингенту пациентов (взрослый, детский, смешанный).

Во втором блоке выделены вопросы по шкале «Усилие»: «У меня достаточно времени на приеме для выполнения своих профессиональных обязанностей», «В моем рабочем графике выделено время для заполнения документов и отчетов», «Мне приходится работать слишком быстро и напряженно», «Мне приходится работать вне рабочего времени», «В последнее время моя работа требует все больше усилий». Возможные варианты ответов: «да», «иногда», «нет». На первый вопрос данного блока ответ «да» означает 0 баллов, «иногда» — 1 балл, «нет» — 2 балла. На остальные вопросы ответ «да» означает 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Минимальная сумма баллов по шкале «Усилие» составляет 0 баллов и соответствует наименьшим сложностям, возникающим при работе, максимальная — 10 баллов, соответствует наибольшим сложностям.

В третьем блоке выделены вопросы по шкале «Вознаграждение»: «Я чувствую уважение со стороны пациентов», «Я чувствую уважение со стороны руководителей», «Я чувствую уважение со стороны коллег», «В случае конфликта с пациентами у меня есть поддержка со стороны руководителей и коллег», «Оплата моего труда адекватна затраченным усилиям». Возможные варианты ответов: «да», «иногда», «нет». Ответ «да» оценивают в 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Минимальная сумма баллов по шкале «Вознаграждение» составляет 0 баллов и соответствует наименьшему вознаграждению (в отношении уважения, поддержки и оплаты труда), связанному с работой, максимальная — 10 баллов, соответствует максимальному вознаграждению. Кроме того, в анкету включен вопрос о возможности профессионального обучения. Финальный вопрос касается потенциального желания сменить работу.

Обработка данных проведена в программе Microsoft Excel 2010. Определяли долю ответов респондентов по каждому вопросу в зависимости от должности и формы собственности МО. Для шкал «Усилие» и «Вознаграждение» вычисляли среднее и стандартное отклонение.

Результаты и обсуждение

По результатам опроса получены ответы от 111 специалистов (это 43 врача-сурдолога-оториноларинголога, 13 врачей-оториноларингологов и 55 врачей, совмещающих работу по обеим специальностям).

По мнению респондентов, специфика работы врача-сурдолога-оториноларинголога предполагает ведение амбулаторного приема (93%), 2% респондентов указали работу в стационаре, 5% — совмещение на обоих уровнях. Среди врачей-оториноларингологов 54% респондентов работают в амбулаторном звене, 38% совмещают амбулаторный прием и работу в стационаре, 8% работают только в стационаре. Среди специалистов, работающих по обеим специальностям, доля занятых на амбулаторном приеме составила 58%, в стационаре — 6%, совмещающих амбулаторную и стационарную практику — 31%.

Среди врачей-сурдологов-оториноларингологов и врачей-оториноларингологов, работающих только по одной специальности, в государственном секторе заняты 60% и 62% респондентов соответственно. В частном секторе работают только 12% сурдологов; 42% врачей, работающих по двум специальностям, совмещают работу в государственном и частном секторах.

Среди врачей-сурдологов-оториноларингологов 19% ведут детский прием, 30% — взрослый прием, 51% — смешанный прием. Среди врачей-оториноларингологов 70% оказывают медицинскую помощь детям, доля занятых на взрослом и смешанном приемах одинакова и составляет 15%. Среди врачей, работающих по двум специальностям, основная доля приходится на прием смешанного контингента — 80%, на прием детского населения — 18%, на прием взрослого населения — только 2%.

Интегральная оценка по шкалам «Усилие» и «Вознаграждение представлена в таблице.

Таблица. Значения шкал «Усилие» и «Вознаграждение» в зависимости от специальности и места работы

Специальность

«Усилие» (баллы)

«Вознаграждение» (баллы)

M

SD

M

SD

Врачи-сурдологи-оториноларингологи

5,5

1,8

7,4

1,8

Врачи-сурдологи-оториноларингологи + врачи-оториноларингологи

5,5

2

7,2

1,9

Врачи-оториноларингологи

5,6

1,6

6,4

1,9

Государственный сектор

5,7

1,6

7,3

1,8

Частный сектор

4,3

1,7

7,8

2,2

Совмещение

5,9

1,9

6,7

1,8

Врачи (все)

5,5

1,8

7,2

1,9

Примечание. M — среднее; SD — стандартное отклонение.

В группах врачей, занятых в государственном секторе, и врачей, совмещающих работу в государственных и частных МО, средний показатель (стандартное отклонение) по шкале «Усилие» составляет 5,5 (1,8) балла и 5,9 (1,9) балла соответственно. В группе врачей, работающих в частном секторе здравоохранения, данный показатель составляет 4,3 (1,7) балла. При этом 35% респондентов из частных МО не приходится работать вне рабочего времени, в то время как среди врачей государственных МО и совместителей в МО обоих секторов доля таких случаев составляет только 8% и 3% соответственно. В рабочем графике выделено время для заполнения документов и отчетов у 21% врачей государственных МО, 24% врачей-совместителей и 52% врачей частных клиник. Врачам государственных МО и совместителям чаще приходится работать слишком быстро и напряженно (59% и 57% соответственно), среди врачей частных МО этот показатель составляет 35%.

Распределение ответов на финальный вопрос шкалы «Усилие» приведено на рис. 1. Работа требует все больше усилий у 65% совместителей, у 47% врачей государственных МО и у 35% врачей частных МО. При этом высказаны замечания о необходимости выполнения работ, не входящих в должностные обязанности.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «В последнее время моя работа требует все больше усилий» среди врачей в зависимости от специальности и места работы.

Анализ результатов по шкале «Вознаграждение» выявил следующие тенденции. Средний показатель (стандартное отклонение) по данной шкале в группе врачей составляет 7,2 (1,9) балла. Наибольший уровень индекса по данной шкале выявлен в группе врачей частных МО — 7,8 (2,2) балла, наименьший — в группе врачей-оториноларингологов — 6,4 (1,9) балла и в группе врачей, совмещающих работу в государственных и частных МО, — 6,7 (1,8) балла.

Следует отметить различия в оценке уважения со стороны разных субъектов рабочего процесса врачами разных групп. Наибольшее уважение со стороны пациентов и руководителей отметили врачи-сурдологи-оториноларингологи (58% и 63%) и врачи, совмещающие работу по обеим специальностям (62% и 63%). Врачи-оториноларингологи реже уверены в уважении со стороны пациентов и руководителей (31% и 38% соответственно). Распределение ответов в зависимости от принадлежности МО более равномерное. Однозначно поддержку со стороны пациентов отмечают 57%, 65% и 51% врачей государственных, частных МО и совместителей соответственно, поддержку со стороны руководителей — 59%, 65% и 60% респондентов соответственно. При этом в случае конфликта с пациентами чаще всего полностью уверены в поддержке со стороны руководителей и коллег врачи частных МО — 82%. Врачи государственных МО и совместители выбрали вариант «да» в 65% и 54% случаев, «иногда» — в 29% и 40% соответственно.

Врачи всех исследуемых групп отметили высокий уровень уважения среди коллег: 95% врачей-сурдологов-оториноларингологов, 89% врачей, совмещающих обе специальности, 85% врачей-оториноларингологов, 92% врачей государственных МО и врачей-совместителей, а также 87% врачей частных МО. Примечательно, что ни один из респондентов не дал ответ «нет» на вопрос об уважении коллег. Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне коллегиальности среди врачей.

Рассмотрение этических дилемм в отношении организации труда предполагает изучение вопросов непрерывного профессионального образования, получение которого регламентировано законодательно. Выяснено, что 74% врачей имеют возможность проходить обучение вне рабочего времени, 20% врачей — в рамках рабочего времени; 6% врачей отметили, что не имеют такой возможности. Поскольку участие в непрерывном профессиональном образовании является непременным условием сертификации и аккредитации специалистов, неправомерно требование о том, что работники должны проходить обучение в свободное от работы время. Таким образом, необходим пересмотр организации труда с выделением времени в графике работы специалиста для обеспечения непрерывного профессионального образования.

С учетом всех прилагаемых усилий и уважения со стороны окружающих только 21% врачей считают, что оплата труда адекватна, 58% врачей считают, что оплата труда неадекватна, затруднились с ответом 21% респондентов.

Интегральным показателем профессиональной удовлетворенности может служить отсутствие потребности смены работы (рис. 2). Уверенное желание поменять работу как общий показатель отмечают 18% врачей. Задумываются о смене работы 41% врачей. Не собираются менять работу 41% врачей. Выявленные тенденции свидетельствуют о значительной неудовлетворенности рабочей ситуацией и высокой мобильности (готовности к смене профиля деятельности) среди врачей-сурдологов-оториноларингологов и врачей-оториноларингологов.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Я желаю поменять работу» среди врачей в зависимости от специальности и места работы.

В финале опроса некоторыми респондентами оставлены дополнительные замечания. Отмечена необходимость оптимизации производственных процессов и снижения чрезмерной заформализованности управления (высказаны пожелания сократить количество отчетной документации и автоматизировать отчеты о работе, методы анализа данных). В существующих нормативных документах не отражены нормативы времени приема и обследования пациентов с нарушением слуха. Необходимы пересмотр и обоснование требований к помещениям, техническому оснащению сурдологических кабинетов и тарифов ОМС по оплате сурдологических медицинских услуг. Врачи-сурдологи-оториноларингологи, как и врачи других специальностей, нуждаются в большей юридической и административной защищенности в трудовой деятельности, в изменении подходов к формированию оплаты труда.

Заключение

В ходе анализа трудовой деятельности установлено, что врачи-сурдологи-оториноларингологи и врачи-оториноларингологи государственных медицинских организаций прилагают значительные усилия при выполнении своих должностных обязанностей. Данная тенденция более выражена у врачей, совмещающих деятельность в медицинских организациях разного уровня и вынужденных тратить дополнительные ресурсы на перемещение и переключение с одного вида деятельности на другой. Среди врачей частных медицинских организаций, наоборот, наблюдается более стабильная ситуация в отношении условий труда и времени, отведенного на прием пациентов и заполнение медицинской документации. Несомненно, высокий уровень профессиональной поддержки и уважения со стороны пациентов повышает престиж профессии и психологически компенсируют выявленную напряженность. Тем не менее оплата труда недостаточно адекватна затраченным усилиям, что иногда приводит к потребности у врачей в смене работы.

Решение выявленных этических дилемм в основном касается изменения организационных подходов к деятельности врача-сурдолога-оториноларинголога, в частности выделения необходимого времени для выполнения профессиональных обязанностей, что в конечном итоге приведет к повышению качества оказания медицинской помощи пациентам с нарушением слуха.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.