Ларичева Е.Г.

БУ ВО «Сургутский государственный университет»;
БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника №2», Сургут, Россия;
Сургут, Россия

Саламатова Т.В.

БУ ВО «Сургутский государственный университет»;
БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника №2», Сургут, Россия;
Сургут, Россия

Мещеряков В.В.

БУ ВО «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия

Инновационный проект «Школа репродуктивного здоровья» для подростков: эффективность реализации и гендерные особенности

Авторы:

Ларичева Е.Г., Саламатова Т.В., Мещеряков В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 6336

Загрузок: 388


Как цитировать:

Ларичева Е.Г., Саламатова Т.В., Мещеряков В.В. Инновационный проект «Школа репродуктивного здоровья» для подростков: эффективность реализации и гендерные особенности. Профилактическая медицина. 2020;23(1):43‑50.
Laricheva EG, Salamatova TV, Meshcheryakov VV. Innovative project «School of Reproductive Health» for adolescents: implementation effectiveness and gender features. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;23(1):43‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20202301143

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти та­ба­ко­ку­ре­ния у сов­ре­мен­ных го­род­ских под­рос­тков-школь­ни­ков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):52-59
Реп­ро­дук­тив­ные ус­та­нов­ки мо­ло­де­жи: ре­ги­ональ­ное ис­сле­до­ва­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):74-81
Оцен­ка кли­ни­чес­ких про­яв­ле­ний сар­ко­пе­нии у лиц по­жи­ло­го воз­рас­та в Тю­мен­ской об­лас­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):69-74
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Струк­тур­но-фун­кци­ональ­ное сос­то­яние щи­то­вид­ной же­ле­зы у де­тей и под­рос­тков с гнез­дной ало­пе­ци­ей по дан­ным ла­бо­ра­тор­но­го и ультраз­ву­ко­во­го об­сле­до­ва­ния. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):214-220
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
Па­то­ло­гия мо­лоч­ной же­ле­зы в прак­ти­ке ги­не­ко­ло­га де­тей и под­рос­тков (собствен­ные дан­ные). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):23-32
Ва­ли­да­ция ме­то­да оп­ре­де­ле­ния воз­рас­та со­вер­шен­но­ле­тия по ин­дек­су зре­лос­ти третье­го мо­ля­ра на вы­бор­ке на­се­ле­ния г. Уфы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):42-46

Современные демографические особенности характеризуются снижением показателей рождаемости на фоне ухудшения репродуктивного здоровья подрастающего поколения [1]. Последнее во многом определяется репродуктивным поведением современной молодежи [2].

Произошедшие в конце прошлого столетия на территории России социально-экономические, политические и культурные преобразования стали причиной либерализации сексуальной морали, изменения нравственных приоритетов, личностных и общественных ценностей в обществе и привели к социально детерминированным изменениям стандарта репродуктивного поведения подрастающего поколения [3]. Наблюдалось возрастание частоты асоциальных форм поведения, сопряженных с риском для здоровья: рисковые формы сексуального поведения, низкая физическая активность, курение, употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ [4].

Как показывают результаты исследований, рост сексуальной активности подростков не сопровождается повышением уровня их знаний о методах контрацепции и профилактики инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) [2]. Одним из основных методов регулирования рождаемости в России продолжают оставаться артифициальные аборты, что является индикатором социального неблагополучия в области репродуктивной политики государства. Причина происходящего во многом кроется в отсутствии целостной и эффективной системы образования подростков в области репродуктивного здоровья в целом и, в частности, четко изложенных и адаптированных к подростковому возрасту программ обучения по вопросам репродуктивного здоровья [5—7].

Отсутствие навыков самосохранительного поведения у российских подростков в сочетании с низким уровнем репродуктивной культуры определяется их низкой информированностью в вопросах гигиены и профилактики нарушений репродуктивного здоровья. Это связано, прежде всего, с отсутствием системы сексуального образования, хотя именно оно является одним из приоритетных направлений в области здоровьесбережения, что имеет отражение в программах государственных гарантий и законодательстве Российской Федерации [8]. В действиях органов власти, неправительственных организаций отсутствует согласованность при разработке и реализации программ по профилактике и коррекции нарушений здоровья детей подросткового возраста [9]. Школьные программы, реализуемые в рамках традиционного образовательного процесса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология» по содержанию и срокам проведения занятий не соответствуют требованиям современной эпохи [10].

В настоящее время остается открытым вопрос о том, усилиями специалистов каких ведомств должна быть организована работа с подростками; практически отсутствуют научные обоснования подобного рода программ. Существующие в настоящее время методические рекомендации носят преимущественно ознакомительный характер. Вопрос эффективности зарубежных программ по половому просвещению требует специального изучения с учетом культурологического аспекта и особенностей менталитета молодежной среды в Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.08.09 №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» в медицинских организациях активно внедряются и результативно работают Школы здоровья. Отсутствие разработанных курсов обучения для подростков по здоровьесбережению в области репродуктивного здоровья в медицинских организациях педиатрического профиля и Центрах здоровья стало основанием для разработки и внедрения инновационной образовательной программы для молодых людей «Школа репродуктивного здоровья» в рамках деятельности Молодежной клиники детской поликлиники, функционирующей в соответствии с принципами «Клиники, дружественной к молодежи» (КДМ), рекомендованной ЮНИСЕФ. Молодежная клиника работает в тесной связи с отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, педиатрическими отделениями, педагогами общеобразовательных школ. Основным направлением работы данного подразделения является профилактика в сфере репродуктивного здоровья детей и подростков. С 2008 г. в рамках деятельности КДМ психологами, гинекологом и детским урологом-андрологом успешно реализуется инновационный проект «Школа репродуктивного здоровья» для подростков: с 2008 г. — «Школа юной леди» для девушек и с 2010 г. — «Школа юного джентльмена» для юношей. В 2014 г. «Школа юной леди», а в 2017 г. «Школа юного джентльмена» получили Знак качества «Лучшее — детям» на Конкурсе «Знак качества «Лучшее — детям»» — Национальной программе продвижения лучших российских товаров и услуг для детей (Москва).

Цель исследования — представить опыт и оценить эффективность реализации проекта «Школа репродуктивного здоровья» для подростков в детской поликлинике в зависимости от их гендерной группы.

Материал и методы

Главным врачом БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» утверждена разработанная коллективом КДМ программа «Школы репродуктивного здоровья», которая имеет следующие цели:

1) повышение уровня осведомленности в области сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подростков; повышение уровня общего нравственного развития, в том числе через принятие решения о воздержании от раннего полового дебюта;

2) информирование о безопасном полоролевом поведении в самостоятельной жизни и формирование умений, необходимых для этого;

3) формирование позиции ответственного отношения и нравственного оценивания собственной сексуальной жизни;

4) формирование семейных ценностей и ответственного отношения к родительству.

Задачами, решаемыми в процессе обучения, являются:

1) расширение знаний в понятиях «репродуктивное здоровье», «репродуктивное развитие», «психосексуальное развитие»;

2) расширение знаний о зависимости состояния репродуктивного здоровья от сексуального поведения;

3) развитие морально-этических принципов, не согласующихся с рискованным и ранним сексуальным поведением (формирование позиции ответственного принятия решений, принятия личной ответственности за свое поведение);

4) формирование навыков безопасного полоролевого поведения, направленного на сохранение здоровья (вопросы этики и безопасности сексуальных отношений);

5) формирование осознания ценности здорового образа жизни и верности партнеру в дружбе и любви (профилактика нежеланной беременности, ИППП, ранних сексуальных дебютов и промискуитета в подростковом возрасте);

6) информирование подростков о дружественных для них организациях, учреждениях и консультациях, в которых они смогут получить помощь в трудных жизненных ситуациях;

7) нацеленность подростка на создание семьи, рождение и воспитание детей в будущем (формирование позитивного отношения к планированию семьи и ответственному родительству).

Программа реализуется в течение одного учебного года и включает освоение компетенций юношами и девушками по восьми темам (табл. 1).

Таблица 1. Программа занятий в «Школе репродуктивного здоровья»

Предоставляемая информация соответствует этическим и моральным нормам, а также культурным традициям российского общества. Программа направлена исключительно на формирование здорового образа жизни, традиционных семейных ценностей и мотивации к сохранению репродуктивного здоровья. Настоящая программа предлагает не только научно-обоснованный подход к половому воспитанию (в том числе гигиеническому), но и решает вопросы об организации включения обучения правильному репродуктивному поведению в образовательный процесс и методике его проведения.

При содействии и поддержке руководства и сотрудников общеобразовательных учреждений, территориально прикрепленных к БУ «СГКП №2», осознающих в полной мере потребности современной молодежи, ориентированных на реализацию репродуктивного потенциала (социальные педагоги, педагоги по здоровьесбережению, школьные психологи), сотрудниками Молодежной клиники БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» цикл занятий в «Школе репродуктивного здоровья» проводится на базе общеобразовательных учреждений, как правило, в рамках классного часа, а также занятий по профориентации и основам безопасности жизнедеятельности, реализуя тем самым межведомственное взаимодействие. Проведение такого вида профилактической работы специалистами (врачами — детским урологом-андрологом, ювенологом, психологом), обладающими знанием о физиологических, психологических и социальных особенностях современных подростков, нормативно-правовой базы, а также умением работать с подростками и выстраивать работу на основе медико-социальных потребностей данной целевой группы гарантирует предоставление достоверной информации с учетом возрастных особенностей. Работа проводится в узком коллективе по принципу «весь класс» с разделением по гендерному признаку (девушки и юноши одного класса получают информационную услугу в двух различных группах, состоящих из 10—15 человек) и определяет возможность откровенной, доверительной беседы при обсуждении вопросов репродуктивного здоровья. Проведение занятий на базе образовательного учреждения гарантирует стабильную посещаемость и прохождение полного цикла таких занятий.

Особенностью функционирования «Школы репродуктивного здоровья» является тренинговый формат ее организации взамен лекционной формы работы, что позволяет обеспечить откровенный диалог между взрослыми (в лице сотрудников отделения) и подростками.

С целью решения вышеуказанных задач при реализации инновационного образовательного проекта проводятся беседы, а также используются различные методы психолого-педагогического воздействия: арт-терапия, визуализация, психогимнастика, телесно-ориентированные техники, игровые методы, моделирование и анализ проблемных ситуаций.

Основным критерием при отборе участников проекта является возраст 15—18 лет, остальные социальные и культурные аспекты могут учитываться в ходе проведения проекта. В зависимости от результатов мониторинга происходит непосредственное включение тех или иных дополнительных приемов воздействия.

Мониторинг эффективности функционирования «Школ репродуктивного здоровья» осуществляется на основе результатов анкетирования подростков (перед циклом занятий и по окончанию курса обучения), позволяющего определить уровни знаний о репродуктивном здоровье и мотивации на его сохранение. Цели анкетирования:

1) выявление уровня внимания респондентов, проявляемого к проблеме сохранения и укрепления собственного репродуктивного здоровья;

2) раскрытие степени осведомленности респондентов в вопросах анатомии, физиологии репродуктивной сферы женщин и мужчин;

3) выяснение актуальности запроса (существует запрос или нет, если существует, то в какой форме необходимо проводить работу);

4) определение уровня мотивации на сохранение репродуктивного здоровья.

Балльная оценка знаний и ранжированная оценка уровня мотивации на здоровьесбережение в репродуктивной сфере позволяют осуществить сравнительный анализ в различных группах респондентов и оценить эффективность реализации проекта.

В ходе настоящего исследования осуществлено сплошное когортное сравнительное медико-социологическое исследование — анонимное анкетирование двух групп респондентов после получения их информированного согласия. В одну группу вошли юноши и девушки, получавшие инновационную информационную услугу (основная группа А), в другую — юноши и девушки, обучавшиеся в рамках стандартного образовательного процесса (группа сравнения Б). Каждая из групп включала две подгруппы: в основной группе подгруппа А1 состояла из учащихся 9-х классов общеобразовательных школ до начала получения инновационной информационной услуги, А2 — из учащихся 10-х классов через один год от начала ее получения; в группе сравнения подгруппа Б1 состояла из учащихся 9-х классов, группа Б2 — из учащихся 10-х классов, обучающиеся в рамках стандартной образовательной программы. Количественно-половой состав участников анкетирования представлен в табл. 2.

Таблица 2. Распределение респондентов по группам сравнения и гендерному признаку

Количество респондентов в исследовании было достаточным для обеспечения репрезентативности выборок и составило 35% всех юношей в возрасте 15—17 лет и 28,9% девушек в возрасте 15—17 лет, прикрепленных к БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2».

Анкета включала три блока вопросов, определяющих уровень знаний о репродуктивном здоровье, уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья, и блок вопросов о фактическом половом поведении респондентов. Составление анкеты осуществлялось в соответствии с требованиями формирования опросников для медико-социологических исследований и различалось по содержанию для респондентов в зависимости от их гендерной группы.

Блок анкеты, оценивающий уровень знаний о репродуктивном здоровье, состоял из вопросов о физиологии и анатомии мужской и женской репродуктивных систем, контрацепции, профилактики ИППП, в том числе о ВИЧ-инфекции, и оценивался по удельному весу правильных ответов, выраженному в процентах.

Раздел анкеты, оценивающий уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья, включал вопросы о культуре сексуального поведения и отношении подростков к браку. Ответы респондентов ранжировались и оценивались в баллах, причем большей сумме баллов соответствовал более высокий уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья.

В работе применялись непараметрические методы медико-биологической статистики: характеристика вариационного ряда представлялась как Me (Q1—Q3), где Me — медиана, Q1 и Q3 — нижний и верхний (1-й и 3-й) квартили; статистическая значимость различий выраженных в процентах показателей в двух сравниваемых группах исследовалась методом углового преобразования Фишера; статистическая значимость различий средних величин в группах сравнения определялась методом Вилкоксона-Манна-Уитни; связи между количественными показателями устанавливали методом ранговой корреляции Спирмена [11]. При математической обработке результатов анкетирования принимался критический уровень статистической значимости 0,01, что соответствует требованиям к статистическому анализу результатов социологических исследований.

Результаты и обсуждение

В табл. 3 представлены результаты исследования уровня знаний о репродуктивном здоровье юношей и девушек в процессе реализации инновационной образовательной программы. Исходный уровень информированности не отличался у получавших инновационную образовательную услугу и не получавших таковую, как у юношей (А1ю и Б1ю), так и у девушек (А1д и Б1д).

Таблица 3. Сравнительная оценка уровня информированности по вопросам репродуктивного здоровья в процессе реализации инновационной образовательной программы в зависимости от гендерной принадлежности (удельный вес правильных ответов)

В процессе реализации инновационной образовательной программы отмечался статистически значимый рост уровня знаний о репродуктивном здоровье у юношей и девушек, получавших инновационную образовательную услугу. Статистически значимой динамики уровня информированности в вопросах репродуктивного здоровья у подростков в рамках стандартного образовательного процесса не установлено. Таким образом, уровень осведомленности в вопросах репродуктивного здоровья у юношей и девушек подгруппы А2 оказался статистически значимо выше, чем подгруппы Б2.

Выявлены гендерные различия уровня знаний о репродуктивном здоровье в процессе реализации инновационной образовательной программы. Исходный уровень знаний по вопросам контрацепции, ИППП и ВИЧ-инфекции оказался более высоким у юношей, чем у девушек, как в подгруппе А1, так и Б1, что можно объяснить более высокой полоролевой активностью. Однако исходная осведомленность девушек по вопросам анатомии и физиологии репродуктивной системы оказалась выше, чем у юношей. При этом уровень информированности девушек в процессе реализации инновационной образовательной программы по вопросам физиологии и анатомии репродуктивной системы увеличился на 47%, по контрацепции — на 52%, по ИППП — на 63%, по ВИЧ-инфекции — на 66%, по всем вопросам репродуктивного здоровья в целом — на 51%. В то же время рост уровня знаний у юношей оказался значительно ниже (32, 32, 22 и 27% соответственно). Таким образом, после завершения обучения уровень знаний девушек в целом по всем блокам вопросов на 5% был выше, чем у юношей.

Представленный в табл. 4 ранжированный уровень мотивации респондентов на сохранение репродуктивного здоровья характеризует отсутствие статистически значимых различий исходного уровня мотивации как у юношей, так и у девушек (р>0,01). В динамике у подростков, получавших инновационную образовательную программу произошло повышение ранжированного уровня мотивации на здоровьесбережение в области репродуктивной сферы (p<0,01) в обеих гендерных группах, в то время как у подростков, обучавшихся в рамках стандартного образовательного процесса, статистически значимая разница изучаемого показателя отсутствовала (р>0,01). У подростков, получавших инновационную образовательную программу (подгруппа А2), ранжированный уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья оказался достоверно более высоким в обеих гендерных группах (p<0,01), чем у юношей и девушек подгруппы Б2.

Таблица 4. Ранжированный уровень мотивации юношей и девушек на сохранение репродуктивного здоровья в процессе реализации инновационного образовательного проекта, Me (Q1—Q3)

Между уровнем осведомленности в сфере репродуктивного здоровья и ранжированным уровнем мотивации на его сохранение как у девушек, так и у юношей установлена статистически значимая связь (r=0,68 и r=0,72 соответственно; р=0,000 в обеих гендерных группах).

Важность этого результата заключается в том, что через получение достоверной и полной информации о репродуктивном здоровье от специалистов, обладающих профессиональными знаниями в изучаемой сфере; в доступной адаптированной возрасту форме, предполагающей доверительный диалог, исключающей осуждение и «наставничество»; с использованием различных методик преподавания с целью повышения заинтересованности юношей и девушек подросткового возраста в получаемой информации удается сформировать и укрепить мотивацию на сохранение репродуктивного здоровья в данной целевой группе, обеспечив в дальнейшем корректное репродуктивное поведение.

В табл. 5 представлена динамика удельного веса сексуально активных юношей и девушек в сравниваемых подгруппах. У юношей отмечалось нарастание степени половой активности в обеих подгруппах (А2ю и Б2ю), но у получавших инновационную образовательную услугу (А2ю) этот показатель был статистически значимо ниже, чем у сверстников подгруппы сравнения (Б2ю). У девушек основной подгруппы (А2д) статистически значимого роста сексуальной активности в динамике не выявлено. У девушек, обучающихся в рамках стандартного образовательного процесса (Б2д), отмечался больший прирост удельного веса сексуально активных из них и характеризовался появлением статистически значимых различий этого показателя между подгруппами А2д и Б2д.

Таблица 5. Сравнительная динамика удельного веса сексуальной активности подростков в процессе реализации инновационной образовательной программы (доля от общего числа респондентов в различных гендерных группах), %

Следует отметить, что целесообразность внедрения образовательных программ, направленных на формирование здоровьесберегающего поведения подростков в области репродуктивного здоровья, была многократно подтверждена рядом когортных исследований (И.В. Журавлева, 2004 г.; И.С. Савельева, 2004 г.; А.А. Таенкова, 2004 г.; М.Г. Лебедева и соавт., 2005 г.; М.Б. Хамошина, 2007 г.; Ю.Б. Исаева, 2008 г.; Т.В. Вострикова, 2009 г.; С.М. Семятов, 2009 г.), в которых отмечена важность не только собственно повышения информированности лиц подросткового возраста, но и поиска новых форм обучения, что в комплексе может позволить сформировать грамотность в вопросах здоровья, заключающуюся не только в осведомленности, но и в уверенном использовании полученных знаний в принятии решений в отношении здоровья [12].

Вывод

1. Полноценное решение проблемы охраны репродуктивного здоровья подростков может быть обеспечено развитием не только медицинских, но и социально-психологических подходов в условиях работы детской поликлиники.

2. Реализация инновационной образовательной программы «Школа репродуктивного здоровья» для подростков является одним из методов управления здоровьесбережением в этой сфере, а также одним из значимых факторов, обеспечивающих повышение уровня мотивации юношей и девушек на сохранение репродуктивного здоровья через получение достоверной и полной информации об этом от компетентных специалистов — гинеколога, детского уролога-андролога и психолога.

3. Сравнительный анализ эффективности реализации проекта «Школа репродуктивного здоровья» в различных гендерных группах позволил определить девушек как более комплаентную гендерную группу в инновационной образовательной программе, что диктует необходимость продолжения поиска новых технологий с целью повышения эффективности социально-психологической работы с юношами.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — В.М., Е.Л.

Сбор и обработка материала, статистическая обработка — Е.Л., Т.С.

Написание текста — Е.Л., В.М.

Редактирование — В.М.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.