Во второй половине прошлого столетия отечественные судебные медики подробно изучали особенности отложения копоти при выстрелах из автомата Калашникова калибра 5,45 мм (АК-74, далее Автомат) с различным наклоном ствола оружия, влияние конструктивных особенностей дульного тормоза-компенсатора (ДТК) Автомата на топографию отложения копоти при разных углах наклонах оружия в момент совершения выстрела, особенности повреждений одежды при одиночных и автоматических выстрелах, методику определения взаимного положения оружия и пострадавшего при огнестрельных ранениях [1—3].
Конструктивная особенность Автомата — наличие на его стволе ДТК, который служит для повышения кучности стрельбы и уменьшения энергии отдачи при выстрелах (рис. 1). В ДТК есть две каморы, имеющие специальные окна, щели и отверстия, предназначенные для выхода пороховых газов в строго определенных направлениях [4].
При совершении выстрелов из Автомата с близкой дистанции на мишенях образуется своеобразное бабочковидное отложение копоти за счет наличия в передней каморе ДТК двух окон, через которые вместе с пороховыми газами выбрасывается копоть. При определенных условиях на мишенях и объектах экспертных исследований судебные медики и криминалисты наблюдали появление дополнительных зон отложения копоти. Их появление связано с выходом копоти через «дополнительные» компенсационные отверстия ДТК. Этим объясняется различная форма отложения копоти при выстрелах из данного вида оружия под различными углами. Данный феномен позволяет экспертам определить ориентацию и положение Автомата (продольная ось, угол наклона) относительно поверхности поражаемой части тела потерпевшего [1].
Для ранений, причиненных одной короткой автоматической очередью (2—3 выстрела), характерны расположение входных отверстий на ограниченной поражаемой площади, одинаковая ориентация направления раневых каналов и расстояния выстрелов. Раневые каналы обычно идут в одном направлении с тенденцией к небольшому расхождению соответственно углам рассеивания пуль; иногда они параллельны друг другу. При выстрелах с близкой дистанции такие ранения чаще всего локализуются на одной части тела. Следы автоматической очереди с близкого расстояния оказываются более выраженными, чем при одиночном выстреле с той же дистанции. Это обусловлено полным или частичным наложением следов копоти. Отличиями топографии отложений копоти при выстрелах автоматической очередью являются расположение наиболее интенсивной зоны преимущественно между 1-м и 2-м повреждениями; увеличенные размеры зон копоти, их асимметричная и неправильная форма [5].
При ранениях короткой автоматической очередью для определения дистанции выстрела учитывают особенности этих ранений, обусловленные рассеиванием пуль в связи с дрожанием оружия при стрельбе. Рассеивание пуль отражается на величине разброса входных отверстий, расхождении раневых каналов по направлению к выходу из тела и размерах промежутков между выходными отверстиями [6—9].
В нашей экспертной практике имел место случай причинения множественных огнестрельных ранений головы (самоубийство) выстрелами короткой автоматической очередью. Данный пример наглядно иллюстрирует отдельные этапы отложения копоти при различных углах наклона ствола оружия (рис. 2).
Из протокола осмотра трупа рядового В.1 на месте происшествия установили следующее: «На маршруте караульного наряда обнаружен труп В. с тремя округлыми пулевыми отверстиями, расположенными в средней части лица. Труп лежит на спине лицом вверх, ноги вместе, руки разведены в стороны. Голова запрокинута назад, глаза приоткрыты, рот сомкнут. На груди трупа вдоль тела лежит автомат АК-74, ствол которого направлен в сторону головы В. Расстояние от дульного среза автомата до нижнего пулевого отверстия на голове составляет 58 см, до среднего — 66 см, до верхнего — 72 см. Магазин автомата примкнут, приклад соприкасается с внешней лодыжкой правой стопы В., переводчик огня установлен в положении для стрельбы автоматической очередью. В ходе осмотра автомат был осмотрен, в его магазине обнаружено 6 патронов калибра 5,45 мм, затвор находится в переднем положении, в патроннике обнаружен невыстрелянный патрон, курок автомата на боевом взводе …».
Помимо традиционных вопросов, перед судебно-медицинскими экспертами был поставлен вопрос о положении Автомата по отношению к поврежденным областям головы В. в момент причинения травмы.
«При секционном исследовании трупа В. были обнаружены повреждения: в нижней трети лобной области по передней срединной линии в проекции надпереносья, на расстоянии 168,5 см от подошвенной поверхности стоп (ППС), располагается рана № 1, имеющая крестообразную форму, размером 0,7×0,5 см. В центре данной раны определяется дефект ткани с разрывами ее краев. Рана № 1 располагается на фоне черного неправильно овального окопчения размером 1,7×1,4 см. Рядом с раной определяются симметричные участки наложения копоти, расположенные в области надбровий, бровей и надглазничных областей в виде полос и полуовалов, размером слева 1,3×0,3, 1,5×0,3 и 2,5×1,3 см, справа — 1,4×0,2, 1,3×0,2 и 1,4×1,3 см. Аналогичные симметричные участки окопчения были выявлены в подглазничных областях: размером справа 4,5×1,4 см, слева — 4×1,3 см. В правой скуловой области в 2,2 см от передней срединной линии в 0,9 см от верхнего края правой ноздри и в 164 см от ППС располагается округлая рана № 2 размером 0,5×0,5 см с центральным дефектом ткани и разрывами краев. Рана располагается на фоне черного неправильно овального окопчения размером 2×2 см. Рядом с раной № 2 выявлены участки окопчения: один из них расположен в нижней трети спинки носа и в области его правого крыла в виде неправильного пятиугольника, размером 2,1×1,9 см, другой участок окопчения располагался в правой щечной области, имел неправильную овальную форму, размером 2×1,4 см. В правой щечной области, на расстоянии 4,5 см от угла нижней челюсти и в 150 см от ППС на фоне овального окопчения размером 3×2 см, расположена рана № 3, имеющая крестообразную форму, размером 0,6×0,4 см. Данная рана имеет центральный дефект ткани с разрывами ее краев. В правой половине области рта определяется участок отложения копоти продолговатой формы размером 4,5×1,2 см. Вдоль края верхней губы также определяется неравномерно выраженный продолговатый участок аналогичного отложения копоти размером 3×1 см.
В левой половине верхней части затылочной области в 0,5 см от задней срединной линии и в 169 см от ППС расположена рана № 4, имеющая звездчатую форму, размером 4,5×1,5 см, с пятью линейными разнонаправленными разрывами. Края раны неровные, кровоподтечные, без осаднения и окопчения. При сведении краев в центральной части раны № 4 обнаруживается щелевидный дефект ткани размером 2,2×0,4 см. В правой половине верхней части затылочной области, в 1 см от задней срединной линии и в 168,5 см от ППС расположена рана № 5 L-образной формы, размером 2×0,5 см, с пятью линейными разнонаправленными разрывами краев (рис. 3). Края раны неровные, кровоподтечные, без окопчения. По нижнему краю раны № 5 имеется осаднение полулунной формы размером 0,8×0,5 см. При сведении краев рана принимает щелевидную форму, при этом дефекта ткани не обнаруживается. В правой половине нижней части затылочной области, на расстоянии 161 см от ППС, в 1,5 см от сосцевидного отростка и 4,5 см от задней срединной линии, располагается рана № 6. Данная рана имеет неправильную воронкообразную форму размером 3,5×2 см, с неровными и неосадненными краями. В центре раны № 6 определяется дефект ткани размером 2,5×1,1 см. На ладонной поверхности левой кисти В. выявлен черный продолговатый участок окопчения, расположенный между I и II пальцами размером 4×4 см.
При внутреннем исследовании трупа В. в мягких тканях лобной, правой скуловой, правой щечной и затылочной областях в проекции ран были выявлены ограниченные темно-красные кровоизлияния с четкими границами. После отсепаровки кожного лоскута по Медведеву в проекции раны № 2 обнаружен дырчатый перелом правой скуловой кости, имеющий неправильную овальную форму, размером 1,5×0,8 см. В мягких тканях правой щечной области, в правой жевательной мышце и в мягких тканях правой половины нижней трети затылочной области обнаружен единый раневой канал, начинающийся раной № 3 и заканчивающийся раной № 6, проходящий по направлению спереди кзади и снизу вверх. В нижней трети чешуи лобной кости, в области надпереносья, в проекции раны № 1 обнаружен дырчатый перелом округлой формы диаметром около 0,5 см. Со стороны внутренней костной пластинки размер перелома составил 0,8×0,7 см. Таким образом, данное повреждение имеет форму усеченного конуса, основание которого обращено кнутри. В передней черепной ямке обнаружены два линейных перелома верхних стенок правой и левой глазниц длиной по 6,5 и 8 см соответственно, продолжающиеся кнаружи от дырчатого перелома лобной кости. В области правой глазничной части лобной кости, клиновидного возвышения основной кости и турецкого седла имеется дырчатый перелом неправильной многоугольной формы размером 3×1,5 см. В верхней части затылочной кости выявлен дырчатый перелом неправильной овальной формы размером 4,5×4 см. От левого края данного перелома вверх и влево по затылочной кости распространяется линейная сквозная трещина длиной 9 см. Твердая мозговая оболочка несколько напряжена, серовато-синюшная, блестящая; с четырьмя сквозными повреждениями, расположенными в проекции дырчатых переломов лобной, клиновидной, затылочной костей и турецкого седла. Под мягкими мозговыми оболочками всех поверхностей головного мозга обнаружено массивное диффузное субарахноидальное кровоизлияние. На передней поверхности левой лобной доли головного мозга обнаружено повреждение № 1 округлой формы размером 1,5×1 см (соответствует дырчатому перелому лобной кости); на основании правой лобной доли, в проекции дырчатого перелома передней черепной ямки локализуется повреждение № 2 округлой формы, размером 1,4×0,8 см; в затылочных долях в проекции ран № 4 и № 5 имеется два повреждения неправильной звездчатой формы размером 3×0,4 и 2×0,5 см. На серии поперечных разрезов головного мозга были обнаружены два прямолинейных раневых канала, заполненных мозговым детритом и кровью, проходящие через вещество обоих полушарий головного мозга (лобные, теменные и затылочные доли). Все раневые каналы, выявленные при исследовании трупа В. у секционного стола, были визированы стеклянным зондом».
Таким образом, при исследовании трупа В. обнаружили три прямолинейных раневых канала:
— раневой канал № 1 начинался раной № 1 в лобной области, проходил через дырчатый перелом лобной кости с повреждением твердой мозговой оболочки и левого полушария большого мозга с образованием дырчатого перелома затылочной кости и заканчивался раной № 4 в верхней части левой половины затылочной области;
— раневой канал № 2 начинался раной № 2 в правой скуловой области, проходил через дырчатый перелом в передней черепной ямке (в области правой глазничной части лобной кости, клиновидного возвышения основной кости и турецкого седла) с повреждением твердой мозговой оболочки, повреждением правого полушария большого мозга с дырчатым перелом затылочной кости и заканчивался раной № 5 в верхней части правой половины затылочной области;
— раневой канал № 3 начинался раной № 3 в правой щечной области, проходил через жевательную мышцу, мягкие ткани правой половины нижней трети шеи и заканчивался раной № 6 в правой половине нижней части затылочной области.
Заключение
В результате выполненного судебно-медицинского исследования трупа рядового В. эксперты обнаружили три огнестрельных пулевых сквозных ранения головы, два из которых имели проникающий характер. Указанные повреждения причинены короткой автоматической очередью выстрелов из Автомата. Раневые каналы имели одинаковое направление – спереди кзади и несколько снизу вверх. Особенности их расположения и топографии (форма, размер, число, локализация) участков отложения копоти вокруг входных огнестрельных ран позволили экспертам определить положение Автомата по отношению к голове В. В последующем с помощью пространственного визирования хода раневых каналов и предположения о возможном расположении Автомата в момент их формирования установили, что при первом выстреле Автомат располагался под углом около 75° к поверхности лобной области, при втором — около 45° к правой скуловой области и при третьем — под углом около 30° к правой щеке. Полученные данные впоследствии были подтверждены результатами следственного эксперимента.
Таким образом, помимо характерного бабочковидного отложения копоти, обусловленного наличием в ДТК двух окон, в ряде случаев на объектах и мишенях появляются дополнительные зоны отложения копоти за счет выхода копоти через компенсационные отверстия ДТК. Указанный феномен позволяет судебно-медицинским экспертам определять ориентацию и расположение Автомата относительно поражаемого объекта.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1Результаты осмотра места происшествия и судебно-медицинского исследования трупа рядового В., а также экспертные выводы представлены в сокращенном виде.