ДИ — доверительный интервал
ИБС — ишемическая болезнь сердца
ИМ — инфаркт миокарда
ИТР — инженерно-технические работники
ОР — отношение риска (HR)
ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания
Ассоциированный с работой стресс — одна из самых социально значимых проблем здоровья и безопасности в развивающихся странах. Динамика мировых тенденций предполагает увеличение требований к работникам во всех сферах деятельности: массовые сокращения и аутсорсинг, высокая потребность в гибкости и требуемых навыках, пренебрежение мерами безопасности на местах, чрезмерная нагрузка и оказываемое психологическое давление, дисбаланс работа—досуг. Все эти факторы привносят вклад в связанный с работой стресс. Возможная связь стресса на работе с потерей трудовых ресурсов (пребывание на больничном листе) [1, 2] оказывает выраженное негативное влияние дистресса на показатели экономики. Вместе с этим нехватка проспективных исследований, в которых также учитываются индивидуальные характеристики работников, сказывается на недостаточном понимании причинно-следственной связи стресса в генезе соматических расстройств, особенно сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) [3]. Модель стресса, сфокусированная на аспектах организации рабочего места и его окружения, а также условиях труда [2], идентифицирует группы, подверженные трудовому стрессу, стратифицированные по возрасту, полу, профессиональному классу и уровню образования, и в перспективе способствует выработке теоретически обоснованных методов профилактики на рабочем месте.
В связи с этим цель настоящего исследования состояла в том, чтобы установить распространенность стресса на работе в открытой популяции женщин 25—64 лет и изучить его влияние на отношение риска (ОР; HR) развития инфаркта миокарда (ИМ), инсульта в течение 16 лет.
Материалы и методы
В рамках третьего (1994 г.) скрининга программы ВОЗ «MOINICA» и подпрограммы «MOINICA-психосоциальная» (MOPSY) [4] обследовали случайную репрезентативную выборку из 870 женщин в возрасте 25—64 лет одного из районов Новосибирска (табл. 1). Выборку формировали на основе избирательных списков с использованием таблицы случайных чисел. Отклик на исследование составил 72,5%. Обследование проводили согласно протоколу программы «MONICA».
Программа психосоциального скринингового обследования включала регистрацию социально-демографических данных, в том числе семейное положение, уровень образования и профессию и тестирование по психосоциальным методикам. Уровень стресса на рабочем месте изучали по шкале Карасека [5]; отношение к работе и профилактическим проверкам своего здоровья исследовали при помощи шкалы «Знание и отношение к своему здоровью» программы ВОЗ «MONICA-психосоциальная».
После исключения всех лиц с ССЗ к моменту скринингового обследования (артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца (ИБС), инсульт, сахарный диабет) сформировали когорту наблюдения (n=560). В течение контрольного периода (1994—2010 гг.) в когорте выявлено 35 (6,3%) случаев впервые возникшего инсульта (обследование, анализ медицинской документации, свидетельства о смерти). При помощи программы ВОЗ «Регистр острого ИМ» [6] в когорте выявлено 15 (2,7%) случаев впервые возникшего ИМ.
Статистический анализ проводили с помощью пакета программ SPSS версия 11,5. Регрессионную модель Кокса использовали для оценки ОР развития ИМ и инсульта в изучаемой когорте. Для проверки статистической значимости различий между группами использовали критерий χ2. Различия при p≤0,05 считали статистически значимыми.
Результаты
Распространенность высокого уровня стресса на работе в открытой популяции женщин 25—64 лет составила 31,6%, умеренно выраженного — 50,7%. Доля женщин с высоким уровнем стресса на работе существенно не различалась во всех возрастных группах.
При изучении отношения женщин к работе установили, что у 40% изменилась специальность в течение последнего года, еще 28% респонденток стали выполнять дополнительную работу. Почти 42% женщин не особенно нравится их работа, в том числе 1,7% обследованных она совсем не нравится, 5,3% просто не нравится и еще 34,8% респонденток выбрали ответ «средне». У 46,5% женщин отмечена высокая или очень высокая ответственность на работе; кроме того, 42,2% респонденток ощутили в последние 12 мес изменение ответственности на работе. Около 40% женщин ответили, что им не удается расслабиться или отдохнуть после рабочего дня. Представители старших возрастных групп склонны реже менять специальность (табл. 2). Респондентки младших возрастных группах чаще выполняли дополнительную работу, а для женщин старших возрастных групп характерно уменьшение интенсивности нагрузки на рабочем месте (34,1 и 11,8%; χ2=46,43; df=6; p<0,001). Ответственность на рабочем месте в старших возрастных группах не менялась или снижалась за последний год, в младших возрастных группах имелось увеличение ответственности на рабочем месте. Возможность отдохнуть дома после работы реже отмечалась в младших возрастных группах по сравнению с респондентками старших возрастных групп (12,1 и 26,9%; χ2=45,5; df=12; р<0,001). С возрастом увеличивается доля лиц, у которых снизилась трудоспособность в течение последнего года.
Важным показателем является отношение к своей работе и профилактическим проверкам своего здоровья. Так, 64% женщин отмечают, что продолжали бы работать, если бы почувствовали себя плохо на рабочем месте. Только 38% женщин остались бы дома в случае недомогания и приложили все усилия, чтобы скорей вернутся на работу.
Результаты оценки отношения к работе и профилактическим проверкам своего здоровья женщин в зависимости от возраста представлены в табл. 3. В старших возрастных группах отмечено повышение ответственности за свое здоровье. Так, практически в 3 раза увеличивается число лиц, которые в случае ухудшения своего здоровья обратились бы за медицинской помощью, тогда как в возрастных группах 25—34, 35—44 года чаще, чем в старшей возрастной группе, отмечают, что продолжали бы работать, несмотря на плохое самочувствие, но приложили бы больше усилий для скорейшего выздоровления и возврата к работе (11 и 34%; 73,6 и 43%; χ2=55,15; df=6; p<0,001). Положительное отношение к профилактическим проверкам своего здоровья близко к 100% во всех возрастных группах.
При изучении взаимосвязи стресса на рабочем месте и социальных характеристик женщин с развившимся ИМ и инсультом получены следующие результаты. В структуре семейного положения в когорте женщин с инсультом, испытывающих стресс на работе, никогда не были замужем 4,5%, замужем — 72,7%, разведены — 18,2%, вдовые — 4,5%. Структура семейного положения в когорте женщин с ИМ и стрессом на работе имела следующий вид: замужем 66,7%, разведены 22,2%, вдовые 11,1%. Наблюдались тенденции к увеличению частоты развития инсульта и ИМ в группе замужних женщин со стрессом в семье по сравнению с незамужними, разведенными и вдовами.
Среди лиц с инсультом и стрессом на работе высшее образование имели 13,6%, незаконченное высшее/среднее специальное — 31,8%, среднее и начальное образование — по 27,3%. У женщин со средним (специальным) и начальным образованием и стрессом на работе отмечалась тенденция к более высокой частоте развития инсульта по сравнению с таковой у женщин с высшим образованием. В структуре образования у лиц с ИМ и стрессом на работе превалировали диаметрально противоположные категории: высшее и начальное по 37,5%, среднее 25%.
Профессиональный статус в группах женщин со стрессом на работе и инсультом представлен в следующем виде: 9,1% — руководители среднего звена, 4,5% — руководители, 18,2% — инженерно-технические работники (ИТР), 4,5% — рабочие тяжелого физического труда, 22,7% — рабочие среднего физического труда, 18,2% — рабочие легкого физического труда, 22,7% — пенсионеры. Профессиональный статус в группах женщин со стрессом на работе и ИМ представлен в следующем виде: 12,5% — руководители, 37,5% — ИТР, 12,5% — рабочие легкого физического труда, 37,5% — пенсионеры. В отношении профессиональных групп просматривалась тенденция к увеличению частоты развития инсульта у работниц физического труда и стрессом на работе у женщин; в категории ИТР, пенсионеров и стрессом на работе доля женщин с ИМ была выше.
В течение 16 лет среди женщин с высоким стрессом на рабочем месте ОР развития инсульта в 1,96 раза выше, чем у лиц с более низким уровнем стресса (при 95% доверительном интервале — ДИ от 1,01 до 3,79; p<0,05). ОР развития ИМ у женщин с высоким уровнем стресса на работе было в 3,22 раза выше (при 95% ДИ от 1,15 до 9,04; p<0,05) (см. рисунок).
Обсуждение
Каждая третья женщина, проживающая в мегаполисе в условиях Западной Сибири, испытывает стресс на рабочем месте. Согласно данным четвертого исследования European Working Conditions Survey, выполненного в 2005 г. в странах европейского союза, 20,3% женщин указывают на наличие стресса на рабочем месте, 31% считают, что работа влияет на их здоровье [7]. Наиболее высокий уровень стресса на рабочем месте отмечен в развивающихся странах Восточной Европы, и наиболее низкий — в Британии и Нидерландах [7, 8].
Более 40% женщин отмечают увеличение ответственности и нагрузки на работе, преимущественно в младших возрастных группах, и невозможность отдохнуть после работы. В европейских странах жалобы на стресс также предъявляют лица чаще из наиболее активных возрастных групп 25—39 года (23%) и 40—54 года (24%); частота сообщений об усталости (истощении) и стрессе уменьшается в более старших возрастных категориях [9]. В сочетании с невозможностью отдохнуть дома после работы это объясняет более высокую частоту развития ССЗ у замужних женщин, испытывающих стресс на работе в настоящем исследовании (среди лиц с развившимся ИМ/инсультом и высоким уровнем стресса на работе около 70% женщин в категории «замужем»). Современные взгляды поддерживают идею, что кроме необходимости баланса в предпринимаемых усилиях на работе и вознаграждении, требуется улучшение баланса семья—работа (карьера), особенно для работниц с маленькими детьми [10]. И, несмотря на то что конфликт семья—карьера рассматривает оба пола, у женщин этот дисбаланс выражен в большей мере [11—13].
Полученные данные показали, что 42% женщин не особенно нравиться их работа. По нашему мнению, это объясняется как средовыми (например, занимаемая должность и т. п.), так и личностными особенностями [14, 15]. Женщины, неудовлетворенные сложившейся ситуацией на работе, часто отмечают неэффективную организацию на рабочем месте, нечеткость поставленных задач, нехватку инструментов для их решения и нерешенные конфликты [16].
Почти 50% женщин в нашем исследовании оценивают свою ответственность на работе как высокую. Высокая частота увольнений и сокращений работников в тот период объясняет увеличение нагрузки на оставшейся персонал, ведет к «стиранию границ» между профессиональными категориями, зачастую ставит женщин в подчиняющее положение как в бюджетном, так и частном секторе экономики [17]. Как результат женщины имеют меньше контролирующих функций, увеличивается уровень напряжения и стресса на рабочем месте [18, 19]. Подобные изменения нивелируют протективный эффект образования на статус сердечно-сосудистой системы у женщин, и частота развития сердечно-сосудистых осложнений становится независимой от уровня образования при высоком уровне стресса на работе. Так, доля лиц с развившимся ИМ оказалась одинаковой как с высшем, так и с начальным образованием, хотя частота развития инсульта имела тенденцию к повышению при более низком уровне образования.
Отмечают, что продолжали бы работать, если бы почувствовали себя плохо на рабочем месте, 64% женщин. Жалобы на здоровье и недомогание на работе часто ассоциированы с высоким уровнем стресса у женщин на производстве [1]. Вместе с тем недостаточная забота о своем здоровье и низкая информированность о нем в условиях напряженного труда ассоциированы с неблагоприятным образом жизни и факторами риска развития ССЗ [20—23], и могут служить одним из патогенетических путей ухудшения здоровья и развития ССЗ. Полученные результаты показали тенденцию к увеличению частоты развития инсульта в категории «физический труд», что подчеркивает высокий риск развития ССЗ в этом классе [24].
Таким образом, в нашем исследовании ассоциированный с работой стресс существенно увеличивает риск развития инсульта и ИМ у женщин в общей популяции. Связь профессиональных характеристик с ИБС также продемонстрирована на основе других крупных исследований: British Whitehall II Study и Finnish Helsinki Health Study [25], но только в исследовании Framingham Offspring Study показано, что стресс на рабочем месте увеличивал риск развития ИБС у женщин [26]. В другом длительном проспективном исследовании показано, что высокий уровень психосоциального стресса, который имеется у лиц, потерявших работу, статистически значимо увеличивает риск развития инсульта и ИМ [27]. Ряд исследователей отрицают гендерное влияние профессионального стресса на риск развития ССЗ [28], но это лишь указывает на необходимость дальнейшего изучения психосоциальных характеристик работы в зависимости от пола.
Заключение
Распространенность выраженного уровня стресса на рабочем месте в открытой популяции женщин 25—64 лет в России/Сибири высока и составляет 31,6%. В открытой популяции женщин 25—64 лет высокий уровень стресса ассоциировался с высокой ответственностью на работе, невозможностью отдохнуть в конце рабочего дня, частой профессиональной неудовлетворенностью и снижением трудоспособности.
На ОР развития ИМ, инсульта влияет социальный градиент (семейное положение «замужем», профессиональный уровень «руководитель», «работник физического труда», высокий и низкий образовательный уровень. В открытой популяции женщин 25—64 лет с высоким уровнем ассоциированного с работой стресса ОР развития ИМ в 3,22 раза выше, инсульта в 1,96 раза выше в течение 16 лет.