Применение современных методов удаления хрусталика с имплантацией интраокулярных линз (ИОЛ) — высокоэффективный путь зрительно-функциональной реабилитации пациентов с катарактой. Вместе с тем в ряде случаев отмечается непопадание в целевую рефракцию с формированием остаточных рефракционных нарушений. Это представляется особенно критичным у пациентов, которым планируется имплантация так называемых «премиальных линз» — мультифокальных и торических, когда даже небольшие остаточные рефракционные нарушения приводят к существенному снижению зрительных функций и невозможности реализации эффекта мультифокальности. Известно о существовании понятия «упущенное время» при имплантации мультифокальных ИОЛ, которое в случае ошибки при расчете оптической силы линзы может не позволить даже при идеально проведенном повторном вмешательстве достичь адекватной адаптации к новой оптической системе глаза [1].
Возникающая необходимость в повторных операциях провоцирует стрессовое состояние у пациента и врача, а также сопряжена с дополнительными финансовыми затратами. Существует несколько вариантов коррекции остаточных рефракционных нарушений после имплантации ИОЛ: репозиция торической ИОЛ путем ее мануального разворота в капсульном мешке при исходном ее отклонении в позиционировании, имплантация дополнительной линзы или «piggy-back», замена ИОЛ на другую линзу необходимой оптической силы. Однако практически все вышеперечисленные вмешательства сопровождаются значительной хирургической травмой для глаза и формированием индуцированного астигматизма при неминуемом расширении хирургического доступа. Кроме того, они могут привести к интра- и послеоперационным осложнениям в виде формирования сложной оптической системы «дополнительная ИОЛ—влага передней камеры— мультифокальная торическая ИОЛ», а также к появлению аберраций и возможных осложнений, связанных с фиксацией ИОЛ в углу передней камеры глаза [2—4].
В качестве перспективного метода коррекции рефракционных нарушений после факоэмульсификации с имплантацией ИОЛ можно рассматривать эксимерлазерную субламеллярную кератоабляцию, являющуюся наименее инвазивной, наиболее безопасной и предсказуемой технологией из всех вышеперечисленных [5, 6].
Среди причин рефракционных нарушений после факоэмульсификации с имплантацией ИОЛ — ошибки в расчетах, особенно у пациентов с экстремальными длинами глаза, ранее перенесенные операции на роговице, хирургический фактор и ряд других.
В последние годы рефракционные аспекты у пациентов с различными офтальмохирургическими вмешательствами все чаще рассматриваются в тесной связи с синдромом сухого глаза (ССГ) [7—9].
Согласно заключению рабочей группы по слезной пленке и глазной поверхности (TFOS DEWS), под ССГ в настоящее время подразумевают мультифакториальное заболевание глазной поверхности, характеризующееся нарушением гомеостаза слезной пленки и сопровождающееся симптомами, среди которых нестабильность слезной пленки и ее гиперосмолярность, воспаление глазной поверхности и ее повреждение; нейросенсорные нарушения также играют этиологическую роль [10]. Поскольку большинство операций по удалению катаракты выполняется у пожилых пациентов, т. е. в группе с более высокой частотой предсуществовавшего ССГ [11], было показано, что хирургическое вмешательство вызывает или усугубляет сухость глаз [12—14]. Исследования показали, что симптомы ССГ усиливаются до 3 мес и дольше даже при неосложненной факоэмульсификации катаракты [15].
Патофизиологические механизмы, лежащие в основе индуцированного ССГ, включают местное использование анестетиков, экспозиционное высушивание глазной поверхности, токсическое действие освещения микроскопа, пересечение нервных волокон, нарушение конгруэнтности поверхностей в области разреза, продукцию свободных радикалов кислорода, протеолитических ферментов, простагландинов, лейкотриенов и провоспалительных цитокинов, повреждение бокаловидных клеток и нарушение функционирования мейбомиевых желез [16—18]. Было также показано, что развитие индуцированного ССГ может приводить к снижению остроты и качества зрения наряду с развитием дисрегенераторных послеоперационных осложнений.
С другой стороны, наличие дооперационного ССГ, по мнению ряда исследователей, может привести к погрешности в расчете силы имплантируемой линзы. Однако работы на этот счет носят единичный характер, а исследования в отечественной литературе практически отсутствуют.
В связи с вышеизложенным целью настоящей работы было изучение влияния ССГ на рефракционные результаты факоэмульсификации с имплантацией ИОЛ у пациентов с катарактой.
Материал и методы
В данное несравнительное проспективное исследование, представляющее собой серию случаев, были включены 24 пациента (24 глаза) с начальной катарактой или факосклерозом, которым планировалось проведение факоэмульсификации с имплантацией мультифокальной ИОЛ. Критерием включения было наличие дооперационного ССГ, который выставлялся по следующим параметрам: более 13 баллов по данным опросника оценки индекса поражения глазной поверхности (OSDI) в сочетании хотя бы с одним из объективных критериев — тестом Ширмера-1 менее 15 мм за 5 мин неинвазивным временем разрыва слезной пленки (ВРСП) менее 10 с, окрашиванием эпителия роговицы раствором флюоресцеина от минимальной степени, соответствующей стадии В по Оксфордской шкале, и выше. У всех пациентов определяли стандартные оптометрические показатели, проводили кератотопографию с помощью прибора TMS-4 (Tomey, Япония) и неинвазивную оценку ВРСП с помощью диагностического модуля Sirius (Schwind, Германия). Дизайн исследования заключался в том, что при первичном обращении всем пациентам с катарактой и ССГ одним хирургом проводился расчет силы ИОЛ. Далее проводилось комплексное лечение ССГ, включавшее терапевтическую гигиену век, применение стероидных противовоспалительных средств с переходом на циклоспорин, А при необходимости, а также использовние слезозамещающих препаратов комплексного действия и гелевых репарантов, содержащих декспантенол. Критериями завершения лечения были исчезновение субъективной симптоматики и нормализация объективных параметров. Далее пациентам повторяли оценку диагностического комплекса и проводили повторный расчет силы ИОЛ. Через 1 нед после операции проводили комплексную оценку показателей слезопродукции и при наличии пограничных величин назначали слезозамещающую терапию в виде препаратов гиалуроновой кислоты, а при выявлении признаков ССГ — повторяли дооперационный комплекс терапевтических мер. Оценку точности попадания в целевую рефракцию проводили по величине остаточного сфероэквивалента рефракции через 1 мес после операции.
Результаты и обсуждение
В группу исследования пациентов с катарактой и ССГ вошли 24 пациента (24 глаза) со средним возрастом 54,7±3,6 года, из которых было 14 женщин и 10 мужчин. Средняя некорригированная острота зрения вдаль составила 0,33±0,21, средняя некорригированная острота зрения вблизи — 0,45±0,29, средняя корригированная острота зрения вдаль — 0,78±0,19. Сферический компонент рефракции варьировал от (–)2,25 до (+)3,75 дптр, составив в среднем (+)1,37±1,66 дптр, цилиндрический компонент рефракции варьировал от (–)3,75 до (+)1,25 дптр, составив в среднем (–)1,98±2,34 дптр. Индекс асимметрии роговицы (SAI) по данным кератотопографии составил в среднем 1,34±0,13 при норме до 0,5, индекс иррегулярности роговицы (SRI) — в среднем 0,67±0,33 при норме до 1,0. Поскольку в группу исследования включали пациентов с верифицированным ССГ, то показатели объективной и субъективной оценки состояния глазной поверхности и слезопродукции отличались от нормальных величин: OSDI составил в среднем 24,8±7,6 балла, тест Ширмера-1 — 10,1±3,9 мм за 5 мин, неинвазивное ВРСП — 7,2±2,5 с (рис. 1).
Несмотря на то что в данное исследование вошло небольшое количество пациентов, были отмечены статистически значимые изменения, отражающиеся в уменьшении среднего цилиндрического компонента рефракции, иррегулярности роговицы и ее асимметрии на фоне нормализации состояния глазной поверхности. На рис. 2 представлен
Результаты измерения показателей количества и качества продуцируемой слезы, а также состояния глазной поверхности также улучшились: OSDI составил в среднем 14,2±0,7 балла, тест Ширмера-1 — 19,1±2,2 мм за 5 мин, неинвазивное ВРСП — 16,2±1,9 с. Повторный расчет силы имплантируемой ИОЛ показал среднее отличие от первоначального расчета в 0,87±0,11 дптр, в то время как максимальная погрешность составила 2,25 дптр.
Факоэмульсификация с имплантацией ИОЛ прошла без осложнений во всех случаях и через 1 нед; несмотря на высокие зрительные функции, признаки ССГ были отмечены в 11 (64,7%) случаях, что потребовало повторного назначения комплексной терапии по ранее приведенной схеме. Всем пациентам, не испытывающим субъективного дискомфорта или объективных признаков ССГ, было рекомендовано симптоматическое применение препаратов гиалуроната натрия (Артелак-Всплеск) до 3 мес с целью повышения качества зрения и улучшения смачивания глазной поверхности, согласно рекомендациям DEWS II.
Контрольный осмотр через 1 мес после операции показал высокие зрительные функции у всех прооперированных пациентов. Так, средняя некорригированная острота зрения вдаль составила 0,96±0,07, средняя некорригированная острота зрения вблизи — 0,85±0,19, средняя корригированная острота зрения вдаль — 0,99±0,18. Сферический компонент рефракции составил в среднем (+)0,11±0,26 дптр, цилиндрический компонент рефракции — в среднем (–)0,23±0,19 дптр. При этом отклонение от запланированной рефракции в ±0,25 дптр по сфероэквиваленту было достигнуто в 41,2% случаев, ±0,5 — в 76,5% случаев, ±1,0 — в 100% случаев.
Заключение
Проведенные литературный поиск и анализ собственных результатов показали, что синдром сухого глаза — частое сопутствующее заболевание у пациентов с катарактой и наряду с потенцированием развития послеоперационных дисрегенераторных осложнений после факоэмульсификации с имплантацией ИОЛ может лежать в основе формирования индуцированных рефракционных нарушений. Своевременное дооперационное выявление ССГ и нормализация состояния глазной поверхности с помощью комплексного патогенетически обоснованного фармакологического сопровождения приводят к изменению оптометрических показателей и уменьшению показателей иррегулярности и асимметрии роговицы. Внедрение методов оценки состояния глазной поверхности, качества и количества слезопродукции в стандарт обследования пациентов перед хирургией катаракты, а также обязательная коррекция выявленных нарушений позволят уточнить расчет параметров имплантируемой линзы и повысить клинико-функциональные результаты у пациентов с катарактой.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: Д.А., Н.M., И.М., Л.Ш.
Сбор и обработка материала: Н.M., Л.Ш.
Статистическая обработка данных: Н.M.
Написание текста: Н.M.
Редактирование: Д.А., Н. M, И.М., Л.Ш.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Дога Александр Викторович — д-р мед. наук, проф., заместитель генерального директора по научно-клинической работе; https://orcid.org/0000-0002-4129-3765
Майчук Наталия Владимировна — канд. мед. наук, старший научный сотрудник отдела лазерной рефракционной хирургии; https://orcid.org/0000-0001-8740-3766
Мушкова Ирина Альфредовна — д-р мед. наук, заведующий отделом лазерной рефракционной хирургии; https://orcid.org/0000-0002-5601-8280
Шамсетдинова Лейля Тагировна — канд. мед. наук, врач-офтальмолог в отделении педиатрии; https://orcid.org/0000-0003-3510-4689; e-mail: leylaapa@gmail.com
Автор, ответственный за переписку: Шамсетдинова Лейля Тагировна https://orcid.org/0000-0003-3510-4689; e-mail: leylaapa@gmail.com