Современные демографические особенности характеризуются снижением показателей рождаемости на фоне ухудшения репродуктивного здоровья подрастающего поколения [1]. Последнее во многом определяется репродуктивным поведением современной молодежи [2].
Произошедшие в конце прошлого столетия на территории России социально-экономические, политические и культурные преобразования стали причиной либерализации сексуальной морали, изменения нравственных приоритетов, личностных и общественных ценностей в обществе и привели к социально детерминированным изменениям стандарта репродуктивного поведения подрастающего поколения [3]. Наблюдалось возрастание частоты асоциальных форм поведения, сопряженных с риском для здоровья: рисковые формы сексуального поведения, низкая физическая активность, курение, употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ [4].
Как показывают результаты исследований, рост сексуальной активности подростков не сопровождается повышением уровня их знаний о методах контрацепции и профилактики инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) [2]. Одним из основных методов регулирования рождаемости в России продолжают оставаться артифициальные аборты, что является индикатором социального неблагополучия в области репродуктивной политики государства. Причина происходящего во многом кроется в отсутствии целостной и эффективной системы образования подростков в области репродуктивного здоровья в целом и, в частности, четко изложенных и адаптированных к подростковому возрасту программ обучения по вопросам репродуктивного здоровья [5—7].
Отсутствие навыков самосохранительного поведения у российских подростков в сочетании с низким уровнем репродуктивной культуры определяется их низкой информированностью в вопросах гигиены и профилактики нарушений репродуктивного здоровья. Это связано, прежде всего, с отсутствием системы сексуального образования, хотя именно оно является одним из приоритетных направлений в области здоровьесбережения, что имеет отражение в программах государственных гарантий и законодательстве Российской Федерации [8]. В действиях органов власти, неправительственных организаций отсутствует согласованность при разработке и реализации программ по профилактике и коррекции нарушений здоровья детей подросткового возраста [9]. Школьные программы, реализуемые в рамках традиционного образовательного процесса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология» по содержанию и срокам проведения занятий не соответствуют требованиям современной эпохи [10].
В настоящее время остается открытым вопрос о том, усилиями специалистов каких ведомств должна быть организована работа с подростками; практически отсутствуют научные обоснования подобного рода программ. Существующие в настоящее время методические рекомендации носят преимущественно ознакомительный характер. Вопрос эффективности зарубежных программ по половому просвещению требует специального изучения с учетом культурологического аспекта и особенностей менталитета молодежной среды в Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.08.09 №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» в медицинских организациях активно внедряются и результативно работают Школы здоровья. Отсутствие разработанных курсов обучения для подростков по здоровьесбережению в области репродуктивного здоровья в медицинских организациях педиатрического профиля и Центрах здоровья стало основанием для разработки и внедрения инновационной образовательной программы для молодых людей «Школа репродуктивного здоровья» в рамках деятельности Молодежной клиники детской поликлиники, функционирующей в соответствии с принципами «Клиники, дружественной к молодежи» (КДМ), рекомендованной ЮНИСЕФ. Молодежная клиника работает в тесной связи с отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, педиатрическими отделениями, педагогами общеобразовательных школ. Основным направлением работы данного подразделения является профилактика в сфере репродуктивного здоровья детей и подростков. С 2008 г. в рамках деятельности КДМ психологами, гинекологом и детским урологом-андрологом успешно реализуется инновационный проект «Школа репродуктивного здоровья» для подростков: с 2008 г. — «Школа юной леди» для девушек и с 2010 г. — «Школа юного джентльмена» для юношей. В 2014 г. «Школа юной леди», а в 2017 г. «Школа юного джентльмена» получили Знак качества «Лучшее — детям» на Конкурсе «Знак качества «Лучшее — детям»» — Национальной программе продвижения лучших российских товаров и услуг для детей (Москва).
Цель исследования — представить опыт и оценить эффективность реализации проекта «Школа репродуктивного здоровья» для подростков в детской поликлинике в зависимости от их гендерной группы.
Материал и методы
Главным врачом БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» утверждена разработанная коллективом КДМ программа «Школы репродуктивного здоровья», которая имеет следующие цели:
1) повышение уровня осведомленности в области сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подростков; повышение уровня общего нравственного развития, в том числе через принятие решения о воздержании от раннего полового дебюта;
2) информирование о безопасном полоролевом поведении в самостоятельной жизни и формирование умений, необходимых для этого;
3) формирование позиции ответственного отношения и нравственного оценивания собственной сексуальной жизни;
4) формирование семейных ценностей и ответственного отношения к родительству.
Задачами, решаемыми в процессе обучения, являются:
1) расширение знаний в понятиях «репродуктивное здоровье», «репродуктивное развитие», «психосексуальное развитие»;
2) расширение знаний о зависимости состояния репродуктивного здоровья от сексуального поведения;
3) развитие морально-этических принципов, не согласующихся с рискованным и ранним сексуальным поведением (формирование позиции ответственного принятия решений, принятия личной ответственности за свое поведение);
4) формирование навыков безопасного полоролевого поведения, направленного на сохранение здоровья (вопросы этики и безопасности сексуальных отношений);
5) формирование осознания ценности здорового образа жизни и верности партнеру в дружбе и любви (профилактика нежеланной беременности, ИППП, ранних сексуальных дебютов и промискуитета в подростковом возрасте);
6) информирование подростков о дружественных для них организациях, учреждениях и консультациях, в которых они смогут получить помощь в трудных жизненных ситуациях;
7) нацеленность подростка на создание семьи, рождение и воспитание детей в будущем (формирование позитивного отношения к планированию семьи и ответственному родительству).
Программа реализуется в течение одного учебного года и включает освоение компетенций юношами и девушками по восьми темам (табл. 1).
Предоставляемая информация соответствует этическим и моральным нормам, а также культурным традициям российского общества. Программа направлена исключительно на формирование здорового образа жизни, традиционных семейных ценностей и мотивации к сохранению репродуктивного здоровья. Настоящая программа предлагает не только научно-обоснованный подход к половому воспитанию (в том числе гигиеническому), но и решает вопросы об организации включения обучения правильному репродуктивному поведению в образовательный процесс и методике его проведения.
При содействии и поддержке руководства и сотрудников общеобразовательных учреждений, территориально прикрепленных к БУ «СГКП №2», осознающих в полной мере потребности современной молодежи, ориентированных на реализацию репродуктивного потенциала (социальные педагоги, педагоги по здоровьесбережению, школьные психологи), сотрудниками Молодежной клиники БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» цикл занятий в «Школе репродуктивного здоровья» проводится на базе общеобразовательных учреждений, как правило, в рамках классного часа, а также занятий по профориентации и основам безопасности жизнедеятельности, реализуя тем самым межведомственное взаимодействие. Проведение такого вида профилактической работы специалистами (врачами — детским урологом-андрологом, ювенологом, психологом), обладающими знанием о физиологических, психологических и социальных особенностях современных подростков, нормативно-правовой базы, а также умением работать с подростками и выстраивать работу на основе медико-социальных потребностей данной целевой группы гарантирует предоставление достоверной информации с учетом возрастных особенностей. Работа проводится в узком коллективе по принципу «весь класс» с разделением по гендерному признаку (девушки и юноши одного класса получают информационную услугу в двух различных группах, состоящих из 10—15 человек) и определяет возможность откровенной, доверительной беседы при обсуждении вопросов репродуктивного здоровья. Проведение занятий на базе образовательного учреждения гарантирует стабильную посещаемость и прохождение полного цикла таких занятий.
Особенностью функционирования «Школы репродуктивного здоровья» является тренинговый формат ее организации взамен лекционной формы работы, что позволяет обеспечить откровенный диалог между взрослыми (в лице сотрудников отделения) и подростками.
С целью решения вышеуказанных задач при реализации инновационного образовательного проекта проводятся беседы, а также используются различные методы психолого-педагогического воздействия: арт-терапия, визуализация, психогимнастика, телесно-ориентированные техники, игровые методы, моделирование и анализ проблемных ситуаций.
Основным критерием при отборе участников проекта является возраст 15—18 лет, остальные социальные и культурные аспекты могут учитываться в ходе проведения проекта. В зависимости от результатов мониторинга происходит непосредственное включение тех или иных дополнительных приемов воздействия.
Мониторинг эффективности функционирования «Школ репродуктивного здоровья» осуществляется на основе результатов анкетирования подростков (перед циклом занятий и по окончанию курса обучения), позволяющего определить уровни знаний о репродуктивном здоровье и мотивации на его сохранение. Цели анкетирования:
1) выявление уровня внимания респондентов, проявляемого к проблеме сохранения и укрепления собственного репродуктивного здоровья;
2) раскрытие степени осведомленности респондентов в вопросах анатомии, физиологии репродуктивной сферы женщин и мужчин;
3) выяснение актуальности запроса (существует запрос или нет, если существует, то в какой форме необходимо проводить работу);
4) определение уровня мотивации на сохранение репродуктивного здоровья.
Балльная оценка знаний и ранжированная оценка уровня мотивации на здоровьесбережение в репродуктивной сфере позволяют осуществить сравнительный анализ в различных группах респондентов и оценить эффективность реализации проекта.
В ходе настоящего исследования осуществлено сплошное когортное сравнительное медико-социологическое исследование — анонимное анкетирование двух групп респондентов после получения их информированного согласия. В одну группу вошли юноши и девушки, получавшие инновационную информационную услугу (основная группа А), в другую — юноши и девушки, обучавшиеся в рамках стандартного образовательного процесса (группа сравнения Б). Каждая из групп включала две подгруппы: в основной группе подгруппа А1 состояла из учащихся 9-х классов общеобразовательных школ до начала получения инновационной информационной услуги, А2 — из учащихся 10-х классов через один год от начала ее получения; в группе сравнения подгруппа Б1 состояла из учащихся 9-х классов, группа Б2 — из учащихся 10-х классов, обучающиеся в рамках стандартной образовательной программы. Количественно-половой состав участников анкетирования представлен в табл. 2.
Количество респондентов в исследовании было достаточным для обеспечения репрезентативности выборок и составило 35% всех юношей в возрасте 15—17 лет и 28,9% девушек в возрасте 15—17 лет, прикрепленных к БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2».
Анкета включала три блока вопросов, определяющих уровень знаний о репродуктивном здоровье, уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья, и блок вопросов о фактическом половом поведении респондентов. Составление анкеты осуществлялось в соответствии с требованиями формирования опросников для медико-социологических исследований и различалось по содержанию для респондентов в зависимости от их гендерной группы.
Блок анкеты, оценивающий уровень знаний о репродуктивном здоровье, состоял из вопросов о физиологии и анатомии мужской и женской репродуктивных систем, контрацепции, профилактики ИППП, в том числе о ВИЧ-инфекции, и оценивался по удельному весу правильных ответов, выраженному в процентах.
Раздел анкеты, оценивающий уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья, включал вопросы о культуре сексуального поведения и отношении подростков к браку. Ответы респондентов ранжировались и оценивались в баллах, причем большей сумме баллов соответствовал более высокий уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья.
В работе применялись непараметрические методы медико-биологической статистики: характеристика вариационного ряда представлялась как Me (Q1—Q3), где Me — медиана, Q1 и Q3 — нижний и верхний (1-й и 3-й) квартили; статистическая значимость различий выраженных в процентах показателей в двух сравниваемых группах исследовалась методом углового преобразования Фишера; статистическая значимость различий средних величин в группах сравнения определялась методом Вилкоксона-Манна-Уитни; связи между количественными показателями устанавливали методом ранговой корреляции Спирмена [11]. При математической обработке результатов анкетирования принимался критический уровень статистической значимости 0,01, что соответствует требованиям к статистическому анализу результатов социологических исследований.
Результаты и обсуждение
В табл. 3 представлены результаты исследования уровня знаний о репродуктивном здоровье юношей и девушек в процессе реализации инновационной образовательной программы. Исходный уровень информированности не отличался у получавших инновационную образовательную услугу и не получавших таковую, как у юношей (А1ю и Б1ю), так и у девушек (А1д и Б1д).
В процессе реализации инновационной образовательной программы отмечался статистически значимый рост уровня знаний о репродуктивном здоровье у юношей и девушек, получавших инновационную образовательную услугу. Статистически значимой динамики уровня информированности в вопросах репродуктивного здоровья у подростков в рамках стандартного образовательного процесса не установлено. Таким образом, уровень осведомленности в вопросах репродуктивного здоровья у юношей и девушек подгруппы А2 оказался статистически значимо выше, чем подгруппы Б2.
Выявлены гендерные различия уровня знаний о репродуктивном здоровье в процессе реализации инновационной образовательной программы. Исходный уровень знаний по вопросам контрацепции, ИППП и ВИЧ-инфекции оказался более высоким у юношей, чем у девушек, как в подгруппе А1, так и Б1, что можно объяснить более высокой полоролевой активностью. Однако исходная осведомленность девушек по вопросам анатомии и физиологии репродуктивной системы оказалась выше, чем у юношей. При этом уровень информированности девушек в процессе реализации инновационной образовательной программы по вопросам физиологии и анатомии репродуктивной системы увеличился на 47%, по контрацепции — на 52%, по ИППП — на 63%, по ВИЧ-инфекции — на 66%, по всем вопросам репродуктивного здоровья в целом — на 51%. В то же время рост уровня знаний у юношей оказался значительно ниже (32, 32, 22 и 27% соответственно). Таким образом, после завершения обучения уровень знаний девушек в целом по всем блокам вопросов на 5% был выше, чем у юношей.
Представленный в табл. 4 ранжированный уровень мотивации респондентов на сохранение репродуктивного здоровья характеризует отсутствие статистически значимых различий исходного уровня мотивации как у юношей, так и у девушек (р>0,01). В динамике у подростков, получавших инновационную образовательную программу произошло повышение ранжированного уровня мотивации на здоровьесбережение в области репродуктивной сферы (p<0,01) в обеих гендерных группах, в то время как у подростков, обучавшихся в рамках стандартного образовательного процесса, статистически значимая разница изучаемого показателя отсутствовала (р>0,01). У подростков, получавших инновационную образовательную программу (подгруппа А2), ранжированный уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья оказался достоверно более высоким в обеих гендерных группах (p<0,01), чем у юношей и девушек подгруппы Б2.
Между уровнем осведомленности в сфере репродуктивного здоровья и ранжированным уровнем мотивации на его сохранение как у девушек, так и у юношей установлена статистически значимая связь (r=0,68 и r=0,72 соответственно; р=0,000 в обеих гендерных группах).
Важность этого результата заключается в том, что через получение достоверной и полной информации о репродуктивном здоровье от специалистов, обладающих профессиональными знаниями в изучаемой сфере; в доступной адаптированной возрасту форме, предполагающей доверительный диалог, исключающей осуждение и «наставничество»; с использованием различных методик преподавания с целью повышения заинтересованности юношей и девушек подросткового возраста в получаемой информации удается сформировать и укрепить мотивацию на сохранение репродуктивного здоровья в данной целевой группе, обеспечив в дальнейшем корректное репродуктивное поведение.
В табл. 5 представлена динамика удельного веса сексуально активных юношей и девушек в сравниваемых подгруппах. У юношей отмечалось нарастание степени половой активности в обеих подгруппах (А2ю и Б2ю), но у получавших инновационную образовательную услугу (А2ю) этот показатель был статистически значимо ниже, чем у сверстников подгруппы сравнения (Б2ю). У девушек основной подгруппы (А2д) статистически значимого роста сексуальной активности в динамике не выявлено. У девушек, обучающихся в рамках стандартного образовательного процесса (Б2д), отмечался больший прирост удельного веса сексуально активных из них и характеризовался появлением статистически значимых различий этого показателя между подгруппами А2д и Б2д.
Следует отметить, что целесообразность внедрения образовательных программ, направленных на формирование здоровьесберегающего поведения подростков в области репродуктивного здоровья, была многократно подтверждена рядом когортных исследований (И.В. Журавлева, 2004 г.; И.С. Савельева, 2004 г.; А.А. Таенкова, 2004 г.; М.Г. Лебедева и соавт., 2005 г.; М.Б. Хамошина, 2007 г.; Ю.Б. Исаева, 2008 г.; Т.В. Вострикова, 2009 г.; С.М. Семятов, 2009 г.), в которых отмечена важность не только собственно повышения информированности лиц подросткового возраста, но и поиска новых форм обучения, что в комплексе может позволить сформировать грамотность в вопросах здоровья, заключающуюся не только в осведомленности, но и в уверенном использовании полученных знаний в принятии решений в отношении здоровья [12].
Вывод
1. Полноценное решение проблемы охраны репродуктивного здоровья подростков может быть обеспечено развитием не только медицинских, но и социально-психологических подходов в условиях работы детской поликлиники.
2. Реализация инновационной образовательной программы «Школа репродуктивного здоровья» для подростков является одним из методов управления здоровьесбережением в этой сфере, а также одним из значимых факторов, обеспечивающих повышение уровня мотивации юношей и девушек на сохранение репродуктивного здоровья через получение достоверной и полной информации об этом от компетентных специалистов — гинеколога, детского уролога-андролога и психолога.
3. Сравнительный анализ эффективности реализации проекта «Школа репродуктивного здоровья» в различных гендерных группах позволил определить девушек как более комплаентную гендерную группу в инновационной образовательной программе, что диктует необходимость продолжения поиска новых технологий с целью повышения эффективности социально-психологической работы с юношами.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — В.М., Е.Л.
Сбор и обработка материала, статистическая обработка — Е.Л., Т.С.
Написание текста — Е.Л., В.М.
Редактирование — В.М.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.