В последнее десятилетие возросло внимание мировой общественности и международных организаций к проблеме неинфекционных заболеваний (НИЗ), их профилактике и борьбе с ними. НИЗ (прежде всего сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, хронические болезни легких и сахарный диабет) во всем мире являются ведущими причинами смертности и нетрудоспособности. Еще в 1998 г. Всемирная ассамблея здравоохранения, являющаяся высшим органом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), признала угрозу, которую представляют НИЗ, и было заявлено, что предупреждение НИЗ и борьба с ними становится приоритетной задачей [1].
В 2011 г. под эгидой ВОЗ состоялась Первая глобальная министерская конференции по здоровому образу жизни (ЗОЖ) и НИЗ, завершившаяся принятием важного международного документа — «Московской декларации», — в котором акцентировано внимание на развитии возможности национальных систем здравоохранения по координации, реализации, мониторингу и оценке национальных и субнациональных стратегий и программ по НИЗ [2].
В сентябре 2011 г. мировые лидеры на совещании 66-й Генеральной Ассамблеи ООН приняли Политическую декларацию по НИЗ, в которой прозвучал призыв к ВОЗ о создании всеобъемлющего глобального механизма контроля борьбы с НИЗ, включая разработку набора показателей, которые можно было бы использовать в разных странах и регионах, придерживаясь многопрофильных подходов, в целях отслеживания тенденций и оценки прогресса, достигнутого в реализации национальных стратегий и планов в области НИЗ [3].
После принятия Декларации ВОЗ разработала Комплексную глобальную систему мониторинга для отслеживания прогресса в области профилактики и борьбы с основными НИЗ, которая вместе с «Глобальным планом действий ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбы с ними на 2013—2020 гг.» была одобрена на 66-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Согласованное решение по оценке глобального прогресса борьбы с НИЗ включает 9 добровольных глобальных целей и 25 индикаторов. В Глобальном плане действий представлены межсекторальные инструменты борьбы с НИЗ и их факторами риска (ФР), инструменты эпидемиологического надзора НИЗ и оценки популяционных вмешательств в обеспечение здорового образа жизни [4].
В России в последние годы уделяют существенно больше внимания формированию ЗОЖ: уже утверждены ключевые нормативные документы по наиболее важным ФР возникновения НИЗ, разработаны методические рекомендации по мониторингу ФР хронических НИЗ в практическом здравоохранении (2012) и на региональном уровне (2016) [5, 6]. В 2011 г. был принят Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому, весь комплекс мер в сфере охраны здоровья граждан, связанный с разработкой и реализацией программ формирования ЗОЖ, находится в сфере полномочий федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья (ст. 14) и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья (ст. 16) [7]. Учитывая их полномочия, наиболее полноценное выполнение мер в сфере охраны здоровья граждан возможно в рамках реализации программ профилактики НИЗ. Так, в 2012 г. разработана Государственная программа «Развитие здравоохранения» (пересмотрена в 2014 г.), на основе которой во всех субъектах РФ были разработаны аналоги с учетом региональных особенностей [8]. Программа включает 11 подпрограмм, первой из которых является подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» (далее — подпрограмма 1). Основная цель подпрограммы 1 — увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования ЗОЖ и профилактики заболеваний. В структуре подпрограммы отражены задачи, финансирование, ожидаемые результаты, целевые показатели, а также 5 основных мероприятий для их достижения. Однако целевые показатели программы не в полной мере соответствуют Комплексной глобальной системе мониторинга, о чем было заявлено в резолюции Всероссийского совещания «Региональная модель профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ в РФ» (Екатеринбург, 2014) [9]. Также было обращено внимание на отсутствие системы оценки процесса реализации и эффективности мероприятий подпрограммы.
ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» (ГНИЦ ПМ) в 2013 г. начата работа по формированию комплексной системы оценки выполнения первого основного мероприятия подпрограммы 1 «Развитие системы медицинской профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ, в том числе у детей. Профилактика развития зависимостей, включая сокращение потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе у детей». Разработаны индикаторы оценки процесса и конечных результатов выполнения основного мероприятия, из которых в 2014 г. был сформирован инструмент — опросник, апробированный в субъектах РФ [10].
Цель настоящей работы — разработка системы оценки реализации первого основного мероприятия подпрограммы 1 в субъектах РФ.
Задачи
1. Оценить законодательную базу и выполнение заявленных мероприятий, направленных на снижение распространенности поведенческих ФР НИЗ.
2. Оценить межведомственное взаимодействие в области разработки программ профилактики НИЗ.
3. Доработать инструмент оценки (опросник) и привести целевые показатели в соответствие с Комплексной глобальной системой мониторинга.
Материал и методы
Разработанный инструмент оценки апробирован в 45 субъектах Р.Ф. На основании полученных комментариев и предложений опросник был доработан и разослан в органы управления здравоохранением 83 субъектов РФ (Крымский федеральный округ не вошел в опрос), отклик составил 54% (45 регионов).
Инструмент включает разделы по оценке законодательства, межведомственного сотрудничества, мероприятий по ограничению курения табака, оптимизации питания населения, повышению уровня физической активности, проведения эпидемиологических исследований, направленных на мониторирование основных ФР развития НИЗ у населения, а также индикаторы для оценки процессов и конечных результатов.
Мониторинг и оценка профилактических программ являются неотъемлемым компонентом программного цикла, они должны осуществляться на всех его этапах, начиная с планирования. Оценка любой программы должна включать оценку процесса реализации на основе мониторинга (слежение за процессом, явлениями и т. д.) программы и оценку долгосрочных результатов (эффективность результативности) на основе и показателей здоровья, и уровней факторов, влияющих на здоровье. Оценка процессов направлена на выявление того, как реализуется программа, отвечает на вопросы «Что делается? Для кого? Как?», позволяет скорректировать действия и проводится через короткие промежутки времени [11]. Индикаторами оценки процесса в настоящем опроснике являются: количество выделенных финансов, региональных нормативно-правовых актов, выпущенных информационных материалов для населения и для медицинских работников, проведенных массовых мероприятий/акций и семинаров, подготовленных специалистов/преподавателей для обучения медицинских и немедицинских работников, количество структур медицинской профилактики. Оценка конечных результатов направлена на выявление эффективности программы. Индикаторы для оценки конечных результатов: наличие межведомственной комиссии/совета по профилактике НИЗ и формированию ЗОЖ, показатели смертности населения от основных НИЗ, распространенность ФР НИЗ.
Также в работе было проанализировано соответствие индикаторов Государственной программы «Развитие здравоохранения» рекомендациям официального документа ВОЗ «Глобальный план действий по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний на период 2013—2020 гг.» и выявлено отсутствие в программе следующих показателей: распространенность недостаточно физически активных лиц, повышенного артериального давления, избыточной массы тела, повышенного уровня глюкозы и общего холестерина среди населения. В опроснике показатели распространенности ФР НИЗ приведены в соответствие с Комплексной глобальной системой мониторинга.
Результаты и обсуждение
Законодательство и межведомственное сотрудничество
По полученным данным в РФ во всех 45 откликнувшихся субъектах разработаны и законодательно утверждены региональные программы развития здравоохранения. Обращает на себя внимание положительная динамика увеличения количества субъектов, в которых сформирован межведомственный координационный совет (комитет) по охране здоровья населения/формированию здорового образа жизни и профилактике НИЗ — с 56% в 2013 г. до 73% в 2015 г., а также утвержден комплексный межведомственный план региона по формированию ЗОЖ и профилактике НИЗ — с 33% в 2013 г. до 51% в 2015 г.
Стоит также отметить стабильную и положительную тенденцию по утверждению на региональном уровне нормативно-правовых актов в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, создания условий для повышения уровня физической активности населения.
Однако при всей положительной динамике, полученные данные указывают на недостаточность межсекторального и межведомственного взаимодействия и, возможно, низкую заинтересованность в решении проблем профилактики НИЗ со стороны многочисленных органов исполнительной власти.
В послании Президента Р.Ф. Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. заявлено: «…Считаю, что у нас есть все основания уже в ближайшей перспективе увеличить среднюю продолжительность жизни до 74 лет, добиться новой качественной динамики в снижении смертности. В этой связи предлагаю объявить 2015 г. Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые являются основной причиной смертности сегодня, объединив для решения этой проблемы усилия медицинских работников, представителей культуры, образования, средств массовой информации, общественных и спортивных организаций…». В связи с данным заявлением и поручением Правительства Р.Ф. от 8 декабря 2014 г. №ДМ-П13−9024 «О мерах по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Р.Ф. от 04.12.14» в стране стартовал Национальный год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями [12]. Также был разработан и утвержден «План основных мероприятий по проведению года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями», в котором одним из важных мероприятий стало формирование межведомственных правительственных комиссий субъектов РФ по профилактике НИЗ и формированию ЗОЖ.
Таким образом, можно предположить, что положительная динамика реализации межведомственного взаимодействия и законодательных мер по вопросам профилактики ФР НИЗ и формированию ЗОЖ связана с проведением в 2015 г. мероприятий, приуроченных к году борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями на территории РФ.
Информационно-коммуникационная кампания
Одним из значимых факторов, влияющих на успех программ профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ, является уровень знаний населения в области здоровья, формирование в обществе понимания и принятия обществом культуры взаимных обязательств. Это понимание должно включать наличие не только обязательств со стороны государства по обеспечению охраны здоровья и государственных гарантий, но и обязательств граждан заботиться о собственном здоровье, соблюдать определенные нормы и правила. В этой связи формирование ЗОЖ у граждан, в том числе у детей и подростков, должно быть существенным образом поддержано мероприятиями, направленными на информирование граждан о ФР для их здоровья, формирование мотивации к ведению ЗОЖ и создание условий для ведения ЗОЖ, снижения распространенности ФР хронических НИЗ. Работа по информированию населения должна осуществляться через средства массовой информации (телевидение, Интернет, радио, печатные издания), наружную рекламу, произведения искусства (кино, театр, книги), учебники и учебные пособия. Особое место в этом процессе занимает социальная реклама, демонстрирующаяся в прайм-тайм на федеральных каналах телевидения, а также должна быть учтена специфика групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу [8].
По результатам опроса, во всех 45 откликнувшихся субъектах, выпускаются информационные материалы в виде буклетов, плакатов, памяток, брошюр по вопросам ограничения потребления табака, оптимизации питания, повышению уровня физической активности, а также проводятся радио- и телетрансляции, популяризующие ЗОЖ и освещающие ФР возникновения НИЗ. Немаловажным аспектом является создание интернет-порталов соответствующей направленности. Так, отличным примером может послужить опыт Екатеринбурга, где на сайте городского Центра медицинской профилактики доступно и наглядно отражена вся необходимая информация по вопросам профилактики ФР НИЗ и формирования ЗОЖ, работе школ здоровья, планируемых мероприятиях и т. д. Для привлечения внимания населения к проблеме профилактики ФР НИЗ разработчики сайта применили креативный подход — на сайте можно пройти простой и веселый тест, который позволит предположить, кем вы могли бы стать, употребляя овощи и фрукты 5 раз в день и укрепляя при этом сердце и весь организм в целом (http://profilaktica.ru/).
Эпидемиологический мониторинг как система отслеживания результатов
Единая система устойчивого регулярного эпидемиологического мониторинга ФР НИЗ является необходимым и крайне важным звеном в реализации профилактических программ. В соответствии с рекомендациями ВОЗ определение в каждой стране наиболее существенных ФР НИЗ, их прицельная коррекция, а также контроль их динамики являются основой системы факторной профилактики самих НИЗ. Особое место в этом комплексе мер занимает система эпидемиологического мониторинга основных ФР НИЗ, созданного и работающего на единых методических принципах. Данные о ФР НИЗ, полученные с помощью одинаковых инструментов оценки, играют очень важную роль в процессе планирования профилактических мероприятий, служат инструментом оценки их эффективности. Результаты эпидемиологического мониторинга ФР НИЗ, будучи объединенными в единую базу данных, должны помочь правильно определять приоритет системы отечественного здравоохранения в целом [5].
По данным, полученным в результате опроса, только 15 (33%) субъектов из 45 имеют сведения о распространенности ФР НИЗ, полученных из результатов эпидемиологических исследований на случайных представительных выборках. Однако этот факт отнюдь не свидетельствует о наличии единого подхода к процессу сбора и обработки полученной информации, так как в стране на данный момент отсутствует четкий и единый механизм эпидемиологического мониторирования ФР НИЗ.
Заключение
Разработана система оценки, с помощью которой проведен анализ реализации первого основного мероприятия «Развитие системы медицинской профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ, в том числе у детей. Профилактика развития зависимостей, включая сокращение потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе у детей», подпрограммы 1 Государственной программы «Развитие здравоохранения» в субъектах Р.Ф. Результат опроса можно экстраполировать на половину регионов (54%) страны. Полученные данные свидетельствуют о необходимости межведомственного взаимодействия и создания во всех субъектах РФ межведомственных правительственных комиссий, а также о необходимости разработки региональных межведомственных планов действий по профилактике НИЗ и формированию ЗОЖ.
К сожалению, полученные результаты еще раз подтверждают отсутствие в стране единой системы эпидемиологического мониторинга НИЗ и ФР их развития, особенно на уровне субъектов федерации, исходя из этого не представляется возможным отследить достоверный эффект работы региональной нормативно-правовой базы и проводимых информационно-коммуникационных кампаний.
Таким образом, ключевым условием для решения проблем профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ должны стать интеграция усилий и межведомственное сотрудничество при лидирующей роли федерального и региональных правительств. Такая позиция четко отражена в проекте межведомственной Стратегии формирования ЗОЖ, профилактики и контроля НИЗ на период до 2025 г., первичное рассмотрение которого уже состоялось в июне 2016 г.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, сбор и обработкаматериала, написание текста — Е.Д., М.П.
Статистическая обработка — Е.Д., В.З., А.М.
Редактирование — М.П., И.Г., Е.У., Е.З.