ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявление изменений феноменологии депрессий за последние несколько десятилетий на материале меланхолических депрессий, определяемых по наличию доминирующего аффекта тоски, типичных хронобиологических, нейровегетативных нарушений, конгруэнтных аффекту идеаторных феноменов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Сравнение данных архивных регистрационных карт участников исследования депрессии, проведенного в 1980—1986 гг., которые составили 1-ю группу, и данных обследования больных депрессиями в той же клинике в 2015—2021 гг. с использованием той же регистрационной карты, которые составили 2-ю группу. В 1-ю группу включены 103 наблюдения, из которых 47 отнесены к рекуррентным депрессиям, 56 — к биполярным депрессиям в рамках биполярного расстройства II типа; во 2-ю группу — 109 наблюдений, из которых 52 отнесены к рекуррентным депрессиям, 57 — к биполярным депрессиям в рамках биполярного расстройства II типа. Группы сопоставимы по возрасту и полу. Для оценки тяжести депрессий применялась шкала депрессии Гамильтона (HDRS-17). Сравнивались данные первичного обследования больных при поступлении в клинику, до начала терапии. Статистические процедуры включали характеристику центральной тенденции количественных данных и частотный анализ распределения признаков с использованием критерия χ2.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Основные биологически опосредованные симптомы депрессии (укорочение сна с ранним утренним пробуждением, типичные депрессивные суточные колебания с витализацией аффекта, анергией преимущественно в первой половине дня, снижением аппетита, либидо и мотивации к деятельности) не имели различий по частоте в обеих группах. Напротив, идеаторные компоненты депрессии, а именно идеи малоценности, вины, суицидальные мысли, а также болезненная психическая анестезия, достоверно реже встречались во 2-й группе, при этом обращала на себя внимание бедность вербализации болезненных переживаний, особенно касающихся самооценки, эмоциональной реактивности, чувств к близким, прежде всего у пациентов молодого возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования свидетельствуют, что за последние 35—40 лет произошли изменения феноменологии депрессий, прежде всего касающиеся идеаторного компонента, в том числе способности к их вербализации. Предлагаются некоторые объяснения этих изменений с учетом популяционных психосоциальных изменений.