Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Прометной Д.В.

Обособленное структурное подразделение Российская детская клиническая больница ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Александрович Ю.С.

ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства»

Анчутин П.Е.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Реанимационно-консультативное обеспечение и применение телемедицинских технологий при оказании стационарной медицинской помощи детям

Авторы:

Прометной Д.В., Александрович Ю.С., Анчутин П.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 838

Загрузок: 17


Как цитировать:

Прометной Д.В., Александрович Ю.С., Анчутин П.Е. Реанимационно-консультативное обеспечение и применение телемедицинских технологий при оказании стационарной медицинской помощи детям. Анестезиология и реаниматология. 2023;(1):75‑80.
Prometnoy DV, Aleksandrovich YuS, Anchutin PE. Critical care advisory support and telemedicine technologies for in-hospital medical care in children. Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2023;(1):75‑80. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202301175

Рекомендуем статьи по данной теме:
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Обос­но­ва­ние ре­фе­рен­сных зна­че­ний пе­ред­ней ак­тив­ной ри­но­ма­но­мет­рии у де­тей в воз­рас­те 4—14 лет. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):57-63
К воп­ро­су о па­то­ге­не­ти­чес­ких фак­то­рах ак­не у де­тей и обос­но­ва­ние сис­тем­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):64-69
Дер­ма­тос­ко­пия в ди­аг­нос­ти­ке кож­но­го мас­то­ци­то­за у де­тей. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):75-82
Вли­яние ги­ги­ени­чес­ко­го ста­ту­са на ак­тив­ность ка­ри­оз­но­го про­цес­са у де­тей с зу­бо­че­люс­тны­ми ано­ма­ли­ями и де­фор­ма­ци­ями на фо­не брон­хо­ле­гоч­ной па­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):13-18
Кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей при ши­зэн­це­фа­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):46-50
Шка­ла слож­нос­ти ла­па­рос­ко­пи­чес­ких ре­зек­ций пе­че­ни у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):19-28
Ор­би­таль­ные ос­лож­не­ния ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):74-79
Выяв­ле­ние РНК SARS-CoV-2 в сли­зис­той обо­лоч­ке чер­ве­об­раз­но­го от­рос­тка у де­тей с COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):23-28

Принципы телемедицинского консультирования заложены еще в 70-х годах ХХ века [1, 2], но наиболее интенсивное его развитие отмечено с начала 2000-х годов, что связано с распространением телекоммуникационных технологий [3]. В Российской Федерации телемедицинское консультирование получило новый импульс в 2019 г. в связи с созданием сети национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ), которым поручены консультации по запросам медицинских организаций [4].

Идеей телемедицинского консультирования при оказании экстренной медицинской помощи является круглосуточная повсеместная доступность врачей-экспертов вне зависимости от места госпитализации пациента. Телемедицина также призвана частично заменить врачей-анестезиологов-реаниматологов в тех медицинских организациях, в которых наблюдается недостаток указанных специалистов [5—7]. По данным С.Ф. Багненко и соавт. (2021), в российских больницах для удовлетворения потребности в оказании скорой медицинской помощи требуется введение не менее 324 должностей врачей-анестезиологов-реаниматологов [8].

В доступной нам литературе не удалось найти четкого определения понятия консультации с применением телемедицинских технологий (телемедицинского консультирования). Консультации пациента медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) [9]. Проведение консультации с применением телемедицинских технологий предусматривает консультацию (консилиум врачей), при которой медицинский работник / лечащий врач непосредственно взаимодействует с консультантом (участниками консилиума) либо пациент (или его законный представитель) непосредственно взаимодействует с медицинским работником [10].

Для подачи заявок и проведения телемедицинских консультаций на федеральном уровне функционируют система телемедицинских консультаций федерального и регионального уровней (оператор — Федеральный центр медицины катастроф Минздрава России) и подсистема Единой государственной информационно-аналитической системы в сфере здравоохранения «Телемедицинские консультации федеральной электронной регистратуры» (ЕГИСЗ ТМК ФЭР, «Ростелеком») [11].

Несомненная польза телемедицины заключается в ее активном использовании для лечения детей в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) медицинских организаций общего профиля и в тех больницах, в которых не хватает детских врачей. В ретроспективном исследовании изучена эффективность телемедицинского консультирования врачами-анестезиологами-реаниматологами клинического педиатрического госпиталя 234 пациентов 8 ОРИТ районных больниц, из которых 73 ребенка получили телемедицинскую консультацию, 85 — по телефону и 76 — не консультированы. Показано статистически значимое снижение частоты ошибок, связанных с некорректным назначением врачами лекарственных препаратов пациентам, консультированным посредством телемедицинской системы и в телефонном режиме, по сравнению с не получившими консультацию — 3,4%, 10,8% и 12,5% соответственно (p<0,05). Иерархический логистический регрессионный анализ показал меньшую вероятность ошибок некорректного назначения лекарственного препарата консультированным по телефону детям (OR=0,19; p<0,05) по сравнению с неконсультированными детьми (OR=0,13; p<0,05) [12]. В другом подобном исследовании, включающем 320 пациентов 5 ОРИТ районных больниц, в котором двумя врачами интенсивной терапии оценено качество неотложной медицинской помощи детям с использованием 7-балльной оценочной шкалы качества оказания медицинской помощи у консультированных и неконсультированных пациентов [13], установлено, что общая оценка качества помощи в группе телемедицины статистически значимо выше по сравнению с группами телефонных консультаций и неконсультированных больных: 5,60 (5,42—5,79), 5,37 (5,16—5,59) и 5,20 (5,07—5,34) соответственно (p<0,05). Статистическая значимость различий подтверждена при помощи линейного регрессионного анализа, согласно которому бета-коэффициент при сравнении групп телемедицины и неконсультированных составил 0,50 (0,17—0,84) (p<0,01), а в группах телефонных консультаций и неконсультированных статистически значимо не различается: 0,12 (–0,14—0,39) (p=0,37).

Изучена целесообразность госпитализации после проведения телемедицинской консультации у 138 пациентов детского возраста 8 ОРИТ районных больниц, из которых 74 пациентам проведена телемедицинская, а 64 — телефонная консультация в период с 01.2002 по 05.2021. Показана меньшая частота госпитализации в группе пациентов, получивших телемедицинские консультации, по сравнению с телефонными — 59,5% и 87,5% (p<0,05) [14]. Несмотря на то что в группе телемедицины частота наблюдаемой/ожидаемой госпитализации ниже по сравнению с группой телефонных консультаций, различие статистически незначимо, оценки по шкале педиатрического риска госпитализации II составили 2,36 и 2,58 соответственно.

Сравнительное изучение исхода лечения пациентов 15 педиатрических ОРИТ, которым доступна телемедицинская помощь (n=582), и пациентов 60 ОРИТ без доступа к телемедицинским консультациям (n=524) выявило более низкую оценку тяжести состояния по шкале Pediatric Risk of Mortality III при их переводе в педиатрическое ОРИТ медицинской организации более высокого уровня — 3,2 по сравнению с 4,0 (p<0,05). Оценка по указанной шкале состояния детей, переведенных из ОРИТ после внедрения в них телемедицины (количество ОРИТ — 43), на 1,2 балла ниже (p=0,03) по сравнению с оценкой в период до внедрения телемедицины. Самый низкий наблюдаемый к ожидаемому коэффициент смертности зарегистрирован после введения телемедицины по сравнению с периодом до внедрения телемедицины и с отсутствием таковой: 0,81 (95% ДИ 0,53—1,09) по сравнению с 1,07 (0,53—1,60) и 1,02 (0,71—1,33) соответственно [15].

Привлечение специалистов крупных педиатрических центров посредством телемедицины способствовало повышению эффективности оказания медицинской помощи за счет существенного сокращения количества ошибок при назначении лекарственных препаратов, повышения качества медицинской помощи, снижения потребности в переводе в региональный центр, более качественной предтранспортной подготовки [16].

Анкетирование специалистов 4507 из 5375 педиатрических ОРИТ установило, что только в 337 (8%) из них имелась возможность телемедицинского консультирования в 2016 г. Повторный опрос специалистов 130 ОРИТ для детей показал, что 96 (90%) активно использовали телемедицину в 2016 г. и 89 (83%) — в 2017 г. Круглосуточную доступность телемедицины подтвердили 98% респондентов, которые использовали ее в 2017 г. В 80% случаев телемедицинские технологии применены для маршрутизации пациентов. Для 39% респондентов проблемы при внедрении и использовании телемедицины отсутствовали, технологические проблемы встречались у 30% респондентов [17].

Анализ результатов 11 рандомизированных контролируемых исследований, посвященных эффективности телемедицины в педиатрической практике, выявил сопоставимые или лучшие результаты в группах телемедицинского консультирования по сравнению с контрольными группами. Результаты медицинской помощи, оказанной дистанционно, заключаются в более быстром устранении симптомов заболевания, удовлетворенности пациентов и их законных представителей качеством лечения и исходом заболевания, приверженности современным методам диагностики и лечения [18].

Телемедицина также позволяет осуществлять контроль за недавними выпускниками вузов и ординаторами при выполнении ими диагностических и терапевтических мероприятий непосредственно у постели больных (как детского возраста, так и взрослых). Молодые специалисты выполняют рутинные манипуляции под надзором опытного специалиста в дистанционном режиме — по видеосвязи. В то же время, несмотря на внедрение телемедицины в деятельность различных медицинских подразделений, в настоящее время отсутствуют учебные программы по данному направлению, в вузах не организовано преподавание технологии телемедицинского консультирования [19].

Телемедицинское консультирование позволяет существенно повысить качество медицинской сортировки. В разных странах и в разных областях медицины телемедицинская сортировка реализована при помощи персонала с различным уровнем медицинского образования: врачей, медицинских сестер, лиц без медицинского образования [20—22]. Например, показана эффективность телефонного консультирования, осуществляемого медицинскими сестрами, в ходе которого определены степень неотложности и необходимый вид медицинской помощи, что приближает к пациенту эффективные решения в области здравоохранения [23].

Практически все исследования, посвященные телемедицинскому консультированию, продемонстрировали, что его применение в рамках непрерывного использования для оказания медицинской помощи пациентам взрослых и педиатрических ОРИТ в сельских и городских больницах по различным профилям оказания медицинской помощи ассоциировано с улучшением клинических результатов: снижением смертности, улучшением клинической практики за счет применения новейших результатов клинических исследований, выполненных в соответствии с принципами доказательной медицины, уменьшением количества койко-дней и т.д. Лучшие результаты достигнуты в стационарах, в которых команда специалистов телемедицины более тесно интегрирована с командой местных специалистов [24].

Однако, несмотря на доказанную эффективность системы телемедицинского консультирования в работе ОРИТ, на пути ее внедрения возникает ряд проблем, которые условно можно разделить на технические, финансовые и организационные.

Для запуска программы телемедицинского консультирования необходимы первоначальные инвестиции в технологии, оборудование и работу врачей (их заработную плату). Объем инвестирования зависит от выбранной модели телемедицины. Модель непрерывного ухода требует значительно бóльших финансовых вложений по сравнению с плановой и адаптивной моделями. Для реализации последних двух моделей, по сути, не требуются иные вложения, кроме как в систему интерактивной видеосвязи, в то время как для функционирования первой модели необходимы дистанционный параметрический мониторинг и оборудование для его осуществления [25].

Другая проблема — взаимодействие собственных региональных систем телемедицинского консультирования. В современной России указанные системы, как правило, изолированы друг от друга и от федеральных систем телемедицинского консультирования [12]. Частично проблема решена в 2020 г., с началом пандемии новой коронавирусной инфекции, когда были созданы федеральные реанимационно-консультативные центры (РКЦ) и определен порядок их взаимодействия с региональными РКЦ [26, 27]. В зависимости от уровня РКЦ решаются различные задачи. Задачами региональных РКЦ являются: 1) участие в лечении пациента в медицинских организациях I и II уровней; 2) определение необходимости, возможности, срока и способа госпитализации пациента в медицинскую организацию III уровня [27]. Задачами федерального РКЦ являются: 1) принятие тактических решений о госпитализации в федеральную медицинскую организацию; 2) оказание экспертной реанимационно-консультативной помощи пациенту, находящемуся на лечении в региональной медицинской организации, силами ведущих национальных специалистов (зачастую лидеров мнений), включая ситуации, когда решение о тактике невозможно принять на уровне регионального РКЦ [26]. В связи с необходимостью решения указанных задач деятельность федеральных РКЦ осуществляется на базе НМИЦ, которые одновременно являются связующим звеном между центром и регионами и осуществляют не только дистанционное консультирование, но и регулярный аудит методов диагностики и лечения, применяемых в субъектах Российской Федерации [4].

Медицинская помощь в ОРИТ посредством телемедицинских технологий может быть оказана путем применения трех моделей.

1. Модель непрерывного оказания телемедицинской помощи, или модель непрерывного ухода, в которой мониторинг пациентов и оказание медицинской помощи происходят круглосуточно.

2. Модель планового ухода, когда консультации дистанционного эксперта проводятся в определенное назначенное время с определенной периодичностью (например, ежедневно утром, при отлучении от аппарата искусственной вентиляции легких и т.д.).

3. Адаптивная, или реактивная, модель, когда виртуальные консультации инициируются при наступлении определенного события.

В ряде случаев модели можно комбинировать [28].

Дистанционный мониторинг мероприятий интенсивной терапии является еще одним перспективным направлением телемедицины. Это также связано с дефицитом среднего медицинского персонала в региональных медицинских организациях. Наблюдение осуществляется с использованием мониторного оборудования, которое передает полученные данные в телемедицинский центр. Немаловажное место в дистанционном мониторинге отводится прогнозированию критических состояний при помощи нейросетей [24]. В зависимости от способа связи с консультантом выделяют две модели телемедицинского консультирования:

1) централизованная модель — консультант располагается строго в одном центре управления (командном центре);

2) децентрализованная модель — локация консультанта свободная, в то же время он постоянно имеет доступ в Интернет и/или к аудиовизуальной поддержке и практически всегда может осуществить консультацию [29].

Технологическое обеспечение телемедицинского консультирования связано с необходимостью значительных финансовых ресурсов, дефицит которых всегда имеет место в государственном секторе здравоохранения, несмотря на более высокую потребность в телемедицинском консультировании пациентов ОРИТ. Это является барьером, препятствующим широкому распространению телемедицины. Данная проблема характерна не только для отечественного, но и для зарубежного здравоохранения, включая страны с высоким уровнем развития экономики [24]. В отечественной медицине широко внедряются медицинские информационные системы. Наблюдается разнообразие, а зачастую и несовместимость их платформ, поэтому в последние годы проводится планомерная работа по интеграции медицинских информационных систем в единую систему. Таким образом, материальные и временные затраты на ознакомление с медицинской документацией будут существенно снижены. Кроме того, разрабатываются и становятся доступными широкому кругу специалистов приложения для мобильных устройств, позволяющие осуществлять мониторинг, передачу и анализ результатов инструментальных и лабораторных методов исследования [12].

Еще одним существенным барьером на пути широкого внедрения телемедицины в ОРИТ является ее неприятие медицинскими работниками, причем как административным аппаратом медицинских организаций, так и непосредственно медицинским персоналом. Эффективность телемедицинского консультирования в условиях, когда саботируется возможность его функционирования, существенно снижается. Неприятие телемедицины более очевидно, когда центр принятия решений (консультант) находится на значительном удалении от пациента и лечебной бригады, в иной медицинской организации. В данной ситуации врачи, работающие непосредственно с пациентом, могут ощущать дискомфорт, связанный с «внешней угрозой», повышенным вниманием, возможным административным и даже юридическим аудитом в отношении качества оказываемой ими медицинской помощи. В свою очередь, консультанты сталкиваются с тем, что их рекомендации de facto не принимаются и не реализуются, что сопровождается низким клиническим эффектом телемедицинской консультации [30, 31].

Интервьюирование медицинских работников, которые являются противниками телемедицины, показало, что одной из ведущих причин неприятия телемедицинского консультирования в форме видеоконференцсвязи является длительная подготовка к ней и большее время, необходимое на проведение самой процедуры, по сравнению с телефонными переговорами. Однако при более детальном анализе выяснилось, что время, затраченное на телемедицинскую консультацию, не намного больше, чем на консультацию по телефону. Медицинские работники с негативным отношением к телемедицине признали, что преимуществами телемедицинского консультирования явились индивидуальные для каждого пациента рекомендации, которые основаны на визуальной и объективной оценке состояния больного, а также повышение уровня знаний консультируемого медицинского персонала относительно состояния пациента и в связи с этим комфортности работы. В то же время временные затраты на подготовку и проведение телемедицинской консультации назывались в качестве серьезного препятствия, особенно в критических ситуациях, требующих быстрого принятия решения. Отмечено, что использование смартфонов существенно упростило бы проведение телемедицинской консультации, поскольку отсутствует необходимость подключения специальной аппаратуры, что у многих медицинских работников вызывает сложности, особенно при ограниченном опыте работы с подобной аппаратурой [32]. Использование смартфонов для видеоконсультирования порождает проблему сохранения конфиденциальности персональных данных пациента.

Телемедицинское консультирование создавало определенные проблемы не только врачам, которые обращались за консультацией, но и врачам, которые проводили консультацию. Для них основной сложностью было оперативное получение информации из Интернета, требующейся для проведения консультации или формирования заключения, в то время как это не было бы проблемой при использовании телефонной связи в связи с тем, что видеосвязь требует более сложных устройств и алгоритмов подключения по сравнению с телефонным звонком. В то же время телемедицина позволила продемонстрировать многим консультантам возможность применения своих навыков и умений, которых не было у инициаторов процедуры консультирования. Кроме того, быстрая и своевременная коррекция действий врачей в результате правильной оценки состояния больного непосредственно у его постели позволяла на фоне улучшения состояния пациента выстраивать эффективную коммуникацию и коллегиальные взаимоотношения [32].

Установлено, что командная работа, эффективная коммуникация, разработанные совместно протоколы являются ключевыми факторами успешного внедрения и эффективного применения телемедицины [33].

Целесообразно обсудить области потенциального конфликта при внедрении системы телемедицинского консультирования, которыми являются ограниченное понимание местных возможностей, кадровых и технических ресурсов, доступности лекарств; нереалистичные ожидания в отношении уровня образования и способностей персонала; неудовлетворительные отношения с персоналом и между отдельными сотрудниками; конфликты между врачами. Для снижения важности указанных проблем в развитии телемедицины особое значение приобретает регулярное проведение сеансов обратной связи между региональными врачами и специалистами телемедицины. В ходе таких сессий целесообразно рассматривать цели, задачи, технологии, рабочие процессы, применяемые протоколы, отдельные частные вопросы [33].

С аналогичными проблемами столкнулись еще в одном исследовании [34]. Принятию технологий телемедицины в ОРИТ госпиталя для ветеранов способствовало обучение технологиям телемедицины, понимание технологии рабочих процессов, осознание выгоды внедрения телемедицины. Таким образом, перед внедрением телемедицинских технологий необходимы подготовка и обучение персонала.

Опрос, проведенный среди медицинских работников, участвующих в телемедицинских консультациях в качестве как респондентов, так и консультантов, показал отсутствие единого мнения и четкого понимания, когда и в каких клинических ситуациях следует обращаться к телемедицинским консультациям. Одни указывают на необходимость телемедицинского консультирования пациентов в тяжелом состоянии, другие — пациентов с неустановленным диагнозом; для некоторых специалистов польза таких консультаций заключается не столько в установлении диагноза, сколько в исключении ненужных переводов, применения нетребуемых методов интенсивной терапии. Многие врачи считают, что телемедицинские консультации эффективны при лечении пациентов, нуждающихся в респираторной поддержке [32].

Немаловажной является проблема установления корректного диагноза во время проведения телемедицинской консультации. Исследование по результатам 339 телефонных консультаций, выполненных врачами-анестезиологами-реаниматологами в 2014—2017 гг., показало, что правильный диагноз во время сеанса телемедицинского консультирования установлен в 98,5% случаев, клинические решения консультантов были обоснованными в 92% случаев, отмечен низкий уровень ложнопозитивных (2,7%) и ложнонегативных (5,3%) решений, выявлены хорошая специфичность (96,2%) и чувствительность (82,9%) диагностических и терапевтических решений. Прослеживается сильная корреляционная связь между принятыми онлайн решениями и результатом [34].

С учетом изложенного представляется целесообразным сформулировать понятие реанимационно-консультативного обеспечения как комплекса мероприятий, которые обеспечивают сбор и анализ анамнестических, клинико-лабораторных и инструментальных данных, уточнение диагноза, коррекцию диагностических процессов и терапевтических мероприятий, динамический контроль за состоянием пациента путем дистанционного и очного наблюдения и (по показаниям) медицинской эвакуации.

Выводы

1. Внедрение телемедицины в практическую деятельность медицинских организаций позволило снизить летальность, количество осложнений, повысить приверженность современной клинической практике; наиболее существенное улучшение показателей наблюдалось в краткосрочной перспективе во время госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии.

2. Позитивные результаты ассоциированы с применением современных медицинских технологий диагностики и лечения с доказанной эффективностью, а также с выполнением рекомендаций консультантов.

3. Дистанционное получение информации консультантом о больном существенно не влияло на качество диагностики и лечения по сравнению с очным.

4. Широкому внедрению телемедицинских технологий препятствует сопротивление медицинского персонала отделений реанимации и интенсивной терапии на местах, предполагающего ограничение своих «прав» и «неприкосновенности» в связи с необходимостью жесткого следования современным медицинским технологиям, а также неудовлетворенность врачей-консультантов в связи с невыполнением рекомендаций и ощущением неэффективных трудозатрат.

5. Реанимационно-консультативное обеспечение на региональном и федеральном уровнях предполагает решение разных задач: на региональном уровне — это определение необходимости транспортировки пациента в региональную медицинскую организацию III уровня; на федеральном уровне — это обеспечение ведения пациента в соответствии с современной клинической практикой.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.