Среди причин тугоухости у детей ведущее место занимает экссудативный средний отит (ЭСО), в патогенезе которого важную роль играет состояние верхних дыхательных путей, в частности полости носа и носоглотки. Тугоухость является наиболее постоянным симптомом ЭСО и в 45—55% случаев приобретает смешанный характер [1, 2]. В последнее время в зарубежной и отечественной литературе этому заболеванию уделяется пристальное внимание [3—5]. Активное изучение данной патологии объясняется многообразием клинических проявлений заболевания, длительностью, особенностями течения, склонностью к рецидивированию. За последние 20 лет заболеваемость ЭСО выросла в 2,5 раза [6, 7]. Распространенность ЭСО чрезвычайно высока среди детей, особенно в возрасте менее 5 лет [8].
Существует множество терминов для обозначения ЭСО, таких как серозный отит, секреторный отит, отосальпингит, туботимпанит, мукозит среднего уха, негнойный средний отит, серозная отопатия, фаринготуботимпанальное заболевание. В нозологической структуре ЛОР-патологии И.Ф. Петров [4] выделяет острый неперфоративный средний отит. Данный термин подразумевает под собой ряд заболеваний, отличающихся по характеру выпота в барабанной полости [6]. Встречаются работы, где ЭСО представляют как современное течение острого гнойного среднего отита с преобладанием экссудации [1]. Термином «клейкое ухо» («glue ear») обозначают ЭСО с липким вязким содержимым в барабанной полости [4]. ЭСО характеризуется такими изменениями, как наличие транссудата в барабанной полости при целой барабанной перепонке, отсутствием признаков острого воспаления, в том числе болевого симптома, снижением слуха. Установленным фактом является полиэтиологичность ЭСО [9]. Причины развития заболевания среди детского населения можно разделить на общие и местные [10]. К общим причинам относятся: уменьшение иммунной реактивности организма, аллергизация, системные заболевания с нарушением мукоцилиарного клиренса, а также инфекционные заболевания. К местным факторам относят воспалительные процессы в носоглотке, ротоглотке, околоносовых пазухах; гипертрофию глоточной и трубных миндалин, узость слуховой трубы, новообразования носоглотки. Ключевую роль в формировании ЭСО играет состояние слуховой трубы, а также окружающих ее анатомических структур [11]. Аллергическая патология может играть важную роль в развитии дисфункции слуховой трубы и ЭСО [12, 13]. Известно об определенной роли вирусной инфекции в патогенезе острой и хронической патологии ЛОР-органов [14]. Так, одной из причин ЭСО считают частые респираторные заболевания, способствующие двусторонней локализации и рецидивирующему течению острого неперфоративного среднего отита [6]. При воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей происходит распространение патологического процесса на слуховую трубу с нарушением ее вентиляционной и дренажной функции с последующим развитием патологических изменений в полостях среднего уха [15]. Низкая эффективность консервативного и хирургического лечения тимпанофиброза и тимпаносклероза обусловливает необходимость рациональной терапии на ранних стадиях ЭСО [16, 17].
Цель исследования — оптимизация ранней диагностики и лечения ЭСО у детей с хронической персистирующей вирусной инфекцией верхних дыхательных путей.
Материал и методы
Под нашим наблюдением находились 76 детей с ЭСО в возрасте от 3 до 14 лет, госпитализированных в оториноларингологическое отделение по поводу ЭСО. Им проводили клиническое обследование со сбором жалоб и анамнеза заболевания, осмотр и эндоскопическое исследование ЛОР-органов, отомикроскопию и эндоскопическое исследование полости носа с использованием риноскопа 0° (Storz) и фотофиксацией данных, аудиологическое исследование, в том числе акуметрию, тональную пороговую аудиометрию (детям 4—5 лет), акустическую импедансометрию. Лечение состояло из медикаментозной терапии и, при необходимости, шунтирования барабанной полости. Аденотомию проводили по показаниям. Оценку данных аудиометрии осуществляли по Международной классификации тугоухости. Тимпанограммы оценивали согласно общепринятым критериям (по Jerger). Изучение порога акустического рефлекса позволяло объективно оценить состояние слуховой функции у детей. Антитела к возбудителям инфекций, в том числе вирусных, в сыворотке крови (вирус простого герпеса 1-го и 2-го типа, цитомегатовирус, вирус Эпштейна—Барр, микоплазма и хламидии) определяли методом иммуноферментного анализа (ИФА). ПЦР-диагностика отделяемого слизистой оболочки носоглотки и экссудата барабанной полости проведена 24 пациентам. Статистический анализ проводили при помощи программы Statistica 6.0. Эффективность лечения оценивали по клиническим проявлениям и данным аудиологического исследования.
Результаты исследования
У всех детей при отомикроскопии отмечались различные признаки ЭСО — от выпячивания барабанной перепонки с «пузырьками воздуха» или «уровнем жидкости» до ее истончения с образованием ретракционных карманов и ателектаза. По данным тональной пороговой аудиометрии, проведенной 44 пациентам, у всех были выявлены признаки тугоухости по типу нарушения звукопроведения 1—2-й степени. Слуховые пороги по воздушному звукопроведению в диапазоне речевых частот (500—4000 Гц) составляли от 10 до 55 дБ (в среднем 38,5±8,5 дБ). Тимпанограмма «тип В» зафиксирована у 62 (81,6%) детей, «тип С» — у 14 (18,4%). При эндоскопии носоглотки у 64 детей (84,2%) обнаружены аденоидные вегетации. Антитела (IgM, IgG) к вирусам простого герпеса, Эпштейна—Барра, цитомегаловирусу в сыворотке крови обнаружены у 68 (89,4%) пациентов. Эти данные коррелировали с результатами ПЦР тимпанального экссудата и слизи носоглотки детей с ЭСО. Пациентам с признаками персистенции вирусной инфекции общепринятое лечение дополняли противовирусными и иммуномодулирующими средствами. При выписке у всех детей отмечали улучшение слуховой функции: пороги воздушного звукопроведения снизились до уровня тугоухости 0—1-й степени. Противовирусную и иммуномодулирующую терапию детям с признаками персистенции вирусной инфекции было рекомендовано продолжить амбулаторно в виде курсового лечения под наблюдением врача аллерголога-иммунолога. Состояние слуха было рекомендовано оценивать в динамике через 1, 3, 6 мес и 1 год.
Заключение
Хроническая вирусная инфекция верхних дыхательных путей выявляется у большинства детей, страдающих ЭСО, составляя 89,4% случаев, и является одним из этиопатогенетических факторов его развития. Детям с ЭСО, протекающим на фоне персистирующей вирусной инфекции, необходимо длительное наблюдение оториноларинголога и, помимо общепринятого лечения, показана курсовая противовирусная и иммуномодулирующая терапия под контролем аллерголога-иммунолога.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн, сбор и обработка материала, написание текста: Т.З., А.М.
Редактирование: Т.З.