Качество жизни - многокомпонентный термин, с помощью которого многие исследователи дают объективную оценку состояния здоровья пациента. Гранями качества жизни являются физиологические, психологические, эмоциональные и социальные факторы, которые в комплексе позволяют определить влияние конкретного заболевания на физическую, социальную активность, эмоциональный фон, социальную адаптацию и взаимодействие с окружающим миром [1].
Определенные нарушения качества жизни наблюдаются в период беременности.
При возникновении затрудненного носового дыхания, которое встречается примерно в 13,6% случаев [2], ситуация усугубляется. Часто заложенность носа, по мере увеличения срока беременности, прогрессирует, а после родоразрешения в течение 2 нед исчезает [3]. Нарушение носового дыхания существенно снижает качество жизни беременной, нарушает сон, провоцирует ронхопатию и в свою очередь приводит к гипоксии плода. Симптомы назальной обструкции могут наблюдаться как в I, так и III триместре беременности [4].
Патогенез идиопатического нарушения носового дыхания остается до конца не изученным. В литературе описан ряд изменений в организме беременной, связанных, в частности, с повышением объема циркулирующей крови, увеличением концентрации прогестерона, эффектами эстрогенов. Повышенная концентрация прогестерона вызывает расслабление гладкой мускулатуры сосудов полости носа, а эстрогены вызывают отек, взаимодействуя со специфическими рецепторами, обнаруженными в слизистой оболочке носовых раковин [5].
Назальная обструкция может быть следствием бесконтрольного длительного применения деконгестантов, на фоне которых развивается медикаментозный ринит, что усиливает заложенность носа и вынуждает беременную пользоваться сосудосуживающими препаратами, формируя «порочный круг». При злоупотреблении деконгестантами происходит их всасывание и воздействие на организм в целом - сужение сосудов, в том числе и сосудов плаценты. Замедление плацентарного кровотока нарушает нормальное развития плода из-за нехватки кислорода и питательных веществ.
По мнению ряда авторов, изучение качества жизни должно помочь в определении тактики лечения и индивидуального подхода для каждого конкретного пациента [6].
Цель исследования - изучить особенности назальной обструкции у беременных, оценить показатели качества жизни женщин, страдающих ринитом беременных, по сравнению с беременными, имеющими адекватное носовое дыхание.
Пациенты и методы
Обследованы 120 беременных женщин. Контрольную группу составили 60 женщин без клинических признаков нарушения носового дыхания (по 20 человек в I, II и III триместрах беременности) и 60 женщин с идиопатическим нарушением носового дыхания (по 20 пациенток в каждом триместре гестации). Беременные женщины с сопутствующей патологией, влияющей на функцию носового дыхания, из исследования исключались. В исследование не включали женщин, постоянно использующих деконгестанты, поскольку фактор наличия медикаментозного вазомоторного ринита мог исказить истинную картину идиопатического нарушения носового дыхания. Все женщины были проконсультированы неврологом для исключения неврологической патологии, влияющей на параметры реоэнцефалографии.
Для оценки качества жизни было проведено анкетирование с использованием модифицированной анкеты M. Beninger [7]. Используемая анкета является адекватным опросником для пациенток с заболеваниями носа [8].
Исследуемому контингенту женщин предлагалось ответить на 30 вопросов, каждый из которых имеет 5 вариантов ответа, оцениваемых в баллах от 0 до 4. Вопросы сгруппированы по блокам, отражающим функциональное, физическое, эмоциональное и социальное благополучие. С помощью анкеты производилась оценка влияния затрудненного носового дыхания на качество жизни беременной женщины.
Всем пациенткам после анемизации 0,1% раствором адреналина и анестезии 10% лидокаином был проведен эндоскопический осмотр полости носа.
Для оценки состояния функции слизистой оболочки полости носа нами был выбран критерий цилиарной активности, так как эта функция является важным механизмом неспецифической защиты организма от внешней инфекции. Мукоцилиарный транспорт (МЦТ) эпителия слизистой оболочки носа изучали при помощи стандартного сахаринового теста.
Реоэнцефалографию (РЭГ) осуществляли с использованием 4-канального реографа РГ-4-01 по общепринятой методике. Определение эстрадиола сыворотки крови как специфического диагностического критерия ринита беременных проводили методом твердофазного иммуноферментного анализа с использованием набора «DRG-diagnostics» на анализаторе Multiskan MS фирмы «Labsystems» (Финляндия) [9].
Статистический анализ выполняли с использованием t-критерия Стьюдента, корреляционного анализа Спирмена и статистической модели парной регрессии. Расчеты осуществлялись с помощью программы Statictica 6.0 в среде Windows XP.
Результаты и обсуждение
Были проанализированы 120 анкет. Возраст беременных женщин варьировал от 18 до 45 лет. Женщин с первой беременностью было 56,25%, повторнородящих - 43,75%.
При эндоскопическом осмотре полости носа у женщин с идиопатическим нарушением носового дыхания слизистая оболочка была бледно-розовой, отечной, с признаками застойных явлений, иногда имелось скудное серозно-слизистое отделяемое. Проба с анемизацией слизистой оболочки полости носа 0,1% раствором адреналина значительно уменьшала отечность слизистой, однако нижние носовые раковины оставались несколько увеличенными, это позволяет говорить о возможной истинной гипертрофии раковин. У беременных без нарушения носового дыхания слизистая оболочка была розовой, без признаков отека, отделяемого не было.
Оценка данных анкетирования показала, что диапазон интегрального показателя качества жизни (ИПКЖ) составил от 1 до 81 балла. Высокое количество баллов характеризует тяжелую степень влияния заложенности носа на качество жизни. У беременных без симптомов назальной обструкции ИПКЖ варьировал от 1 до 25 баллов, что подтверждает более высокий уровень качества жизни. В I триместре у женщин с ринитом беременных показатель увеличился до 70±11,0, во II - отмечалась некоторая его стабилизация со средним значением 35±5,0, а III триместр характеризовался увеличением значений ИПКЖ до 75±7,0 (p<0,001 по сравнению с контрольной группой).
Отмечена корреляция между суммарной оценкой качества жизни беременной с выраженностью симптомов ринита и их оценкой врачом во II и III триместрах (коэффициент Спирмена r=0,39). В I триместре высокий интегральный показатель можно объяснить адаптацией организма матери к новому физиологическому состоянию, эмоциональной лабильностью и соответственно снижением показателей качества жизни либо неадекватной их оценкой.
Полученные по итогам анкетирования данные могут быть использованы для объективизации выраженности симптомов ринита беременных и подборе лечебной тактики.
Оценка цилиарной функции при помощи сахаринового теста показала, что в контрольной группе МЦТ составил в I триместре - 7,30±0,34 мин, во II - 8,90±0,25 мин, в III - 9,20±0,76 мин. При сравнении показателей МЦТ отмечается постепенное снижение двигательной активности мерцательного эпителия по мере увеличения срока беременности. У женщин с признаками ринита беременных время сахаринового теста составило 11,2±0,82 мин в I триместре; 13,5±0,22 мин во II и 15,5±0,64 мин в III, что свидетельствует о замедлении двигательной активности эпителия, по сравнению с контролем (p<0,005).
Концентрация эстрадиола у беременных с идиопатическим нарушением носового дыхания превышала нормальные значения этого показателя для соответствующего срока беременности [10], проявляясь еще большей назальной обструкцией и снижением показателей качества жизни во всех сферах жизнедеятельности. Содержание данного гормона в сыворотке крови беременных женщин в I триместре составило 6,58±0,93 пмоль/л, во II - повысилось до уровня 41,53±3,68 пмоль/л, в III - достигло значений 136,28±10,04 пмоль/л. Концентрация эстрадиола в данных группах была выше допустимых значений для соответствующих сроков беременности в 1,3 раза в I триместре, в 1,7 - во II, в 2,5 раза - в III (p<0,01), что свидетельствует о связи назальной обструкции в период беременности с изменениями гормонального фона.
При анализе РЭГ у женщин с ринитом беременных были получены данные, подтверждающие нарушение венозного оттока, изменение тонуса сосудистой стенки с тенденцией к вазодилатации. Эти изменения можно трактовать как одно из звеньев в патогенезе формирования гипоксических нарушений в головном мозге матери, которые отрицательно влияют на здоровье матери и развивающего плода [11]. Перечисленные нарушения могут быть важным патогенетическим звеном формирования назальной обструкции при беременности.
С увеличением срока беременности назальная обструкция прогрессировала, изменялась эндоскопическая картина полости носа, снижалась двигательная активность мерцательного эпителия. Данные РЭГ и концентрации эстрадиола находились в тесной взаимосвязи, отражая изменения, которые, в конечном итоге, вызывают отек слизистой носа. Отек в свою очередь клинически проявляется нарушением носового дыхания, а это существенно снижает качество жизни беременных.
Таким образом, наши исследования показали, что нарушение носового дыхания в период беременности во многом зависит от концентрации эстрадиола в сыворотке крови и наличия изменений на РЭГ. Показатели МЦТ изменяются прямо пропорционально нарастанию симптомов назальной обструкции. Перечисленные изменения способствуют возникновению назальной обструкции, наличие которой существенно снижает качество жизни беременных.