Прометной Д.В.

Обособленное структурное подразделение Российская детская клиническая больница ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Александрович Ю.С.

ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства»

Анчутин П.Е.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Реанимационно-консультативное обеспечение и применение телемедицинских технологий при оказании стационарной медицинской помощи детям

Авторы:

Прометной Д.В., Александрович Ю.С., Анчутин П.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1134

Загрузок: 71


Как цитировать:

Прометной Д.В., Александрович Ю.С., Анчутин П.Е. Реанимационно-консультативное обеспечение и применение телемедицинских технологий при оказании стационарной медицинской помощи детям. Анестезиология и реаниматология. 2023;(1):75‑80.
Prometnoy DV, Aleksandrovich YuS, Anchutin PE. Critical care advisory support and telemedicine technologies for in-hospital medical care in children. Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2023;(1):75‑80. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202301175

Рекомендуем статьи по данной теме:
Срав­ни­тель­ный ана­лиз субъек­тив­ных и объек­тив­ных ме­то­дов ди­аг­нос­ти­ки син­дро­ма обструк­тив­но­го ап­ноэ сна у де­тей. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(1):11-15
Осо­бен­нос­ти му­та­ций в ге­нах у де­тей с вы­со­кой бли­зо­ру­кос­тью, со­че­та­ющей­ся с пе­ри­фе­ри­чес­ки­ми вит­ре­охо­ри­оре­ти­наль­ны­ми дис­тро­фи­ями. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(1):19-24
К воп­ро­су оп­ти­ми­за­ции сис­те­мы дис­тан­ци­он­но­го вза­имо­действия ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков с при­ме­не­ни­ем те­ле­ме­ди­цин­ских тех­но­ло­гий ме­то­да­ми про­ек­тно­го ме­нед­жмен­та. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2024;(1):3-9
Дли­тель­ная спи­наль­ная и сак­раль­ная ней­рос­ти­му­ля­ция у де­тей при на­ру­ше­ни­ях фун­кции та­зо­вых ор­га­нов: пред­ва­ри­тель­ный ана­лиз. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(2):31-38
Пер­вый опыт ис­поль­зо­ва­ния тех­но­ло­гии ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та в сис­те­ме CAD EYE при ко­ло­нос­ко­пии у де­тей. (Се­рия кли­ни­чес­ких слу­ча­ев). До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(1):94-100
Ан­ти­би­оти­ко­ре­зис­тен­тность мик­ро­би­оты вер­хних ды­ха­тель­ных пу­тей у де­тей с но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ци­ей в г. Ря­за­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):45-51
Об­зор ме­то­дов оцен­ки воз­рас­та де­тей и под­рос­тков по рен­тге­ног­рам­мам зу­бов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):47-52
Роль те­ле­ме­ди­ци­ны в дер­ма­то­ло­гии с при­ме­ра­ми по ор­га­ни­за­ции ус­луг па­ци­ен­там с псо­ри­азом и ак­не. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):111-117
Струк­тур­но-фун­кци­ональ­ное сос­то­яние щи­то­вид­ной же­ле­зы у де­тей и под­рос­тков с гнез­дной ало­пе­ци­ей по дан­ным ла­бо­ра­тор­но­го и ультраз­ву­ко­во­го об­сле­до­ва­ния. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):214-220
Трав­ма­ти­чес­кие пов­реж­де­ния ди­аф­раг­мы у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):64-68

Принципы телемедицинского консультирования заложены еще в 70-х годах ХХ века [1, 2], но наиболее интенсивное его развитие отмечено с начала 2000-х годов, что связано с распространением телекоммуникационных технологий [3]. В Российской Федерации телемедицинское консультирование получило новый импульс в 2019 г. в связи с созданием сети национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ), которым поручены консультации по запросам медицинских организаций [4].

Идеей телемедицинского консультирования при оказании экстренной медицинской помощи является круглосуточная повсеместная доступность врачей-экспертов вне зависимости от места госпитализации пациента. Телемедицина также призвана частично заменить врачей-анестезиологов-реаниматологов в тех медицинских организациях, в которых наблюдается недостаток указанных специалистов [5—7]. По данным С.Ф. Багненко и соавт. (2021), в российских больницах для удовлетворения потребности в оказании скорой медицинской помощи требуется введение не менее 324 должностей врачей-анестезиологов-реаниматологов [8].

В доступной нам литературе не удалось найти четкого определения понятия консультации с применением телемедицинских технологий (телемедицинского консультирования). Консультации пациента медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) [9]. Проведение консультации с применением телемедицинских технологий предусматривает консультацию (консилиум врачей), при которой медицинский работник / лечащий врач непосредственно взаимодействует с консультантом (участниками консилиума) либо пациент (или его законный представитель) непосредственно взаимодействует с медицинским работником [10].

Для подачи заявок и проведения телемедицинских консультаций на федеральном уровне функционируют система телемедицинских консультаций федерального и регионального уровней (оператор — Федеральный центр медицины катастроф Минздрава России) и подсистема Единой государственной информационно-аналитической системы в сфере здравоохранения «Телемедицинские консультации федеральной электронной регистратуры» (ЕГИСЗ ТМК ФЭР, «Ростелеком») [11].

Несомненная польза телемедицины заключается в ее активном использовании для лечения детей в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) медицинских организаций общего профиля и в тех больницах, в которых не хватает детских врачей. В ретроспективном исследовании изучена эффективность телемедицинского консультирования врачами-анестезиологами-реаниматологами клинического педиатрического госпиталя 234 пациентов 8 ОРИТ районных больниц, из которых 73 ребенка получили телемедицинскую консультацию, 85 — по телефону и 76 — не консультированы. Показано статистически значимое снижение частоты ошибок, связанных с некорректным назначением врачами лекарственных препаратов пациентам, консультированным посредством телемедицинской системы и в телефонном режиме, по сравнению с не получившими консультацию — 3,4%, 10,8% и 12,5% соответственно (p<0,05). Иерархический логистический регрессионный анализ показал меньшую вероятность ошибок некорректного назначения лекарственного препарата консультированным по телефону детям (OR=0,19; p<0,05) по сравнению с неконсультированными детьми (OR=0,13; p<0,05) [12]. В другом подобном исследовании, включающем 320 пациентов 5 ОРИТ районных больниц, в котором двумя врачами интенсивной терапии оценено качество неотложной медицинской помощи детям с использованием 7-балльной оценочной шкалы качества оказания медицинской помощи у консультированных и неконсультированных пациентов [13], установлено, что общая оценка качества помощи в группе телемедицины статистически значимо выше по сравнению с группами телефонных консультаций и неконсультированных больных: 5,60 (5,42—5,79), 5,37 (5,16—5,59) и 5,20 (5,07—5,34) соответственно (p<0,05). Статистическая значимость различий подтверждена при помощи линейного регрессионного анализа, согласно которому бета-коэффициент при сравнении групп телемедицины и неконсультированных составил 0,50 (0,17—0,84) (p<0,01), а в группах телефонных консультаций и неконсультированных статистически значимо не различается: 0,12 (–0,14—0,39) (p=0,37).

Изучена целесообразность госпитализации после проведения телемедицинской консультации у 138 пациентов детского возраста 8 ОРИТ районных больниц, из которых 74 пациентам проведена телемедицинская, а 64 — телефонная консультация в период с 01.2002 по 05.2021. Показана меньшая частота госпитализации в группе пациентов, получивших телемедицинские консультации, по сравнению с телефонными — 59,5% и 87,5% (p<0,05) [14]. Несмотря на то что в группе телемедицины частота наблюдаемой/ожидаемой госпитализации ниже по сравнению с группой телефонных консультаций, различие статистически незначимо, оценки по шкале педиатрического риска госпитализации II составили 2,36 и 2,58 соответственно.

Сравнительное изучение исхода лечения пациентов 15 педиатрических ОРИТ, которым доступна телемедицинская помощь (n=582), и пациентов 60 ОРИТ без доступа к телемедицинским консультациям (n=524) выявило более низкую оценку тяжести состояния по шкале Pediatric Risk of Mortality III при их переводе в педиатрическое ОРИТ медицинской организации более высокого уровня — 3,2 по сравнению с 4,0 (p<0,05). Оценка по указанной шкале состояния детей, переведенных из ОРИТ после внедрения в них телемедицины (количество ОРИТ — 43), на 1,2 балла ниже (p=0,03) по сравнению с оценкой в период до внедрения телемедицины. Самый низкий наблюдаемый к ожидаемому коэффициент смертности зарегистрирован после введения телемедицины по сравнению с периодом до внедрения телемедицины и с отсутствием таковой: 0,81 (95% ДИ 0,53—1,09) по сравнению с 1,07 (0,53—1,60) и 1,02 (0,71—1,33) соответственно [15].

Привлечение специалистов крупных педиатрических центров посредством телемедицины способствовало повышению эффективности оказания медицинской помощи за счет существенного сокращения количества ошибок при назначении лекарственных препаратов, повышения качества медицинской помощи, снижения потребности в переводе в региональный центр, более качественной предтранспортной подготовки [16].

Анкетирование специалистов 4507 из 5375 педиатрических ОРИТ установило, что только в 337 (8%) из них имелась возможность телемедицинского консультирования в 2016 г. Повторный опрос специалистов 130 ОРИТ для детей показал, что 96 (90%) активно использовали телемедицину в 2016 г. и 89 (83%) — в 2017 г. Круглосуточную доступность телемедицины подтвердили 98% респондентов, которые использовали ее в 2017 г. В 80% случаев телемедицинские технологии применены для маршрутизации пациентов. Для 39% респондентов проблемы при внедрении и использовании телемедицины отсутствовали, технологические проблемы встречались у 30% респондентов [17].

Анализ результатов 11 рандомизированных контролируемых исследований, посвященных эффективности телемедицины в педиатрической практике, выявил сопоставимые или лучшие результаты в группах телемедицинского консультирования по сравнению с контрольными группами. Результаты медицинской помощи, оказанной дистанционно, заключаются в более быстром устранении симптомов заболевания, удовлетворенности пациентов и их законных представителей качеством лечения и исходом заболевания, приверженности современным методам диагностики и лечения [18].

Телемедицина также позволяет осуществлять контроль за недавними выпускниками вузов и ординаторами при выполнении ими диагностических и терапевтических мероприятий непосредственно у постели больных (как детского возраста, так и взрослых). Молодые специалисты выполняют рутинные манипуляции под надзором опытного специалиста в дистанционном режиме — по видеосвязи. В то же время, несмотря на внедрение телемедицины в деятельность различных медицинских подразделений, в настоящее время отсутствуют учебные программы по данному направлению, в вузах не организовано преподавание технологии телемедицинского консультирования [19].

Телемедицинское консультирование позволяет существенно повысить качество медицинской сортировки. В разных странах и в разных областях медицины телемедицинская сортировка реализована при помощи персонала с различным уровнем медицинского образования: врачей, медицинских сестер, лиц без медицинского образования [20—22]. Например, показана эффективность телефонного консультирования, осуществляемого медицинскими сестрами, в ходе которого определены степень неотложности и необходимый вид медицинской помощи, что приближает к пациенту эффективные решения в области здравоохранения [23].

Практически все исследования, посвященные телемедицинскому консультированию, продемонстрировали, что его применение в рамках непрерывного использования для оказания медицинской помощи пациентам взрослых и педиатрических ОРИТ в сельских и городских больницах по различным профилям оказания медицинской помощи ассоциировано с улучшением клинических результатов: снижением смертности, улучшением клинической практики за счет применения новейших результатов клинических исследований, выполненных в соответствии с принципами доказательной медицины, уменьшением количества койко-дней и т.д. Лучшие результаты достигнуты в стационарах, в которых команда специалистов телемедицины более тесно интегрирована с командой местных специалистов [24].

Однако, несмотря на доказанную эффективность системы телемедицинского консультирования в работе ОРИТ, на пути ее внедрения возникает ряд проблем, которые условно можно разделить на технические, финансовые и организационные.

Для запуска программы телемедицинского консультирования необходимы первоначальные инвестиции в технологии, оборудование и работу врачей (их заработную плату). Объем инвестирования зависит от выбранной модели телемедицины. Модель непрерывного ухода требует значительно бóльших финансовых вложений по сравнению с плановой и адаптивной моделями. Для реализации последних двух моделей, по сути, не требуются иные вложения, кроме как в систему интерактивной видеосвязи, в то время как для функционирования первой модели необходимы дистанционный параметрический мониторинг и оборудование для его осуществления [25].

Другая проблема — взаимодействие собственных региональных систем телемедицинского консультирования. В современной России указанные системы, как правило, изолированы друг от друга и от федеральных систем телемедицинского консультирования [12]. Частично проблема решена в 2020 г., с началом пандемии новой коронавирусной инфекции, когда были созданы федеральные реанимационно-консультативные центры (РКЦ) и определен порядок их взаимодействия с региональными РКЦ [26, 27]. В зависимости от уровня РКЦ решаются различные задачи. Задачами региональных РКЦ являются: 1) участие в лечении пациента в медицинских организациях I и II уровней; 2) определение необходимости, возможности, срока и способа госпитализации пациента в медицинскую организацию III уровня [27]. Задачами федерального РКЦ являются: 1) принятие тактических решений о госпитализации в федеральную медицинскую организацию; 2) оказание экспертной реанимационно-консультативной помощи пациенту, находящемуся на лечении в региональной медицинской организации, силами ведущих национальных специалистов (зачастую лидеров мнений), включая ситуации, когда решение о тактике невозможно принять на уровне регионального РКЦ [26]. В связи с необходимостью решения указанных задач деятельность федеральных РКЦ осуществляется на базе НМИЦ, которые одновременно являются связующим звеном между центром и регионами и осуществляют не только дистанционное консультирование, но и регулярный аудит методов диагностики и лечения, применяемых в субъектах Российской Федерации [4].

Медицинская помощь в ОРИТ посредством телемедицинских технологий может быть оказана путем применения трех моделей.

1. Модель непрерывного оказания телемедицинской помощи, или модель непрерывного ухода, в которой мониторинг пациентов и оказание медицинской помощи происходят круглосуточно.

2. Модель планового ухода, когда консультации дистанционного эксперта проводятся в определенное назначенное время с определенной периодичностью (например, ежедневно утром, при отлучении от аппарата искусственной вентиляции легких и т.д.).

3. Адаптивная, или реактивная, модель, когда виртуальные консультации инициируются при наступлении определенного события.

В ряде случаев модели можно комбинировать [28].

Дистанционный мониторинг мероприятий интенсивной терапии является еще одним перспективным направлением телемедицины. Это также связано с дефицитом среднего медицинского персонала в региональных медицинских организациях. Наблюдение осуществляется с использованием мониторного оборудования, которое передает полученные данные в телемедицинский центр. Немаловажное место в дистанционном мониторинге отводится прогнозированию критических состояний при помощи нейросетей [24]. В зависимости от способа связи с консультантом выделяют две модели телемедицинского консультирования:

1) централизованная модель — консультант располагается строго в одном центре управления (командном центре);

2) децентрализованная модель — локация консультанта свободная, в то же время он постоянно имеет доступ в Интернет и/или к аудиовизуальной поддержке и практически всегда может осуществить консультацию [29].

Технологическое обеспечение телемедицинского консультирования связано с необходимостью значительных финансовых ресурсов, дефицит которых всегда имеет место в государственном секторе здравоохранения, несмотря на более высокую потребность в телемедицинском консультировании пациентов ОРИТ. Это является барьером, препятствующим широкому распространению телемедицины. Данная проблема характерна не только для отечественного, но и для зарубежного здравоохранения, включая страны с высоким уровнем развития экономики [24]. В отечественной медицине широко внедряются медицинские информационные системы. Наблюдается разнообразие, а зачастую и несовместимость их платформ, поэтому в последние годы проводится планомерная работа по интеграции медицинских информационных систем в единую систему. Таким образом, материальные и временные затраты на ознакомление с медицинской документацией будут существенно снижены. Кроме того, разрабатываются и становятся доступными широкому кругу специалистов приложения для мобильных устройств, позволяющие осуществлять мониторинг, передачу и анализ результатов инструментальных и лабораторных методов исследования [12].

Еще одним существенным барьером на пути широкого внедрения телемедицины в ОРИТ является ее неприятие медицинскими работниками, причем как административным аппаратом медицинских организаций, так и непосредственно медицинским персоналом. Эффективность телемедицинского консультирования в условиях, когда саботируется возможность его функционирования, существенно снижается. Неприятие телемедицины более очевидно, когда центр принятия решений (консультант) находится на значительном удалении от пациента и лечебной бригады, в иной медицинской организации. В данной ситуации врачи, работающие непосредственно с пациентом, могут ощущать дискомфорт, связанный с «внешней угрозой», повышенным вниманием, возможным административным и даже юридическим аудитом в отношении качества оказываемой ими медицинской помощи. В свою очередь, консультанты сталкиваются с тем, что их рекомендации de facto не принимаются и не реализуются, что сопровождается низким клиническим эффектом телемедицинской консультации [30, 31].

Интервьюирование медицинских работников, которые являются противниками телемедицины, показало, что одной из ведущих причин неприятия телемедицинского консультирования в форме видеоконференцсвязи является длительная подготовка к ней и большее время, необходимое на проведение самой процедуры, по сравнению с телефонными переговорами. Однако при более детальном анализе выяснилось, что время, затраченное на телемедицинскую консультацию, не намного больше, чем на консультацию по телефону. Медицинские работники с негативным отношением к телемедицине признали, что преимуществами телемедицинского консультирования явились индивидуальные для каждого пациента рекомендации, которые основаны на визуальной и объективной оценке состояния больного, а также повышение уровня знаний консультируемого медицинского персонала относительно состояния пациента и в связи с этим комфортности работы. В то же время временные затраты на подготовку и проведение телемедицинской консультации назывались в качестве серьезного препятствия, особенно в критических ситуациях, требующих быстрого принятия решения. Отмечено, что использование смартфонов существенно упростило бы проведение телемедицинской консультации, поскольку отсутствует необходимость подключения специальной аппаратуры, что у многих медицинских работников вызывает сложности, особенно при ограниченном опыте работы с подобной аппаратурой [32]. Использование смартфонов для видеоконсультирования порождает проблему сохранения конфиденциальности персональных данных пациента.

Телемедицинское консультирование создавало определенные проблемы не только врачам, которые обращались за консультацией, но и врачам, которые проводили консультацию. Для них основной сложностью было оперативное получение информации из Интернета, требующейся для проведения консультации или формирования заключения, в то время как это не было бы проблемой при использовании телефонной связи в связи с тем, что видеосвязь требует более сложных устройств и алгоритмов подключения по сравнению с телефонным звонком. В то же время телемедицина позволила продемонстрировать многим консультантам возможность применения своих навыков и умений, которых не было у инициаторов процедуры консультирования. Кроме того, быстрая и своевременная коррекция действий врачей в результате правильной оценки состояния больного непосредственно у его постели позволяла на фоне улучшения состояния пациента выстраивать эффективную коммуникацию и коллегиальные взаимоотношения [32].

Установлено, что командная работа, эффективная коммуникация, разработанные совместно протоколы являются ключевыми факторами успешного внедрения и эффективного применения телемедицины [33].

Целесообразно обсудить области потенциального конфликта при внедрении системы телемедицинского консультирования, которыми являются ограниченное понимание местных возможностей, кадровых и технических ресурсов, доступности лекарств; нереалистичные ожидания в отношении уровня образования и способностей персонала; неудовлетворительные отношения с персоналом и между отдельными сотрудниками; конфликты между врачами. Для снижения важности указанных проблем в развитии телемедицины особое значение приобретает регулярное проведение сеансов обратной связи между региональными врачами и специалистами телемедицины. В ходе таких сессий целесообразно рассматривать цели, задачи, технологии, рабочие процессы, применяемые протоколы, отдельные частные вопросы [33].

С аналогичными проблемами столкнулись еще в одном исследовании [34]. Принятию технологий телемедицины в ОРИТ госпиталя для ветеранов способствовало обучение технологиям телемедицины, понимание технологии рабочих процессов, осознание выгоды внедрения телемедицины. Таким образом, перед внедрением телемедицинских технологий необходимы подготовка и обучение персонала.

Опрос, проведенный среди медицинских работников, участвующих в телемедицинских консультациях в качестве как респондентов, так и консультантов, показал отсутствие единого мнения и четкого понимания, когда и в каких клинических ситуациях следует обращаться к телемедицинским консультациям. Одни указывают на необходимость телемедицинского консультирования пациентов в тяжелом состоянии, другие — пациентов с неустановленным диагнозом; для некоторых специалистов польза таких консультаций заключается не столько в установлении диагноза, сколько в исключении ненужных переводов, применения нетребуемых методов интенсивной терапии. Многие врачи считают, что телемедицинские консультации эффективны при лечении пациентов, нуждающихся в респираторной поддержке [32].

Немаловажной является проблема установления корректного диагноза во время проведения телемедицинской консультации. Исследование по результатам 339 телефонных консультаций, выполненных врачами-анестезиологами-реаниматологами в 2014—2017 гг., показало, что правильный диагноз во время сеанса телемедицинского консультирования установлен в 98,5% случаев, клинические решения консультантов были обоснованными в 92% случаев, отмечен низкий уровень ложнопозитивных (2,7%) и ложнонегативных (5,3%) решений, выявлены хорошая специфичность (96,2%) и чувствительность (82,9%) диагностических и терапевтических решений. Прослеживается сильная корреляционная связь между принятыми онлайн решениями и результатом [34].

С учетом изложенного представляется целесообразным сформулировать понятие реанимационно-консультативного обеспечения как комплекса мероприятий, которые обеспечивают сбор и анализ анамнестических, клинико-лабораторных и инструментальных данных, уточнение диагноза, коррекцию диагностических процессов и терапевтических мероприятий, динамический контроль за состоянием пациента путем дистанционного и очного наблюдения и (по показаниям) медицинской эвакуации.

Выводы

1. Внедрение телемедицины в практическую деятельность медицинских организаций позволило снизить летальность, количество осложнений, повысить приверженность современной клинической практике; наиболее существенное улучшение показателей наблюдалось в краткосрочной перспективе во время госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии.

2. Позитивные результаты ассоциированы с применением современных медицинских технологий диагностики и лечения с доказанной эффективностью, а также с выполнением рекомендаций консультантов.

3. Дистанционное получение информации консультантом о больном существенно не влияло на качество диагностики и лечения по сравнению с очным.

4. Широкому внедрению телемедицинских технологий препятствует сопротивление медицинского персонала отделений реанимации и интенсивной терапии на местах, предполагающего ограничение своих «прав» и «неприкосновенности» в связи с необходимостью жесткого следования современным медицинским технологиям, а также неудовлетворенность врачей-консультантов в связи с невыполнением рекомендаций и ощущением неэффективных трудозатрат.

5. Реанимационно-консультативное обеспечение на региональном и федеральном уровнях предполагает решение разных задач: на региональном уровне — это определение необходимости транспортировки пациента в региональную медицинскую организацию III уровня; на федеральном уровне — это обеспечение ведения пациента в соответствии с современной клинической практикой.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.