Вотинцева М.В.

Институт мозга человека имени Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург

Минеев К.К.

ФГБУ "Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой" РАН, Санкт-Петербург

Петров А.М.

Кафедра эндоскопической хирургии факультета последипломного образования МГМСУ

Ильвес А.Г.

Резникова Т.Н.

Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург

Столяров И.Д.

Связь когнитивных нарушений с локализацией очагов поражения белого вещества головного мозга у больных рассеянным склерозом

Авторы:

Вотинцева М.В., Минеев К.К., Петров А.М., Ильвес А.Г., Резникова Т.Н., Столяров И.Д.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2424

Загрузок: 0


Как цитировать:

Вотинцева М.В., Минеев К.К., Петров А.М., Ильвес А.Г., Резникова Т.Н., Столяров И.Д. Связь когнитивных нарушений с локализацией очагов поражения белого вещества головного мозга у больных рассеянным склерозом. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2014;114(10‑2):57‑60.
Votintseva MV, Mineev KK, Petrov AM, Il'ves AG, Reznikova TN, Stoliarov ID. The relationship between cognitive impairment and localization of white matter lesions in patients with multiple sclerosis. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(10‑2):57‑60.

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зи­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):41-48
Ле­карствен­но-ин­ду­ци­ро­ван­ные ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния и де­мен­ция. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):77-85
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при муль­ти­сис­тем­ной ат­ро­фии — кри­те­рий ис­клю­че­ния или не­отъем­ле­мая часть кли­ни­чес­кой кар­ти­ны?. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):86-91
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность хо­ли­на аль­фос­це­ра­та в пре­вен­тив­ной те­ра­пии де­мен­ции у по­жи­лых па­ци­ен­тов с син­дро­мом мяг­ко­го ког­ни­тив­но­го сни­же­ния: ре­зуль­та­ты трех­лет­не­го прос­пек­тив­но­го срав­ни­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):92-99
Ал­го­рит­мы ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний и дис­фа­гии у па­ци­ен­тов пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):100-107
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность двух­лет­ней те­ра­пии ди­во­зи­ли­ма­бом у па­ци­ен­тов с рас­се­ян­ным скле­ро­зом в рам­ках ран­до­ми­зи­ро­ван­но­го двой­но­го сле­по­го пла­це­бо-кон­тро­ли­ру­емо­го кли­ни­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния BCD-132-4/MIRANTIBUS. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):86-96
Кли­ни­чес­кий слу­чай COVID-ас­со­ци­иро­ван­ной эн­це­фа­ло­па­тии у па­ци­ен­та с рас­се­ян­ным скле­ро­зом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):159-163
Оп­ти­чес­кая ко­ге­рен­тная то­мог­ра­фия-ан­ги­ог­ра­фия в ди­аг­нос­ти­ке рас­се­ян­но­го скле­ро­за. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2):63-70
Роль це­реб­ро­вас­ку­ляр­ных за­бо­ле­ва­ний в прог­рес­си­ро­ва­нии рас­се­ян­но­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):53-57
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при посттрав­ма­ти­чес­ком стрес­со­вом расстройстве. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):69-74

В настоящее время демиелинизирующие заболевания ЦНС составляют большую нозологическую группу, ведущее место в которой принадлежит рассеянному склерозу (РС). Значительный вклад в клиническую картину РС вносят когнитивные нарушения (КН). Они могут быть первым и/или доминирующим симптомом РС. Современные данные литературы [1-3] свидетельствуют, о том, что КН присутствуют у 25-60% пациентов c РС. Они развиваются уже на ранних стадиях заболевания и усугубляются по мере его прогрессирования. Даже в виде отдельных симптомов КН могут приводить к серьезным затруднениям в повседневной жизни. Наличие КН может снижать приверженность больных к долговременной патогенетической терапии и уменьшать эффективность реабилитационных мероприятий.

Считается, что КН при РС имеют подкорковый тип развития и проявляются многочисленной симптоматикой: замедлением мыслительных процессов, затруднением обучения, нарушениями кратковременной и долговременной памяти. Такие симптомы, как амнезия, афазия, агнозия, атаксия, встречаются редко [4]. В некоторых случаях выраженность КН может достигать степени деменции, при этом причины, обусловливающие выраженные нарушения когнитивных функций, не установлены. Однако известно, что риск развития КН коррелирует с длительностью заболевания и более высок у пациентов с первично-прогрессирующим РС.

Предикторами КН считаются очаги демиелинизации и мозговая атрофия. Нарастание когнитивной симптоматики происходит во время обострений заболевания, а во время ремиссии нарушенные когнитивные функции восстанавливаются на доступном уровне [5].

Наблюдение 2 групп пациентов с РС на ранних стадиях заболевания - имеющих и не имеющих КН, показало, что в группе пациентов с КН средний балл по шкале EDSS был достоверно выше, чем в группе больных без КН, что свидетельствует о неблагоприятном течении заболевания у пациентов с КН [6].

Изучение патогенеза РС, а особенно - механизмов развития КН с помощью современных методов нейровизуализации - магнитно-резонансной томографии (МРТ), функциональной МРТ (фМРТ), позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ) - позволило расширить представления о нарушениях когнитивных функций. В проведенных нами ранее пилотных исследованиях [7-9] показано, что КН нарастают не только при клинически выраженном об­острении, но и при бессимптомном накоплении гадолиния в очагах демиелинизации, также они зависят от объема очагов в субтенториальных структурах.

Выявлена связь КН с показателями диффузной атрофии паренхимы мозга и мозжечка [10]. Применение фМРТ позволило установить, что при выполнении пациентами c РС теста PASAT лобная часть мозга более значимо активируется, чем при выполнении теста SDMT [11].

При сравнении объема гиппокампа и выраженности нарушений памяти у пациентов с ремиттирующим типом течения РС с этими показателями у пациентов с первично-прогрессирующим типом течения РС и у здоровых показано, что объем гиппокампа в группах больных РС был достоверно меньше по сравнению со здоровыми. Уменьшение как левой, так и правой частей гиппокампа у пациентов с РС коррелировало с уменьшением объема памяти [12].

Цель данного исследования - оценка значения очагового поражения паренхимы головного мозга и поражения белого вещества, подлежащего непосредственно под серым веществом коры головного мозга (юкстакортикальные очаги), в развитии когнитивных нарушений у больных РС.

Материал и методы

В Институте мозга человека РАН (Санкт-Петербург) были обследованы 33 пациента, 22 женщины и 11 мужчин, с ремиттирующим РС. Диагноз РС был установлен согласно диагностическим критериям МакДональда (2005) и подтвержден при МРТ-исследовании. Возраст пациентов был от 25 до 45 лет. При сборе анамнеза и физикальном обследовании значимой патологии ЦНС (кроме РС) и внутренних органов выявлено не было.

Для анализа основных клинических симптомов РС, отражающих степень неврологического дефицита и инвалидизации, применяли расширенную шкалу инвалидизации EDSS (Expanded disability status scale) Куртцке.

КН оценивали с помощью следующих тестов: «запоминание 10 слов» - оценка кратковременной памяти [13]. Оценка количественных изменений кратковременной памяти (объем непосредственной, оперативной памяти, индекс кратковременной памяти) проводилась с помощью «двойного» теста [14]. Для оценки внимания использовалась корректурная проба (вариант с кольцами Ландольда) [15]. Счетные навыки, устойчивость внимания оценивались с помощью теста «вычитание из 100 по 7» [16]. С помощью теста «счет по Крепелину» оценивались продуктивность умственной работоспособности и утомляемость, для чего рассчитывались коэффициент работоспособности и среднее количество решенных примеров в счетном ряду [16]. Тест PASAT-3 (Paced Auditory Serial Addition Test-3) - слуховой тест на сложение в заданном темпе - проводился для оценки счетных навыков, скорости обработки информации и способности кратковременно ее хранить, устойчивости внимания [17].

МРТ головного мозга проводили в Российском научном центре радиологии и хирургических технологий на аппарате Magnetom Vision («Siemens») c напряженностью магнитного поля 1,5 Тл. Срезы головного мозга выполняли в аксиальной, сагиттальной и фронтальной плоскостях с получением Т1- и Т2-взвешенных изображений и изображений, взвешенных по протонной плотности. Толщина срезов составляла 3 мм, в каждой серии было получено 22 среза. Полученные МРТ-изображения анализировались с помощью полуавтоматической компьютерной программы Java Image («Xinapse Systems», Великобритания).

Статистический анализ полученных результатов проводился на Intel-совместимом персональном компьютере с использованием пакетов программ Microsoft Excel, Statistica 6. Для всех видов статистического анализа различия считались достоверными при уровне значимости р<0,05.

Результаты и обсуждение

Выраженность неврологических нарушений по шкале EDSS в исследуемой группе пациентов составляла от 1,5 до 5,0 балла.

В ходе психологического обследования у части пациентов были выявлены затруднения при выполнении нейропсихологических тестов: у 40% больных - при проведении теста «счет по Крепелину» и у 89% пациентов - при выполнении теста PASAT (см. рисунок).

Рисунок 1. Распределение (в %) пациентов по общему показателю теста PASAT. &Egr; - сумма правильных ответов по тесту PASAT-3; ИКП - индекс кратковременной памяти по «двойному» тесту; 10 слов - количество слов, воспроизводимых в тесте «запоминание 10 слов»; Sn - показатель зрительно-моторного анализатора, «корректурная проба»; Т - время, затраченное на тест «вычитание из 100 по 7»; Ар - коэффициент работоспособности, тест «счет по Крепелину».

Сопоставление результатов психологического тестирования с объемом очагов демиелинизации в головном мозге по результатам МРТ-исследования приведено в таблице.

Все обобщающие индексы тестов, за исключением корректурной пробы; показатели объема крат­ковременной памяти при запоминании чисел в «двойном» тесте и слов в тесте «запоминание 10 слов», результат теста «счет по Крепелину» зависели от объема юкстакорковых очагов левой лобно-теменной области. Обнаружена зависимость индекса сенсомоторного анализатора в «корректурной пробе» от объема корковых очагов в правой лобно-теменной области. Результат теста «запоминание 10 слов», объем оперативной памяти в тесте PASAT и в «двойном» тесте зависели от объема юстакорковых очагов в левой лобно-теменной области и в белом веществе. Корреляционный анализ показал (см. таблицу), что временны'е показатели тестов находятся в зависимости от объема очагов демиелинизации в белом веществе паренхимы головного мозга.

Установлено, что объем очагового поражения белого вещества головного мозга, непосредственно прилегающего к коре головного мозга, имеет негативное влияние на показатели правильности выполнения психологических заданий. На скорость выполнения заданий также влияет объем очагов, расположенных в белом веществе паренхимы головного мозга.

Полученные при проведении нейропсихологических тестов данные свидетельствуют о наличии широкого спектра КН у пациентов с РС. В частности, были выявлены нарушения кратковременной памяти, счетных навыков, внимания, умственной работоспособности. Корреляционный анализ показателей тестов и объема очагов демиелинизации, расположенных юкстакортикально и в белом веществе паренхимы мозга, показал неоднозначную связь результатов отдельных тестов с локализацией очагов. Так, показатели нейропсихологических тестов, характеризующих объем непосредственной памяти (непосредственное запоминание слов и цифр), зависели от объема юкстакортикальных очагов, что подчеркивает важную роль коры в сохранении и запоминании информации. Поскольку любые когнитивные процессы происходят с участием процессов памяти, то обобщающие показатели тестов также имели корреляцию с объемом юкстакортикальных очагов, что можно объяснить тем, что когнитивные функции - понятие, охватывающее широкий круг различных процессов в головном мозге, невозможных без участия коры. Нарушение взаимосвязи коры с подкорковыми структурами, также играющими важную роль в выполнении когнитивных функций, приводит к замедлению и ослаблению проведения импульса к коре, что требует затраты большего времени на выполнение тестового задания и дополнительного его предъявления. Вероятно, определенные когнитивные процессы происходят в близлежащих, неповрежденных, в меньшей степени приспособленных для данной работы участках коры. Эта компенсаторная возможность мозга, обусловленная пластичностью, не позволяет патологическому процессу привести к грубым нарушениям когнитивных функций. Объем оперативной памяти характеризуется возможностью одновременного протекания сразу нескольких процессов: с одной стороны - запоминания и сохранения информации, с другой - извлечения ее для выполнения следующего действия в сочетании с вновь поступающей информацией. Данные процессы невозможны как без участия коры, так и без целостности межнейрональных связей релейных подкорковых структур. В проведенном исследовании показатели тестов, характеризующих объем оперативной памяти («двойной» тест и тест PASAT), продемонстрировали корреляцию с объемом очагов, локализующихся как юкстакортикально, так и в белом веществе паренхимы мозга. Работоспособность мозга связана с работой подкорковых структур, в частности с восходящей частью ретикулярной формации, задающей общий тонус коре головного мозга, по­этому коэффициент работоспособности в корректурной пробе зависел от объема очагов, расположенных в паренхиме головного мозга.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.