В настоящее время одной из серьезных проблем здравоохранения является снижение уровня здоровья детей при рождении и на первом году жизни. Так, в 2014 г. среди новорожденных с массой 1000 г и более родились больными или заболели в первые дни жизни 33,1% ребенка, в том числе на 1000 родившихся живыми с врожденными пороками развития (ВПР) было 29,3, с замедлением роста и недостаточностью питания - 79, с инфекционными заболеваниями, специфичными для перинатального периода - 14,7. Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 100 000 населения соответствующего возраста составила 181 030,9, среди них отдельные состояния в перинатальном периоде - 2436,6, врожденные аномалии - 1139 [1]. По данным Е.А. Пивень [2], уровень общей заболеваемости детей повышается от 3462,5 на первом году до 4422,5 на втором - на 1000 детей соответствующего возраста. На первом году жизни «индекс здоровья» составляет 6%; при этом в данный период 1-ю группу здоровья имеют 31,3% детей, 2-ю группу - 58,7%, 3-ю группу - 10%. В структуре заболеваемости детей первого года жизни стабильно лидируют болезни органов дыхания (43,7%), состояния, возникающие в перинатальном периоде (14,8%), и болезни нервной системы (7,6%) [3]. В числе факторов риска нарушений здоровья у ребенка на первом году жизни 20-25% приходится на долю генетических и биологических, обусловленных здоровьем матери и отца. Наиболее известны «женские» факторы, среди которых ведущими для детей с перинатальными поражениями ЦНС являются: длительная угроза прерывания беременности, при которой у 71,1% детей отмечаются значимые расстройства двигательного и когнитивного характера, у 13,3% - формирование эпилепсии [4], а также инфекции [5]. «Женские» факторы риска во время беременности реализуются преимущественно через плацентарную недостаточность, диагностика которой в критические периоды развития плаценты позволяет прогнозировать здоровье ребенка на момент рождения и на первом году жизни.
Не менее значимо влияние «мужского» фактора на формирование плодного яйца и плаценты. Патология сперматозоидов («мужской» фактор) и связанные с этим аномалии зачатия при нарушении генетической программы эмбриона приводят к естественной элиминации плодного яйца (действие естественного отбора), а при нормальной генетической программе - к формированию неполноценного трофобласта и первичной плацентарной недостаточности [6]. Качество сперматозоидов зависит от многих внешних и внутренних причин, в том числе и от состава семенной жидкости, который определяется функцией семенных пузырьков и простаты. Основным продуктом семенных пузырьков является гликоделин; его уровень в сперме связан с фертильностью мужчины и способностью к рождению здорового ребенка [7, 8]. При содержании гликоделина в сперме, равном 16 мкг/мл и ниже этого значения, диагностируют сниженную фертильность.
Цель исследования - определение наиболее значимых «женских» и «мужских» факторов нарушения здоровья у ребенка на первом году жизни, а также мероприятий по его профилактике.
Материал и методы
Нами были обследованы 238 супружеских пар, у которых родились доношенные живые дети. Среди них 67 детей были здоровы, а 171 ребенок родился с перинатальной патологией. У матерей проводились клиническая оценка состояния здоровья, динамическое наблюдение за характером течения беременности и родов, функциональным состоянием плаценты по содержанию ТБГ (трофобластического β-глобулина, маркера функции трофобласта) и гликоделина (маркера децидуальной оболочки - материнской части плаценты) в периферической крови. У мужчин определяли уровень гликоделина в сперме. Исследования ТБГ в крови матери и гликоделина в сперме проводили методом иммунодиффузионного анализа со стандартными тест-системами, которые были предоставлены сотрудниками кафедры биохимии (зав. каф. - проф. Ю.С. Татаринов) Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова. Определение гликоделина в периферической крови осуществлялось методом иммуноферментного анализа в НИИ морфологии человека РАМН.
В последующем проводили оценку здоровья родившихся в этих парах детей на первом году жизни, а также его ретроспективную связь с показателями здоровья матери, уровнем ТБГ и гликоделина в сыворотке крови в разные сроки беременности, содержанием гликоделина в сперме отцов. Определяли наиболее значимые «женские» и «мужские» факторы, действующие на антенатальном этапе развития ребенка и связанные с состоянием его здоровья на первом году жизни.
Результаты и обсуждение
Среди 67 здоровых при рождении детей ни разу не болели до года жизни 22 (38,3%) ребенка, у остальных отмечали респираторные заболевания. Среди детей с перинатальной патологией при рождении 75 на первом году жизни имели неврологические нарушения, 30 детей вошли в группу часто болеющих, 25 болели бронхитами и пневмонией, 23 ребенка имели задержку физического развития.
Выявлен низкий уровень здоровья новорожденных при патологических показателях гликоделина в сперме отцов: у таких детей отмечали отклонения физического и отставание нервно-психического развития, частую респираторную заболеваемость и развитие других более тяжелых форм инфекционно-воспалительных заболеваний. Естественное вскармливание не оказывало существенного влияния на острую вирусную патологию у этих детей. К первому году жизни уже 39,2% из них входили в группу длительно и часто болеющих (ДЧБ), у 28,6% сохранялась неврологическая симптоматика (в сравнении с 17,8% детей, родившихся при нормальной фертильности отца). Перинатальные поражения ЦНС отличались большей тяжестью неврологических нарушений и сниженными возможностями их компенсации, наличием синдрома задержки развития - ограниченной способностью к нормализации физического развития. Определена зависимость здоровья детей первого года жизни от состояния белково-синтетической функции плаценты. Возникновению перинатальных поражений ЦНС предшествовали низкий уровень ТБГ в периферической крови на 25-28-й неделе беременности и снижение содержания гликоделина в I триместре гестации. Частая респираторная заболеваемость детей имела тесную связь со снижением ТБГ на 13-16-й, 21-24-й неделях и его повышением на 37-40-й неделе беременности.
При оценке корреляционных зависимостей и расчете прогностических коэффициентов (программа OpenEpi, ДИ 95%) выявлено, что прогностическими критериями перинатальных поражений ЦНС у ребенка со стороны матери являются:
- экстрагенитальные заболевания (ЭГЗ), преимущественно воспалительные процессы мочевыделительной системы до наступления беременности (прогностический коэффициент +5,6);
- отягощенный акушерско-гинекологический анамнез (ОАГА) (воспалительные и дисбиотические процессы влагалища, хронический эндометрит и аднексит, бесплодие, медицинские и самопроизвольные аборты; коэффициент +4,5);
- преэклампсия (+3,5);
- угроза прерывания беременности (+3,5);
- заболевания во время беременности (вагинит и бактериальный вагиноз, анемия, ОРВИ, обострение хронического пиелонефрита; коэффициент +3,2);
- осложнения родов (+1,3);
- низкий уровень ТБГ в сыворотке крови на 25-28-й неделе беременности (+2,4) и его высокие значения на 37-40-й неделе;
- низкое содержание гликоделина в периферической крови в I триместре беременности (+6,3) и высокое - в III триместре.
Со стороны отца такими прогностическими критериями явились низкий уровень гликоделина в сперме (коэффициент +3,2).
У детей с частыми респираторными заболеваниями выделяют следующие факторы риска со стороны матери: ОАГА (+2,3), ЭГЗ до беременности (+2,7), заболевания во время беременности (вагинит, ОРВИ, обострение хронического пиелонефрита; +6,7), угроза прерывания гестации (+3,3), осложнения родов (+2,0), низкий уровень ТБГ на 13-16-й неделе беременности (+3,2) и 21-24-й неделе (+3,8), высокий уровень ТБГ на 37-40-й неделе (+1,5); со стороны отца - низкий уровень гликоделина в сперме (+2,3).
Факторами риска задержки физического развития ребенка на первом году жизни служат следующие: со стороны матери - низкий уровень ТБГ на 21-24-й неделе гестации (+4,8); со стороны отца - низкий уровень гликоделина в сперме (+2,7).
Таким образом, среди биологических факторов риска нарушений здоровья у ребенка наиболее значимыми являются инфекционные генитальные и экстрагенитальные заболевания матери, плацентарная недостаточность (особенно в критические сроки развития плаценты), а также патология спермы отца. В связи с этим в профилактике нарушений здоровья у детей первого года жизни особое внимание следует уделять диспансеризации и прегравидарной подготовке будущих родителей и лечению генитальных инфекций. Во время беременности крайне важно уже на ранних стадиях выявлять и элиминировать возбудителей инфекционных заболеваний, обеспечивать своевременную диагностику, профилактику и лечение плацентарной недостаточности.
При лечении больных с вагинальными инфекциями (преимущественно смешанного характера) была наиболее значима рациональная санация влагалища с восстановлением микробиоценоза, повышением общей и местной иммунорезистентности. В этой связи оправданным считается включение в комплексное лечение препаратов интерферона. Запросам гинекологической практики отвечает оригинальный отечественный лекарственный препарат «Вагиферон», суппозитории вагинальные, содержащий в своем составе интерферон альфа-2b человеческий рекомбинантный (не менее 50 000 МЕ), метронидазол (250 мг), флуконазол (150 мг) и борную кислоту в качестве вспомогательного средства. Благодаря активации местного иммунитета, интерферон, входящий в состав препарата, усиливает антибактериальную терапию, оказывает противовирусное действие при сочетании микробного и вирусного инфицирования влагалища. Многочисленные клинические исследования и богатый практический опыт применения Вагиферона в лечении небеременных женщин репродуктивного возраста с бактериальным вагинозом и бактериально-вирусной микст-инфекцией показали высокую эффективность препарата (97,5% и 87,5% соответственно). При этом отмечались ранний клинический эффект и отсутствие необходимости в проведении второго этапа восстановления биотопа влагалища [9]. Указанный лекарственный препарат высокоэффективен при лечении острого неспецифического вагинита (95,8%) и острого кандидозного вагинита (100%) [10]. Использование Вагиферона у пациенток активного репродуктивного возраста с бактериальным вагинозом и бактериальным неспецифическим вагинитом с сопутствующими вирусиндуцированными заболеваниями шейки матки, влагалища и вульвы показало лечебную эффективность препарата до 90,6%. В качестве положительного дополнительного эффекта действия отмечали снижение частоты вирусного инфицирования шейки матки и остроконечных кондилом [11].
Выводы
Среди биологических прогностических факторов риска нарушений здоровья у ребенка наиболее значимыми являются генитальные и экстрагенитальные инфекции и плацентарная недостаточность у матери (определяют уровень ТБГ и гликоделина преимущественно в критические сроки развития хориона и плаценты на 5-25-й и 36-40-й неделях беременности) и низкий уровень гликоделина в сперме отца. Реабилитация репродуктивного и соматического здоровья супружеской пары при прегравидарной подготовке, ранняя диагностика и профилактика плацентарной недостаточности во время беременности могут быть главными резервами снижения риска развития нарушений здоровья у ребенка первого года жизни. И особое значение имеет рациональная терапия генитальных и экстрагенитальных инфекций, в частности, дисбиотических и смешанных воспалительных процессов полового тракта.