Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Тарасова Л.В.

БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет»;
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» Минобрнауки России;
БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутская окружная клиническая больница»

Малявин А.Г.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Бусалаева Е.И.

ГАУ ЧР ДПО «Институт усовершенствования врачей» Минздрава Чувашской Республики;
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» Минобрнауки России

Цыганова Ю.В.

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» Минобрнауки России

Комарова Е.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Гипераммониемия как фактор риска неблагоприятного исхода у пациентов с новой коронавирусной инфекцией

Авторы:

Тарасова Л.В., Малявин А.Г., Бусалаева Е.И., Цыганова Ю.В., Комарова Е.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1531

Загрузок: 72


Как цитировать:

Тарасова Л.В., Малявин А.Г., Бусалаева Е.И., Цыганова Ю.В., Комарова Е.А. Гипераммониемия как фактор риска неблагоприятного исхода у пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Доказательная гастроэнтерология. 2022;11(2):39‑43.
Tarasova LV, Malyavin AG, Busalaeva EI, Tsyganova YuV, Komarova EA. Hyperammonemia is a risk factor for poor outcomes in patients with COVID-19. Russian Journal of Evidence-Based Gastroenterology. 2022;11(2):39‑43. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/dokgastro20221102139

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оф­таль­мо­ло­ги­чес­кие про­яв­ле­ния COVID-19. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(5):81-88
SARS-CoV-2-ин­ду­ци­ро­ван­ный не­бак­те­ри­аль­ный эн­до­ми­окар­дит с раз­ви­ти­ем при­об­ре­тен­ных по­ро­ков сер­дца. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(6):52-61
Ало­пе­ция и COVID-19: воз­мож­ные эти­опа­то­ге­не­ти­чес­кие ва­ри­ан­ты и прин­ци­пы ле­че­ния. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(5):56-63
Осо­бен­нос­ти ме­ди­цин­ской ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших но­вую ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(5):64-69
Но­вая ко­ро­на­ви­рус­ная ин­фек­ция во II три­мес­тре бе­ре­мен­нос­ти: пе­ри­на­таль­ные и ма­те­рин­ские пос­ледствия. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(6):34-41
Са­хар­ный ди­абет 2-го ти­па и COVID-19: пре­дик­то­ры ле­таль­но­го ис­хо­да. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):53-56
Сим­пто­мы у па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших SARS-CoV-2 с кри­ти­чес­кой сте­пенью по­ра­же­ния ле­гоч­ной тка­ни (КТ-4). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):69-77
Тром­боз ле­во­го же­лу­доч­ка и ос­трая сер­деч­но-со­су­дис­тая не­дос­та­точ­ность у па­ци­ен­тов пос­ле ин­фи­ци­ро­ва­ния SARS-CoV-2. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):78-81
Ре­конструк­ция то­таль­но­го пор­то­сис­тем­но­го шун­та в се­лек­тив­ный пор­то­сис­тем­ный шунт у ре­бен­ка. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(12):140-146
Пос­ледствия COVID-19 на от­да­лен­ном эта­пе пос­ле гос­пи­та­ли­за­ции по дан­ным кли­ни­ко-инстру­мен­таль­ных и ла­бо­ра­тор­ных ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(4):56-66

Введение

Печеночная дисфункция наблюдается у 14—53% пациентов с COVID-19 [1]. Вовлечение печени в патологический процесс может быть связано с прямым цитопатическим действием вируса, неконтролируемой иммунной реакцией, сепсисом или лекарственным повреждением печени [1]. Как правило, выраженность патологии со стороны печени коррелирует с тяжестью инфекционного процесса и частотой развития всех видов осложнений [2—8]. Отмечено, что существует прямая зависимость активности гепатита, возникшего вследствие атаки COVID-19, и летальностью больных новой коронавирусной инфекцией [1]. Распространенность ковид-ассоциированной печеночной патологии больше среди мужчин и пожилых людей [9].

Из наиболее значимых факторов риска развития тяжелого течения COVID-19 следует отметить висцеральное ожирение и неалкогольную жировую болезнь печени (НАЖБП) [10]. В частности, при наличии НАЖБП риск тяжелого течения увеличивается в 4 раза [10]. Пациенты с НАЖБП на стадии стеатоза могут быть уязвимы к повышенной выработке цитокинов при COVID-19, что может ускорить прогрессирование НАЖБП до неалкогольного стеатогепатита в долгосрочной перспективе [9, 11]. Исходно имевшийся у пациента фиброз печени также представляет собой фактор риска тяжелого течения COVID-19 [10]. Указанная группа пациентов значительно более восприимчива к повреждению печени внешними факторами [10, 12—16].

Печень является основным органом, участвующим в нейтрализации аммиака — конечного продукта обмена азотсодержащих веществ. В норме его концентрация в органах и тканях не превышает 25—40 мкмоль/л. Гипераммониемия может вызвать активацию и пролиферацию звездчатых клеток печени, усилить их профиброгенное и провоспалительное действие. Концентрация аммиака в крови повышается при хронических заболеваниях печени и коррелирует со степенью выраженности изменений функции печени [17]. Логична и должна быть проверена гипотеза о том, что гипераммониемия имеет связь с тяжестью течения COVID-19, на что мы и направили внимание в настоящем исследовании.

Цель исследования — изучить клинико-лабораторные особенности COVID-19 в зависимости от исхода заболевания.

Материал и методы

В основу работы положен ретроспективный анализ медицинской документации пациентов, пролеченных в стационарных условиях в БУ ЧР «Вторая городская больница», БУ ЧР «Больница скорой медицинской помощи» г. Чебоксары, специализировавшихся на лечении пациентов с новой коронавирусной инфекцией с 1 июля по 31 августа 2020 г.

Проанализированы 135 случаев с верифицированными положительными тестами на SARS-Cov-2, характерными изменениями при компьютерной томографии (КТ) в виде двусторонней пневмонии. Из них после рандомизации в исследование взяты 80 историй болезни пациентов (48,8% мужчин и 51,2% женщин в возрасте от 30 до 84 лет), которые разделены на две группы, сопоставимые по основным изучаемым показателям: 1-я группа — 51 выздоровевший, 2-я группа — 29 человек с летальным исходом. Учитывали демографические данные, результаты КТ органов грудной клетки, лабораторных исследований (общего и биохимического анализов крови, коагулограммы), продолжительность заболевания.

Содержание аммиака в периферической крови определяли экспресс-методом с помощью фотометрического портативного анализатора PocketChem BA PA 4140 («ARKRAY Factory, Inc.», Япония) в день поступления в стационар и в динамике. Кроме того, учитывали наличие сопутствующих заболеваний и состояний, ухудшающих прогноз. Лабораторные данные оценивали при поступлении и в динамике, за 1 день до выписки (смерти).

Исследование осуществлено в соответствии с международными этическими нормами.

Статистический анализ проведен с использованием программ Microsoft Office Excel 2016, StatTech v. 2.5.9 (ООО «Статтех», Россия). Количественные показатели при числе исследуемых <50 оценивали на соответствие нормальному распределению с помощью критерия Шапиро—Уилка, при числе исследуемых >50 — по критерию Колмогорова—Смирнова. Количественные показатели, имеющие нормальное распределение, описывали с помощью средних арифметических величин и стандартных отклонений. В случае отсутствия нормального распределения количественные данные описывали с помощью медианы (Me), нижнего и верхнего квартилей (Q1—Q3). Сравнение двух групп по количественному показателю, распределение которого отличалось от нормального, выполняли с помощью U-критерия Манна—Уитни. Направление и тесноту корреляционной связи между двумя количественными показателями оценивали с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (при распределении показателей, отличном от нормального).

Основная характеристика групп представлена в табл. 1.

Таблица 1. Характеристика групп

Показатель

1-я группа (n=51)

2-я группа (n=29)

Продолжительность симптомов до поступления, сут

4,9±2,1

5,9±3,2

Возраст, годы

59±12,7

68±11,2

КТ 3-й стадии, %

35,3

24,14

КТ 4-й стадии, %

1,9

31,03

Индекс массы тела >30 кг/м2, %

29,4

24,1

Сахарный диабет, %

27,4

24,13

Артериальная гипертония III стадии, %

43,2

64,8

Перенесенный инфаркт миокарда, %

5,9

29,7

Результаты

Все пациенты поступили в среднем через 5,5± 2,7 дня от начала появления симптомов. У каждого документирован положительный ПЦР-тест на SARS-CoV-2. Средний уровень повышения температуры тела при поступлении составил 38,3±0,65 °C и существенно не отличался у пациентов обеих групп, но число пациентов, поступивших с фебрильной лихорадкой, было выше в группе умерших (79,8% по сравнению с 56%).

При изучении структуры отягощающих прогноз факторов выявлены определенные закономерности: ожирение, артериальная гипертония, сахарный диабет, хронические заболевания печени встречались с одинаковой частотой в обеих группах, однако у пациентов 2-й группы чаще определяли гипертоническую болезнь III стадии с высоким сердечно-сосудистым риском (64,8% по сравнению с 43,2%), перенесенный инфаркт миокарда — у каждого 3-го пациента (в 1-й группе — у 5,9% пациентов).

В ходе анализа летальных исходов мы отметили, что они возникали в более старшем возрасте: средний возраст умерших 68±11,2 года (от 55 лет до 81 года), в то время как в группе выздоровевших средний возраст 59±12,7 года (от 30 до 79 лет). Поражение легких при поступлении в группе умерших соответствовало КТ3 в 24,14% и КТ4 в 31,03% случаев. У каждого 3-го пациента 1-й группы поражение легких оценивали как КТ2.

У больных 2-й группы отмечены более высокие значения маркеров «цитокинового шторма»: уровень С-реактивного белка составил 54,9±12,4 г/л по сравнению с 37±15,9 г/л у пациентов 1-й группы, уровень ферритина — 411±59,9 мкг/л по сравнению с 334±88,1 мкг/л, уровень лактатдегидрогеназы — 1042±675,8 Ед/л по сравнению с 921±792,4 Ед/л, уровень D-димера — 2000±936,9 нг/мл по сравнению с 1392±789,4 нг/мл. При этом число пациентов, у которых при поступлении эти показатели превышали нормальные параметры, оказалось существенно выше во 2-й группе (72%), и в процессе лечения не отмечалась тенденция к снижению в отличие от исследуемых 1-й группы.

Повышение уровней аланинаминотрансферазы (АлАТ) и аспартатаминотрансферазы (АсАТ) наблюдалось у больных обеих групп примерно в одинаковом числе случаев, однако у исследуемых 2-й группы к последнему дню пребывания в стационаре отмечалось повышение преимущественно уровня АлАТ до 92,8±17,9 ммоль/л по сравнению с 47±15,9 ммоль/л при поступлении.

В 71% всех анализируемых случаев отмечено повышение уровня аммиака в периферической крови при поступлении. В 17% это соответствовало гипераммониемии легкой степени, почти у каждого 2-го (46%) — средней и в 9% — тяжелой. Во 2-й группе в ходе госпитализации число пациентов со средней и тяжелой степенью гипераммониемии нарастало. Перед выпиской у пациентов группы выздоровевших содержание аммиака (Me [Q1—Q3]) составило 112 [84—160] мкмоль/л, у лиц с летальным исходом этот показатель был выше — 204 [179,5—211] мкмоль/л, различия статистически значимые (p=0,032).

В ходе проведения анализа нами выявлена умеренная прямая корреляционная связь уровня аммиака периферической крови с концентрацией ферритина, количеством лейкоцитов, наличием НАЖБП, летальным исходом (табл. 2). Имелась статистически значимая разница по уровню аммиака у пациентов в зависимости от исхода заболевания. При летальном исходе его показатель находился в диапазоне 179,5—211 по сравнению с 84—160 мкмоль/л у пациентов группы выздоровевших.

Таблица 2. Корреляционные связи концентрации аммиака в периферической крови

Показатель

Характеристика корреляционной связи

rxy/ρ

теснота связи по шкале Чеддока

p

Аммиак — ферритин (rxy)

0,396

Умеренная

0,017*

Аммиак — лейкоциты (ρ)

0,441

Умеренная

0,007*

Аммиак (здоровые) — аммиак (НАЖБП) (rxy)

0,497

Умеренная

0,002*

Примечание. * — связь показателей статистически значимая (p<0,05); НАЖБП — неалкогольная жировая болезнь печени.

Обсуждение

По результатам анализа нами выявлено, что вероятность летального исхода выше у пациентов старшей возрастной группы, при наличии артериальной гипертонии III стадии с высоким сердечно-сосудистым риском, перенесенным инфарктом миокарда. У этих пациентов отмечено обширное поражение легких по данным КТ, выявлены более высокие показатели маркеров «цитокинового шторма», затяжное, резистентное к терапии течение патологического процесса. Полученные нами результаты не противоречат данным литературы.

Корреляция нарушений функции печени, оцениваемая по уровням АсАТ, АлАТ, общего билирубина и альбумина, с тяжелым исходом инфекции COVID-19 показана в 20 исследованиях китайских ученых [18], что отвечает положениям консенсуса «Гипераммониемии у взрослых» (2019) Российского научно-медицинского общества терапевтов [17].

С учетом пандемии новой коронавирусной инфекции важным является выявление пациентов, имеющих более высокий риск неблагоприятного исхода заболевания. Наличие отягощенного преморбидного фона, в том числе патологии печени, усугубляется индуцированным вирусом SARS-Cov-2 «цитокиновым штормом». Гипераммониемия сопутствует более тяжелому течению и неблагоприятному исходу. Определение уровня аммиака в периферической крови может быть полезным для своевременного выявления лиц с неблагоприятным прогнозом. Высока вероятность, что коррекция данного параметра в ходе лечения позволит улучшить дальнейший прогноз.

Результаты проведенного нами предварительного анализа ограничены малой выборкой. В настоящее время набор данных и их дальнейший анализ продолжаются, что позволит в дальнейшем получить более объективную картину.

Заключение

Инфекция, вызываемая вирусом SARS-CoV-2, поражает многие органы и системы, в том числе систему пищеварения. Имеющиеся фоновые заболевания желудочно-кишечного тракта могут считаться факторами риска более тяжелого течения COVID-19, а вирус SARS-CoV-2 может усугублять проявления уже имеющейся патологии.

Полученные нами данные предварительного анализа свидетельствуют, что пациенты старшего возраста с артериальной гипертонией, перенесенным инфарктом миокарда имеют более обширное поражение легких по данным компьютерной томографии, более высокие показатели маркеров «цитокинового шторма», затяжное, резистентное к терапии течение патологического процесса и статистически значимое повышение уровня аммиака в периферической крови. Совокупность этих признаков может быть предвестником летального исхода у данных пациентов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.