Введение
Повышение качества и доступности санаторно-курортного лечения, а также создание в Российской Федерации современного санаторно-курортного комплекса является одной из приоритетных и основополагающих государственных задач (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.18 № 2581-р «Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации»). Необходимость решения на государственном уровне проблем развития санаторно-курортного комплекса обусловлена продолжающим оставаться высоким уровнем общей смертности и заболеваемости населения, в первую очередь это болезни системы кровообращения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы [1].
В последнее время на всех уровнях государственного управления растет понимание того, что эффективность производства напрямую зависит от частоты заболеваемости граждан, количества листков нетрудоспособности, которые оформляются из-за болезни работников и их детей. Доказанным является тот факт, что экономическая эффективность профилактических программ достигает соотношения 1:8 по затраченным и сэкономленным средствам, а профилактика и лечение в санаторно-курортных условиях позволяют существенно сократить временную нетрудоспособность и снизить инвалидизацию у пациентов с последствиями травм, острых заболеваний и операций [2—4].
Кроме того, в последние годы во всем мире прослеживается тенденция к увеличению количества туристических поездок с целью оздоровления и лечения после перенесенных заболеваний. Практически все страны с развитой туриндустрией активно внедряют и используют при отелях в курортных зонах медицинские технологии, SPA и wellness. Опыт таких стран, как Германия, Франция, Италия, Чехия, Израиль и ряд других, показывает, что создаваемые на курортах медицинские центры все больше вовлекаются, с одной стороны, в систему санаторно-курортного лечения и оздоровления населения по социальным программам, а с другой — в систему международного лечебного туризма. Таким образом, эффективно построенная система санаторно-курортного лечения позволяет повысить уровень здоровья населения и тем самым внести существенный вклад в выполнение государственной социальной задачи.
В свою очередь, лечебно-оздоровительные местности и курорты Российской Федерации располагают практически всеми известными в мире видами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, которые являются основой санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и могут обеспечить сохранение и его дальнейшее развитие. [5, 6]. В связи с этим ведение государственного учета курортного фонда Российской Федерации и государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации, осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации в рамках установленных законодательством Российской Федерации полномочий. Но информация об установлении границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Единый государственный реестр недвижимости направляется не в полном объеме. Так, по состоянию на 2018 г. в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о 32 подтвержденных лечебно-оздоровительных местностях и курортах и о 2 не внесенных в реестр. Непредоставление уполномоченными органами необходимых данных для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон санитарной охраны в орган регистрации прав и, как следствие, отсутствие их в полном объеме не позволяют в каждом конкретном случае сделать вывод о нахождении того или иного земельного участка в границах какой-либо из зон санитарной охраны и отслеживать наличие ограничений (обременений) прав в отношении объектов недвижимости курортного фонда Российской Федерации.
Следует отметить, что на сегодняшний день, по данным государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, в базе существует более 100 нормативных правовых актов, регламентирующих признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, в том числе об установлении границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
В настоящее время число медицинских организаций, имеющих лицензию на оказание медицинской помощи по санаторно-курортному лечению, согласно данным Государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, составляет 1735 [7], из них 16% санаторно-курортных организаций отнесены к государственной форме собственности, 24% — к субъектовой, 3% — к муниципальной, 57% — к частной, профсоюзной и другим формам собственности. Наибольшее количество государственных санаторно-курортных организаций сосредоточено в Республике Крым, Краснодарском и Ставропольском краях. В большинстве санаторно-курортных организаций здания и помещения не приспособлены для передвижения и размещения маломобильных групп населения — только в 5% санаторно-курортных организаций созданы условия для инвалидов. Укомплектованность санаторно-курортных организаций врачами составляет 97%, средним медицинским персоналом — 83%.
Кроме того, негативным фактором, также сдерживающим развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и не обеспечивающим его конкурентоспособность на международном рынке санаторно-курортных услуг, является состояние его материально-технической базы, которая требует модернизации, а санаторно-курортные территории — комплексного территориального развития [8—10]. В свою очередь, внедрение инновационных методов диагностики и лечения привело к изменению основных функций санаторно-курортной отрасли Российской Федерации, в сторону оздоровления и медицинской реабилитации [11—13]. Также повлиял на функционирование санаторно-курортного комплекса определенный круг вопросов, требующих комплексного решения, которые были изложены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 26.11.18 № 2581-р «Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации».
Цель работы — провести анализ текущего состояния санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и разработать перспективные пути его развития.
Материал и методы
В ходе исследования была проведена оценка состояния санаторно-курортной отрасли в 85 субъектах Российской Федерации. Анализ состояния проводился на основе следующей информации:
— результатов выездных мероприятий, включая оценку качества оказания медицинской помощи;
— итогов видеоселекторных совещаний;
— данных Государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
— отчетов о проведении медицинской реабилитации инвалидам и детям-инвалидам в медицинских и санаторно-курортных организациях.
При оценке использовали интегральный показатель текущего состояния медицинской отрасли, на основе которого производился расчет общего интегрального показателя санаторно-курортного комплекса (ОИПСКО):
ОИПСКО=(8·Дем·НБ·ЛО·КФ·КМП·Ообр·Е·ВМД)/(Дем·НБ·ЛО·КФ·КМП·Ообр·Е+...+НБ·ЛО·КФ· КМП·Ообр·Е·ВМД),
где: Дем — коэффициент смертности в субъектах; НБ — нормативная правовая база субъекта Российской Федерации, характеризующая «санаторно-курортное лечение»; ЛО — количество лицензированных организаций; КФ — состояние коечного (номерного) фонда; КМП — общая оценка кадрового потенциала в соотношении штатные должности к количеству физических лиц; Ообр — материально-техническое обеспечение; Е — степень развития природных лечебных ресурсов; ВМД — ведение медицинской документации.
Результаты и обсуждение
Согласно полученным данным, была проведена интегральная оценка состояния санаторно-курортной отрасли Российской Федерации. В результате полученные интегральные показатели были оценены в единой четырехуровневой шкале:
— выше среднего уровня (2,55—4);
— средний уровень (1,8—2,54);
— ниже среднего уровня (1,33—1,79);
— низкий уровень (1—1,32).
По итогам проведенной оценки был составлен рейтинг субъектов Российской Федерации, в котором все субъекты были ранжированы в зависимости от интегрального показателя состояния санаторно-курортного лечения.
В табл. 1 указаны субъекты, ОИПCКО которых был наивысшим. Кроме того, проведенный анализ позволяет определить субъекты Российской Федерации с «низким» уровнем организации санаторно-курортного комплекса. При этом такие субъекты Российской Федерации, как Ставропольский и Краснодарский край, республики Татарстан, Башкортостан, Алтайский край, имели достаточно высокие позиции, что объясняется изначально имеющимся развитым санаторно-курортным комплексом на их территории и природными лечебными ресурсами (табл. 2).
Таблица 1. Субъекты Российской Федерации с высокими результатами интегрального показателя состояния санаторно-курортного комплекса
Table 1. The subjects of the Russian Federation with high results of an integral indicator of the state of the sanatorium-and-spa complex
Федеральный округ Federal District | No. | Субъект Российской Федерации The subject of the Russian Federation | ОИПСКО/TIISSO |
СКФО NCFD | 1 | Ставропольский край Stavropol Krai | 3,54 |
ЮФО SFD | 2 | Краснодарский край Krasnodar Krai | 3,50 |
ПФО VFD | 3 | Республика Татарстан Republic of Tatarstan | 3,23 |
ПФО VFD | 4 | Республика Башкортостан Republic of Bashkortostan | 3,16 |
СФО SibFD | 5 | Алтайский край Altai Krai | 3,13 |
СФО SFD | 6 | Республика Крым Republic of Crimea | 3,12 |
СФО SFD | 7 | Астраханская область Astrakhan Oblast | 3,07 |
ЦФО CFO | 8 | Москва Moscow | 2,99 |
СКФО NCFD | 9 | Кабардино-Балкарская Республика Kabardino-Balkarian Republic | 2,69 |
СКФО NCFD | 10 | Карачаево-Черкесская Республика Karachay-Cherkessian Republic | 2,62 |
СФО SFD | 11 | Республика Калмыкия Republic of Kalmykia | 2,60 |
СКФО NCFD | 12 | Чеченская Республика Chechen Republic | 2,58 |
СКФО NCFD | 13 | Республика Дагестан Republic of Dagestan | 2,57 |
ПФО VFD | 14 | Пермский край Perm Krai | 2,56 |
Таблица 2. Субъекты Российской Федерации с низким уровнем интегрального показателя состояния санаторно-курортного комплекса
Table 2. Subjects of the Russian Federation with a low level of integral indicator of the sanatorium-and-spa complex
Федеральный округ Federal District | No. | Субъект Российской Федерации The subject of the Russian Federation | ОИПСКО/TIISSO |
ЦФО CFO | 76 | Нижегородская область Nizhny Novgorod Oblast | 1,32 |
ЦФО CFO | 77 | Ярославская область Yaroslavl Oblast | 1,25 |
СФО SibFD | 78 | Мурманская область Murmansk Oblast | 1,23 |
СЗФО NWFD | 79 | Новгородская область Novgorod Oblast | 1,23 |
ЦФО CFO | 80 | Костромская область Kostroma Oblast | 1,23 |
ЦФО CFO | 81 | Орловская область Oryol Oblast | 1,12 |
ДФО FEFD | 82 | Приморский край Primorsky Krai | 1,06 |
ДФО FEFD | 83 | Еврейская автономная область Yevreyskiy Avtonomnyy Okrug | 1,06 |
ДФО FEFD | 84 | Чукотский автономный округ Chukotka Autonomous Okrug | 1,06 |
СЗФО NWFD | 85 | Ненецкий Автономный Округ Nenets Autonomous Okrug | 1,06 |
В субъектах Российской Федерации, имеющих «низкий» уровень организации санаторно-курортного комплекса, следует уделить внимание поиску, использованию и развитию санаторно-курортных территорий природных лечебных ресурсов, а также организации санаторно-курортного лечения для граждан субъекта Российской Федерации.
В рамках выполнения головных функций специалистами ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России был проведен комплексный анализ состояния санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, по итогам которого были выявлены следующие проблемные вопросы:
1) необходимость модернизации материально-технического оснащения санаторно-курортных организаций (особенно детских);
2) неполное отражение современного состояния и уровня организации по профилю «санаторно-курортное лечение» основными формами федерального статистического наблюдения;
3) недостаточная укомплектованность профильными специалистами санаторно-курортных организаций;
4) низкий уровень внедрения информационных технологий;
5) отсутствие мотивации у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья по ведению Государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
6) отсутствие взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с санаторно-курортными организациями частной формы собственности;
7) отсутствие знаний у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья о имеющихся на их территории курортах и природных лечебных ресурсах;
8) необходимость пересмотра нормативной правовой базы, регламентирующей сохранение, использование и изучение природных лечебных ресурсов, курортов и лечебно-оздоровительных местностей;
9) ограниченное использование санаторно-курортными организациями природных лечебных ресурсов, имеющихся на территории субъекта Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным в качестве мероприятий по развитию санаторно-курортного комплекса Российской Федерации предлагается реализовать следующее:
1) разработку и внедрение в практику методов санаторно-курортного лечения и проведение их дальнейшей адаптации на территориях, которые обладают уникальными природными лечебными ресурсами;
2) разработку и утверждение методики расчета стоимости работ по установлению и актуализации границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей;
3) разработку предложений по совершенствованию Порядка организации санаторно-курортного лечения, утвержденного приказом Минздрава России от 05.05.16 № 279н, включая установление критериев (порядков) отнесения организаций к санаторно-курортным в соответствии с утвержденной номенклатурой медицинских организаций в целях лицензирования медицинской деятельности;
4) разработку предложений по совершенствованию Перечней медицинских показаний и медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослого и детского населения, утвержденных приказом Минздрава России от 07.06.18 №321н;
5) внесение изменений в типовую форму клинических рекомендаций и требований к структуре клинических рекомендаций, составу и научной обоснованности, включаемой в клинические рекомендации информации, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.19 №103н, путем включения требований по использованию природных лечебных ресурсов;
6) разработку сборника о санаторно-курортном комплексе Российской Федерации для медицинских работников, граждан Российской Федерации и других заинтересованных лиц (информация о курортах, природных лечебных ресурсах, санаторно-курортных организациях, методах санаторно-курортного лечения и др.);
7) проведение социологических опросов для целевых аудиторий об услугах санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и их оценке, последующий анализ полученных результатов;
8) развитие государственного реестра курортного фонда Российской Федерации (kurort.rosminzdrav.ru), включая интерактивную карту курортов Российской Федерации;
9) популяризацию санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, включая проведение конгрессов, тематических занятий, в том числе посредством телемедицины, о возможностях санаторно-курортного лечения среди медицинских работников и руководителей медицинских организаций;
10) размещение информации о санаторно-курортном комплексе на региональных туристско-информационных порталах, а также на национальном туристическом портале в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Russia.travel.ru).
Заключение
В заключение необходимо отметить, что перечисленные выше предложения в целом отражают основную цель Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Реализация этих предложений позволит восстановить утраченные в последние годы всемирно признанные достижения в области российской курортологии, а также популяризировать курорты и значительно расширить сферу оказания санаторно-курортного лечения гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам.
Участие авторов: организация исследования, сбор материала, написание статьи — М.Ю. Яковлев, Я.А. Литвинюк; научное консультирование, правка рукописи — А.Д. Фесюн.
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
The authors declare no conflict of interest.
Литература/References
1. Вялков А.И., Бобровницкий И.П., Рахманин Ю.А., Разумов А.Н. Пути совершенствования организации здравоохранения в условиях растущих экологических вызовов безопасности жизни и здоровью населения. Russian Journal of Rehabilitation Medicine. 2017;1:24-41.
Vjalkov AI, Bobrovnickiĭ IP, Rahmanin JuA, Razumov AN In order to ensure the safety of life and a healthy population. Russian Journal of Rehabilitation Medicine. 2017;1:24-41. (In Russ.).
2. Разумов А.Н. Концептуально-стратегические аспекты развития санаторно-курортного комплекса. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2015;1:35-48.
Razumov AN. Conceptual and strategic aspects of the development of the spa complex. Kremlevskaya medicina. Klinicheskij vestnik. 2015;1:35-48. (In Russ.).
3. Соколов А.В., Стома А.В. Санаторно-курортное лечение у работников газовой промышленности. Russian Journal of Rehabilitation Medicine. 2018;4:3-11.
Sokolov AV, Stoma AV. Sanatorium treatment at gas industry workers. Russian Journal of Rehabilitation Medicine. 2018;4:3-11. (In Russ.).
4. Стародубов В.И., Щепин О.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2014.
Starodubov VI, Shhepin OP. Public health and healthcare. National leadership. M.: GEOTAR-Media; 2014. (In Russ.).
5. Разумов А.Н. О достижении национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. в части влияния санаторно-курортного оздоровления, восстановительного лечения и медицинской науки на здоровьесбережение населения. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2019;2-2(96):5-9.
Razumov AN. On the achievement of the national development goals of the Russian Federation for the period until 2024 in terms of the impact of sanatorium-resort rehabilitation, rehabilitation treatment and medical science on the health of the population. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fizicheskoj kul’tury. 2019;2-2(96):5-9. (In Russ.).
6. Разумов А.Н., Адилов В.Б. Необходимость новых подходов к разработке проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и их природных лечебных ресурсов. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2015;5(92):57-60.
Razumov AN, Adilov VB. The need for new approaches to the development of projects of districts of sanitary (mountain sanitary) protection of health-improving areas and resorts and their natural healing resources. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fizicheskoj kul’tury. 2015;5(92):57-60. (In Russ.).
7. Терехов А.С., Прилипко Н.С. Модернизация паспорта санаторно-курортной организации в программно-информационном комплексе «Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации». Russian Journal of Rehabilitation Medicine. 2018;3:3-15.
Terehov AS, Prilipko NS. Modernization of the passport of a sanatorium-resort organization in the program-information complex «State Register of the Resort Fund of the Russian Federation». Russian Journal of Rehabilitation Medicine. 2018;3:3-15. (In Russ.).
8. Разумов А.Н. Развитие санаторно-курортного комплекса России — основа сбережения здоровья населения. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2018;2-2(95):5-8.
Razumov AN. The development of the sanatorium complex of Russia is the basis for saving public health. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fizicheskoj kul’tury. 2018;2-2(95):5-8. (In Russ.).
9. Разумов А.Н. Этапы оптимизации системы управления санаторно-курортными комплексами и их дальнейшим развитием. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017;2(94):116-119.
Razumov AN. Stages of optimization of the management system of sanatorium complexes and their further development. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fizicheskoj kul’tury. 2017;2(94):116-119. (In Russ.).
10. Dubovskoy AV, Gilmutdinova IR, Gumenyuk SA, Fesyun OA. Use of natural therapeutic factors. Journal of Restorative Medicine and Rehabilitation. 2019;3:71-72.
11. Разумов А.Н. Фундаментальные и прикладные аспекты современной концепции охраны здоровья. Russian Journal of Rehabilitation Medicine. 2017;1:3-23.
Razumov AN. Fundamental and applied aspects of the modern concept of health protection. Russian Journal of Rehabilitation Medicine. 2017;1:3-23. (In Russ.).
12. Разумов А.Н., Бобровницкий И.П., Турова Е.А., Поважная Е.Л, Гусакова Е.В., Шашлов С.В., Львова Н.В. Развитие курортного и медицинского туризма в сфере охраны здоровья здорового человека. Russian Journal of Rehabilitation Medicine. 2017;2:54-73.
Razumov AN, Bobrovnickiĭ IP, Turova EA, Povazhnaya EL, Gusakova EV, Shashlov SV, L’vova NV. Development of spa and medical tourism in the field of healthy human health. Russian Journal of Rehabilitation Medicine. 2017;2:54-73. (In Russ.).
13. Разумов А.Н., Лимонов В.И., Нестерова Е.В. Об отраслевой науке в санаторно-курортной сфере. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2019;2-2(96):139-140.
Razumov AN, Limonov VI, Nesterova EV. On branch science in the spa sector. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fizicheskoj kul’tury. 2019;2-2(96):139-140. (In Russ.).
Поступила 09.12.2019
Received 09.12.2019
Принята в печать 13.03.2020
Accepted 13.03.2020