Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ларичева Е.Г.

БУ ВО «Сургутский государственный университет»;
БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника №2», Сургут, Россия;
Сургут, Россия

Саламатова Т.В.

БУ ВО «Сургутский государственный университет»;
БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника №2», Сургут, Россия;
Сургут, Россия

Мещеряков В.В.

БУ ВО «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия

Инновационный проект «Школа репродуктивного здоровья» для подростков: эффективность реализации и гендерные особенности

Авторы:

Ларичева Е.Г., Саламатова Т.В., Мещеряков В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 5674

Загрузок: 356


Как цитировать:

Ларичева Е.Г., Саламатова Т.В., Мещеряков В.В. Инновационный проект «Школа репродуктивного здоровья» для подростков: эффективность реализации и гендерные особенности. Профилактическая медицина. 2020;23(1):43‑50.
Laricheva EG, Salamatova TV, Meshcheryakov VV. Innovative project «School of Reproductive Health» for adolescents: implementation effectiveness and gender features. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;23(1):43‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20202301143

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти та­ба­ко­ку­ре­ния у сов­ре­мен­ных го­род­ских под­рос­тков-школь­ни­ков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):52-59
Реп­ро­дук­тив­ные ус­та­нов­ки мо­ло­де­жи: ре­ги­ональ­ное ис­сле­до­ва­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):74-81
Оцен­ка кли­ни­чес­ких про­яв­ле­ний сар­ко­пе­нии у лиц по­жи­ло­го воз­рас­та в Тю­мен­ской об­лас­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):69-74
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Ини­ци­аль­ные пси­хи­чес­кие расстройства у боль­ных с пси­хо­ти­чес­ки­ми фор­ма­ми ши­зоф­ре­нии, де­бю­ти­ро­вав­шей в под­рос­тко­вом воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):93-98
Стра­те­гия «5 П» сов­ре­мен­ной кон­тра­цеп­ции. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(1):122-134
Рас­простра­нен­ность и фак­то­ры рис­ка не­су­ици­даль­но­го са­мо­пов­реж­да­юще­го по­ве­де­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(2):13-19
Об­зор ме­то­дов оцен­ки воз­рас­та де­тей и под­рос­тков по рен­тге­ног­рам­мам зу­бов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):47-52
Струк­тур­но-фун­кци­ональ­ное сос­то­яние щи­то­вид­ной же­ле­зы у де­тей и под­рос­тков с гнез­дной ало­пе­ци­ей по дан­ным ла­бо­ра­тор­но­го и ультраз­ву­ко­во­го об­сле­до­ва­ния. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):214-220

Современные демографические особенности характеризуются снижением показателей рождаемости на фоне ухудшения репродуктивного здоровья подрастающего поколения [1]. Последнее во многом определяется репродуктивным поведением современной молодежи [2].

Произошедшие в конце прошлого столетия на территории России социально-экономические, политические и культурные преобразования стали причиной либерализации сексуальной морали, изменения нравственных приоритетов, личностных и общественных ценностей в обществе и привели к социально детерминированным изменениям стандарта репродуктивного поведения подрастающего поколения [3]. Наблюдалось возрастание частоты асоциальных форм поведения, сопряженных с риском для здоровья: рисковые формы сексуального поведения, низкая физическая активность, курение, употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ [4].

Как показывают результаты исследований, рост сексуальной активности подростков не сопровождается повышением уровня их знаний о методах контрацепции и профилактики инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) [2]. Одним из основных методов регулирования рождаемости в России продолжают оставаться артифициальные аборты, что является индикатором социального неблагополучия в области репродуктивной политики государства. Причина происходящего во многом кроется в отсутствии целостной и эффективной системы образования подростков в области репродуктивного здоровья в целом и, в частности, четко изложенных и адаптированных к подростковому возрасту программ обучения по вопросам репродуктивного здоровья [5—7].

Отсутствие навыков самосохранительного поведения у российских подростков в сочетании с низким уровнем репродуктивной культуры определяется их низкой информированностью в вопросах гигиены и профилактики нарушений репродуктивного здоровья. Это связано, прежде всего, с отсутствием системы сексуального образования, хотя именно оно является одним из приоритетных направлений в области здоровьесбережения, что имеет отражение в программах государственных гарантий и законодательстве Российской Федерации [8]. В действиях органов власти, неправительственных организаций отсутствует согласованность при разработке и реализации программ по профилактике и коррекции нарушений здоровья детей подросткового возраста [9]. Школьные программы, реализуемые в рамках традиционного образовательного процесса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология» по содержанию и срокам проведения занятий не соответствуют требованиям современной эпохи [10].

В настоящее время остается открытым вопрос о том, усилиями специалистов каких ведомств должна быть организована работа с подростками; практически отсутствуют научные обоснования подобного рода программ. Существующие в настоящее время методические рекомендации носят преимущественно ознакомительный характер. Вопрос эффективности зарубежных программ по половому просвещению требует специального изучения с учетом культурологического аспекта и особенностей менталитета молодежной среды в Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.08.09 №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» в медицинских организациях активно внедряются и результативно работают Школы здоровья. Отсутствие разработанных курсов обучения для подростков по здоровьесбережению в области репродуктивного здоровья в медицинских организациях педиатрического профиля и Центрах здоровья стало основанием для разработки и внедрения инновационной образовательной программы для молодых людей «Школа репродуктивного здоровья» в рамках деятельности Молодежной клиники детской поликлиники, функционирующей в соответствии с принципами «Клиники, дружественной к молодежи» (КДМ), рекомендованной ЮНИСЕФ. Молодежная клиника работает в тесной связи с отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, педиатрическими отделениями, педагогами общеобразовательных школ. Основным направлением работы данного подразделения является профилактика в сфере репродуктивного здоровья детей и подростков. С 2008 г. в рамках деятельности КДМ психологами, гинекологом и детским урологом-андрологом успешно реализуется инновационный проект «Школа репродуктивного здоровья» для подростков: с 2008 г. — «Школа юной леди» для девушек и с 2010 г. — «Школа юного джентльмена» для юношей. В 2014 г. «Школа юной леди», а в 2017 г. «Школа юного джентльмена» получили Знак качества «Лучшее — детям» на Конкурсе «Знак качества «Лучшее — детям»» — Национальной программе продвижения лучших российских товаров и услуг для детей (Москва).

Цель исследования — представить опыт и оценить эффективность реализации проекта «Школа репродуктивного здоровья» для подростков в детской поликлинике в зависимости от их гендерной группы.

Материал и методы

Главным врачом БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» утверждена разработанная коллективом КДМ программа «Школы репродуктивного здоровья», которая имеет следующие цели:

1) повышение уровня осведомленности в области сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подростков; повышение уровня общего нравственного развития, в том числе через принятие решения о воздержании от раннего полового дебюта;

2) информирование о безопасном полоролевом поведении в самостоятельной жизни и формирование умений, необходимых для этого;

3) формирование позиции ответственного отношения и нравственного оценивания собственной сексуальной жизни;

4) формирование семейных ценностей и ответственного отношения к родительству.

Задачами, решаемыми в процессе обучения, являются:

1) расширение знаний в понятиях «репродуктивное здоровье», «репродуктивное развитие», «психосексуальное развитие»;

2) расширение знаний о зависимости состояния репродуктивного здоровья от сексуального поведения;

3) развитие морально-этических принципов, не согласующихся с рискованным и ранним сексуальным поведением (формирование позиции ответственного принятия решений, принятия личной ответственности за свое поведение);

4) формирование навыков безопасного полоролевого поведения, направленного на сохранение здоровья (вопросы этики и безопасности сексуальных отношений);

5) формирование осознания ценности здорового образа жизни и верности партнеру в дружбе и любви (профилактика нежеланной беременности, ИППП, ранних сексуальных дебютов и промискуитета в подростковом возрасте);

6) информирование подростков о дружественных для них организациях, учреждениях и консультациях, в которых они смогут получить помощь в трудных жизненных ситуациях;

7) нацеленность подростка на создание семьи, рождение и воспитание детей в будущем (формирование позитивного отношения к планированию семьи и ответственному родительству).

Программа реализуется в течение одного учебного года и включает освоение компетенций юношами и девушками по восьми темам (табл. 1).

Таблица 1. Программа занятий в «Школе репродуктивного здоровья»

Предоставляемая информация соответствует этическим и моральным нормам, а также культурным традициям российского общества. Программа направлена исключительно на формирование здорового образа жизни, традиционных семейных ценностей и мотивации к сохранению репродуктивного здоровья. Настоящая программа предлагает не только научно-обоснованный подход к половому воспитанию (в том числе гигиеническому), но и решает вопросы об организации включения обучения правильному репродуктивному поведению в образовательный процесс и методике его проведения.

При содействии и поддержке руководства и сотрудников общеобразовательных учреждений, территориально прикрепленных к БУ «СГКП №2», осознающих в полной мере потребности современной молодежи, ориентированных на реализацию репродуктивного потенциала (социальные педагоги, педагоги по здоровьесбережению, школьные психологи), сотрудниками Молодежной клиники БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» цикл занятий в «Школе репродуктивного здоровья» проводится на базе общеобразовательных учреждений, как правило, в рамках классного часа, а также занятий по профориентации и основам безопасности жизнедеятельности, реализуя тем самым межведомственное взаимодействие. Проведение такого вида профилактической работы специалистами (врачами — детским урологом-андрологом, ювенологом, психологом), обладающими знанием о физиологических, психологических и социальных особенностях современных подростков, нормативно-правовой базы, а также умением работать с подростками и выстраивать работу на основе медико-социальных потребностей данной целевой группы гарантирует предоставление достоверной информации с учетом возрастных особенностей. Работа проводится в узком коллективе по принципу «весь класс» с разделением по гендерному признаку (девушки и юноши одного класса получают информационную услугу в двух различных группах, состоящих из 10—15 человек) и определяет возможность откровенной, доверительной беседы при обсуждении вопросов репродуктивного здоровья. Проведение занятий на базе образовательного учреждения гарантирует стабильную посещаемость и прохождение полного цикла таких занятий.

Особенностью функционирования «Школы репродуктивного здоровья» является тренинговый формат ее организации взамен лекционной формы работы, что позволяет обеспечить откровенный диалог между взрослыми (в лице сотрудников отделения) и подростками.

С целью решения вышеуказанных задач при реализации инновационного образовательного проекта проводятся беседы, а также используются различные методы психолого-педагогического воздействия: арт-терапия, визуализация, психогимнастика, телесно-ориентированные техники, игровые методы, моделирование и анализ проблемных ситуаций.

Основным критерием при отборе участников проекта является возраст 15—18 лет, остальные социальные и культурные аспекты могут учитываться в ходе проведения проекта. В зависимости от результатов мониторинга происходит непосредственное включение тех или иных дополнительных приемов воздействия.

Мониторинг эффективности функционирования «Школ репродуктивного здоровья» осуществляется на основе результатов анкетирования подростков (перед циклом занятий и по окончанию курса обучения), позволяющего определить уровни знаний о репродуктивном здоровье и мотивации на его сохранение. Цели анкетирования:

1) выявление уровня внимания респондентов, проявляемого к проблеме сохранения и укрепления собственного репродуктивного здоровья;

2) раскрытие степени осведомленности респондентов в вопросах анатомии, физиологии репродуктивной сферы женщин и мужчин;

3) выяснение актуальности запроса (существует запрос или нет, если существует, то в какой форме необходимо проводить работу);

4) определение уровня мотивации на сохранение репродуктивного здоровья.

Балльная оценка знаний и ранжированная оценка уровня мотивации на здоровьесбережение в репродуктивной сфере позволяют осуществить сравнительный анализ в различных группах респондентов и оценить эффективность реализации проекта.

В ходе настоящего исследования осуществлено сплошное когортное сравнительное медико-социологическое исследование — анонимное анкетирование двух групп респондентов после получения их информированного согласия. В одну группу вошли юноши и девушки, получавшие инновационную информационную услугу (основная группа А), в другую — юноши и девушки, обучавшиеся в рамках стандартного образовательного процесса (группа сравнения Б). Каждая из групп включала две подгруппы: в основной группе подгруппа А1 состояла из учащихся 9-х классов общеобразовательных школ до начала получения инновационной информационной услуги, А2 — из учащихся 10-х классов через один год от начала ее получения; в группе сравнения подгруппа Б1 состояла из учащихся 9-х классов, группа Б2 — из учащихся 10-х классов, обучающиеся в рамках стандартной образовательной программы. Количественно-половой состав участников анкетирования представлен в табл. 2.

Таблица 2. Распределение респондентов по группам сравнения и гендерному признаку

Количество респондентов в исследовании было достаточным для обеспечения репрезентативности выборок и составило 35% всех юношей в возрасте 15—17 лет и 28,9% девушек в возрасте 15—17 лет, прикрепленных к БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2».

Анкета включала три блока вопросов, определяющих уровень знаний о репродуктивном здоровье, уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья, и блок вопросов о фактическом половом поведении респондентов. Составление анкеты осуществлялось в соответствии с требованиями формирования опросников для медико-социологических исследований и различалось по содержанию для респондентов в зависимости от их гендерной группы.

Блок анкеты, оценивающий уровень знаний о репродуктивном здоровье, состоял из вопросов о физиологии и анатомии мужской и женской репродуктивных систем, контрацепции, профилактики ИППП, в том числе о ВИЧ-инфекции, и оценивался по удельному весу правильных ответов, выраженному в процентах.

Раздел анкеты, оценивающий уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья, включал вопросы о культуре сексуального поведения и отношении подростков к браку. Ответы респондентов ранжировались и оценивались в баллах, причем большей сумме баллов соответствовал более высокий уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья.

В работе применялись непараметрические методы медико-биологической статистики: характеристика вариационного ряда представлялась как Me (Q1—Q3), где Me — медиана, Q1 и Q3 — нижний и верхний (1-й и 3-й) квартили; статистическая значимость различий выраженных в процентах показателей в двух сравниваемых группах исследовалась методом углового преобразования Фишера; статистическая значимость различий средних величин в группах сравнения определялась методом Вилкоксона-Манна-Уитни; связи между количественными показателями устанавливали методом ранговой корреляции Спирмена [11]. При математической обработке результатов анкетирования принимался критический уровень статистической значимости 0,01, что соответствует требованиям к статистическому анализу результатов социологических исследований.

Результаты и обсуждение

В табл. 3 представлены результаты исследования уровня знаний о репродуктивном здоровье юношей и девушек в процессе реализации инновационной образовательной программы. Исходный уровень информированности не отличался у получавших инновационную образовательную услугу и не получавших таковую, как у юношей (А1ю и Б1ю), так и у девушек (А1д и Б1д).

Таблица 3. Сравнительная оценка уровня информированности по вопросам репродуктивного здоровья в процессе реализации инновационной образовательной программы в зависимости от гендерной принадлежности (удельный вес правильных ответов)

В процессе реализации инновационной образовательной программы отмечался статистически значимый рост уровня знаний о репродуктивном здоровье у юношей и девушек, получавших инновационную образовательную услугу. Статистически значимой динамики уровня информированности в вопросах репродуктивного здоровья у подростков в рамках стандартного образовательного процесса не установлено. Таким образом, уровень осведомленности в вопросах репродуктивного здоровья у юношей и девушек подгруппы А2 оказался статистически значимо выше, чем подгруппы Б2.

Выявлены гендерные различия уровня знаний о репродуктивном здоровье в процессе реализации инновационной образовательной программы. Исходный уровень знаний по вопросам контрацепции, ИППП и ВИЧ-инфекции оказался более высоким у юношей, чем у девушек, как в подгруппе А1, так и Б1, что можно объяснить более высокой полоролевой активностью. Однако исходная осведомленность девушек по вопросам анатомии и физиологии репродуктивной системы оказалась выше, чем у юношей. При этом уровень информированности девушек в процессе реализации инновационной образовательной программы по вопросам физиологии и анатомии репродуктивной системы увеличился на 47%, по контрацепции — на 52%, по ИППП — на 63%, по ВИЧ-инфекции — на 66%, по всем вопросам репродуктивного здоровья в целом — на 51%. В то же время рост уровня знаний у юношей оказался значительно ниже (32, 32, 22 и 27% соответственно). Таким образом, после завершения обучения уровень знаний девушек в целом по всем блокам вопросов на 5% был выше, чем у юношей.

Представленный в табл. 4 ранжированный уровень мотивации респондентов на сохранение репродуктивного здоровья характеризует отсутствие статистически значимых различий исходного уровня мотивации как у юношей, так и у девушек (р>0,01). В динамике у подростков, получавших инновационную образовательную программу произошло повышение ранжированного уровня мотивации на здоровьесбережение в области репродуктивной сферы (p<0,01) в обеих гендерных группах, в то время как у подростков, обучавшихся в рамках стандартного образовательного процесса, статистически значимая разница изучаемого показателя отсутствовала (р>0,01). У подростков, получавших инновационную образовательную программу (подгруппа А2), ранжированный уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья оказался достоверно более высоким в обеих гендерных группах (p<0,01), чем у юношей и девушек подгруппы Б2.

Таблица 4. Ранжированный уровень мотивации юношей и девушек на сохранение репродуктивного здоровья в процессе реализации инновационного образовательного проекта, Me (Q1—Q3)

Между уровнем осведомленности в сфере репродуктивного здоровья и ранжированным уровнем мотивации на его сохранение как у девушек, так и у юношей установлена статистически значимая связь (r=0,68 и r=0,72 соответственно; р=0,000 в обеих гендерных группах).

Важность этого результата заключается в том, что через получение достоверной и полной информации о репродуктивном здоровье от специалистов, обладающих профессиональными знаниями в изучаемой сфере; в доступной адаптированной возрасту форме, предполагающей доверительный диалог, исключающей осуждение и «наставничество»; с использованием различных методик преподавания с целью повышения заинтересованности юношей и девушек подросткового возраста в получаемой информации удается сформировать и укрепить мотивацию на сохранение репродуктивного здоровья в данной целевой группе, обеспечив в дальнейшем корректное репродуктивное поведение.

В табл. 5 представлена динамика удельного веса сексуально активных юношей и девушек в сравниваемых подгруппах. У юношей отмечалось нарастание степени половой активности в обеих подгруппах (А2ю и Б2ю), но у получавших инновационную образовательную услугу (А2ю) этот показатель был статистически значимо ниже, чем у сверстников подгруппы сравнения (Б2ю). У девушек основной подгруппы (А2д) статистически значимого роста сексуальной активности в динамике не выявлено. У девушек, обучающихся в рамках стандартного образовательного процесса (Б2д), отмечался больший прирост удельного веса сексуально активных из них и характеризовался появлением статистически значимых различий этого показателя между подгруппами А2д и Б2д.

Таблица 5. Сравнительная динамика удельного веса сексуальной активности подростков в процессе реализации инновационной образовательной программы (доля от общего числа респондентов в различных гендерных группах), %

Следует отметить, что целесообразность внедрения образовательных программ, направленных на формирование здоровьесберегающего поведения подростков в области репродуктивного здоровья, была многократно подтверждена рядом когортных исследований (И.В. Журавлева, 2004 г.; И.С. Савельева, 2004 г.; А.А. Таенкова, 2004 г.; М.Г. Лебедева и соавт., 2005 г.; М.Б. Хамошина, 2007 г.; Ю.Б. Исаева, 2008 г.; Т.В. Вострикова, 2009 г.; С.М. Семятов, 2009 г.), в которых отмечена важность не только собственно повышения информированности лиц подросткового возраста, но и поиска новых форм обучения, что в комплексе может позволить сформировать грамотность в вопросах здоровья, заключающуюся не только в осведомленности, но и в уверенном использовании полученных знаний в принятии решений в отношении здоровья [12].

Вывод

1. Полноценное решение проблемы охраны репродуктивного здоровья подростков может быть обеспечено развитием не только медицинских, но и социально-психологических подходов в условиях работы детской поликлиники.

2. Реализация инновационной образовательной программы «Школа репродуктивного здоровья» для подростков является одним из методов управления здоровьесбережением в этой сфере, а также одним из значимых факторов, обеспечивающих повышение уровня мотивации юношей и девушек на сохранение репродуктивного здоровья через получение достоверной и полной информации об этом от компетентных специалистов — гинеколога, детского уролога-андролога и психолога.

3. Сравнительный анализ эффективности реализации проекта «Школа репродуктивного здоровья» в различных гендерных группах позволил определить девушек как более комплаентную гендерную группу в инновационной образовательной программе, что диктует необходимость продолжения поиска новых технологий с целью повышения эффективности социально-психологической работы с юношами.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — В.М., Е.Л.

Сбор и обработка материала, статистическая обработка — Е.Л., Т.С.

Написание текста — Е.Л., В.М.

Редактирование — В.М.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.