Краснова В.В.

Московский НИИ психиатрии Минздрава России, Москва

Холмогорова А.Б.

Московский НИИ психиатрии Минздрава России, Москва

Социальная тревожность и суицидальная направленность у студентов

Авторы:

Краснова В.В., Холмогорова А.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 13365

Загрузок: 317


Как цитировать:

Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и суицидальная направленность у студентов. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(4):50‑53.
Krasnova VV, Kholmogorova AB. Social anxiety and suicidal behaviour in students. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(4):50‑53. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сон и тон­кая мо­то­ри­ка: вли­яние по­ла и уров­ня дви­га­тель­ной ак­тив­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):33-38
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Оцен­ка су­ици­даль­но­го рис­ка у под­рос­тков с ис­поль­зо­ва­ни­ем шка­лы Блиц-оп­рос су­ици­даль­но­го рис­ка. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(3):86-93
Осо­бен­нос­ти фун­кци­ональ­но­го сос­то­яния сер­деч­но-со­су­дис­той сис­те­мы сту­ден­тов по дан­ным дис­пер­си­он­но­го кар­ти­ро­ва­ния элек­тро­кар­ди­ог­рам­мы и ва­ри­абель­нос­ти сер­деч­но­го рит­ма. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):65-73
Ка­чес­тво жиз­ни сту­ден­тов ву­зов в ус­ло­ви­ях пан­де­мии COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):92-96
Ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию реп­ро­дук­тив­но­го по­ве­де­ния и здо­ровья мо­ло­де­жи на ре­ги­ональ­ном уров­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):6-11
Уро­вень стрес­са сту­ден­тов в за­ви­си­мос­ти от по­ве­ден­чес­ких ха­рак­те­рис­тик. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):67-74
Связь меж­ду ин­фраструк­ту­рой ра­йо­на про­жи­ва­ния и уров­нем стрес­са у сту­ден­тов. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):70-76

Известно, что в студенческом возрасте в связи с высоким уровнем нагрузок и стресса высок риск манифестации психической патологии [2, 3, 5, 7] и развития суицидальных тенденций [3, 6, 7]. По данным целого ряда исследователей [1, 3, 4, 7, 10-12], основной проблемой дез­адаптации студентов в виде суицидальной направленности мышления и поведения являются дисфункциональные межличностные отношения, которые могут вызывать социальную тревожность.

Социальная тревожность - это состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми [8, 13, 14, 16]. Человеку с высокой социальной тревожностью в ситуации взаимодействия с людьми кажется, что он будет выглядеть смешно или глупо, что окружающие его осудят или унизят. Однако каждый человек на протяжении жизни постоянно оказывается в ситуациях необходимости контакта с другими людьми. Учеба, работа, развлечения и даже поездки в общественном транспорте тесно связаны с общением. Естественно, что человеку, у которого ситуации общения вызывают сильное чувство тревоги и дискомфорта, сложно справляться с повседневными делами.

Социальная тревожность способна оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни студентов. Из-за повышенной тревожности студент зачастую не способен действовать эффективно в присутствии других людей и, как правило, без всяких оснований приходит к мнению, что его осуждают. Избегая ситуации, контактов с людьми, такой студент лишает себя возможности развить свои социальные навыки и убедиться в том, что он способен успешно взаимодействовать.

Крайним проявлением социальной тревожности является социальная фобия. Если социальная тревожность приносит дискомфорт в жизнь человека, делает для него определенные ситуации мучительными и неприятными, то социофобия ведет к более серьезной дезадаптации, вплоть до отказа от деятельности, связанной с пугающими ситуациями. Основным выходом для людей, страдающих социальной фобией, часто становится избегание любых ситуаций, которые связаны с вероятностью негативной оценки. Они избегают выступлений, встреч с противоположным полом, вечеринок, выходов «в люди», что приводит к частичной или полной социальной изоляции. Это сильно ограничивает их возможность чувствовать радости жизни и приводит к страданию от одиночества. Еще более тяжело переносимой такую ситуацию делает постоянное сравнивание себя с более успешными и уверенными людьми с негативными выводами относительно собственной персоны. В настоящее время социофобия имеет статус самостоятельного психического расстройства в рамках МКБ-10, разработаны критерии клинической диагностики, стандарты медикаментозного и психотерапевтического лечения. По данным некоторых исследователей [11], это расстройство связано с высоким риском суицида и злоупотребления психоактивными веществами. Типичные симптомы социальной фобии - острая тревога, сильное напряжение, покраснение лица, ощущение кома в горле, сердцебиение, сухость во рту, тошнота, дрожь и слабость в ногах, невозможность сосредоточиться в провоцирующих страх ситуациях.

Цель настоящего исследования - изучение распространенности и уровня социальной тревожности у студентов, а также связи между социальной тревожностью и суицидальной направленностью мышления и поведения.

Материал и методы

Были обследованы 553 студента III курса московских гуманитарных вузов. Среди них 246 юношей и 307 девушек, средний возраст - 21 год. Исследование проводилось анонимно, очно.

Методический комплекс включал следующие опросники: для оценки выраженности социальной тревожности использовались: шкала социального избегания и дистресса (Social Avoidance and Distress Scale, SADS), которая направлена на оценку склонности к избеганию социальных ситуаций и дискомфорта в таких ситуациях [16]; шкала страха негативной оценки (Fear of Negative Evaluation, FNE), ориентированная на измерение уровня тревоги в ситуациях оценивания [16]; краткая шкала социальной фобии (BSPS) [15]. Для оценки наличия суицидальной направленности анализировалась шкала «Суицидальные мысли и желания» в опроснике депрессии Бека (BDI, адаптация Н.В. Тарабриной) [9].

Для выделения групп с высоким уровнем социальной тревожности использовался метод процентилей, который позволяет показать процент случаев в определенной генеральной совокупности с равными или меньшими заданному значению процентиля оценками. Таким образом, метод процентилей дает более точную информацию, чем просто сообщение о том, что в данном распределении некое значение переменной попадает выше или ниже среднего. Обработка полученных результатов производилась с помощью пакета статистических программ SPSS for Windows 11.0.

Результаты и обсуждение

Участники исследования были разделены на 3 группы: с низким, средним и высоким уровнем социальной тревожности (значения процентилей - 0/33/66). Поскольку социальная тревожность неоднородна и включает различные проявления, разделение проводилось по следующим аспектам: социальное избегание и социальный дистресс, страх социальной оценки и показатели по шкале социальной фобии.

В табл. 1 приведены результаты распределения уровня социальной тревожности в исследуемой выборке.

В обследуемой выборке 9 (1,6%) студентов имели показатели по шкале BSPS, равные 41 баллу и выше, что, согласно данным исследований [15], с высокой степенью вероятности указывает на наличие у них клинической формы социальной фобии.

В табл. 2 приведены данные о распределении студентов по наличию и выраженности суицидальной направленности мышления.

Исходя из этих данных, 28% студентов имеют суицидальные мысли и намерения, 4% из которых готовы совершить самоубийство в подходящий момент.

В табл. 3 представлены результаты распределения студенческой выборки по показателям суицидальной направленности мышления у юношей и девушек.

Среди юношей оказалось гораздо больше студентов без суицидальных мыслей, чем среди девушек. Лишь половина девушек (55%) не имеют суицидальных мыслей. Среди юношей больше студентов без суицидальных намерений (79%), но и больше готовых совершить самоубийство в подходящий момент (6%), причем последний показатель по сравнению с девушками выше в 3 раза. Статистический уровень значимости полученных различий - р<0,001.

В табл. 4 приведены данные исследования взаимосвязи показателей социальной тревожности и суицидальной направленности мышления у студентов.

Как видно из приведенных данных, была выявлена значимая положительная корреляционная связь между исследуемыми переменными: чем выше уровень социальной тревожности в виде социального избегания и дистресса, социальной фобии и страха социальной оценки, тем выше показатель суицидальной направленности мышления.

В табл. 5 приведены результаты сравнения групп с разным уровнем социальной тревожности по показателям суицидальной направленности мышления.

Как видно из приведенных данных, у студентов с высоким уровнем социальной тревожности суицидальные намерения более выражены, чем у студентов с низким и средним уровнем социальной тревожности. Так, в группе студентов с высоким уровнем социальной тревожности 40% имеют выраженную суицидальную направленность мышления. Кроме того, наибольший процент студентов, готовых совершить самоубийство при подходящем моменте, приходится как раз на группу с высоким уровнем социальной тревожности - 7%. Статистический уровень значимости полученных различий - р<0,001.

Полученные данные согласуются с результатами других исследователей. Так, в ходе исследования распространенности и выраженности суицидального поведения в студенческой популяции, проведенного в 2009 г. А.Б. Холмогоровой и соавт. [11], было выявлено, что студенты с выраженной суицидальной направленностью демонстрируют более высокие показатели социальной тревожности в виде социального дистресса и избегания.

В процессе «срезового» исследования эмоциональной дезадаптации в студенческой популяции в течение 4 лет нами была выявлена некоторая динамика в показателях суицидальной направленности мышления и поведения у студентов третьих курсов гуманитарных вузов. В табл. 6 приводятся результаты распределения студентов по показателю суицидальной направленности мышления и поведения в разные годы - с 2009 по 2012 г.

Так, в 2009 г. студентов, отмечающих у себя в данный момент времени наличие суицидальных мыслей и намерений, было 16%, в 2010 г. этот показатель увеличился до 21%, еще через год в выборке студентов суицидальная направленность мышления отмечалась у 24%, а к 2012 г. их стало 28%. При этом похожая динамика наблюдается и с числом студентов, желающих совершить самоубийство в подходящий момент - 1,8, 2,0, 2,6 и 4,0%.

В заключение отметим, что высокий уровень социальной тревожности негативно сказывается на качестве жизни индивида. В студенческой среде это может особенно ярко проявляться в связи с необходимостью постоянно взаимодействовать с одногруппниками и преподавателями. Успешность обучения и эмоциональное благополучие в ВУЗе во многом зависят от социальной активности студента, поэтому социальная тревожность может стать

серьезной помехой на пути развития и самореализации молодого человека. Социальная тревожность тесно связана с таким проявлением эмоциональной дезадаптации, как суицидальная направленность мышления и поведения. Результаты исследования наглядно демонстрируют ухудшение эмоционального благополучия в студенческой популяции в виде суицидальной направленности мышления, ставя задачи по организации работы службы психологического сопровождения студентов и психопрофилактической работы в ВУЗах.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.