Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Букреева Е.А.

ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной помощи детям им. Н.В. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения Москвы»;
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Седненкова Т.А.

ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной помощи детям им. Н.В. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения Москвы»;
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Калюжный А.В.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Соколов П.Л.

ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной помощи детям им. Н.В. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения Москвы»

Сергеенко Е.Ю.

ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной помощи детям им. Н.В. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения Москвы»;
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Лайшева О.А.

Обособленное структурное подразделение «Российская детская клиническая больница» ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Возможности комплексной реабилитации детей раннего возраста с эпилепсией и двигательными нарушениями

Авторы:

Букреева Е.А., Седненкова Т.А., Калюжный А.В., Соколов П.Л., Сергеенко Е.Ю., Лайшева О.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 996

Загрузок: 59


Как цитировать:

Букреева Е.А., Седненкова Т.А., Калюжный А.В., Соколов П.Л., Сергеенко Е.Ю., Лайшева О.А. Возможности комплексной реабилитации детей раннего возраста с эпилепсией и двигательными нарушениями. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2022;99(3):25‑31.
Bukreeva EA, Sednenkova TA, Kalyuzhny AV, Sokolov PL, Sergeenko EYu, Laisheva OA. Possibilities of complex rehabilitation of young children with epilepsy and movement disorders. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2022;99(3):25‑31. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort20229903125

Рекомендуем статьи по данной теме:
При­род­ные ле­чеб­ные фак­то­ры ку­рор­та «Наль­чик» в ме­ди­цин­ской ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­тов с посттрав­ма­ти­чес­ким стрес­со­вым расстройством. (Ран­до­ми­зи­ро­ван­ное кон­тро­ли­ру­емое ис­сле­до­ва­ние). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(6):59-65
Ана­лиз эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния раз­лич­ных ме­то­дов ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­тов с су­бак­ро­ми­аль­ным им­пинджмент-син­дро­мом. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(6):66-76
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ме­ди­ко-пси­хо­ло­ги­чес­кой ре­аби­ли­та­ции во­ен­нос­лу­жа­щих Воору­жен­ных сил Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(6):86-91
Вы­со­ко­ин­тен­сив­ная им­пульсная маг­ни­то­те­ра­пия в ме­ди­цин­ской ре­аби­ли­та­ции де­тей. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(6):99-102
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная хо­ле­цис­тэк­то­мия у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(6):82-88
Прок­си­маль­ный уре­те­ро­уре­те­ро­анас­то­моз в ле­че­нии де­тей с уд­во­ением по­чек. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(6):103-110
Пре­емствен­ность ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи боль­ным как ме­ра про­фи­лак­ти­ки ос­лож­не­ний при ле­че­нии эм­бо­лий пе­ри­фе­ри­чес­ких ар­те­рий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):27-33
Оцен­ка воз­мож­нос­ти ди­аг­нос­ти­ки гной­но-сеп­ти­чес­ких ри­но­ген­ных ос­лож­не­ний ор­би­ты и век у де­тей на ос­но­ве ана­ли­за кли­ни­ко-ла­бо­ра­тор­ных дан­ных. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(6):56-60
То­ра­кос­ко­пи­чес­кая ре­зек­ция тра­хеи у ре­бен­ка в ус­ло­ви­ях экстра­кор­по­раль­ной мем­бран­ной ок­си­ге­на­ции. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(1):86-90
Фе­но­тип брон­хи­аль­ной ас­тмы, ас­со­ци­иро­ван­ной с ожи­ре­ни­ем, у де­тей. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):106-114

Введение

Эпилепсия — хроническое заболевание, характеризующееся повторными, преимущественно непровоцируемыми приступами с нарушением двигательных, вегетативных, мыслительных или психических функций, возникающих вследствие чрезмерных нейронных разрядов в сером веществе коры головного мозга [1].

Эпилепсия, проявляющаяся в детстве, неоднородна, имеет разную этиологию, клинические симптомы, степень тяжести и прогноз [2]. У более чем 50% детей, перенесших судороги в период новорожденности, возникают неврологические, чаще всего двигательные, нарушения, эпилепсия и умственная отсталость, которые требуют дорогостоящего пожизненного лечения, а также социальной поддержки [3]. Кроме того, течение эпилептического процесса, особенно в раннем возрасте, оказывает негативное влияние на постнатальный нейроонтогенез, приводя к развитию вторичных двигательных расстройств и задержки психического и речевого развития. Проблема активности медицинской реабилитации при эпилепсии в профессиональном сообществе остается дискутабельной, несмотря на очевидность приведенных доводов и суждений.

В отношении применения отдельных методик у детей с эпилепсией, нуждающихся в реабилитации, устоявшегося мнения нет. Имеются указания на использование классического массажа, лечебной гимнастики, лечения положением, ортезирования, когнитивной и речевой реабилитации, акупунктуры, гидротерапии, бальнеотерапии и локального термолечения [4].

Перечисленные виды реабилитационных методов, по мнению авторов, показаны при наличии эпилептиформной активности по данным электроэнцефалографии (ЭЭГ) при условии отсутствия клинических проявлений активного эпилептического процесса (приступов) или в состоянии ремиссии.

Необходимо отметить, что медицинская реабилитация пациентов с эпилепсией содержит определенные риски провокации эпилептогенеза, в связи с чем такие больные нуждаются в особом контроле за функциональным состоянием головного мозга. Основным методом оценки уровня эпилептогенности является ЭЭГ. Таким образом, реабилитация детей, страдающих эпилепсией, является актуальным и перспективным направлением, однако в настоящий момент находится в состоянии становления [5].

Цель исследования — разработка эффективного и безопасного комплекса реабилитации детей раннего возраста, больных эпилепсией, сопровождающейся нарушением функции движения.

Материал и методы

В исследование были включены 123 ребенка раннего возраста (от 9 до 24 мес; медиана среднего возраста 12,00 [10,00; 14,00] мес) с эпилепсией, сопровождающейся нарушением функции движения разной степени тяжести.

Исследование было выполнено неинвазивным методом в соответствии с этическими нормами Хельсинкской декларации (2013), с условием получения информированного добровольного согласия родителей (законных представителей) пациентов.

Среди пациентов были 57 (46,3%) девочек и 66 (53,7%) мальчиков. У всех детей ремиссия по видео-ЭЭГ-мониторингу (ВЭМ) составляла не менее 3 мес.

Методом простой рандомизации все пациенты были разделены на 4 группы: 3 основные и группу сравнения, сопоставимые по числу пациентов, возрастному и половому составу (статистически значимой разницы не выявлено во всех группах) (табл. 1).

Таблица 1. Распределение пациентов по возрасту и полу в группах исследования и группе сравнения

Группа

Пол

Число пациентов, абс (%)

p

Возраст, мес, Me [Q25; Q75]

p

1-я (n=31)

Мальчики

18 (58,1)

0,478

12,00 [10,00; 12,00]

0,110

Девочки

13 (41,9)

2-я (n=32)

Мальчики

20 (62,5)

12,50 [10,00; 17,00]

Девочки

12 (37,5)

3-я (n=31)

Мальчики

14 (45,2)

12,00 [10,00; 14,00]

Девочки

17 (54,8)

Сравнения (n=29)

Мальчики

14 (48,3)

13,00 [11,00; 19,00]

Девочки

15 (51,7)

У детей среди двигательных нарушений были отмечены спастические тетрапарезы, гемипарезы, гипотонически-астатическая форма. Распределение пациентов в группах по типу эпилепсии до проведения курса реабилитации представлено в табл. 2.

Таблица 2. Распределение пациентов групп исследования и группы сравнения по виду эпилепсии

Диагноз

1-я группа (n=31)

2-я группа (n=32)

3-я группа (n=31)

Группа сравнения (n=29)

Симптоматическая эпилепсия

93,5%

96,9%

87,1%

96,5%

Эпилепсия неизвестной этиологии

6,5%

3,1%

12,9%

3,5%

Группы были сопоставимы между собой по виду эпилепсии (χ²=3,13; p=0,371), во всех группах преобладала симптоматическая эпилепсия. Реабилитационные методики и длительность курса реабилитации представлены в табл. 3.

Таблица 3. Распределение методик медицинской реабилитации по группам пациентов

Группа

Длительность курса, сут, Me [Q25; Q75]

Метод реабилитации

Схема лечения

1-я (n=31)

12,00 [10,00; 12,50]

Классический массаж с исключением шейно-воротниковой зоны

3 курса с интервалом 3 мес, по 15 процедур, ежедневно, 25—30 мин

2-я (n=32)

12,00 [10,00; 14,00]

Кинезитерапия по методу В. Войта

По 15 процедур, ежедневно, 3 курса с интервалом 3 мес

3-я (n=31)

12,00 [10,00; 14,00]

Классический массаж с исключением шейно-воротниковой зоны, кинезитерапия по методу В. Войта

По 15 процедур, ежедневно, каждый метод — по 3 курса с интервалом 3 мес

Сравнения (n=29)

13,00 [11,00; 19,00]

Базисная терапия

Контроль за состоянием пациентов и оценку эффективности медицинской реабилитации выполняли с использованием шкалы оценки больших моторных функций (Gross motor function classification system, GMFCS) [6], локомоторные функции оценивали по соответствующей части шкалы Гриффитс [7] до и после каждого курса медицинской реабилитации.

Пациентам групп исследования и группы сравнения проводили ВЭМ для определения влияния проводимых методик на эпилептиформную активность до и после каждого курса медицинской реабилитации.

Полученные результаты подвергали статистической обработке с помощью пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics 23 для Windows. Статистический анализ качественных показателей выполняли на основе данных, сгруппированных в таблицы сопряженности, с применением критерия χ2 Пирсона. Сравнение количественных данных проводили по критерию Вилкоксона. Различия считали статистически значимыми при p≤0,05.

Результаты

По данным ЭЭГ, факта развития эпилептических приступов на фоне медицинской реабилитации и в течение 1 мес после окончания курса лечения не было выявлено ни в одном случае. Увеличение индекса эпилептиформной активности без возобновления приступов в 1-й и 3-й группах встречалось очень редко (в 3% случаев), во 2-й группе оно наблюдалось чаще (в 6% случаев), в группе сравнения было зарегистрировано 10% таких случаев.

Сравнение уровней моторного развития по шкале GMFCS в группах до и после проведения курса медицинской реабилитации представлено в табл. 4.

Таблица 4. Уровни по шкале GMFCS у пациентов групп исследования и группы сравнения до и после курса медицинской реабилитации (n=123)

Группа

Период

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

V уровень

p

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Сравнения (n=29)

До

9

31,0

8

27,6

12

41,4

0,0001

После

9

31,0

11

37,9

9

31,0

1-я (n=31)

До

5

16,1

14

45,2

12

38,7

0,0001

После

4

12,9

10

32,3

5

16,1

12

38,7

2-я (n=32)

До

8

25,0

10

31,3

14

43,8

0,001

После

4

12,5

10

31,3

6

18,8

6

18,8

6

18,8

3-я (n=31)

До

9

29,0

10

32,3

12

38,7

0,011

После

12

38,7

9

29,0

7

22,6

1

3,3

2

6,5

Различия в показателях моторных навыков по шкале GMFCS до начала курса медицинской реабилитации и после его окончания оказались статистически значимыми. В 3-й группе (p=0,011) была отмечена наиболее выраженная положительная динамика статистических критериев: I уровня по шкале GMFCS достигли 12 (38,7%) пациентов; II уровня — 9 (29,0%). Во 2-й группе (p=0,0001) динамика показателя была меньше, чем в 3-й группе: I уровня по шкале GMFCS достигли 4 (12,5%) пациента; II уровня — 10 (31,3%). При анализе данных в 1-й группе (p=0,0001) получена наименьшая динамика статистических показателей: I уровня по шкале GMFCS в этой группе не достиг ни один пациент; II уровня достигли 4 (31,3%) пациента. В группе сравнения I и II уровня не достиг ни один пациент.

Кроме того, была проведена балльная оценка (среднее статистическое значение) двигательных функций пациентов по шкале GMFCS до начала курса медицинской реабилитации и после его окончания (рис. 1).

Рис. 1. Сравнение распределения пациентов по группам реабилитации по шкале GMFCS (баллы).

* — статистически значимые различия до и после реабилитации (p<0,05).

В 3-й группе, где пациенты получили комплексную медицинскую реабилитацию, был зафиксирован максимальный положительный эффект, различия показателя до и после проведения курса оказались статистически значимы (p=0,011). Во 2-й группе динамика показателя на фоне реабилитационных мероприятий была меньше, чем в 3-й группе, но достигала статистической значимости (p=0,046). В 1-й группе также были получены статистическая значимые данные при сравнении показателя до и после реабилитации (p=0,0001). При межгрупповом сравнении было установлено, что пациенты 2-й группы достигли более высоких результатов, чем дети 1-й группы (p=0,047).

Также у 93 пациентов в возрастной группе от 0 до 24 мес была проведена оценка развития по локомоторной части шкалы Гриффитс (табл. 5).

Таблица 5. Различия в показателях по локомоторной субшкале Гриффитс в группах (n=93) до и после курса медицинской реабилитации

Группа

Период

Min, баллы

Max, баллы

Me [Q25; Q75], баллы

p

1-я (n=26)

До

8

17

11,00 [9,00; 12,00]

0,001

После

9

40

15,00 [11,00; 28,00]

2-я (n=22)

До

8

16

10,50 [9,00; 11,00]

0,010

После

11

44

24,00 [11,00; 33,00]

3-я (n=25)

До

8

16

12,00 [9,00; 14,00]

0,001

После

14

42

28,00 [19,00; 37,50]

Сравнения (n=20)

До

8

16

11,00 [9,00; 15,00]

0,001

После

9

17

12,50 [9,75; 16,00]

При сравнении оценок моторного развития по шкале Гриффитс по группам до и после курса медицинской реабилитации наибольшая статистически значимая разница (p=0,001) была выявлена в 3-й группе (p=0,004 и p=0,017 в 1-й и 2-й группах соответственно) (рис. 2).

Рис. 2. Показатели моторного развития по локомоторной субшкале Гриффитс до и после проведения курса реабилитации (баллы).

* — статистически значимые различия до и после реабилитации (p<0,05).

Как видно по информации, представленной на графике, в группах, где проводилась медицинская реабилитация, локомоторное развитие у детей оказалось лучше, чем группе сравнения. Данные наиболее показательны в 3-й группе, где была получена статистически значимая разница в оценках до и после реабилитации (p=0,001). Результаты в 3-й группе статистически были значимо выше, чем в 1-й группе (p=0,001), во 2-й группе (p=0,010) и группе сравнения (p=0,001). Во 2-й группе отмечена более выраженная положительная динамика показателя, чем в 1-й группе, разница статистически значима (p=0,029), результаты в 1-й и 2-й группах статистически значимо выше, чем в 3-й группе (p=0,049 и p=0,028 соответственно), наименьшие показатели в группе сравнения.

В исследовании оценивали дефицит моторного развития по локомоторной субшкале Гриффитс (рис. 3). У всех пациентов было зарегистрировано нарастание двигательного дефицита, однако у пациентов, прошедших реабилитацию, оно было менее выраженным, чем в группе сравнения (p=0,001), наименьший дефицит моторного развития отмечен в 3-й группе; по сравнению с 1-й и 2-й группами получена статистически значимая разница (p=0,027 и p=0,004 соответственно).

Рис. 3. Динамика дефицита моторного развития по локомоторной субшкале Гриффитс до и после проведения курса реабилитации (баллы).

* — статистически значимые различия до и после реабилитации (p<0,05).

Обсуждение

По мнению Т.Т. Батышевой и соавт. [8], при текущих эпилептических приступах, а также при длительности ремиссии до 1 мес массаж и лечебную физкультуру проводить не следует. Допустимо проведение лечения положением: как общего (использование укладок), так и локального (с исключением наложения лонгет на кисти рук). При достижении 3-месячной ремиссии рекомендовано добавлять классический массаж с исключением массажа «воротниковой зоны», эволюционную и корригирующую гимнастику [1, 9].

Однако ряд исследователей придерживаются более радикального мнения. Так, R. Arida и соавт. [10] полагают, что большинство физических упражнений или занятий спортом безопасно для пациентов, страдающих эпилепсией, при условии адекватного контроля над приступами и тщательного соблюдения графика приема противоэпилептических препаратов.

Наиболее полно основные принципы медицинской реабилитации были изложены К. Ренкер в 1980 г. [11]. Авторы настоящего исследования согласны с ними и считают, что для достижения наилучшего результата у детей раннего возраста с эпилепсией необходимо проводить комплексные программы медицинской реабилитации с учетом имеющихся рисков рецидива эпилептического процесса. В настоящем исследовании оценивали эффективность по системе GMFCS [6] и по шкале Гриффитс [7] до и после каждого курса медицинской реабилитации, следуя рекомендациям J. Gorter и соавт. [12] и используя разные комбинации уровней GMFCS у пациентов в возрасте до 2 лет для прогноза дальнейшего моторного развития. При оценке состояния моторики по шкале GMFCS по уровням и по шкале Гриффитс отмечены положительная динамика у пациентов всех групп исследования и отсутствие динамики в группе сравнения. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения реабилитационных мероприятий у пациентов раннего возраста, больных эпилепсией, сопровождающейся нарушением двигательных функций.

Заключение

Комплексность в планировании и назначении курса реабилитации у детей с эпилепсией, сопровождающейся нарушением двигательных функций, определяет наибольшую его эффективность в снижении дефицита двигательной активности. При увеличении индекса эпилептиформной активности по данным ЭЭГ без каких-либо клинических проявлений отменять реабилитационные мероприятия не требуется, необходимо усилить контроль за пациентом.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Е.А. Букреева, О.А. Лайшева; сбор и обработка материала — Е.А. Букреева; статистическая обработка данных — Т.А. Седненкова, А.В. Калюжный; написание текста — Е.А. Букреева, О.А. Лайшева, Е.Ю. Сергеенко, П.Л. Соколов; редактирование — П.Л. Соколов, О.А. Лайшева.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.