Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Долганов М.В.

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Челябинск, Россия

Карпова М.И.

ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Виртуальная реальность при нарушении функции руки: особенности применения в остром периоде инсульта

Авторы:

Долганов М.В., Карпова М.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1010

Загрузок: 35

Как цитировать:

Долганов М.В., Карпова М.И. Виртуальная реальность при нарушении функции руки: особенности применения в остром периоде инсульта. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2019;96(5):19‑28.
Dolganov MV, Karpova MI. Virtual reality in upper extremity dysfunction: specific features of usage in acute stroke. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2019;96(5):19‑28. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort20199605119

Рекомендуем статьи по данной теме:
Прог­но­зи­ро­ва­ние ре­зуль­та­тов вос­ста­но­ви­тель­но­го ле­че­ния боль­ных с ос­трым ин­фар­ктом ми­окар­да, пе­ре­нес­ших стен­ти­ро­ва­ние ко­ро­нар­ных ар­те­рий: фо­кус на ре­аби­ли­та­ци­он­ный по­тен­ци­ал. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(1):27-36
Сов­ре­мен­ный под­ход к фи­зи­чес­кой ре­аби­ли­та­ции фун­кций вер­хней ко­неч­нос­ти пос­ле ин­суль­та. Об­зор ли­те­ра­ту­ры. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(1):42-53
Ком­плексный ана­лиз эф­фек­тив­нос­ти пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ных прог­рамм ре­аби­ли­та­ции боль­ных ра­ком мо­лоч­ной же­ле­зы. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):31-38
Воз­мож­нос­ти ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­тов на раз­вер­ну­той ста­дии бо­лез­ни Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):56-60
Муль­ти­мо­даль­ная тех­но­ло­гия кор­рек­ции пос­тин­сультных дви­га­тель­ных на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):58-67
Эф­фек­тив­ность ре­аби­ли­та­ции с вир­ту­аль­ной ре­аль­нос­тью и би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной связью в вос­ста­нов­ле­нии фун­кции кис­ти пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):68-75
Осо­бен­нос­ти ле­че­ния и ре­аби­ли­та­ция боль­ных, пе­ре­нес­ших COVID-19, с ише­ми­чес­ким ин­суль­том. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):76-84
Ито­ги ре­али­за­ции ме­роп­ри­ятий, нап­рав­лен­ных на со­вер­шенство­ва­ние ме­ди­цин­ской по­мо­щи боль­ным с со­су­дис­ты­ми за­бо­ле­ва­ни­ями на тер­ри­то­рии Том­ской об­лас­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):85-93
Оп­ти­ми­за­ция под­го­тов­ки па­ци­ен­та к кар­ди­охи­рур­ги­чес­ко­му вме­ша­тельству. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(2):171-177
Пси­хо­фар­ма­ко­те­ра­пия пси­хи­чес­ких расстройств у ге­ма­то­ло­ги­чес­ких боль­ных: проб­ле­мы бе­зо­пас­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):90-98

Обоснование

Более 80% пациентов после острого нарушения мозгового кровообращения имеют двигательные нарушения. У 4 из 5 пациентов в остром периоде формируется парез верхней конечности, причем у 40% больных он сохраняется пожизненно [1]. Нарушение функции руки после инсульта во многом обусловливает стойкую потерю трудоспособности и снижает качество жизни [2]. Для восстановления прежнего спектра активностей, реализуемых за счет верхней конечности, необходимо, чтобы тренировки были интенсивными, нацеленными на освоение конкретного навыка, проходили в среде, приближенной к реальной, и имели обратную связь [3, 4]. Разрабатываемая для медицинских целей виртуальная реальность (ВР) способна создавать любой необходимый средовой контекст тренировок, повышать заинтересованность в выполнении однотипных двигательных паттернов за счет игровых заданий, а также подстраиваться под функциональные возможности пациента. Вместе с этим интенсивная визуальная нагрузка во время тренировок модулирует восстановление моторных функций, что особенно актуально в острый период церебрального повреждения [5].

Цель исследования — изучить эффективность и безопасность добавления тренировок в виртуальной среде к стандартной терапии для улучшения функции верхней конечности и увеличения активности в повседневной жизни у пациентов в остром периоде инсульта.

Материал и методы

Дизайн исследования

Проведено открытое проспективное рандомизированное контролируемое исследование. В исследование были включены 78 пациентов в остром периоде ишемического инсульта (медиана давности инсульта — 3,7 (2,1; 4,0) дня). Медиана возраста — 63 (43; 79,3) года. Методом адаптивной рандомизации участники были распределены на основную группу (n=38) и группу контроля (n=40). Пациенты обеих групп были сопоставимы по полу, возрасту, сопутствующим клиническим состояниям и результатам шкальной оценки, определяющим: тяжесть инсульта, степень функционального дефицита верхней конечности, степень ограничения активности, выраженность когнитивных и аффективных нарушений (р>0,05) (см. таблицу).

Характеристики участников на момент включения в исследование и динамика показателей функции верхней конечности и независимости в повседневной жизни под влиянием курса реабилитации Примечание. NIHSS — шкала тяжести инсульта Национальных институтов здоровья CША; * — p<0,05 — между выборками парных измерений (Т-критерий Вилкоксона); — p<0,05 — между независимыми выборками (U-тест Манна—Уитни).

Критерии соответствия

Критерии включения в исследование: возраст 18—85 лет; острый период ишемического инсульта; один ишемический очаг по данным нейровизуализации; сила в мышцах пояса верхней конечности, задней и передней группы плеча не менее 2 и не более 4 баллов по шкале количественной оценки мышечной силы (Medical Research Council Weakness Scale — MRC); возможность разгибания кисти в лучезапястном суставе не менее 20° и разгибания пальцев не менее 10°. Критерии невключения: умеренная и выраженная сенсорная афазия; когнитивные и зрительные расстройства, препятствующие реабилитационным мероприятиям; выраженные контрактуры и деформации верхней конечности; сила в мышцах пояса верхней конечности, задней и передней группы плеча менее 2 или более 4 баллов по шкале MRC; нестабильность общего состояния; декомпенсированные соматические заболевания.

Условия проведения

Исследование проводили на базе регионального сосудистого центра Челябинской областной клинической больницы.

Продолжительность исследования

Исследование продолжалось с декабря 2016 г. по апрель 2018 г.

Описание медицинского вмешательства

Все пациенты, включенные в исследование, получали медикаментозное лечение согласно стандарту оказания специализированной помощи при инфаркте головного мозга. Тромболитическую терапию не проводили ни одному пациенту. Пациенты контрольной и основной групп получали равные по продолжительности и интенсивности базовые реабилитационные мероприятия: пассивная гимнастика, силовые тренировки и стандартный комплекс лечебной гимнастики (ЛГ) — целенаправленные тренировки с большим количеством повторов. Тренинг затрагивал мышцы пояса верхних конечностей, плеча, предплечья, кисти и у всех пациентов был направлен на осуществление идентичных двигательных паттернов: дотягивание до предметов, захват предметов (различной формы, размеров, веса) и манипуляции с ними. У пациентов определяли значимые в профессиональном, бытовом и личном аспектах виды активностей, на улучшение которых были направлены реабилитационные мероприятия. На период госпитализации в стационаре определяли цель реабилитационных мероприятий согласно правилу SMART [6].

В основной группе дополнительно к вышеуказанным стандартным реабилитационным мероприятиям проводили тренировки в виртуальной среде по 30 мин в день 5 дней в неделю в течение 2 нед. Виртуальная среда, использовавшаяся в исследовании, имела следующие характеристики: специально изготовленное для медицинских целей программное обеспечение; неиммерсионная (без «погружения»); управление без дополнительных контроллеров; дополненная реальность и ВР; без звукового сопровождения; с отображением на экране аватара пациента или его собственного изображения. Техническое оснащение методики: телевизор LG 42 ls 560 t, компьютер Dell vostro 3667 mt i3 6100 (операционная система Windows 10), к которому подключен Kinect for Windows 2. На компьютер устанавливали программное обеспечение, специально разработанное малым инновационным предприятием «СтендАп Инновации» на базе Южно-Уральского государственного университета (Челябинск).

В виртуальной среде участники основной группы выполняли двигательные паттерны, идентичные паттернам, формируемым при помощи целенаправленных тренировок: дотягивание до предметов, захват предметов и манипуляции с ними. Тренинг в виртуальной среде представлял собой выполнение различных заданий в игровой форме. «Снежки»: пациент располагается сидя или стоя напротив телевизора и его силуэт при этом отображается в виде аватара на мониторе. Поднимая руки над собой, пациент захлопывает между ладонями летящие сверху снежки, чтобы те не коснулись головы аватара на экране. «Три корзины» (рис. 1):

Рис. 1. Задание «Три корзины».
управляя аватаром кисти следует переложить с полки в соответствующие корзины предметы шаровой, цилиндрической формы и тонкие предметы, для которых необходимо применять соответствующие типы захватов. «Пончики» (рис. 2):
Рис. 2. Задание «Пончики».
появляющиеся на экране пончики необходимо захватывать, используя при этом имитацию шарового или щип-кового типов захвата при наведении аватара кисти участника на виртуальный предмет. В последнем игровом задании имеется возможность менять скорость движения и размер предметов, а также время, отведенное на выполнение задания. Тренировки осуществлялись под контролем исследователя (врач-невролог) и инструкторов-методистов лечебной физической культуры (ЛФК). Во время занятий проводили мониторинг частоты сердечных сокращений, артериального давления и сатурации кислородом.

Основной исход исследования

Улучшение функции верхней конечности.

Дополнительные исходы исследования

Увеличение независимости в повседневной жизни, наличие нежелательных явлений.

Анализ в подгруппах

Анализ исходов был проведен отдельно в подгруппах пациентов, имеющих различные значимые для реабилитационного процесса синдромы (постинсультная депрессия; зрительные, проприоцептивные, когнитивные нарушения; атаксия) и у больных, имевших нежелательные явления во время тренинга в виртуальной среде.

Методы регистрации исходов

Оценку функционального статуса в обеих группах проводили до начала реабилитационных мероприятий (3—4-е сутки от начала инсульта) и по окончании реабилитационного курса (15—16-е сутки от начала инсульта). У участников основной и контрольной групп оценивали:

— степень функционального дефицита верхней конечности (шкала MRC [7]; Модифицированная шкала Эшворта (Modified Ashworth Scale for Grading Spasticity — mAS) [8]; двигательные разделы для верхней конечности шкалы Фугл—Мейера (Fugl—Meyer Assessment scale for the Upper Extremity — FMA) (максимум 66 баллов) [9]; тест по вставлению колышков в планшет с 9 отверстиями (9-Hole Peg Test — NHPT) [10]; кистевая динамометрия паретичной кисти (кистевой динамометр ДК-25, ОАО «Нижнетагильский медико-инструментальный завод») [11]);

— степень ограничения активности (6-й и 7-й разделы шкалы оценки двигательной функции (Motor Assessment Scale — MAS) [12]; шкала Бартел (Barthel Index Score — BI) [13]; Модифицированная шкала Рэнкина (Modified Rankin Scale — MRS) [14]; суммарный балл за двигательные функции семибалльной версии теста функциональной независимости (Function Independence Measure — FIM) [15]);

— выраженность когнитивных и аффективных нарушений (шкала депрессии Гамильтона (The Hamilton Rating Scale for Depression — HDRS) [16]; краткая шкала оценки психического статуса (Mini-Mental State Examination — MMSE) [17]).

Этическая экспертиза

Данное исследование было одобрено этическим комитетом ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России (протокол заседания № 11 от 17.11.16). Все пациенты подписали добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

Статистический анализ

Полученные результаты обрабатывали с использованием лицензионного пакета прикладных статистических программ SPSS Statistics, version 17 (IBM, США). Для тестирования статистических гипотез применяли метод непараметрической статистики (Т-критерий Вилкоксона, Манна—Уитни). Данные представлены в виде медианы и 5-го и 95-го процентилей. Проверку статистических гипотез осуществляли при критическом уровне значимости, равном 0,05.

Результаты

Основные результаты исследования

Участники основной и контрольной групп по окончании реабилитационных мероприятий по всем методам оценки функции верхней конечности продемонстрировали статистически значимое улучшение (см. таблицу). Выявлено существенное улучшение у пациентов основной группы в сравнении с больными контрольной группы по субшкалам FMA «кисть» (р=0,034) и «кисть (скорость)» (р<0,001), а также по общему баллу данной шкалы (р=0,035). По остальным методам оценки функции верхней конечности достоверной разницы между группами выявлено не было (р>0,05) (см. таблицу).

Дополнительные результаты исследования

Участники обеих групп продемонстрировали статистически значимое увеличение независимости в повседневной жизни (см. таблицу). Выявлено улучшение у пациентов основной группы в сравнении с больными контрольной группы по шкале FIM (р=0,045). По остальным инструментам оценки разницы между группами выявлено не было (р>0,05).

При анализе в подгруппах выявлено, что пациенты с постинсультной депрессией (HDRS более 8 баллов) имели инициально больший неврологический дефицит, более выраженные нарушения функции верхней конечности и ограничения в повседневной жизни. Эти различия являлись статистически значимыми, тем самым сравнение исходов между подгруппами с наличием депрессии и без нее стало недостоверным.

Пациенты с нарушением проприоцепции также имели статистически значимые различия в инициальных характеристиках в сравнении с пациентами без расстройства суставно-мышечного чувства, что сделало недостоверным их сравнение. Однако при сравнении сопоставимых между собой групп «пациенты основной группы с нарушением проприоцепции» и «пациенты контрольной группы с нарушением проприоцепции» не было выявлено статистически значимых отличий по основному и дополни-тельным исходам (которые наблюдались при сравнении основной и контрольной групп).

Подгруппы пациентов основной группы со зрительными нарушениями (диплопия, снижение остроты зрения, глазодвигательные нарушения), гемиатаксией и гемиигнорированием при тренировке в виртуальной среде продемонстрировали значимые улучшения функции верхней конечности и увеличение независимости в повседневной жизни по результатам тренировок. При сравнении с пациентами основной группы без подобных нарушений статистически достоверных различий в исходах выявлено не было.

Нежелательные явления при взаимодействии с виртуальной средой отмечались у 5 пациентов. Во всех случаях они имели транзиторный, легкий характер, проявляясь «киберукачиванием»: легким несистемным головокружением, тяжестью в голове, тошнотой.

Обсуждение

Резюме основного результата исследования

Пациенты обеих групп продемонстрировали существенное улучшение функции верхней конечности по результатам реабилитационного курса. Пациенты основной группы продемонстрировали значимые различия в сравнении с больными группы контроля по субшкалам FMA «кисть» и «кисть (скорость)», а также по общему баллу данной шкалы. Не было выявлено достоверной разницы по другим инструментам оценки основного исхода: MRC, субшкалы FMA «верхняя конечность» и «запястье», NHPT, кистевая динамометрия. Полученные результаты демонстрируют позитивный эффект тренировок в виртуальной среде на функцию верхней конечности, функцию кисти и скоростные характеристики движений.

Обсуждение основного результата исследования

Подавляющее большинство исследований, оценивающих эффект ВР при нарушении функции руки, проводятся у пациентов с давностью инсульта более 3 мес [18]. Несмотря на обоснованность применения ВР в острый период церебрального поражения, работы подобного дизайна немногочисленны [18]. При этом данные исследования часто имеют ограничения, такие как малое число участников (как правило, менее 10); небольшое количество тренировочных сессий ВР; отсутствие «ослепления»; разные типы программно-аппаратных комплексов, реали-зующих технологию ВР; неоднородность участников по степени нарушения функции руки; недостаточная детализация содержания и объемов «conventional therapy»; сравнение ВР с базовыми методами двигательной реабилитации и иногда отсутствие группы контроля [18—22]. Часть исследований свидетельствуeт о том, что ВР-тренировки не влияют на силу хвата кисти, но улучшают точность, скорость, соразмерность произвольных движений, способствует восстановлению комплексных повседневных двигательных навыков [20, 22, 23]. Другие исследования не сообщают о выявленных дополнительных позитивных эффектах от применения ВР [21, 24]. Подчеркивается необходимость дальнейших исследований более высокого качества [18].

Безусловно, характеристики виртуальной среды и задания, которые необходимо в ней выполнить, во многом играют определяющую роль в том, какие конкретно функции верхней конечности будут улучшаться. В данном исследовании большинство игровых упражнений в виртуальной среде были сопряжены с лимитом по времени, отведенному на их выполнение, либо с необходимостью успеть быстро воздействовать на объект в виртуальной среде до его исчезновения с экрана. Такие факторы среды провоцировали участника на быстрый двигательный отклик, необходимый для успешного выполнения задания. Кроме того, игровая форма ВР позволяла органичнее встраивать временн’ые ограничения в тренировки, не требуя при этом дополнительного участия персонала для контроля за временем. В данном исследовании использовали программное обеспечение, которое позволяло соответственно возможностям пациента устанавливать скоростные характеристики объектов виртуальной среды. Учитывая данные особенности среды, в которой тренировались участники, следовало ожидать значимые различия в пользу основной группы по инструментам оценки, чувствительным к скоростным характеристикам движения. Такая закономерность была выявлена по субшкале «кисть (скорость)» (р<0,001). Однако не была выявлена разница между группами при проведении NHPT, который чувствителен к изменениям ловкости и скорости движений. Это может объясняться тем, что успешное выполнение NHPT предполагает наличие не только достаточной скорости движений, но и должный уровень сохранности глубокой чувствительности (захват и манипуляции с колышком), которая дополнительно не задействовалась во время тренировок в виртуальной среде.

Каждое из упражнений с использованием ВР в данном исследовании было направлено на улучшение функции верхней конечности и ее активностей, осуществляемых в основном за счет проксимального отдела руки. В большей степени это касалось паттерна дотягивания до предметов. Несмотря на то что участники основной группы суммарно получили больше времени тренировок, значимых различий в исходах в сравнении с пациентами группы контроля относительно улучшения функции проксимального отдела верхней конечности выявлено не было. Это может объясняться аспектами дизайна настоящего исследования, которые затрудняют обнаружение потенциальных позитивных эффектов виртуальных сред: короткая продолжительность тренинга в ВР, достаточные по объему базовые реабилитационные мероприятия для всех участников, спонтанное улучшение функции руки, которое особенно значительно в острый период церебрального поражения.

Не было выявлено значимой разницы между группами участников в исходах по показателям мышечной силы верхней конечности — шкала MRC и кистевая динамометрия. Увеличение мышечной силы не является ведущим эффектом тренировок в виртуальных средах и, вероятно, может быть достигнуто при использовании дополнительных девайсов и значительно большей интенсивности и продолжительности тренинга [18].

Пациенты обеих групп по окончании тренировок продемонстрировали статистически значимое снижение зависимости от посторонней помощи в повседневной жизни. У пациентов основной группы зафиксирован больший прирост общего балла по шкале FIM (р=0,045) в сравнении с участниками группы контроля, в то время как по BI, MAS, MRS разница не была выявлена. Более высокая чувствительность 7-балльной версии шкалы FIM в отличие от остальных инструментов оценки, вероятно, обусловливает полученный результат.

Для обеспечения в необходимой степени персонифицированности реабилитационного процесса следует учитывать сопутствующие двигательному дефициту синдромы у пациента. На процесс восстановления функции верхней конечности оказывают влияние неглект; атаксия; зрительные, когнитивные, аффективные и проприоцептивные нарушения [1]. На сегодняшний день исследования содержат мало информации о возможном влиянии сопутствующих состояний на эффективность двигательной реабилитации в В.Р. Определение эффективности тренировок в виртуальной среде у отдельных подгрупп пациентов может быть полезно для более адресного предоставления ВР в реабилитации.

Большинство исследований указывает на то, что виртуальные среды могут быть полезны для увеличения мотивации, интереса и приверженности к реабилитационному процессу [18, 22, 24]. Эти преимущества потенциально могли бы позволить пациентам с постинсультной депрессией более вероятно достигать намеченных реабилитационных целей. В данном исследовании потенциальный позитивный эффект ВР у пациентов с постинсультной депрессией достоверно не мог быть оценен вследствие несопоставимости сравниваемых групп по большинству показателей (тяжесть инсульта, функция верхней конечности, степень ограничения в повседневной жизни и др.).

Диплопия, снижение остроты зрения, ограничение полей зрения и глазодвигательные нарушения нередко встречаются у пациентов с ишемическим инсультом. Для эффективного взаимодействия с ВР необходим достаточный уровень зрительной функции. На сегодняшний день имеется возможность производить программное обеспечение, которое будет учитывать данные нарушения у пациента (например, ВР содержит крупные и яркие объекты). Достоверно не выяснено, может ли наличие зрительных нарушений ограничивать эффективность двигательной реабилитации в ВР. В данном исследовании сопоставимые между собой пациенты основной группы со зрительными нарушениями (n=7) и без таковых (n=31) сравнивались по первичным и вторичным исходам. Статистически значимых различий в исходах и частоте нежелательных реакций выявлено не было.

В острой стадии ишемического инсульта гемиигнорирование возникает у 25% пациентов с инфарктом в бассейне правой средней мозговой артерии. Являясь «надмодальным» расстройством внимания, неглект затрудняет проведение большинства реабилитационных мероприятий [25]. Тренировка в виртуальной среде требует от пациента высокого уровня внимания при выполнении заданий и зрительного контроля всех объектов, расположенных в поле зрения пациента. Проведенные на сегодняшний день исследования не содержат информации о том, может ли неглект ограничивать эффективность двигательной реабилитации в ВР. В данном исследовании сопоставимые между собой пациенты основной группы с неглектом (n=6) и без него (n=32) сравнивались по первичным и вторичным исходам. Статистически значимых различий в исходах выявлено не было.

В некоторых случаях атаксия является определяющим фактором нарушения функции верхней конечности [26]. У данных пациентов тренировки в ВР могут быть особенно эффективными, учитывая, что условием для выполнения большинства заданий является наличие достаточного уровня точности и координации движений верхней конечности. В данном исследовании изначально сопоставимые между собой пациенты основной группы с атаксией (n=6) и без нее (n=32) не имели значимых различий в показателях эффективности и безопасности занятий в виртуальной среде.

Эффект тренинга в ВР на выраженность сопутствующих зрительных нарушений, неглекта и атаксии в исследовании не оценивался, однако это перспективно для будущих работ.

При сравнении исходов пациентов основной группы с нарушением суставно-мышечного чувства (n=13) и без такового (n=25) статистически значимой разницы выявлено не было. Вместе с этим участники основной группы, имевшие расстройство проприо-цепции (n=13), несмотря на бόльшую продолжительность тренировок, не продемонстрировали значимой разницы в исходах в сравнении с участниками контрольной группы с аналогичным нарушением (n=12). Это может объясняться низкой нагрузкой ВР на суставно-мышечное чувство и малым числом участников в сравниваемых группах.

Для всех участников исследования опыт взаимодействия с ВР был первым в жизни. Благодаря игровой форме и соревновательному характеру упражнений пациенты легко и с интересом включались в поставленные задания, позитивно воспринимали процесс тренировок, занимались с высокой мотивацией. Все пациенты основной группы (n=38) успешно справлялись с задачами в ВР, однако у 10 из них периодически появлялась легкая растерянность во время тренировок, возникала необходимость напоминать о принципах работы системы, встречалось некорректное выполнение заданий. Такие пациенты были объединены в подгруппу «пациенты с затруднениями при взаимодействии с ВР». Возникающие затруднения не препятствовали в целом корректному выполнению заданий, однако требовали периодических дополнительных инструкций от медицинского персонала. По инициальным показателям тяжести инсульта, функции верхней конечности и активности в повседневной жизни пациенты с затруднениями не имели значимых отличий от остальных участников основной группы. В ходе статистического анализа установлено, что у участников, встретившихся с затруднениями, в сравнении с остальными пациентами основной группы на 35% чаще встречались нарушения проприоцепции, на 43% — атаксия, на 21% — киберукачивание, а также выявлялся значимо (p<0,001) меньший балл по шкале MMSE: 21 (18,9; 25,5) против 26 (22,7; 28). Установлено, что пациенты, имеющие проблемы при взаимодействии с ВР, не отличались в исходах в сравнении с остальными участниками основной группы. Выявлено, что подобные затруднения испытывали некоторые пациенты с высоким баллом по шкале MMSE, в то же время ряд участников с когнитивными нарушениями успешно справлялись с тренировками. Полученные данные свидетельствуют, вероятно, о не только когнитивной составляющей затруднений. Результаты исследования позволяют предположить, что подгруппа пациентов с затруднениями при взаимодействии с ВР разнородная и включает в себя участников с когнитивным снижением; определенными паттернами нарушения функции руки, затрудняющими детекцию кисти датчиком, и, возможно, личностными особенностями. Наличие легких и умеренных затруднений при взаимодействии с ВР не снижает эффективность тренинга в ВР, однако ассоциируется с имеющимися когнитивными нарушениями и повышенным риском возникновения киберукачивания во время тренинга.

Киберукачивание является симптомокомплексом, возникающим у некоторых людей при взаимодействии с ВР [27, 28]. В данном исследовании 5 пациентов основной группы столкнулись с этими нежелательными явлениями; 4 из 5 не предъявляли жалобы активно, и наличие киберукачивания у них было выяснено при расспросе после тренировки. Дискомфорт, возникающий во время тренировок, выражался в несистемном головокружении, боли в глазах, чувстве тяжести в голове или головной боли, тошноте. Все жалобы носили легкий характер, не затрудняли выполнение заданий, не вызывали у пациентов желание прекратить занятие и полностью проходили по окончании тренировки. Пациенты, столкнувшиеся с киберукачиванием, в сравнении с больными без данных жалоб имели в 40% случаев инфаркт в вертебрально-базилярном бассейне (у пациентов без киберукачивания все инфаркты локализовались в бассейне средней мозговой артерии), все имели жалобы на головокружение в покое и при повседневных физических нагрузках, в 5 раз чаще испытывали затруднения при взаимодействии с виртуальной средой, были существенно старше (средний возраст выше на 12 лет), демонстрировали значимо меньший (p=0,020) балл по шкале MMSE. Аналогичные исследования демонстрировали меньшую встречаемость киберукачивания либо его полное отсутствие во время тренинга [20, 21]. Возможными объяснениями большей частоты данного нежелатель-ного явления в нашем исследовании могут служить наличие у пациентов острого периода церебрального поражения, включение в исследование больных с инфратенториальными очагами и отсутствие четких критериев диагностики киберукачивания.

При оценке по шкале mAS не было зафиксировано значимого повышения мышечного тонуса по результатам реабилитационного курса в группах участников.

Ограничения исследования

Ограничения данного исследования могут быть связаны с малым объемом времени тренировок в виртуальной среде у участников основной группы, отсутствием в программном обеспечении возможности считывания кинематических характеристик и малым объемом сравниваемых подгрупп по дополнительным признакам.

Заключение

Большинство исследований по использованию ВР для улучшения функции руки проводятся у пациентов в восстановительном периоде инсульта. Немногочисленные работы, касающиеся острого периода, имеют серьезные методологические ограничения и не демонстрируют однозначных результатов. В совокупности это не позволяет до конца определить место ВР в восстановлении функции руки в остром периоде инсульта. Проведенное исследование показывает, что применение тренировок в виртуальной реальности в дополнение к базовым методам физической реабилитации в остром периоде ишемического инсульта улучшает функцию верхней конечности (скоростные характеристики и функцию кисти), увеличивает независимость в повседневной жизни и является безопасным.

Дополнительная информация

Благодарности. Авторы выражают благодарность сотрудникам регионального сосудистого центра Челябинской областной клинической больницы д.м.н., врачу-физиотерапевту Ирине Анатольевне Меньщиковой, инструктору-методисту ЛФК Юрию Александровичу Корнякову, инструктору-методисту ЛФК Елене Вячеславовне Сучковой за помощь в организации исследования.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материалов, анализ полученных данных, написание текста — М.В. Долганов; концепция и дизайн исследования, анализ полученных данных, написание и редактирование текста — М.И. Карпова.

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Долганов М.В. — https://orcid.org/0000-0002-4215-0301; eLibrary SPIN: 8635-0561; e-mail: michail1_dolganov@mail.ru

Карпова М.И. — д.м.н., доцент; https://orcid.org/0000-0002-7653-3677; eLibrary SPIN: 2177-2908; e-mail: kmi_2008@mail.ru

Долганов Михаил Владимирович — https://orcid.org/0000-0002-4215-0301; eLibrary SPIN: 8635-0561; e-mail: michail1_dolganov@mail.ru

Долганов М.В., Карпова М.И. Виртуальная реальность при нарушении функции руки: особенности применения в остром периоде инсульта. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2019;96(5):-28. https://doi.org/10.17116/kurort201996051

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.