Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Коновалов Н.А.

ООО Клиника спинальной нейрохирургии «Аксис»;
НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН, Москва

Асютин Д.С.

ФГБУ "НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко" РАМН, Москва

Королишин В.А.

ООО Клиника спинальной нейрохирургии «Аксис»;
НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН, Москва

Черкиев И.У.

ФГБНУ «НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко», Москва, Россия

Закиров Б.А.

ФГБНУ "НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко", РАМН, Москва

Опыт применения перкутанной эндоскопической дискэктомии в лечении пациентов с дегенеративными заболеваниями пояснично-крестцового отдела позвоночника

Авторы:

Коновалов Н.А., Асютин Д.С., Королишин В.А., Черкиев И.У., Закиров Б.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1390

Загрузок: 36


Как цитировать:

Коновалов Н.А., Асютин Д.С., Королишин В.А., Черкиев И.У., Закиров Б.А. Опыт применения перкутанной эндоскопической дискэктомии в лечении пациентов с дегенеративными заболеваниями пояснично-крестцового отдела позвоночника. Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2017;81(5):56‑62.
Konovalov NA, Asiutin DS, Korolishin VA, Cherkiev IU, Zakirov BA. Percutaneous endoscopic discectomy in the treatment of patients with degenerative diseases of the lumbosacral spine. Burdenko's Journal of Neurosurgery. 2017;81(5):56‑62. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/neiro201781556-62

Рекомендуем статьи по данной теме:
Мик­ро­хи­рур­ги­чес­кая вен­три­ку­лос­то­мия III же­лу­доч­ка с дос­ту­пом че­рез фре­зе­вое от­вер­стие в ле­че­нии сре­дин­но рас­по­ло­жен­ных глу­бин­ных опу­хо­лей го­лов­но­го моз­га. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(2):5-13
Эн­доп­ро­те­зи­ро­ва­ние брюш­но­го от­де­ла аор­ты у па­ци­ен­та с ок­клю­зи­ей об­щей подвздош­ной ар­те­рии. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(1):107-110
Сов­ре­мен­ная кон­цеп­ция ле­че­ния под­рос­тков с ме­зи­аль­ной ок­клю­зи­ей. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(4):44-53
Бес­сим­птом­ная ка­вер­ноз­ная ге­ман­ги­ома две­над­ца­ти­перстной киш­ки. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(5):49-53
Аор­то-подвздош­ное квад­ри­фур­ка­ци­он­ное про­те­зи­ро­ва­ние с ис­поль­зо­ва­ни­ем ро­бо­то­тех­ни­ки. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(5):561-565
Са­но­ге­не­ти­чес­кие ме­ха­низ­мы цик­лич­ной ло­каль­ной трак­ци­он­ной те­ра­пии в ле­че­нии нев­ро­ло­ги­чес­ких про­яв­ле­ний де­ге­не­ра­тив­ных за­бо­ле­ва­ний поз­во­ноч­ни­ка. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):74-83
Уп­рав­ле­ние наз­на­че­ни­ями им­му­но­ге­ма­то­ло­ги­чес­ких ис­сле­до­ва­ний хи­рур­ги­чес­ким па­ци­ен­там и обес­пе­че­ние ка­чес­тва и бе­зо­пас­нос­ти при ока­за­нии им ме­ди­цин­ской по­мо­щи по про­фи­лю «тран­сфу­зи­оло­гия». Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2024;(3):25-30
Не­пос­редствен­ные ре­зуль­та­ты си­муль­тан­ной ритм-кон­вер­ти­ру­ющей про­це­ду­ры «Ла­би­ринт» у па­ци­ен­тов с изо­ли­ро­ван­ным и мно­гок­ла­пан­ным по­ро­ком сер­дца из пра­вос­то­рон­ней ми­ни­то­ра­ко­то­мии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(12-2):18-24
Цен­ность ком­пью­тер­но­го то­мог­ра­фи­чес­ко­го об­сле­до­ва­ния при пла­ни­ро­ва­нии опе­ра­ций на кла­пан­ном ап­па­ра­те сер­дца с при­ме­не­ни­ем ми­ни­то­ра­ко­то­мии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(12-2):127-133
Эк­спе­ри­мен­таль­ная оцен­ка про­то­ти­па ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­но­го ком­плек­са для ми­ни­маль­но ин­ва­зив­ной аб­до­ми­наль­ной хи­рур­гии на при­ме­ре ра­ди­очас­тот­ной аб­ла­ции. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(6):31-40

Показано, что применение эндоскопической техники в лечении пациентов с грыжей межпозвонкового диска в значительной мере снижает риск ятрогенных осложнений, а также хирургическую травму мягких тканей, что достигается посредством меньшего разреза кожи (0,5—0,8 см) и тракции мышц, а также лучшим обзором в области операции, меньшим кровотечением, простым и менее продолжительным хирургическим доступом по сравнению с классическими методами дискэктомии [1, 2].

Методы малоинвазивной хирургии дегенеративных заболеваний позвоночника постепенно внедряются в медицинской практике РФ [3]. Тем не менее количество отечественных публикаций на эту тему пока невелико [4—9].

В настоящей работе продемонстрирован опыт использования метода перкутанной эндоскопической дискэктомии в лечении пациентов с диагнозом «грыжа межпозвонкового диска на уровне поясничного отдела позвоночника» в ННПЦН им. акад. Н.Н. Бурденко.

Материал и методы

С марта 2013 г. по февраль 2016 г. хирургическое лечение методом перкутанной эндоскопической дискэктомии (ПЭД) выполнено 69 пациентам (37 мужчинам, 32 женщинам) с грыжами межпозвонкового диска на поясничном уровне. Средний возраст пациентов составил 45 лет (от 25 до 99 лет). Распределение пациентов по полу и возрасту представлено в табл. 1.

Таблица 1. Распределение пациентов по полу и возрасту

В клинической картине заболевания преобладал болевой синдром. Локальный и радикулярный болевой синдром наблюдался у 67 (97%) пациентов, изолированный локальный дискогенный болевой синдром — у 1 (1%) пациента, радикулярная боль — у 9 (13%) пациентов. Гипестезия в зоне иннервации компримированного корешка выявлена у 37 (54%) человек, гиперпатия — у 2 (3%). Снижение ахиллова рефлекса на стороне боли отмечено у 15 (22%) больных, парез мышц стопы — у 12 (17%), тазовые нарушения — у 1 (1%).

Интенсивность болевого синдрома оценивалась по визуально-аналоговой шкале (ВАШ). Интенсивность локального болевого синдрома обозначена как ВАШ1, интенсивность радикулярного болевого синдрома — как ВАШ2 (табл. 2). Динамика качества жизни и трудоспособности оценивалась по шкале Osvestry (ODI), степень удовлетворенности пациента проведенным лечением — по шкале MacNab.

Таблица 2. Интенсивность болевого синдрома до операции по ВАШ

Всем пациентам была проведена магнитно-резонансная томография (МРТ) пояснично-крестцового отдела позвоночника не ранее чем за 3 мес до вмешательства. Распределение пациентов по уровню поражения межпозвонкового диска представлено в табл. 3.

Таблица 3. Распределение пациентов относительно уровня позвоночно- двигательного сегмента и средней линии

Все оперативные вмешательства проводились с использованием набора инструментов и эндоскопов для ПЭД Spine Tip на эндоскопической стойке фирмы «Karl Storz», интраоперационного конусно-лучевого компьютерного томографа O-arm и навигационной системы фирмы «Medtronic».

С учетом особенностей набора инструментов планирование хирургического доступа проводилось в зависимости от уровня расположения грыжи межпозвонкового диска. Для трансфораминального доступа отбирались пациенты с расположением грыжи на уровне межпозвонкового отверстия или с незначительной миграцией свободного фрагмента — Grade 0—I по классификации, предложенной G. Choi [10].

У 44 пациентов с грыжей межпозвонкового диска на уровне L5—S1 проводилась интерламинарная ПЭД, из них в 5 случаях доступ проводился с использованием интраоперационной компьютерной томографии (КТ) и навигации.

Трансфораминальная ПЭД применялась в 25 случаях, у 5 пациентов при доступе использовалась КТ-навигация.

В среднем период наблюдения после операции составил 24 мес (от 14 до 47 мес); мода составила 16 мес.

Анализировались динамика клинических симптомов, продолжительность операции, продолжительность госпитализации, потребность в обезболивающих препаратах на разных этапах госпитализации. Качество жизни и трудоспособность оценивались по шкале Osvestry, личная удовлетворенность лечением — по шкале MacNab.

Интенсивность болевого синдрома оценива-ли до и после оперативного лечения (при выписке), а также через 6 мес после операции с использованием шкалы ВАШ, заполняли которую сами пациенты.

Результаты

Одним из важных критериев оценки эффективности примененного метода служила динамика приема анальгетиков. До операции 86% пациентов получали различные анальгетики, чаще всего — мелоксикам и диклофенак. Эффект от терапии был непродолжительным и незначительным.

Послеоперационный болевой синдром потребовал назначения нестероидных противовоспалительных анальгетиков (кетопрофен) у 43 (62%) пациентов. Количество внутримышечных инъекций стандартной дозы (раствор 100 мг кетопрофена в 2 мл воды для инъекций) варьировало от 1 до 4, составляя в среднем 2 инъекции.

Выраженность болевого синдрома по ВАШ1 и ВАШ2 до и после оперативного лечения представлены на рис. 1. Из приведенного графика видно, что в послеоперационном периоде отмечается значительный регресс болевого синдрома, и этот эффект не зависит от хирургического доступа (r=0,12).

Рис. 1. Динамика выраженности болевого синдрома по шкалам ВАШ1 и ВАШ2.

В раннем послеоперационном периоде пациенты оценили результат хирургического лечения по шкале MacNab: как отличный — 19 (27%) пациентов, как хороший — 32 (46%), как удовлетворительный — 16 (24%), как неудовлетворительный — 2 (3%) пациента. В отсроченном послеоперационном периоде неудовлетворительных исходов не было, отличные результаты отметил 21 (30%) пациент, хорошие — 32 (46%), удовлетворительные — 16 (24%). Динамика оценки пациентами своего состояния показана на рис. 2.

Рис. 2. Динамика результатов опроса по шкале MacNab.

При использовании интраламинарной техники ПЭД средняя продолжительность операции составляла 73,4 мин (от 30 до 130 мин), при использовании трансфораминальной техники ПЭД продолжительность операции составляла 67 мин (от 40 до 105 мин). Кровопотерю вычислить, учитывая особенности техники операции (необходимость постоянной ирригации физиологическим раствором), не представлялось возможным, но очевидно, что она была минимальной. Продолжительность операции с применением интраоперационной навигации составила 70±1,3 мин, количество рентгеновских снимков — 3,0±1,2.

Осложнения

У 2 (3%) пациентов после операции наблюдалось углубление имевшегося пареза в стопе. Данное осложнение, вероятнее всего, связано с высокой силой тока, используемого при остановке кровотечения из эпидуральных вен после удаления фрагмента. У 1 пациента имело место неполное удаление фрагмента грыжи, что потребовало ревизии в раннем послеоперационном периоде. Ревизия и удаление фрагмента проводились эндоскопическим методом. У 3 пациентов отмечался разрыв твердой мозговой оболочки во время эпидуроскопии уже после устранения компрессии и удаления грыжи диска. Необходимо отметить, что в послеоперационном периоде не наблюдалось ликворной кисты или ликвореи ни у одного из пациентов с интраоперационным повреждением твердой мозговой оболочки. У 1 пациента в раннем послеоперационном периоде имела место эпидуральная гематома, вызывающая компрессию корешка и связанную с этим боль. Применение эпидуральной блокады привело к регрессу болевого синдрома.

При статистическом анализе не обнаружено влияния осложнений на продолжительность госпитализации и нетрудоспособности пациентов, а также на качество жизни при оценке ранговых корреляций и в ходе многофакторного анализа по регрессионной модели пропорциональных рисков Cox (p≤0,05).

В ближайшие 12 мес после операции повторное выпадение грыжи межпозвонкового диска произошло у 2 (3%) пациентов.

Техника проведения ПЭД с использованием навигационной системы

Проблемой современной малоинвазивной хирургии с использованием навигационной системы является жесткая фиксация референсной рамки. Все авторы, описывающие метод проведения интраоперационной КТ с последующей навигацией, отмечают необходимость установки крепления для референсной рамки в задний гребень подвздошной кости. В случае эндоскопического вмешательства при грыже межпозвонкового диска поясничного отдела позвоночника травма от установленной референсной рамки, как правило, является более выраженной и вызывает болевой синдром более сильный, чем рана от эндоскопического вмешательства.

В нашей серии инвазивное крепление референсной рамки не использовалось. Референсная рамка укреплялась на стерильное операционное поле по средней линии в области поясничного отдела позвоночника или в ягодичной области на ипсилатеральной стороне доступа (рис. 3). После интеграции полученных КТ-изображений и в начале манипуляций, для предотвращения увеличения погрешности из-за смещения референсной рамки, рамку плотно фиксировали стерильной полиэтиленовой пленкой до укрепления светоотражающих шариков. Для этого использовалось стерильное полиэтиленовое поле фирмы «Opsite». После фиксации референсной рамки проводилась КТ с последующей интеграцией исследования на рабочую станцию S7, после интеграции одного из инструментов, используемых для доступа, рассчитывалась траектория проведения доступа (рис. 4).

Рис. 3. Вид установленной и фиксированной референсной рамки на коже пациента.

Рис. 4. Навигационно-контролируемая перкутанная эндоскопическая дискэктомия интерламинарным доступом. а — определение места введения инструмента при помощи навигационной указки и траектории установки канюлированного эндоскопического порта; б — дилатация мягких тканей и установка канюли под контролем навигации; в — введение эндоскопа в канюлированный порт; г — изображение проекции инструмента на рабочей станции навигационной системы: синий цилиндр указывает направление и положение навигируемого инструмента; д — изображение проекции инструмента на рабочей станции навигационной системы: продолжение цилиндра желтого цвета показывает траекторию.

Клинический пример применения интраоперационной навигации при ПЭД

Больной К., 56 лет, занимается среднетяжелым физическим трудом, работает в энергетической компании. Предъявляет жалобы на боль в поясничном отделе позвоночника и в левой ноге по задней поверхности бедра и голени. Указанные жалобы беспокоят в течение 3 мес. Лечился консервативно в поликлинике у невролога без видимого эффекта. Клинически: со стороны черепно-мозговых нервов без патологии, сухожильные, периостальные рефлексы на руках и ногах симметричные, парезов и нарушений чувствительности нет, симптомы натяжения слева с 30°. МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника показала наличие парамедианной грыжи диска L5—S1 слева (рис. 5, а). На 2-е сутки госпитализации выполнена операция — интерламинарная ПЭД с интраоперационным навигационным контролем. Продолжительность операции 65 мин, кровопотеря минимальная, без особенностей, удалено около 2 мл измененной ткани межпозвонкового диска. В послеоперационном периоде отмечен полный регресс корешкового болевого синдрома. Жалобы на умеренные боли в области операции, купированные 4-кратным внутримышечным введением кетопрофена. Выписан на 1-е сутки после операции. В послеоперационном периоде рецидива болей не отмечалось, по данным контрольной МРТ, рецидива грыжи межпозвонкового диска нет (см. рис. 5, б). Послеоперационный рубец имеет длину менее 0,5 см (см. рис. 5, в).

Рис. 5. МРТ поясничного отдела позвоночника пациента К. а — до операции; б — через 1 мес после операции; в — рубец на месте операционной раны после перкутанной эндоскопической дискэктомии.

Выводы

Перкутанная эндоскопическая дискэктомия является эффективным методом хирургического лечения при дегенеративных заболеваниях пояснично-крестцового отдела позвоночника, позволяющим достигнуть отличных и хороших результатов у большинства оперированных больных. Наш опыт применения интраоперационной навигации при перкутанной эндоскопической дискэктомии поясничного отдела позвоночника показывает: снижение лучевой нагрузки на пациента и персонал; точность позиционирования эндоскопа за счет использования мультиплановой визуализации; возможность контроля за положением инструмента в реальном времени. Метод перкутанной эндоскопической дискэктомии является малотравматичным и об-условливает ранний отказ от приема анальгетиков, что говорит о его преимуществах.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Комментарий

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной нейрохирургии — лечению грыж межпозвонковых дисков пояснично-крестцового отдела позвоночника. В условиях технического прогресса в настоящее время существует большой выбор методов лечения этой патологии, и вопрос выбора оптимального метода чрезвычайно важен.

Авторы представляют свой личный опыт применения перкутанной эндоскопической дискэктомии и проводят подробный анализ эффективности данного метода. Достаточное внимание уделено не только клиническим показателям, но и организационным и техническим характеристикам (продолжительность оперативного вмешательства, рентгеновская нагрузка и т.д.).

Вызывает вопрос исследование эффективности купирования болевого синдрома нестероидными анальгетиками. По нашему мнению, этот показатель, несомненно, представляет интерес для исследования, но он является частично субъективным и требует дополнительной объективизации. Так как у пациентов разный порог болевой чувствительности, возможно, имеет смысл усреднить показатели боли с помощью шкал до приема обезболивающих препаратов.

Особое внимание заслуживает очень подробное описание техники операции с применением навигации. Нашему вниманию представлен способ фиксации навигационной рамки к телу пациента без дополнительных разрезов (что обычно бывает необходимо), и оценены эффективность и рентгеновская нагрузка при использовании навигации и без нее. Данный метод фиксации, с практической точки зрения, очень интересен и позволяет использовать навигацию при стандартных операциях на позвоночнике без увеличения операционной травмы. Однако, возможно, потребуется дополнительное исследование погрешности навигации при данном виде фиксации навигационной рамки.

С точки зрения научной ценности, материал будет полезен в сравнительном анализе существующих методов хирургического лечения грыж межпозвонковых дисков пояснично-крестцового отдела позвоночника.

С.О. Арестов (Москва)

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.