Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Изнак А.Ф.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Изнак Е.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Дамянович Е.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Олейчик И.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

ЭЭГ-корреляты суицидальных намерений у больных депрессией, болевших и не болевших COVID-19

Авторы:

Изнак А.Ф., Изнак Е.В., Дамянович Е.В., Олейчик И.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1038 раз


Как цитировать:

Изнак А.Ф., Изнак Е.В., Дамянович Е.В., Олейчик И.В. ЭЭГ-корреляты суицидальных намерений у больных депрессией, болевших и не болевших COVID-19. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2023;123(11‑2):92‑95.
Iznak AF, Iznak EV, Damyanovich EV, Oleichik IV. EEG correlates of suicidal intentions in depressive patients who survived and have not been ill with COVID-19. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(11‑2):92‑95. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202312311292

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Мик­ро­би­ота ки­шеч­ни­ка при би­по­ляр­ном аф­фек­тив­ном расстройстве. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):28-33

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 вызвала рост проявлений психических расстройств, в том числе аутоагрессивного поведения, включая суицидальные мысли, несуицидальные самоповреждения и суицидальные попытки [1—5]. Заболевание COVID-19 также имеет различные долговременные психологические, неврологические и психиатрические последствия [6—10]. В частности, отмечается, что у лиц, переболевших COVID-19 даже в легкой или в бессимптомной форме, в том числе у больных депрессией, усиливаются суицидальные намерения [3, 10]. Одним из путей предотвращения суицидов, которые чаще всего совершают больные депрессией, является своевременное выявление у них суицидальных намерений. Многие больные скрывают свои мысли и планы в отношении самоубийства, что затрудняет выявление суицидальных намерений методами психиатрического интервью, шкалирования или психологического тестирования. В связи с этим представляется актуальным поиск объективных, в частности нейрофизиологических, маркеров суицидальных намерений.

Если исследование электроэнцефалограмм (ЭЭГ) больных с аутоагрессивным поведением (несуицидальными самоповреждениями и суицидальными попытками) насчитывают тысячи публикаций, то работ, посвященных конкретно проблеме нейрофизиологических коррелятов суицидальных намерений, относительно немного, причем их результаты разноплановы и противоречивы. Так, еще в ранних исследованиях была показана положительная корреляция между наличием пароксизмальной активности на ЭЭГ и суицидальных мыслей [11]. Выявлена связь суицидальных намерений с межполушарной асимметрией спектральной мощности (СпМ) альфа-ритма ЭЭГ в теменно-затылочных [12] и в лобных областях [13], с СпМ тета-ритма ЭЭГ [14], с «согласованностью» ЭЭГ (QEEG cordance) [15], с параметрами когерентности ЭЭГ [16], а также с функциональной связанностью потенциалов магнитоэнецефалограммы (МЭГ) между гиппокампом и передним отделом островка левого полушария и дорсолатеральной префронтальной корой билатерально [17]. Однако в недавней работе [18] ранее полученные данные о специфической связи частотных компонентов ЭЭГ с суицидальными намерениями не были подтверждены.

Цель настоящей работы — поиск ЭЭГ-коррелятов суицидальных намерений у молодых больных депрессией, болевших и не болевших COVID-19.

Материал и методы

Исследование проведено на базе лаборатории нейрофизиологии и отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ «НЦПЗ») в соответствии с принципами биомедицинской этики Хельсинкской декларации и одобрено локальным Этическим комитетом ФГБНУ «НЦПЗ» (протокол №757 от 23.04.21). Все пациентки подписали информированное согласие на участие в исследовании.

В исследование включены 46 пациенток женского пола 16—25 лет с депрессивными расстройствами (в рамках рубрик F31.3-4, F21.3-4+F34.0 по МКБ-10), ранее, за 2—6 мес до обследования, переболевших COVID-19 (группа «COVID»). Из них 16 (35%) больных переболели в бессимптомной форме, 30 (65%) больных — в легкой форме. Такое относительно легкое течение заболевания характерно для лиц молодого возраста [19]. Группу сравнения составили ранее обследованные 40 больных депрессией, соответствующих по полу, возрасту, синдромальной структуре расстройств и исходной тяжести депрессии больным группы «COVID», но лечившихся в НЦПЗ в 2018—2019 гг. и, следовательно, заведомо не болевших COVID-19 (группа «не COVID») [20]. Группы «COVID» и «не COVID» статистически не различались ни по среднему возрасту (18,2±2,8 и 18,4±2,8 года соответственно), ни по общей сумме баллов шкалы Гамильтона (Hamilton Rating Scale for Depression — HDRS-17) до начала курса терапии (21,7±5,4 и 22,9±6,5 балла соответственно).

Выраженность суицидальных намерений у всех больных оценивалась по количеству баллов пункта 3 («суицидальные намерения») шкалы HDRS-17, где 0 баллов соответствует отсутствию суицидальных мыслей, 1 балл — наличию чувства, что жить не стоит, 2 балла — желанию смерти или мыслям о возможности собственной смерти, 3 балла — наличию суицидальных высказываний или жестов, 4 балла — наличию суицидальных попыток в анамнезе.

Всем больным до начала курса терапии проводилась регистрация фоновой ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами в 16 монополярных отведениях (F7, F3, F4, F8, T3, C3, Cz, C4, T4, T5, P3, Pz, P4, T6, O1 и O2) с помощью цифрового электроэнцефалографа «Нейро-КМ» («Статокин», Россия) с программным обеспечением BrainSys («Нейрометрикс», Россия) [21]. Анализ абсолютной СпМ ЭЭГ проводился в 8 узких частотных поддиапазонах: дельта — 2—4 Гц, тета1 — 4—6 Гц, тета2 — 6—8 Гц, альфа1 — 8—9 Гц, альфа2 — 9—11 Гц, альфа3 — 11—13 Гц, бета1 — 13—20 Гц и бета2 — 20—30 Гц.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась методами описательной статистики, сравнения средних и корреляционного анализа с использованием пакета программ IBM SPSS Statistics v.22. Различия средних значений количества баллов пункта 3 шкалы HDRS-17 между двумя группами пациенток выявляли с использованием непараметрического критерия Манна—Уитни для независимых выборок. Оценку связей между количественными клиническими показателями и СпМ ЭЭГ в каждой из групп больных осуществляли методом ранговой корреляции (по Спирмену). Статистически значимыми считались различия при p<0,05.

Результаты

В группе «COVID» среднее число баллов пункта 3 шкалы HDRS-17 оказалось несколько выше (2,1±1,5 балла), чем в группе «не COVID» (1,8±1,6 балла). Эти различия не достигли уровня статистической достоверности (p>0,05), возможно, из-за легкой тяжести заболевания, но полученные результаты согласуются с данными литературы [3, 10], что у лиц, переболевших коронавирусной инфекцией даже в легкой или в бессимптомной форме, в том числе у больных депрессией, усиливаются суицидальные намерения.

В то же время структура корреляций значений показателя выраженности суицидальных намерений с СпМ ЭЭГ в двух группах пациенток оказалась различной.

В группе «COVID» достоверно (p<0,05) положительные коэффициенты корреляции отмечены между числом баллов пункта 3 шкалы HDRS-17 и значениями СпМ медленноволновых компонентов ЭЭГ — тета2-поддиапазона (6—8 Гц) в лобных (F3, F4), передневисочных (F7, F8), центральных (C3, C4), средневисочных (Т3, T4) и теменных (P3, P4) отведениях, а также дельта-поддиапазона (2—4 Гц) в левом передневисочном отведении (F7).

Лобно-передневисочные ЭЭГ-отведения левого полушария (F7, F3) являются проекцией левой дорсолатеральной префронтальной коры, отвечающей за планирование, контроль поведения и принятие решений [22]. Снижение ее функционального состояния, отражающееся в виде усиления медленноволновой тета- и дельта-ЭЭГ-активности [23] должно затруднять принятие адекватных решений в ситуации, провоцирующей суицид [22].

«Замедление» ЭЭГ в виде повышения СпМ тета и дельта активности, отмечаемое после перенесенной инфекции COVID-19, по мнению ряда авторов [24—26], указывает на вызванную заболеванием энцефалопатию за счет поражения вирусом цереброваскулярной системы и активизации процессов нейровоспаления. Ранее нами также былопоказано, что на ЭЭГ больных депрессией, переболевших COVID-19, по сравнению с неболевшими, повышено содержание тета- и дельта-активности [20]. Выявленная в настоящей работе структура положительных корреляций клинических оценок выраженности суицидальных намерений с признаками «замедления» ЭЭГ, в частности в лобно-передневисочных отведениях левого полушария, свидетельствует о роли дисфункции этого отдела мозга, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, в усилении суицидальных намерений у больных депрессией, переболевших COVID-19. Эти данные также согласуются с описанными в литературе результатами МРТ-исследований головного мозга пациентов, переболевших COVID-19 даже в легкой форме [27]. У них отмечено уменьшение общего объема головного мозга, особенно серого вещества, в передних отделах коры (в орбитофронтальной, первичной обонятельной коре и в парагиппокампальной извилине), что ассоциировалось с когнитивными, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Дорсолатеральная префронтальная кора также входит в кластер корково-подкорковых структур головного мозга, вовлеченных, по данным МЭГ-коннективности, в регуляцию суицидальных намерений [17].

В группе «не COVID» число баллов пункта 3 шкалы HDRS-17 достоверно (p<0,05) положительно коррелировало со значениями СпМ альфа2-поддиапазона ЭЭГ (9—11 Гц) во многих отведениях (F7, F8, F4, C3, C4, T4, P4 и O2). Широкое распространение по большинству ЭЭГ-отведений альфа-частотной ЭЭГ-активности характерно для депрессивных состояний, но соответствует менее сниженному функциональному состоянию коры головного мозга по сравнению с группой «COVID», где повышено содержание медленноволновой тета- и дельта-ЭЭГ-активности [20]. Эти данные также свидетельствуют в пользу того, что усиление выраженности суицидальных намерений после заболевания коронавирусной инфекцией связано со снижением функционального состояния коры головного мозга, в частности ее передних отделов.

Ограничения данной работы определяются относительно небольшим объемом выборок пациентов, что требует в перспективе увеличения их объема с целью уточнения ЭЭГ-коррелятов суицидальных намерений у больных депрессией, в том числе перенесших COVID-19.

Заключение

Заболевание COVID-19, даже перенесенное в легкой или бессимптомной форме, вызывает у молодых больных депрессией женского пола усиление суицидальных намерений. Выраженность суицидальных намерений ассоциируется с ЭЭГ-признаками более сниженного функционального состояния коры головного мозга, в том числе передних отделов левого полушария, чем у пациенток, не болевших COVID-19.

Исследование поддержано Российским научным фондом (грант №2021-18-00129).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Мосолов С.Н. Проблемы психического здоровья в условиях пандемии COVID-19. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(5):7-15.  https://doi.org/10.17116/jnevro20201200517
  2. Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И. и др. Влияние пандемии COVID-19 на состояние здоровья людей, страдающих психическими заболеваниями. Психиатрия (Москва). 2023;21(2):72-88.  https://doi.org/10.30629/2618-6667-2023-21-2-72-88
  3. Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Бойко О.М. и др. Анализ динамики депрессивной симптоматики и суицидальных идей во время пандемии COVID-19 в России. Суицидология. 2020;11(3):3-16.  https://doi.org/10.32878/suiciderus.20-11-03(40)-3-16
  4. Sher L. The impact of the COVID-19 pandemic on suicide rates. QJM. 2020;113(10):707-712.  https://doi.org/10.1093/qjmed/hcaa202
  5. Pirkis J, John A, Shin S, et al. Suicide trends in the early months of the COVID-19 pandemic: an interrupted time-series analysis of preliminary data from 21 countries. Lancet Psychiatry. 2021;8(7):579-588.  https://doi.org/10.1016/S2215-0366(21)00091-2
  6. Мосолов С.Н. Длительные психические нарушения после перенесенной острой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Современная терапия психических расстройств. 2021;3:2-23.  https://doi.org/10.21265/PSYPH.2021.31.25.001
  7. Robinson E, Sutin AR, Daly M, et al. A systematic review and meta-analysis of longitudinal cohort studies comparing mental health before versus during the COVID-19 pandemic in 2020. J Affect Disord. 2022;296:567-576.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2021.09.098
  8. Taquet M, Geddes JR, Husain M, et al. 6-month neurological and psychiatric outcomes in 236 379 survivors of COVID-19: a retrospective cohort study using electronic health records. Lancet Psychiatry. 2021;8(5):416-427.  https://doi.org/10.1016/S2215-0366(21)00084-5
  9. Premraj L, Kannapadi NV, Briggs J, et al. Mid and long-term neurological and neuropsychiatric manifestations of post-COVID-19 syndrome: A meta-analysis. J Neurol Sci. 2022;15(434):120162. https://doi.org/10.1016/j.jns.2022.120162
  10. Sher L. Are COVID-19 survivors at increased risk for suicide? Acta Neuropsychiatr. 2020;32(5):270.  https://doi.org/10.1017/neu.2020.21
  11. Struve FA, Klein DF, Saraf KR. Electroencephalographic Correlates of Suicide Ideation and Attempts. Arch Gen Psychiatry. 1972;27(3):363-365.  https://doi.org/10.1001/archpsyc.1972.01750270067010
  12. Graae F, Tenke C, Bruder G, et al. Abnormality of EEG alpha asymmetry in female adolescent suicide attempters. Biol. Psychiatry. 1996;40(8):706-713.  https://doi.org/10.1016/0006-3223(95)00493-9
  13. Roh S-C, Kim JS, Kim S, et al. Frontal Alpha Asymmetry Moderated by Suicidal Ideation in Patients with Major Depressive Disorder: A Comparison with Healthy Individuals. Clinical Psychopharmacology and Neuroscience. 2020;18(1):58-66.  https://doi.org/10.9758/cpn.2020.18.1.58
  14. Lee SM, Jang KI, Chae JH. Electroencephalographic Correlates of Suicidal Ideation in the Theta Band. Clin EEG Neurosci. 2017;48(5):316-321.  https://doi.org/10.1177/1550059417692083
  15. Hunter AM, Leuchter AF, Cook IA, Abrams M. Brain functional changes (QEEG cordance) and worsening suicidal ideation and mood symptoms during antidepressant treatment. Acta Psychiatr Scand. 2010;122(6):461-469.  https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.2010.01560.x
  16. Лапин И.А., Рогачева Т.А. Возможности когерентного анализа ЭЭГ для оценки суицидального риска при депрессиях. Социальная и клиническая психиатрия. 2018;28(2):30-38. 
  17. Nugent AC, Ballard ED, Gilbert JR, et al. Multilayer MEG functional connectivity as a potential marker for suicidal thoughts in major depressive disorder. NeuroImage: Clinical. 2020;28:102378. https://doi.org/10.1016/j.nicl.2020.102378
  18. Amico F, De Canditiis D, Castiglione F, et al. A resting state EEG study on depressed persons with suicidal ideation. IBRO Neuroscience Reports. 2023;14(3):346-352.  https://doi.org/10.1016/j.ibneur.2023.03.012
  19. Ludvigsson JF. Systematic review of COVID-19 in children shows milder cases and a better prognosis than adults. Acta Paediatrica. 2020;109(6):1088-1095. https://doi.org/10.1111/apa.15270
  20. Изнак А.Ф., Изнак Е.В., Зозуля С.А. и др. Взаимосвязи клинических, нейрофизиологических и нейроиммунологических показателей у больных депрессией, перенесших COVID-19. Психиатрия (Москва). 2023;21(2):28-37.  https://doi.org/10.30629/2618-6667-2023-21-2-28-37
  21. Митрофанов А.А. Компьютерная система анализа и топографического картирования электрической активности мозга с нейрометрическим банком ЭЭГ-данных (описание и применение). М. 2005:63. 
  22. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М.: Изд-во РПА; 1998.
  23. Niedermeyer E, Lopes da Silva F, eds. Electroencephalography: Basic Principles, Clinical Applications, and Related Fields. 5th edition. Lippincott Williams & Wilkins, Philadelphia/Baltimore/New York; 2004:1309.
  24. Petrescu A-M, Taussig D, Bouilleret V. Electroencephalogram (EEG) in COVID-19: a systematic retrospective study. Neurophysiol Clin. 2020;50(3): 155-165.  https://doi.org/10.1016/j.neucli.2020.06.001
  25. Vellieux G, Rouvel-Tallec A, Jaquet P, Grinea A, et al COVID-19 associated encephalopathy: is there a specific EEG pattern? Clin Neurophysiol. 2020;131(8):1928-1930. https://doi.org/10.1016/j.clinph.2020.06.005
  26. Sáez-Landete I, Gómez-Domínguez A, Estrella-León B, et al. Retrospective Analysis of EEG in Patients With COVID-19: EEG Recording in Acute and Follow-up Phases. Clinical EEG and Neuroscience. 2022;53(3):215-228.  https://doi.org/10.1177/15500594211035923
  27. Douaud G, Lee S, Alfaro-Almagro F, et al. SARS-CoV-2 is associated with changes in brain structure in UK Biobank. Nature. 2022;604(7907):697-707.  https://doi.org/10.1038/s41586-022-04569-5

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.