Известно, что в основе нестабильности коленного сустава лежит дисбаланс мышц-агонистов и мышц-антагонистов, неустранение которого приводит к развитию признаков остеоартроза. После реконструкции передней крестообразной связки (ПКС) коленного сустава большое значение имеет оценка сил мышц-сгибателей голени. Изокинетическое исследование силы мышц коленного сустава может быть полезным инструментом для объективной оценки его функции и оказаться более предпочтительным, чем другие виды динамического мышечного тестирования [1]. Проведенные наблюдения доказали, что изокинетическое исследование баланса мышц-агонистов и мышц-антагонистов является важнейшим инструментом в оценке эффективности реабилитации [2, 3].
Существуют также гипотезы, что забор сухожилий тонкой и полусухожильной мышц отрицательно влияет на функцию коленного сустава [4, 5].
Цель исследования — провести объективную изокинетическую оценку функции коленного сустава с разрывом ПКС до оперативного лечения, через 6—8 нед после артроскопической аутопластики ПКС сухожилиями тонкой и полусухожильной мышц и после прохождения курса реабилитации (через 3—4 мес после операции), определить влияние забора сухожилий тонкой и полусухожильной мышц на сгибание голени.
Пациенты и методы
В период с 2012 по 2014 г. нами были отобраны и обследованы 44 пациента с разрывом ПКС. Все операции были выполнены одним хирургом, во всех случаях применялась идентичная хирургическая тактика. Пациентам выполнялась артроскопия коленного сустава через стандартные порты (переднемедиальный и переднелатеральный), забор сухожилий тонкой и полусухожильной мышц производился через небольшой косой разрез в области прикрепления «гусиной лапки» к большеберцовой кости. Бедренный конец аутотрансплантата фиксировался при помощи пуговицы, в костном канале большеберцовой кости — интерферентным винтом.
Обследование проводилось на разных этапах лечения: до операции, через 6—8 нед и 3—4 мес после артроскопической аутопластики ПКС. При обследовании все пациенты выполняли изокинетический тест с максимальным усилием по три концентрических и эксцентрических упражнения. Больные были разделены на 2 группы: в 1-й группе (10 женщин и 12 мужчин, возраст от 20 до 50 лет) применялся стандартный протокол реабилитации, через 6—8 нед после операции пациенты проходили повторную изокинетическую оценку функции коленного сустава, далее продолжали занятия лечебной физкультурой согласно протоколу; во 2-й группе пациенты (10 женщин и 12 мужчин, возраст от 18 до 42 лет) через 6—8 нед после операции приступали к изокинетическим тренировкам.
Для объективной оценки концентрической и эксцентрической силы мышц бедра пациенты проходили обследование на аппарате CYBEX HUMAC NORM («CSMi Medical Solutions», США). Система состоит из регистрирующего блока (электронные динамометр и параллельно подключенный гониометр), лечебно-тренирующего блока (функциональное кресло, электронно-инженерные устройства для предварительной установки и поддержания заданной скорости выполнения упражнений) и аппаратно-программного блока на базе компьютера с процессором класса Pentium (обработка, регистрация, анализ клинико-физиологической информации, генерирование и управление процессом индивидуализированной программы изокинетических тренировок).
Полученные диагностические сведения содержат информацию о функциональном состоянии мышц нижней конечности (мышцы-разгибатели и мыщцы-сгибатели голени, наружные и внутренние ротаторы) на этапах реабилитации. Особую диагностическую значимость имеют качественные и количественные данные о концентрических и эксцентрических сокращениях отдельных мышечных групп, которые могут быть отражены как в виде протокола, так и в виде графика функции «сила—скорость». Кроме того, в электронные таблицы автоматически заносится информация о средней силе и ее производных, максимальном вращательном моменте, мощности и производимой работе.
Для определения силовых возможностей основных мышечных групп проводилось их изокинетическое тестирование при стандартных условиях (положение пациента сидя, туловище и тазовое кольцо фиксированы ремнями корпуса, скорость сгибания в коленном суставе постоянная, 30°/с, прилагаемая сила не менее 50 Н). Диапазон движения в коленном суставе был выбран 60°, причем за 0° принималось полное разгибание в коленном суставе.
Результаты
Динамика изменения дисбаланса мышц-агонистов и мыщц-антагонистов в зависимости от периода лечения свидетельствует о том, что до лечения у всех пациентов отмечалось значительное нарушение физиологического баланса между противоположными мышечными группами, которое составляло от 55 до 80% (средний показатель 68%). После реконструктивных операций этот показатель хотя и улучшается, однако его полное восстановление не наблюдается даже к 3—4-му месяцу после проведенного хирургического вмешательства. В 1-й группе через 3—4 мес после операции дисбаланс мышц-разгибателей голени составлял 25—35% (средний показатель 29,8%) (рис. 1), а мышц-сгибателей голени — 10—15% (средний показатель 12,4%).
У пациентов 2-й группы, в протокол реабилитации которых была включена изокинетическая тренировка, через 3—4 мес после операции дисбаланс мышц-разгибателей голени составлял 10—15% (средний показатель 12,2%) (рис. 2), а мышц-сгибателей голени — 2—5% (средний показатель 3,4%).
Изокинетическим критерием для продолжения или завершения восстановительного лечения у пациентов с пластикой ПКС является степень восстановления силы четырехглавой мышцы [6]. Проверку результатов восстановительного лечения можно проводить с 6—8-й недели после операции. Только достижение 70% силы четырехглавой мышцы бедра по сравнению со здоровой конечностью позволяет перейти к увеличению функциональной активности сустава, а при достижении 80% можно заниматься нормальной трудовой деятельностью [7].
Через 2 года после операции по восстановлению ПКС без полноценной реабилитации сила мышц-разгибателей голени имеет выраженный дефицит [8].
Заключение
Объективная оценка функции коленного сустава, проведенная с помощью аппарата CYBEX HUMAC NORM, доказывает высокую эффективность изокинетических тренировок на достижение выздоровления. Известно, что в основе нестабильности коленного сустава лежит дисбаланс мышц-агонистов и мышц-антагонистов, неустранение которого приводит к развитию признаков остеоартроза [9]. Динамика изменения дисбаланса мышц-агонистов и мышц-антагонистов в зависимости от периода лечения свидетельствует о том, что до лечения у всех пациентов отмечалось значительное нарушение физиологического баланса между противоположными мышечными группами.
Пациенты, прошедшие курс изокинетических тренировок, достигли выздоровления. Через 3—4 мес показатель дисбаланса силы мышц-разгибателей голени между оперированной и здоровой конечностью составил 10—15%, тогда как у больных, занимавшихся только лечебной физкультурой, этот показатель через 3—4 мес составил 25—35%. Также полученные данные доказывают, что через 3—4 мес после артроскопической аутопластики ПКС сухожилиями тонкой и полусухожильной мышц в группе пациентов, прошедших курс изокинетических тренировок, дисбаланс мышц-сгибателей голени между оперированной и неоперированной конечностью незначительный (2—5%). И забор сухожилий тонкой и полусухожильной мышц не оказывает существенного отрицательного влияния на силу сгибания голени при условии прохождения программы изокинетических тренировок.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн: А.А.
Сбор и обработка материала: Л.Н., А.А.
Статистическая обработка данных: Ф.О., А.А.
Написание текста: Ф.О.
Редактирование: Д.А.