Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Макушкин Е.В.

ФГБУ "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Министерства здравоохранения РФ, Москва

Чибисова И.А.

ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского», Москва, Россия

Дети и подростки в ситуациях социального дистресса

Авторы:

Макушкин Е.В., Чибисова И.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2514

Загрузок: 53


Как цитировать:

Макушкин Е.В., Чибисова И.А. Дети и подростки в ситуациях социального дистресса. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2017;117(11‑2):3‑12.
Makushkin EV, Chibisova IA. Children and adolescents in situations of social distress. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2017;117(11‑2):3‑12. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20171171123-12

Рекомендуем статьи по данной теме:
Воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния Мек­си­до­ла в ней­ро­пе­ди­ат­рии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):43-50
Деп­рес­сив­ные расстройства у под­рос­тков в ам­бу­ла­тор­ной пси­хи­ат­ри­чес­кой прак­ти­ке. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):58-63
Из­бе­га­ющее/ог­ра­ни­чи­тель­ное расстройство при­ема пи­щи у де­ву­шек под­рос­тко­во­го воз­рас­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):64-68
Слу­чай па­то­ло­ги­чес­ко­го ва­ри­ан­та ге­на PRRT2 у близ­не­цов с па­рок­сиз­маль­ной ки­не­зи­оген­ной дис­ки­не­зи­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):83-86
Прос­пек­тив­ный ана­лиз кли­ни­чес­ко­го те­че­ния рас­се­ян­но­го скле­ро­за с де­бю­том в дет­ском и под­рос­тко­вом воз­рас­те в Во­ро­неж­ской об­лас­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):100-104
Труд­нос­ти ди­аг­нос­ти­ки хро­ни­чес­ко­го те­че­ния кле­ще­во­го эн­це­фа­ли­та у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):118-122
Хи­рур­ги­чес­кая так­ти­ка при со­че­та­нии пер­фо­ра­ции пе­ре­го­род­ки но­са и ис­крив­ле­ния пе­ре­го­род­ки но­са у де­тей. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(4):252-258
По­ра­же­ния кос­тей ли­це­во­го ске­ле­та как пер­вое про­яв­ле­ние ос­тро­го лей­ко­за у де­тей и под­рос­тков. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(4):265-273
Мор­фо­ло­гия ми­окар­да меж­же­лу­доч­ко­вой пе­ре­го­род­ки у де­тей с ги­пер­тро­фи­чес­кой кар­ди­омиопа­ти­ей. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(6):5-15
Ме­ди­цин­ская ре­аби­ли­та­ция де­тей с обструк­тив­ной уро­па­ти­ей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(5):21-26
a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65533:"a:2:{s:4:"TEXT";s:71190:"

Одной из ведущих задач при решении проблем психического здоровья и оптимального психосоциального развития является социализация ребенка. Процесс усвоения ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, — неотъемлемые составляющие сути формирования и развития человека. Именно дети и подростки оказываются в группе наиболее слабой психологической защищенности и низкой способности противостоять современным негативным социальным воздействиям.

В последние два десятилетия в России в сфере психического здоровья детей и подростков отмечается ряд устойчивых негативных тенденций: высокий показатель детской инвалидности, в которой первое место занимают психические расстройства; увеличение числа детей с аддикцией и девиантными формами поведения, такими как бродяжничество, ранние алкоголизация, наркотизация, суицид и суицидоопасное поведение; нехимические зависимости от киберпространства и компьютерных игр. Не случайно на современном этапе развития клинической, детской, подростковой и социальной психиатрии выделено такое ключевое понятие, как «психосоциально обусловленное психическое расстройство», при этом особое внимание уделяется эмоциональному дистрессу, расстройствам адаптации и посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) у несовершеннолетних, приводящим к серьезным личностным нарушениям и стойким девиациям поведения, вплоть до ауто- и гетероагрессивных форм поведения, криминальных деликтов.

В седьмом международном отчете ВОЗ (2016), посвященном исследованию здоровья и благополучия детей и подростков, основное внимание уделяется влиянию именно социальных факторов, таких как семья, взаимоотношения с родителями, сверстниками, одноклассниками, оказывающих ключевое воздействие на формирование и психическое благополучие несовершеннолетних. Ребенок, развивающийся в благоприятных условиях семьи, как правило, при переживании стресса демонстрирует формирующуюся способность к сопротивляемости психотравме, и степень этой сопротивляемости отражает его личностный рост и способность к эмоциональному и волевому контролю над своим состоянием и ситуацией.

Впервые термин, при помощи которого обозначается сопротивляемость личности к психотравме (resilience), был использован в 1942 г. для обозначения особенностей развития детей во время Второй мировой войны [1]. Особенности развития заключались в том, что, несмотря на опасные для жизни условия, способствующие возникновению различных психических отклонений, некоторые дети показывали нормальные результаты развития. Были выделены условия, обусловливающие успешность преодоления трудных ситуаций: внешние, исходящие от социального окружения ребенка, и внутренние, связанные с некоторыми личностными особенностями. К первым были отнесены привязанность и поддержка членами семьи или хотя бы одним из них, хорошие отношения или дружба с другими взрослыми. Во втором случае указывалось на зависимость успешности адаптации от умственного развития ребенка, особенностей темперамента, самостоятельности, уверенности в себе, общительности, эффективности копинг-стратегий, коммуникативных умений и навыков, позитивного школьного опыта.

О вероятном существовании возрастных особенностей сопротивляемости личности указывали ряд исследователей. Но пока не известно, как изменяется данное свойство личности на протяжении жизни человека и является ли сопротивляемость личности стабильной по структуре и качеству на каждом возрастном этапе. Есть данные [2—4] о сопротивляемости в пожилом возрасте, такие как, например, «здоровое, благоприятное старение» и «успешная старость» (последнее даже определяется как «оксюморон» — стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов). «Успешная старость» предполагает высокий уровень сопротивляемости, устойчивости личности к жизненным трудностям, связанным, прежде всего, с проблемами, непосредственно появляющимися при выходе на пенсию, при снижении физических возможностей, изменениях в работе ряда психических функций.

В отечественных исследованиях для описания вопросов, связанных с сопротивляемостью личности трудным ситуациям, используется понятие «психологическая устойчивость». Можно отметить отчетливую связь между психологической устойчивостью личности и адаптацией личности к жизненным ситуациям.

H. Selye в 30-х годах прошлого века одним из первых начал разрабатывать понятие адаптационного потенциала в рамках «концепции стресса», который он определял как совокупность всех неспецифических изменений, возникающих под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма. При этом он отмечал, что психогенное воздействие в одних случаях может достигать психотравмирующей силы, вызывая нарушение упорядоченных коммуникационных отношений, а в других — носить индифферентный характер. Особенности адаптационного синдрома, по H. Selye, на психологическом уровне могут соотноситься с теорией фрустрации С. Розенцвейга. Согласно этой теории фрустрация — это столкновение какой-либо жизненной потребности индивидуума с непреодолимым психологическим препятствием, моральным запретом. При этом изначально развивается «стрессовое состояние», а в зависимости от длительности внутреннего конфликта может возникнуть и «реактивное состояние». Ю.А. Александровский [5] в своих исследованиях, раскрывая понятие «адаптационного барьера», отметил, что одним из важнейших условий возникновения реактивных состояний является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации.

По мнению С.Т. Посоховой [6], адаптация признается механизмом обеспечения равновесия организма с изменяющейся окружающей средой, сохранения его психической и личностной целостности и устойчивости. Частными случаями психической устойчивости являются эмоциональная устойчивость и психическая устойчивость в целом. Последняя определяет способность человека к сохранению адаптивного поведения в напряженных условиях существования, способность избежать риска развития психических расстройств и возникновения психических отклонений. Адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, систематизирующее социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Устойчивость и адаптивность определяют, по мнению автора, гармонию индивида со средой.

На основе понятия «адаптация» была разработана [7] такая личностная характеристика, как личностный адаптационный потенциал. Адаптация, с одной стороны, динамическое образование, процесс приспособления к условиям внешней среды, с другой — свойство любой живой системы, «опосредующее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей)».

По данным ряда исследователей [8—10], защитные механизмы и ресурсы, формируемые в рамках ближайшего социального окружения подростков, могут смягчить воздействие неблагоприятных жизненных факторов. Этому соответствуют данные С.Т. Посоховой [6], свидетельствующие о том, что «детско-родительские отношения, семейная атмосфера и традиции со свойственной им тончайшей паутиной взаимоотношений и нюансов, значимое ближайшее окружение закладывают базис определенного репертуара адаптивного поведения личности».

ВОЗ (2016) выделяет следующие социальные факторы, влияющие на формирование социально-адаптивной личности ребенка: 1) семья и, в первую очередь, взаимоотношения с родителями или лицами, осуществляющими воспитание ребенка; 2) взаимоотношения со сверстниками, значимость референтной группы; 3) взаимодействие в школе с учителями и одноклассниками.

Общение с родителями является одним из основных ресурсов, благодаря которым семья функционирует как защитный механизм, предоставляющий ребенку возможность справляться со стрессовыми ситуациями и защищающий его от неблагоприятных влияний. Легкость общения подростка с матерью положительно влияет на уровень удовлетворенности жизнью [11]. Негативное воздействие использования электронных средств связи на удовлетворенность жизнью в подростковый период также смягчается поддержкой родителей [12]. Подростки, сообщающие о том, что им легко общаться с матерью, с меньшей вероятностью будут курить [13], часто употреблять алкоголь [14] или вести раннюю сексуальную жизнь [15]. Общение с родителями также положительно влияет на пищевые предпочтения и физическую активность в подростковом возрасте [16]. Общение в семье является показателем социальной поддержки и взаимосвязи членов семьи [17]. Легкость и доверительность в общении с родителями способствует самораскрытию ребенка, которое может считаться показателем наиболее эффективных форм родительского контроля (осведомленность родителей о местонахождении ребенка, его занятиях и круге общения) и препятствовать такому поведению подростков, которое представляет риск для здоровья [18].

Установление позитивных и дружеских отношений со сверстниками является важнейшим фактором, помогающим справляться с задачами, связанными с развитием, такими как формирование и становление личности, развитие социальных навыков и самоуважения, а также утверждение своей самостоятельности. При изучении различных стран и регионов [19] была отмечено, что наличие гармоничных взаимоотношений со сверстниками является защитным фактором, положительно влияющим на здоровье подростков, в том числе на уменьшение психологических жалоб.

Что касается школьной жизни, то она также может иметь принципиальное значение для развития уважения к себе, восприятия себя как личности и поведения, способствующего здоровью. Так, подростки, которые воспринимают школу положительно, скорее вырабатывают здоровые привычки и имеют более высокие показатели здоровья, в числе которых высокая самооценка здоровья, высокий уровень удовлетворенности жизнью, небольшое число жалоб на здоровье [20]. Эти данные позволяют утверждать, что школа играет важную роль в поддержке благополучия учащихся и защите их от нездоровых привычек и соответствующих последствий.

В социально-психиатрическом аспекте значимым с точки зрения неблагоприятных социальных, психологических, соматических последствий является дистресс — состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных жизненных ситуациях и превышает по своей интенсивности или длительности индивидуальные психофизические и личностные адаптивные возможности ребенка. Отличительной особенностью детской психики и детского организма является то, что на тяжелые или длительные стрессы ребенок преимущественно реагирует дистрессом — патологической, болезненной реакцией дезадаптации. Наиболее значимыми социальными стрессами для детей и подростков являются психическая депривация, потеря родителей и близких, разрыв с привычным стереотипом отношений.

Средовая, сенсорная, эмоциональная, родительская депривации способны повлечь нарушения онтогенетического развития в детско-подростковом возрасте. Чем раньше начинается депривационное воздействие и чем оно дольше, тем тяжелее и менее обратимыми будут психические расстройства в онтогенезе. Длительное влияние депривации на несформировавшийся организм влечет за собой самые разнообразные, в том числе грубые психические и поведенческие расстройства. И. Лангмайер и З. Матейчек [21] рассматривают депривацию как «психическое состояние, возникающее вследствие тяжелых жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлена возможность удовлетворения некоторой его основной (витальной) психической потребности в достаточном объеме и в течение относительного времени». Другие исследователи [22] выделяют социальную депривацию как ограниченное, стесненное в значимых сторонах жизнедеятельности положение детей и подростков, когда не удовлетворяются не только витальные, необходимые потребности, но и ограничиваются потребности в обучении, в средовом, культуральном и досуговом общении, не имеют возможности развиваться, или даже осуждаются определенные черты и свойства характера несовершеннолетних.

В современном мире основными социально-медицинскими проблемами, затрагивающими психическое здоровье детей, являются социальное сиротство, жестокое обращение, физическое и сексуальное насилие, детская и подростковая преступность, вовлеченние детей в глобальные социальные конфликты, аддиктивные расстройства, новые формы психической зависимости, суицидальное поведение, социализация детей с дефектами физического и/или психического развития.

Социальное сиротство

Дети, лишенные родительского попечения в результате физического или социального сиротства. Данное социально-психологическое явление выражается в оставлении детей без необходимого им ухода и обеспечения значимых для них потребностей в развитии при живых родителях. Пренебрежение со стороны родителей может оказать сильное отрицательное влияние на подростков, иногда большее, чем физическое насилие, а число страдающих от этого подростков в три раза превышает число пострадавших от физического насилия.

Слабый семейный надзор, агрессивное поведение, начавшееся в детстве, ранняя подверженность насилию и слабый самоконтроль могут оказать влияние и на неправильный выбор подростком друзей. Тип выбранных друзей в большой степени определяет выбираемую модель поведения, ее создание и укрепление в течение подросткового возраста. Сильные семейные связи могут служить защитой до тех пор, пока большинство друзей подростка не являются и не становятся преступниками. Дисфункциональная семья в сочетании с проблемной средой окружения снижают вероятность успешного перехода от подросткового к взрослому возрасту [22].

В результате анализа семейных факторов риска формирования у несовершеннолетних противоправной активности детско-подростковыми психиатрами и психологами были выделены уровни семейной дезадаптации по степени нарастания их патогенного воздействия: 1) материнская депривация; 2) стойкие конфликтные семейные отношения; 3) распад семьи; 4) асоциальная дезадаптация родительских семей. Проведенные социально-клинические исследования показали, что в условиях семейной дезадаптации у ребенка развиваются следующие патологические состояния: задержанное физическое и психическое развитие, нарушения интеллекта, пролонгированные реакции регресса и личностная незрелость. В подростково-юношеском возрасте отмечаются отсутствие эмпатии, трудности установления социальных контактов, ограниченность познавательных способностей, соматоформные (психосоматические) расстройства, аффективные эмоционально-поведенческие расстройства со стойкими нарушениями поведения [23—25].

При высокой оценке подростками поддержки со стороны родителей наблюдаются более высокие показатели состояния психического здоровья и реже встречается поведение, связанное с риском. Родительская поддержка также выступает в качестве защитного фактора для детей в неблагоприятных условиях жизни [26]. Характер общения в семье может стимулировать развитие просоциальных ценностей и обеспечивает для подростка важный ресурс, который помогает справляться со стрессовыми ситуациями и противостоять неблагоприятным влияниям, которые создают условия для сопряженных с риском поведенческих проявлений, таких как курение, использование психотропных средств и агрессивное поведение. Прослеживается связь между открытым обсуждением в семье вопросов, связанных с сексуальными отношениями, и уменьшением рисков в сексуальных девиациях в подростковом возрасте. У подростков со сниженными показателями оценки поддержки и легкости общения с родителями отмечаются большие проблемы в отношении здоровья и благополучия, а также усилий, направленных на борьбу с поведенческими факторами риска [27].

Жестокое обращение, физическое и сексуальное насилие

Эта проблема, имеющая высокий общественный резонанс, является не только социально-правовой, но и во многом социально-психологической и социально-медицинской, так как включает тяжелые и стойкие по последствиям нарушения психического здоровья и развития несовершеннолетней жертвы насилия. В работах целого ряда отечественных и зарубежных исследователей было установлено, что жестокое обращение с детьми, сексуальное насилие в семьях имеют тенденцию к развитию и повторению в паттернах агрессивного поведения самих детей — жертв насилия и жестокого обращения [24—26]. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, в которых дистанция между детьми и родителями огромна, где родители мало интересуются развитием детей и последним не хватает тепла и ласки, где родители в качестве дисциплинарных воздействий предпочитают применять силу, особенно физические наказания. Родители, наказывающие детей, фактически становятся для них примером агрессивного поведения [28]. Дети, пострадавшие от различных форм насилия, подвергаются следующим стрессорам: стресс «витальной опасности» в связи с насилием, интенсивное эмоциональное напряжение в связи с угрозой насилия и его повторения, психическая депривация, социальная средовая изоляция.

Детская и подростковая преступность

Ведущими социальными стрессами у детей-правонарушителей яаляются: психическая депривация (преимущественно у детей-правонарушителей в младшей возрастной группе), интенсивное эмоциональное напряжение в связи с угрозой насилия (младшая возрастная группа) и разрыв с привычным стереотипом отношений — лишение свободы (старшая возрастная группа). Установлено, что чем раньше ребенок вовлекается в асоциальную и криминальную среду, тем выше риск насилия по отношению к нему, а также риск отклонений возрастного психического развития, поведенческих и психических расстройств. Девиантное поведение чаще всего формируется благодаря социальным подкреплениям, полученным от значимых лиц, обычно в группе сверстников [22, 28]. Особо актуальным это становится тогда, когда подросток не может интегрироваться в группе просоциальных сверстников. Он ищет поддержку в сообществе лиц с девиантным поведением, где легко усваиваются нормы асоциальной субкультуры, в которой, как правило, агрессивные формы поведения расцениваются как проявление силы и мужественности. В работе, посвященной агрессивному, криминальному поведению у детей и подростков с нарушенным развитием, нами [22] было показано, что высокая роль в формировании, актуализации и реализации агрессии принадлежит психологическим механизмам «социального научения». При этом имеются в виду «научение» агрессии как внутри неблагополучной семьи, так и внутри референтной подростковой асоциальной группы. В результате подросток с незрелой, несформированной полностью психикой копирует форму и содержание чьего-либо агрессивного поведения и в дальнейшем эти копируемые действия закрепляются, нередко стереотипизируются и составляют в последующем собственно агрессивные реакции либо агрессивное поведение, вплоть до его разнообразных криминальных форм.

Здесь же может быть рассмотрена проблема пенитенциарного стресса у подростков. Привлечение подростка к уголовной ответственности, применение меры пресечения, связанной с содержанием в учреждениях уголовно-исполнительной системы, ожидание и вынесение приговора, исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы являются чрезвычайно сильными психотравмирующими событиями исключительно угрожающего (или катастрофического) характера, которые могут привести к возникновению ассоциированных со стрессом психогений. Ассоциированные с пенитенциарным стрессом психические расстройства и их последствия рассматриваются современными исследователями [29—31] в качестве самостоятельной проблемы, имеющей междисциплинарное, медицинское, судебно-психиатрическое, пенитенциарное и социальное важное значение. Внимание к проблеме пенитенциарного стресса обусловлено не только тем, что ассоциированные с ним психические расстройства широко распространены среди подростков, содержащихся в уголовно-исполнительной системе, но и тем, что они «оставляют глубокий след в психике подростка», способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими и негативно влиять на достижение целей уголовного наказания. Диагностика этих состояний зачастую затруднена в связи с синдромальным полиморфизмом, кратковременностью выраженных клинических проявлений, но пролонгированностью субклинических расстройств, присоединением поведенческого и эмоционального ответа с дезорганизацией психической деятельности, высокой долей органический поражений и нарушений психического развития у подростков с противоправной активностью. Этот аспект проблемы, так же как и специфика клинической психопатологии в условиях социального дистресса и пенитенциарной адаптации, исследовался нами ранее [32]. Были описаны типы психогенного реагирования, вплоть до психотических затянувшихся депрессивных реакций и транзиторных реактивных психозов у несовершеннолетних правонарушителей.

Дети, вовлеченные в глобальные социальные конфликты

К этой группе относятся дети семей беженцев; дети, пострадавшие от войн и террористических актов, ставшие в результате их воздействия жертвами плохого обращения и/или насилия (вооруженные действия, межнациональные столкновения). Ведущими социальными стрессами в этих случаях являются: витальная опасность; интенсивное эмоциональное напряжение в связи с угрозой насилия; утрата родителей и близких, разрыв с привычным стереотипом отношений; психическая депривация. Проблема психического развития и психического здоровья детей этой группы является глобальной проблемой, беспокоящей все мировое сообщество. Как отмечает А.А. Портнова [33], агрессия является одним из основных проявлений ПТСР у детей вследствие террористического акта, а повышение агрессивности рассматривается как проявление механизма психологической защиты — идентификация с агрессором у детей, подвергшихся насилию.

Алкогольная, наркотическая и иные формы зависимости от психоактивных веществ (ПАВ)

Данная социально-психологическая и социально-медицинская проблема, несомненно, имеет определенные пики возрастания своей значимости в периоды смены устоявшихся социальных ценностей и в периоды глобальной трансформации общества. Отмечено [34], что с начала XXI века в большинстве европейских и североамериканских стран произошло сокращение употребления алкоголя среди подростков. Однако по данным ВОЗ (2016) показатели еженедельного употребления алкоголя и раннего опыта состояния опьянения существенно увеличиваются с возрастом (особенно в период с 13 до 15 лет). В России в настоящее время знакомство с ПАВ происходит значительно раньше, чем это отмечали еще 10—15 лет назад. Так, за последние 10 лет средний возраст подростков к периоду начала потребления алкоголя снизился на 2,7 года, наркотических веществ — на 3,7 года. Как показывают и клинические, и социологические исследования, первые эпизоды пробы алкоголя происходят в 13 лет, наркотических веществ — в 14—15 лет, причем чаще всего ими оказываются каннабиноиды.

Последние исследования в этой области направлены на перенос акцента с проблемы потребления ПАВ к проблемам самого употребляющего наркотики и алкоголь подростка, включая проблемы его личности, семьи и социума, в котором происходит становление личности. Как отмечают некоторые современные исследователи [35], в прогнозировании употребления ПАВ среди подростков ключевую роль может играть отношение родителей к ребенку — предоставление поддержки и внимательное отношение к поведению подростка, а также его социальное положение в кругу сверстников.

Суицидальное поведение в детском возрасте

В последние годы острота этой социально-психологической и медицинской проблемы существенно возросла в связи с переживаемыми обществом изменениями, появлением новых форм и способов распространения «суицидальной тематики» посредством Интернета, демонстрацией способов суицида, а порой и воздействия интернет-сообществами с декларацией суицида как «единственного выхода из любых сложных ситуаций». В США в последние годы суицид является второй причиной смерти среди подростков 15—19 лет [36]. При анализе показателей из 90 стран было обнаружено [37], что на рубеже ХХ и ХХI веков суицид являлся четвертой причиной смерти среди мальчиков и третьей — среди девочек 15—19 лет. Россия находится в числе неблагополучных стран по статистике подростковых суицидов наряду с такими странами, как Литва, Казахстан и Шри-Ланка. Среди социальных факторов суицидального поведения выделяют семейные характеристики (в особенности проблемы психического здоровья и суицидальное поведение среди родственников, а также особенности отношений, привязанности и наличие конфликтов в семье), взаимоотношения со сверстниками (включая ситуации преследования и буллинга со стороны одноклассников), влияние средств массовой информации и негативное воздействие социальных сетей [38]. Такие факторы, как насилие в семье, в том числе сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка, качество контакта с родителями, часто встречаются при суицидальном поведении у подростков. Исследователи в области судебно-психиатрической экспертизы по делам о самоубийстве подростков отмечают [39], что в таких случаях достаточно часто встречаются проблемы в семейных отношениях, при этом они могут выступать в качестве фона или одного из факторов, усиливающих неблагополучие, но в ряде случаев именно семейный конфликт становится триггером совершения суицида.

Новые формы психической зависимости

К новым формам психической зависимости относятся интернет-аддикция, геймерство и кибербуллинг. Данная проблема во многом связана с ростом значимости новых ценностей потребительского отношения к жизни и в какой-то степени с необратимыми процессами глобальной информатизации общества. Этот социальный запрос, несомненно, является вызовом к личностной зрелости и устойчивости позитивных личностных установок. Именно поэтому достаточно часто дети и подростки со своими проблемами личностной незрелости и неустойчивых ценностей становятся жертвами новых форм психических зависимостей с вторичными нарушениями психического здоровья. Постоянный доступ к Интернету и электронным средствам связи изменил характер взаимодействия и общения подростков. С одной стороны, это открывает широкий спектр возможностей, но с другой, может приводить и к негативным последствиям.

Одним из опасных психотравмирующих явлений последних лет стал кибербуллинг. Кибербуллинг обычно определяют как систематическое целенаправленное отправление агрессивных сообщений с электронных носителей (например, по электронной почте, в блогах, мгновенных и текстовых сообщениях) в адрес какого-либо лица, которому непросто себя защитить. Исследователями ВОЗ получены документальные подтверждения краткосрочных и долгосрочных последствий участия в буллинге в качестве как обидчика, так и жертвы. С проявлениями кибербуллинга иногда связаны имеющие место в подростковой среде издевательства, которые непосредственно влияют на физическое здоровье подростков, приводя к таким соматическим симптомам, как головная боль, боль в спине и животе, психологическим расстройствам (депрессия, плохое настроение, нервозность, чувство одиночества и мысли о суициде), а также к развитию устойчивых моделей проблемного поведения, в числе которых агрессия, насилие, злоупотребление алкоголем, наркотиками и употребление иных психотропных веществ [40, 41]. Подростки, принимающие участие в издевательствах, чаще сообщают о негативном опыте, связанном с учебой в школе, который проявляется в плохих отношениях со сверстниками и учителями. Несмотря на то, что исследования кибербуллинга проводятся сравнительно недавно, большую озабоченность вызывает тот факт, что прослеживается однозначная устойчивая связь между положением жертвы и негативными последствиями для психического здоровья, такими как депрессия, самоповреждение, суицидальные наклонности и попытки самоубийства [42]. Кроме того, существует зависимость между кибербуллингом и низкой успеваемостью детей и подростков, трудностями с учебой в школе, агрессивным поведением, сложностями в общении со сверстниками, случаями небезопасного секса и употреблением психотропных веществ [43].

Социализация детей с особыми потребностями в результате дефектов их физического и/или психического развития

Речь идет о детях с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другими формами дефектов, которые подвергаются действию комплекса стрессоров, таких как психическая депривация, разрыв с привычным стереотипом отношений, стрессы «оценки», «неисполнения ожиданий» и/или «поражения» в предстоящей, настоящей или будущей деятельности (переживание неуспешности, «неудачи» в межличностных отношениях, в любой значимой деятельности), что нередко приводит к нарушению адаптации и развитию психогенных психических расстройств. В этих случаях факторы риска социальных и поведенческих нарушений имеют кумулятивный эффект, т. е. чем их больше и чем раньше они возникают, тем выше риск развития у подростка нарушений развития, поведения и криминальности. Сочетание указанных социально негативных, дезадаптивных факторов с наследственно-генетическими, дизонтогенетическими, личностными (биологическими) характеристиками ребенка может оказаться пусковым, триггерным механизмом нарушенного развития, формирования девиаций поведения.

Приведенные в настоящей статье данные показывают, что ключевая роль в успешной социализации детей принадлежит семье и ближайшему окружению ребенка. Дети и подростки, социализация которых протекает в неблагополучных условиях, деструктивно влияющих на психосоциальное развитие и психическое здоровье ребенка (сиротство, насилие, вовлечение в криминальную среду, инвалидизация в связи с физическим или психическим дефектом), на современном этапе развития социальной помощи рассматриваются как группы повышенного «социального риска» дезадаптации с высокой долей нарушений развития и девиаций поведения.

При использовании экстранозологического подхода с учетом основополагающих понятий «адаптация», «барьер адаптации», «стресс—дистресс» представляется обоснованным выделить понятие «социально-дезадаптивные дистресс-реакции» (СДДР).

СДДР представляют собой многообразие форм искаженного развития в онтогенезе, возникших в ответ на социально-опасные кризисные ситуации с аффективными, когнитивными, волевыми и поведенческими изменениями предболезненного и болезненного уровня, а также латентной предуготованностью к эмоциональным, непатологическим и патологическим формам реагирования.

Учитывая особенности социализации несовершеннолетних обоих полов, можно предположить, что в оформлении СДДР важная роль принадлежит гендерной специфичности психологических и психопатологических форм реагирования, что требует дальнейшего изучения. Предполагается, что СДДР, с одной стороны, «способствуют» аномальной личностной социализации с высоким значением приспособительных реакций в микросоциальной и социальной средах, с другой — так искажают развитие в детско-подростковом возрасте, что ограничивают и нарушают познавательный, поведенческий, психологический ресурс, делая поступки несовершеннолетнего, его формы реагирования в социальном смысле неприемлемыми, а в правовом — противоправными. Подростковые судебные психиатры, используя многоосевой диагностический подход, отмечают экстранозологичность и комплексность проблем искаженного развития. При этом поведение часто детерминировано как болезненными психопатологическими нарушениями, так и личностно-дизонтогенетически аномальными изменениями. Психологический анализ выявляет эмоциональную значимость противоправных поступков, высокие признаки нарушений самосознания, самоидентификации, саморегуляции, вплоть до дизрегуляции. При этом, например, девочки-подростки чаще в пубертате проявляют маскулинные, гетероагрессивные паттерны поведения, а мальчики-подростки отличаются более выраженными дезадаптивными социализированными формами поведения с высоким риском не только гетеро-, но и аутоагрессивных поступков. Разнообразные формы аддикций, саморазрушающее поведение у подростков мужского пола имеют раннее, допубертатное начало. Анализ социально-психологических стрессовых реакций в жизни ребенка с учетом совокупности психологических, соматических, неврологических и психопатологических признаков позволяет оптимально осуществлять диагностику, выносить верное экспертное заключение, предлагать комплексный психокоррекционный, профилактический подход.

Современные детско-подростковые специалисты проводят оценку состояния ребенка, учитывая ряд факторов: патопсихологических, личностных и клинических, синдромальных и возрастных, нейробиологических и социальных, используя обобщенный системный, экстранозологический подход, оценивающий искажения функций на разном уровне (от личностного, когнитивного до поведенческого), в основе которого лежит как структура психического расстройства, так и динамика состояния, с выявлением возможных путей компенсации (декомпенсации) и психокоррекции.

Диагностическая многоосевая концепция, разработанная для оценки психических расстройств детскими психиатрами в 1995 г. в рамках программ ВОЗ, до сих пор представляется как практическим врачам, так и ученым оптимальной. Как известно, в ее основе лежат шесть осей: Ось I. Клинический психиатрический синдром; Ось II. Специфические расстройства психологического развития; Ось III. Интеллектуальный уровень; Ось IV. Медицинские состояния (клиницисты психиатры здесь подразумевают анализ соматических, вторичных психосоматических жалоб и нарушений, также как и разнообразных неврологических симптомов у ребенка, являющихся «мягкими» и фоновыми при синдромах и симптомокомплексах основного психического расстройства); Ось V. Сопутствующие изменения психологических ситуаций; Ось VI. Общая оценка нетрудоспособности.

Ведущими методами исследования в современной детской социальной психиатрии являются: клинико-психопатологический метод (метод, который является о

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.