Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мкртумян А.М.

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва

Маркова Т.Н.

Кафедра внутренних болезней Чувашского государственного университета, Чебоксары

Кичигин В.А.

Кафедра внутренних болезней Чувашского государственного университета, Чебоксары

Подачина С.В.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Жучкова С.М.

БУ "Городская клиническая больница №1" Минздрава Чувашии, Чебоксары

Эффективность применения метформина при абдоминальном ожирении

Авторы:

Мкртумян А.М., Маркова Т.Н., Кичигин В.А., Подачина С.В., Жучкова С.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2014;86(8): 80‑84

Просмотров: 28112

Загрузок: 538


Как цитировать:

Мкртумян А.М., Мкртумян А.М., Мкртумян А.М., и др. Эффективность применения метформина при абдоминальном ожирении. Терапевтический архив. 2014;86(8):80‑84.
Mkrtumayn AM, Markova TN, Kichigin VA, Podachina SV, Zhuchkova SM. Efficacy of metformin in abdominal obesity. Therapeutic Archive. 2014;86(8):80‑84. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Це­реб­раль­ные ге­мо­ди­на­ми­чес­кие на­ру­ше­ния у боль­ных ши­зоф­ре­ни­ей с ме­та­бо­ли­чес­ким син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):80-85
Ста­тис­ти­чес­кий ана­лиз пре­дик­то­ров эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния ком­плексно­го фи­зи­оте­ра­пев­ти­чес­ко­го воз­действия у па­ци­ен­ток с ин­во­лю­тив­ны­ми из­ме­не­ни­ями ко­жи. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(1):13-20
Мо­че­вая кис­ло­та сы­во­рот­ки кро­ви — ме­та­бо­ли­чес­кий мар­кер не­ал­ко­голь­ной жи­ро­вой бо­лез­ни пе­че­ни. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(2):36-42
Оцен­ка сос­то­яния ор­га­нов и тка­ней рта у лиц с де­фек­та­ми зуб­ных ря­дов на фо­не ме­та­бо­ли­чес­ко­го син­дро­ма. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(3):31-38
Пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ное при­ме­не­ние ле­чеб­ных фи­зи­чес­ких фак­то­ров у боль­ных с ме­та­бо­ли­чес­ким син­дро­мом. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(2):5-11
Вли­яние ме­та­бо­ли­чес­ких по­ка­за­те­лей и фак­то­ров рис­ка на сур­фак­тан­тные бел­ки SP-A и SP-D при аб­до­ми­наль­ном ожи­ре­нии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):60-66
Кож­ные из­ме­не­ния как воз­мож­ные кли­ни­чес­кие мар­ке­ры са­хар­но­го ди­абе­та и ме­та­бо­ли­чес­ко­го син­дро­ма. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):101-107
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния и эмо­ци­ональ­ные расстройства и их кор­рек­ция у жен­щин в пе­ри­ме­но­па­узаль­ном пе­ри­оде. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):48-53
Ас­со­ци­ации со­дер­жа­ния ади­по­ци­то­ки­нов и фун­кции по­чек у мо­ло­дых лю­дей с аб­до­ми­наль­ным ожи­ре­ни­ем. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):53-59
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка слу­ча­ев вне­зап­ной смер­ти лиц с ме­та­бо­ли­чес­ким син­дро­мом. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):54-57

Высокая распространенность в популяции метаболического синдрома (МС) - одна из основных причин мировой эпидемии сердечно-сосудистых заболеваний [1]. Ключевое звено развития МС - абдоминальное ожирение (АО) и сопутствующая ему инсулинорезистентность (ИР) [1, 2].

Основными фармакологическими средствами, снижающими ИР, являются тиазолидиндионы и бигуаниды. Представитель последних - метформин - в настоящее время единственный препарат, эффективность и безопасность которого доказана во множестве клинических исследований.

Ведущими профессиональными сообществами диабетологов метформин рекомендован не только в качестве начальной терапии при лечении больных сахарным диабетом (СД) 2-го типа, но и для профилактики СД при нарушениях углеводного обмена [3, 4].

В настоящее время области применения метформина значительно расширены. Это не только лечение, но и профилактика заболеваний, патогенез которых в той или иной мере связан с ИР: СД и МС, терапия синдрома поликистозных яичников и неалкогольной жировой болезни печени, ассоциированная с ВИЧ-инфекцией липодистрофия, рак различных локализаций [5, 6].

Имеется ряд публикаций, в которых показана целесообразность назначения метформина при АО для снижения массы тела (МТ) [7, 8]. Есть сведения о неэффективности применения метформина для снижения массы тела при ожирении без МС [9]. Изучению влияния метформина на массу тела у больных с ожирением или избыточной МТ без СД 2-го типа посвящен систематический обзор [10]. В 8 из 9 исследований данного обзора отмечено снижение МТ, но только в 2 из них - статистически значимое.

Одно из последних исследований показало, что метформин может эффективно использоваться для снижения МТ у пациентов с избыточной МТ и ожирением без СД 2-го типа. Применение препарата в течение 6 мес пациентами с индексом МТ по Кетле (ИМТ) более 27 кг/м2 приводило к достоверному снижению МТ на 5,8 кг против 0,8 кг в контроле. У пациентов с ИР снижение МТ оказалось значительнее, чем у пациентов без ИР [11].

Метформин способен также влиять на обменные нарушения при абдоминальном ожирении (АО) в отсутствие СД: уменьшать окружность талии (ОТ), снижать уровень глюкозы, инсулина, триглицеридов (ТГ) в крови [12]. Изучаемый препарат может назначаться с целью профилактики СД 2-го типа пациентам с ожирением даже без МС. Так, установлено, что у лиц с АО прием метформина снижает частоту развития СД 2-го типа [13, 14].

Цель исследования - изучить влияние метформина на метаболические показатели, МТ и ОТ у лиц с АО.

Материалы и методы

Для исследования отобрали 100 человек с АО и ИМТ более 27 кг/м2. Критерием исключения считали наличие СД в анамнезе и на момент обследования (по данным перорального теста на толерантность к глюкозе) прием сахароснижающих препаратов, тяжелые соматические заболевания.

Наличие МС и АО верифицировали по критериям Международной федерации диабета [1]. У всех обследуемых измеряли систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД), рост, МТ, рассчитывали ИМТ, измеряли ОТ. В венозной крови исследовали содержание ТГ, общего холестерина (ОХС), холестерина (ХС) липопротеидов высокой плотности (ХС ЛПВП), ХС липопротеидов низкой плотности (ХС ЛПНП), рассчитывали содержание ХС липопротеидов очень низкой плотности (ХС ЛПОНП) и индекс атерогенности (ИА). Определяли уровень глюкозы в крови в ходе перорального теста на толерантность к глюкозе методом глюкозодиоксидоредуктазной медиаторной реакции на приборе Accu-Chek Active Roche c использованием тест-полосок.

В крови измеряли концентрацию инсулина с помощью наборов фирмы «DRG» (Германия). Рассчитывали индекс ИР - HOMA [15], ИР верифицировали при индексе НОМА >2,6 отн. ед. [16].

Методом рандомизации все пациентов распределили на основную группу (n=50) и группу сравнения (n=50). Не завершили исследование 4 пациента основной группы: 1 прекратил прием из-за побочных эффектов, 3 не явились на повторное обследование. Таким образом, основная группа представлена 46 пациентами (14 мужчин и 32 женщины), имеющих АО (26 - с МС и 20 - без МС), получающих метформин в суточной дозе 2000 мг. Средний возраст составил 45,3±0,2 года. Показаниями к приему метформину в настоящем исследовании считали ИМТ более 27 кг/м2 в сочетании с АО, независимо от наличия или отсутствия МС.

В группу сравнения вошли 50 пациентов (16 мужчин и 34 женщины), имеющих АО (32 - с МС и 18 - без МС), не получающих метформин. Средний возраст пациентов составил 44,7±0,2 года. По возрастно-половому составу и сопутствующим заболеваниям обе группы были сопоставимы между собой.

Всем включенным в исследование даны рекомендации по соблюдению диеты с ограничением энергетической ценности пищи и нормализации физической активности. Обследованные обеих групп до начала исследования по показаниям получали антигипертензивную терапию, статины. В ходе исследования доза этих препаратов не корригировалась. Контроль показателей осуществлен через 3 мес.

Рассчитывали среднее арифметическое и стандартную ошибку (M±m). Для суждения о значимости различий между независимыми данными использовали критерий Манна-Уитни. Анализ динамических различий между показателями проводили по критерию Вилкоксона (pw).

Критический уровень значимости (р) в исследовании принимали равным 0,05. Статистическую обработку проводили в программе Statistica for Windows 6.0.

Результаты

Проведен анализ динамики показателей в группе, получающих метформин, и в группе немедикаментозного лечения (табл. 1).

Обе группы были сопоставимы по средним значениям индекса HOMA и частоте ИР, которая составила 50% в группе с приемом метформина и 54% в группе сравнения. Гипергликемия натощак и нарушение толерантности глюкозе встречались в 26,1% в основной группе и в 30,0% случаев в группе сравнения.

В основной группе за 3 мес произошло достоверное снижение МТ, САД и ДАД, ОТ, индекса HOMA и всех показателей липидограммы, кроме ХС ЛПВП. В группе сравнения также снизились МТ, САД и ДАД, ХС, ХС ЛПНП, а такие показатели, как ОТ, индекс НОМА, ИА, ХС ЛПОНП, ТГ достоверно не изменились.

Кроме того, снижение изучаемых показателей оказалось более выраженным в основной группе. Так, МТ у них снизилась на 4,5 кг (в группе сравнения на 1,7 кг; рm-u=0,010), ОТ - на 4,2 см (в группе сравнения на 1,1 см; рm-u=0,009). Необходимо отметить, что снижение ИР происходило только у пациентов, получающих метформин.

Проведена оценка эффективности препарата с учетом наличия либо отсутствия МС (табл. 2).

В подгруппе метформина и с наличием МС достигнуты большие эффекты, чем в подгруппе без МС. Так, МТ и ОТ при МС снизились в большей степени, чем в подгруппе без МС. Однако прием метформина положительно влиял на изучаемые показатели даже в отсутствие МС. Так, происходит достоверное снижение ОТ, МТ, АД, ТГ, ХС, ХС ЛПНП и индекса НОМА.

Достигнутое снижение ряда показателей под воздействием метформина оказалось более выраженным у пациентов с МС. ОТ уменьшилась на 5,8±1,1 см (без МС - на 2,1±0,5 см; рm-u=0,008), ТГ - на 1,32±0,58 ммоль/л (без МС - на 0,18±0,08 ммоль/л; рm-u=0,035), индекс HOMA - на 4,6±0,8 отн. ед. (без МС - на 1,1±0,4 отн. ед.; рm-u=0,040).

Более выраженные обменные нарушения при МС, без сомнения, могут объяснить лучшую динамику метаболических показателей, однако у пациентов с МС, не получающих метформин, немедикаментозных мероприятий оказалось недостаточно для достижения значимого эффекта. В этой группе за 3 мес МТ снизилась только на 2,2 кг (р=0,015 при сравнении с группой метформина), причем ОТ и индекс НОМА практически не изменились (табл. 3).

У пациентов с МС на фоне немедикаментозного лечения произошло улучшение ряда липидных показателей, кроме уровня ТГ. Достоверного снижения индекса HOMA не выявлено ни в одной из групп.

Учитывая, что основным механизмом действия метформина является повышение чувствительности к инсулину, нарушения которой служат механизмом развития МС, мы изучили влияние препарата у пациентов с наличием и в отсутствие ИР (табл. 4).

Анализ динамики показателей МС на фоне терапии метформином в зависимости от наличия или отсутствия ИР показал, что прием метформина при АО даже в отсутствие ИР способствует снижению САД, МТ, ХС, ХС ЛПНП, ТГ, ИА, хотя в группе с ИР снижение МТ более выражено и имеется достоверное уменьшение ОТ, индекса НОМА и уровня инсулина.

Обсуждение

Метформин в настоящее время не используется для терапии ожирения. В рекомендациях Всероссийского научного общества кардиологов (2007) показанием к назначению метформина считались ИМТ более 30 кг/м2 или ИМТ более 27 кг/м2 в сочетании с АО, наследственной предрасположенностью к СД 2-го типа и наличием дислипидемии, артериальной гипертонии, СД 2-го типа [17]. В дальнейшей редакции этих рекомендаций метформин не упоминается в качества средства терапии ожирения, а рекомендуется к использованию только при наличии у больных МС углеводных нарушений [4].

В нашем исследовании гипергликемия натощак и нарушение толерантности к глюкозе встречались только в 26,1% в основной группе и в 30,0% случаев в группе сравнения. Необходимо отметить, что нарушения углеводного обмена появляются после ИР и гиперинсулинемии, и, следовательно, служат поздним проявлением МС [18]. Прием метформина при АО может быть эффективен в плане профилактики метаболических сдвигов и снижения МТ и без МС и ИР, определяемой по индексу НОМА. Это объясняется двумя факторами: во-первых, при АО даже в отсутствие ИР, верифицированной по индексу НОМА, вероятно, все равно имеется снижение чувствительности к инсулину, для диагностики которой должны быть применены другие более чувствительные, но сложные в практическом исполнении, методы. Во-вторых, у метформина имеются другие механизмы действия на МТ, в частности анорексигенный эффект метформина связан с влиянием на метаболизм глюкагоноподобного пептида 1-го типа, регулирующего пищевое поведение [19].

Таким образом, наше исследование продемонстрировало возможность применения метформина у лиц с АО для снижения МТ и ОТ, а также лечения и профилактики МС.

Заключение

Применение метформина лицами с АО способствует снижению МТ на 4,2 кг против 1,7 кг в группе сравнения, ОТ - на 4,2 см против 1,1 см. Прием препарата приводит к более выраженному, чем в группе сравнения, улучшению липидного состава крови. Снижение индекса НОМА выявлено только в группе лиц, получающих метформин.

Эффекты метформина более существенны при АО с МС и ИР, чем без таковых. Назначение метформина лицам с АО приводит к снижению ОТ, МТ и улучшению липидного обмена даже в отсутствие МС, что позволяет использовать его в качестве препарата для профилактики МС при АО.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.