Известно, что в студенческом возрасте в связи с высоким уровнем нагрузок и стресса высок риск манифестации психической патологии [2, 3, 5, 7] и развития суицидальных тенденций [3, 6, 7]. По данным целого ряда исследователей [1, 3, 4, 7, 10-12], основной проблемой дезадаптации студентов в виде суицидальной направленности мышления и поведения являются дисфункциональные межличностные отношения, которые могут вызывать социальную тревожность.
Социальная тревожность - это состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми [8, 13, 14, 16]. Человеку с высокой социальной тревожностью в ситуации взаимодействия с людьми кажется, что он будет выглядеть смешно или глупо, что окружающие его осудят или унизят. Однако каждый человек на протяжении жизни постоянно оказывается в ситуациях необходимости контакта с другими людьми. Учеба, работа, развлечения и даже поездки в общественном транспорте тесно связаны с общением. Естественно, что человеку, у которого ситуации общения вызывают сильное чувство тревоги и дискомфорта, сложно справляться с повседневными делами.
Социальная тревожность способна оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни студентов. Из-за повышенной тревожности студент зачастую не способен действовать эффективно в присутствии других людей и, как правило, без всяких оснований приходит к мнению, что его осуждают. Избегая ситуации, контактов с людьми, такой студент лишает себя возможности развить свои социальные навыки и убедиться в том, что он способен успешно взаимодействовать.
Крайним проявлением социальной тревожности является социальная фобия. Если социальная тревожность приносит дискомфорт в жизнь человека, делает для него определенные ситуации мучительными и неприятными, то социофобия ведет к более серьезной дезадаптации, вплоть до отказа от деятельности, связанной с пугающими ситуациями. Основным выходом для людей, страдающих социальной фобией, часто становится избегание любых ситуаций, которые связаны с вероятностью негативной оценки. Они избегают выступлений, встреч с противоположным полом, вечеринок, выходов «в люди», что приводит к частичной или полной социальной изоляции. Это сильно ограничивает их возможность чувствовать радости жизни и приводит к страданию от одиночества. Еще более тяжело переносимой такую ситуацию делает постоянное сравнивание себя с более успешными и уверенными людьми с негативными выводами относительно собственной персоны. В настоящее время социофобия имеет статус самостоятельного психического расстройства в рамках МКБ-10, разработаны критерии клинической диагностики, стандарты медикаментозного и психотерапевтического лечения. По данным некоторых исследователей [11], это расстройство связано с высоким риском суицида и злоупотребления психоактивными веществами. Типичные симптомы социальной фобии - острая тревога, сильное напряжение, покраснение лица, ощущение кома в горле, сердцебиение, сухость во рту, тошнота, дрожь и слабость в ногах, невозможность сосредоточиться в провоцирующих страх ситуациях.
Цель настоящего исследования - изучение распространенности и уровня социальной тревожности у студентов, а также связи между социальной тревожностью и суицидальной направленностью мышления и поведения.
Материал и методы
Были обследованы 553 студента III курса московских гуманитарных вузов. Среди них 246 юношей и 307 девушек, средний возраст - 21 год. Исследование проводилось анонимно, очно.
Методический комплекс включал следующие опросники: для оценки выраженности социальной тревожности использовались: шкала социального избегания и дистресса (Social Avoidance and Distress Scale, SADS), которая направлена на оценку склонности к избеганию социальных ситуаций и дискомфорта в таких ситуациях [16]; шкала страха негативной оценки (Fear of Negative Evaluation, FNE), ориентированная на измерение уровня тревоги в ситуациях оценивания [16]; краткая шкала социальной фобии (BSPS) [15]. Для оценки наличия суицидальной направленности анализировалась шкала «Суицидальные мысли и желания» в опроснике депрессии Бека (BDI, адаптация Н.В. Тарабриной) [9].
Для выделения групп с высоким уровнем социальной тревожности использовался метод процентилей, который позволяет показать процент случаев в определенной генеральной совокупности с равными или меньшими заданному значению процентиля оценками. Таким образом, метод процентилей дает более точную информацию, чем просто сообщение о том, что в данном распределении некое значение переменной попадает выше или ниже среднего. Обработка полученных результатов производилась с помощью пакета статистических программ SPSS for Windows 11.0.
Результаты и обсуждение
Участники исследования были разделены на 3 группы: с низким, средним и высоким уровнем социальной тревожности (значения процентилей - 0/33/66). Поскольку социальная тревожность неоднородна и включает различные проявления, разделение проводилось по следующим аспектам: социальное избегание и социальный дистресс, страх социальной оценки и показатели по шкале социальной фобии.
В табл. 1 приведены результаты распределения уровня социальной тревожности в исследуемой выборке.
В табл. 2 приведены данные о распределении студентов по наличию и выраженности суицидальной направленности мышления.
В табл. 3 представлены результаты распределения студенческой выборки по показателям суицидальной направленности мышления у юношей и девушек.
В табл. 4 приведены данные исследования взаимосвязи показателей социальной тревожности и суицидальной направленности мышления у студентов.
В табл. 5 приведены результаты сравнения групп с разным уровнем социальной тревожности по показателям суицидальной направленности мышления.
Полученные данные согласуются с результатами других исследователей. Так, в ходе исследования распространенности и выраженности суицидального поведения в студенческой популяции, проведенного в 2009 г. А.Б. Холмогоровой и соавт. [11], было выявлено, что студенты с выраженной суицидальной направленностью демонстрируют более высокие показатели социальной тревожности в виде социального дистресса и избегания.
В процессе «срезового» исследования эмоциональной дезадаптации в студенческой популяции в течение 4 лет нами была выявлена некоторая динамика в показателях суицидальной направленности мышления и поведения у студентов третьих курсов гуманитарных вузов. В табл. 6 приводятся результаты распределения студентов по показателю суицидальной направленности мышления и поведения в разные годы - с 2009 по 2012 г.
В заключение отметим, что высокий уровень социальной тревожности негативно сказывается на качестве жизни индивида. В студенческой среде это может особенно ярко проявляться в связи с необходимостью постоянно взаимодействовать с одногруппниками и преподавателями. Успешность обучения и эмоциональное благополучие в ВУЗе во многом зависят от социальной активности студента, поэтому социальная тревожность может стать
серьезной помехой на пути развития и самореализации молодого человека. Социальная тревожность тесно связана с таким проявлением эмоциональной дезадаптации, как суицидальная направленность мышления и поведения. Результаты исследования наглядно демонстрируют ухудшение эмоционального благополучия в студенческой популяции в виде суицидальной направленности мышления, ставя задачи по организации работы службы психологического сопровождения студентов и психопрофилактической работы в ВУЗах.