Введение
Хронические заболевания вен (ХЗВ), под которыми понимают довольно широкий спектр морфологических и функциональных нарушений венозной системы [1, 2], отмечают более чем у 60% взрослого населения [3]. По данным И.А. Золотухина и соавт. [4], в Российской Федерации частота ХЗВ (средний возраст 53,5 года) достигает 69,9%, в европейских странах — 40—60% [5]. В структуре хронических заболеваний вен, варикозная болезнь (ВБ) является наиболее частой патологией. По данным обзора L. Robertson и соавт. [6], частота ВБ составляет 1—60% среди взрослого населения, а согласно данным анализа J. Beebe-Dimmer и соавт. [3], — 73% и преобладает у женщин. На частоту развития ВБ также оказывает влияние возраст пациентов. В Республике Таджикистан, согласно собственным данным [7], частота ВБ среди жителей сельской местности трудоспособного возраста составляет 48,5%. Такой разброс данных о частоте различных вариантов ХЗВ зависит как от метода проведения эпидемиологических исследований, так и от наличия или отсутствия ряда провоцирующих факторов ее развития у населения конкретного региона.
Проведение исследования по изучению эпидемиологии ХЗВ вообще и факторов риска их развития в частности было инициировано группой сосудистых хирургов Республиканского научного центра сердечно-сосудистой хирургии и сотрудников кафедры хирургических болезней № 2 Таджикского государственного медицинского университета им. Абу Али Ибн Сины.
Цель исследования — анализ распространенности и факторов риска хронических заболеваний вен среди жителей сельской местности Таджикистана.
Материал и методы
Проанализированы результаты обследования 1482 жителей сельской местности двух районов Республики Таджикистан — Дусти и им. Джалолиддина Балхи, проведенного в 2016—2017 гг. Необходимо отметить, что число жителей этих районов, по оценке на 1 января 2016 г., составляло 104 200 и 181 900 соответственно [8].
Исследование проводили в сельских участковых больницах и центральных районных больницах при обращении населения по поводу различных заболеваний или во время профилактических осмотров, без специального отбора. Обследование проводили сосудистые хирурги Республиканского научного центра сердечно-сосудистой хирургии.
Проводили общеклиническое обследование пациентов с выявлением факторов риска заболеваний вен, ультразвуковое исследование венозной системы нижних конечностей. Оценка сосудистого статуса включала в себя обнаружение объективных признаков заболеваний вен — телеангиэктазий, ретикулярных вен, варикозного расширения подкожных вен, отека, гиперпигментации, липодерматосклероза, венозных трофических язв.
Дуплексное сканирование вен нижних конечностей и системы нижней полой вены проводили с помощью портативной ультразвуковой системы Mindray DC-3, снабженной конвексным датчиком 2,5—7,5 МГц. Определяли состояние поверхностных, перфорантных и глубоких вен, наличие клапанной недостаточности и рефлюкса, а также вид и продолжительность патологического сброса крови.
В результате комплексного обследования составляли заключение об отсутствии или наличии ХЗВ, заполняли анкету участника исследования. В случае выявления заболевания указывали форму и клинический класс заболевания по классификации СЕАР, каждому пациенту давали лечебные рекомендации.
Полученные в ходе исследования данные были обработаны с помощью статистического пакета IBM SPSS 21.0. Данные представлены в виде абсолютных и относительных величин. Дисперсионный анализ относительных величин (качественных показателей) проводили с помощью критерия χ2 Пирсона. Влияние факторов риска на развитие ХЗВ определяли по отношению шансов с указанием медианы и 95% доверительного интервала (ДИ). Различия показателей считали статистически значимыми при p<0,05.
Результаты
Все обследованные лица были постоянными жителями сельской местности двух районов, где проводилось исследование. Из общего числа обследованных (n=1482) лиц было 1257 (84,8%) женщин и 225 (15,2%) мужчин. Национальный состав обследованных: 1291 таджик, 152 узбека и 39 киргизов.
Возраст обследованных лиц варьировал от 11 до 80 лет, в среднем составив 36,8±8,6 года. Из общего числа пациентов 199 (13,4%) имели ожирение различной степени: I степень отмечена у 89 (44,7%) пациентов, II степень — у 67 (33,6%) и III степень — у 43 (21,6%).
Различные нозологические формы ХЗВ обнаружены у 761 (51,4%) обследованного (табл. 1).
Наиболее часто находили ретикулярный варикоз и телеангиэктазии, что составило 30,1% в общей изученной популяции и 58,6% от числа обследованных, имевших различные формы ХЗВ. Второй по распространенности стала ВБ, которая была выявлена у 271 обследованного (18,3% в общей популяции и 35,1% среди лиц с ХЗВ). Необходимо отметить, что эти две формы ХЗВ почти с одинаковой частотой встречались как у мужчин, так и у женщин.
Различные варианты посттромботической болезни (ПТБ) были выявлены у 12 (0,8%) человек в общей популяции, что составило 1,6% среди лиц с ХЗВ. Эту патологию чаще выявляли у женщин, однако без значимых различий с мужчинами. Флебодисплазия в нашем исследовании была идентифицирована в 2 (0,3%) случаях, у подростков 11 и 14 лет.
Распределение пациентов в зависимости от пола и возраста приведено в табл. 2.
Как видно из табл. 2, наиболее часто ХЗВ выявлялись у лиц наиболее трудоспособного возраста — 21—50 лет. Различные нозологические формы ХЗВ выявлены у каждого четвертого в старшей или подростковой возрастной группе. Тяжелые формы венозной недостаточности имели место у 77 (10,1%) лиц с ХЗВ.
Распределение пациентов согласно клинической классификации СЕАР приведено в табл. 3.
Как видно из табл. 3, наиболее часто отмечались классы С1—С3 — 83,3% случаев. У 23 (3,1%) пациентов обнаружены классы С5 и С6.
Еще одной задачей исследования было выявление факторов риска ХЗВ (табл. 4).
Наиболее значимым для развития ХЗВ стало сочетание нескольких факторов, которое имело место у 525 (68,9%) пациентов с ХЗВ, тогда как в общей популяции этот показатель был минимальным — 73 (4,9%) (ОШ 9,718; 95% ДИ 7,489—12,611).
Вторым по значимости фактором риска развития патологии вен нижних конечностей была наследственная предрасположенность, которая имела место у 456 (59,9%) пациентов с ХЗВ. Необходимо отметить, что данный фактор в общей популяции был выявлен в 27,7% наблюдений (ОШ 8,921; 95% ДИ 5,722—11,215).
Другим наиболее важным фактором риска развития ХЗВ явился тяжелый физический труд (регулярное поднятие тяжестей и полевые работы), который имел место у 416 (54,7%) обследованных лиц. Этот же фактор наиболее представлен в общей популяции — у 775 (52,3%) человек (ОШ 3,431; 95% ДИ 2,676—4,400). Длительная стоячая или сидячая работа (ОШ 4,526; 95% ДИ 3,375—6,071), а также малоподвижный образ жизни с наличием избыточной массы тела (ОШ 5,482; 95% ДИ 3,984—7,542) также отмечены как значимые факторы риска развития ХЗВ.
Беременность и количество родов (двое и более) как факторы риска развития ХЗВ имелись в анамнезе у большинства женщин — у 433 из 644. Необходимо отметить, что ХЗВ выявлялись в конце второй беременности, клинически значимое варикозное расширение подкожных вен отмечалось уже при третьей беременности и прогрессировало на фоне последующих беременностей (ОШ 3,800; 95% ДИ 2,689—4,830). При статистической обработке полученных данных значимого влияния пола в развитие ХЗВ не обнаружено.
Таким образом, результаты исследования показали, что более чем у половины населения сельской местности имеют место различные формы ХЗВ, основными факторами риска развития которых явились семейный анамнез, беременность и роды, тяжелый физический труд, длительная сидячая/стоячая работа и ожирение.
Обсуждение
Изучение распространенности ХЗВ в различных регионах мира направлено на обеспечение лучшего понимания причин и факторов риска, влияющих на появление и развитие различных заболеваний венозной системы. Это обусловлено значительной экономической нагрузкой на здравоохранение вследствие высокой частоты осложненных форм ХЗВ, а также значительным ухудшением качества жизни пациентов с ХЗВ, что особенно остро проявляется у людей трудоспособного возраста. Лечение пациентов с ХЗВ является довольно сложной задачей, особенно в стадии трофических расстройств [9—12]. Число пациентов, которым требуется оперативное лечение, в том числе при ВБ, за последние годы значительно увеличилось [13—15], кроме того, часто выполняются повторные оперативные вмешательства [16—18]. Все это требует раннего выявления заболеваний и определения групп риска, что позволяет проводить профилактические мероприятия и лечение на ранних стадиях развития ХЗВ.
К сожалению, полноценное изучение эпидемиологии ХЗВ в Республике Таджикистан ограничено отдаленностью ряда населенных пунктов и расположением их в горной местности, отсутствием национального регистра сосудистых заболеваний, трудовой миграцией населения, сложностью анализа условий труда, низкой медицинской активностью населения и многими другими факторами.
Изучению распространенности ХЗВ придается пристальное внимание во всем мире, однако на территории стран СНГ такие исследования носят единичный характер. Согласно данным литературы, частота распространенности нозологических форм ХЗВ различна (табл. 5).
Общая частота ХЗВ в популяции превышает 50%. По нашим данным, частота ХЗВ в сельской местности Республики Таджикистан достигла 51%. Наиболее часто мы выявляли телеангиэктазии и ретикулярный варикоз, а также В.Б. Необходимо отметить, что подавляющее большинство лиц с ХЗВ были трудоспособного возраста, однако на данный показатель может влиять то, что более 70% обследованных составили лица от 20 до 50 лет. Также необходимо учитывать, что большинство пациентов были женщины.
В Российской Федерации, по данным результатов Международной исследовательской программы VEIN CONSULT, наиболее значимыми факторами риска ХЗВ являются избыточная масса тела/ожирение, регулярные статические нагрузки на работе, беременность и роды у женщин, а также неблагоприятная наследственность [25]. Анализ структуры ХЗВ демонстрирует, что ВБ значительно превалирует по частоте встречаемости. Согласно сводным данным, представленным J. Beebe-Dimmer и соавт. [3], частота ВБ достигает 56% среди лиц мужского пола и 73% — женского. Анализ собственных данных, показал, что основными факторами риска развития ВБ выступают семейный анамнез, третьи по счету и более беременности и роды, тяжелый физический труд. В нашем предыдущем исследовании, проведенном в других районах и населенных пунктах сельской местности, физический труд и наследственность также были идентифицированы как наиболее значимые факторы риска. В ряде других работ продемонстрировано, что семейный анамнез является одним из главных факторов риска развития ВБ [14, 16, 17].
Многими исследованиями показано увеличение частоты ХЗВ с возрастом. Так, в Edinburgh Vein Study [26] отмечено линейное увеличение частоты встречаемости ХЗВ и ВБ с возрастом. В нашем исследовании выявлена такая же тенденция, что сопоставимо с результатами других работ.
Изучение частоты ХЗВ в зависимости от половой принадлежности демонстрирует значительное преобладание различных заболеваний венозной системы у женщин. Однако более детальный анализ не позволяет выявить влияние пола на частоту ХЗВ без рассмотрения ряда физиологических особенностей, в частности беременностей и приема гормональных контрацептивов. Беременность в нашем исследовании явилась значимым фактором, влияющим на развитие ХЗВ, в частности В.Б. Как указывали большинство опрошенных женщин, в конце второй беременности они отмечали развитие ретикулярного варикоза с последующим расширением ствола подкожных вен и их притоков при последующих беременностях. Влияние пола в изолированном виде как фактора риска развития ХЗВ все же является спорным.
Ожирение в ряде исследований также обсуждалось как фактор риска ХЗВ. В нашем исследовании ожирение отмечено в 199 (26,2%) случаях. Вместе с тем ожирение, вероятно, приобретает более важное значение в городской популяции. В сельской местности вследствие регулярного, зачастую тяжелого, физического труда ожирение не вошло в первую тройку факторов риска. Физический труд также рассматривается как фактор риска ХЗВ. В нашем исследовании более 50% лиц с ХЗВ занимались тяжелым физическим трудом. Как показали работы ряда исследователей, значительное влияние на развитие ХЗВ имеет и длительная статическая нагрузка [27, 28].
Наиболее тяжелые формы ХЗВ, к которым относят ПТБ и флебодисплазии, встречаются редко. В нашем исследовании частота ПТБ в структуре ХЗВ составила 12 (0,8%) наблюдений, а флебодисплазии — 2 (0,13%). В исследовании И.А. Золотухина и соавт. [21] ПТБ выявлена лишь у 1,3%, флебодисплазии — у 0,1% из общего числа обследованных.
Многочисленными исследованиями [29] выявлен ряд других факторов риска ХЗВ, в частности гормональные препараты, дисплазии соединительной ткани, неправильное питание, курение, гипертония, однако влияние их на ХЗВ требует дальнейшего изучения. В условиях нашего региона значимую роль в развитии ХЗВ играли семейный анамнез, беременность и роды, а также тяжелый физический труд.
Заключение
Таким образом, полученные нами данные демонстрируют, что более чем половина населения сельской местности страдает различными формами хронических заболеваний вен, наиболее часто это лица активного трудоспособного возраста. Основными преобладающими факторами риска явились семейный анамнез, трое и более родов, тяжелый физический труд, длительная сидячая/стоячая работа, а также избыточная масса тела.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — С.Д., Н.О.
Сбор и обработка материала — К.Е., С.О.
Статистическая обработка — Д.Дж., С.О.
Написание текста — Н.О., С.О., К.Е.
Редактирование — С.Д., Г. А.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Султанов Д.Д. — https://orcid.org/0000-0001-7935-7763
Калмыков Е.Л. — https://orcid.org/0000-0001-6784-2243
Гаибов А.Д. — https://orcid.org/0000-0002-3889-368X
Солиев О.Ф. — http://orcid.org/0000-0003-4665-4969
Додхоев Дж.С. — https://orcid.org/0000-0002-9228-8544
Неъматзода О. — https://orcid.org/0000-0001-7602-7611; e-mail: sadriev_o_n@mail.ru
КАК ЦИТИРОВАТЬ:
Султанов Д.Д., Калмыков Е.Л., Гаибов А.Д., Солиев О.Ф., Додхоев Дж.С., Неъматзода О. Эпидемиология хронических заболеваний вен среди сельских жителей Таджикистана. Флебология. 2019;13(4):-313. https://doi.org/10.17116/flebo201913041
Автор, ответственный за переписку: Неъматзода О. —
e-mail: sadriev_o_n@mail.ru