Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пахомова С.А.

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России

Абросимова Ю.С.

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России

Барыльник Ю.Б.

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России

Батракова П.А.

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России

Тревожно-депрессивная симптоматика в структуре расстройств пищевого поведения у подростков

Авторы:

Пахомова С.А., Абросимова Ю.С., Барыльник Ю.Б., Батракова П.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1254

Загрузок: 6


Как цитировать:

Пахомова С.А., Абросимова Ю.С., Барыльник Ю.Б., Батракова П.А. Тревожно-депрессивная симптоматика в структуре расстройств пищевого поведения у подростков. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2023;123(11‑2):22‑29.
Pakhomova SA, Abrosimova JS, Barylnik JB, Batrakova PA. Anxiety-depressive symptoms in the structure of eating disorders in adolescents. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(11‑2):22‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202312311222

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние ин­сом­нии на уме­рен­ные ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с фак­то­ра­ми сер­деч­но-со­су­дис­то­го рис­ка: ре­зуль­та­ты 3-лет­не­го про­доль­но­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(3-2):30-36
При­ме­не­ние ксе­но­на в пре­до­пе­ра­ци­он­ной под­го­тов­ке при ла­зер­ной кор­рек­ции зре­ния: кли­ни­чес­кие наб­лю­де­ния. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(1):81-87
Связь по­ли­мор­физ­мов ге­на се­ро­то­ни­но­во­го тран­спор­те­ра SLC6A4 с деп­рес­си­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(2):135-139
Пер­спек­ти­вы ис­поль­зо­ва­ния сис­те­мы ге­ном­но­го ре­дак­ти­ро­ва­ния CRISPR/Cas9 для изу­че­ния мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­чес­ких ос­нов пси­хи­чес­ких расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):27-33
Ва­ли­да­ция скри­нин­го­во­го ме­то­да на ос­но­ве ана­ли­за ЭЭГ для оцен­ки рис­ков пси­хи­чес­ких и по­ве­ден­чес­ких расстройств: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):88-96
Кли­ни­чес­кий слу­чай впер­вые воз­ник­ше­го в пос­тко­вид­ный пе­ри­од би­по­ляр­но­го аф­фек­тив­но­го расстройства. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):125-129
Аг­рес­сив­ный ва­ри­ант те­че­ния бо­лез­ни Кро­на у де­воч­ки-под­рос­тка. (Кли­ни­чес­кий слу­чай). До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(1):115-120
Ком­пуль­сив­ные тре­ни­ров­ки при расстройствах пи­ще­во­го по­ве­де­ния: осо­бен­нос­ти ди­аг­нос­ти­ки и те­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):104-111
Па­то­ге­не­ти­чес­кие ос­но­вы сов­ре­мен­ных под­хо­дов в те­ра­пии на­ру­ше­ний сна в кли­ни­ке деп­рес­сий. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):69-74
Осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­кой кар­ти­ны аф­фек­тив­ных расстройств у жен­щин в пе­ри­од ме­но­па­узаль­но­го пе­ре­хо­да и ран­ней пос­тме­но­па­узы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):75-79

Расстройства пищевого поведения (РПП) — это смертельно опасные и дорогостоящие в лечении психические расстройства, которые значительно ухудшают физическое здоровье и нарушают психосоциальное функционирование. Нарушенное отношение к приему пищи, массе и форме тела играет ключевую роль в возникновении и поддержании РПП.

РПП часто возникают одновременно с другими психическими расстройствами, которые могут осложнить лечение данного заболевания. Сопутствующие психические расстройства выявляются в 75% случаев РПП [1], и это приводит к утяжелению заболевания и ухудшению прогноза. Самые частые сопутствующие заболевания при РПП — тревога и депрессия, но также обнаружена связь с обсессивно-компульсивным расстройством, наличием самоповреждений, суицидальным поведением и начиная с подросткового возраста формирующимися расстройствами личности и употреблением психоактивных веществ [1, 2].

Американская психиатрическая ассоциация (APA) сообщает, что наличие нарушений пищевого поведения связано с развитием депрессии в 50—75% случаев. При этом депрессивная симптоматика усугубляет течение и прогноз РПП, в том числе в связи с тем, что наличие депрессии значительно повышает у таких пациентов риск суицида [3, 4]. В исследовании S. Zerwas и соавт. распространенность коморбидных депрессивных расстройств и РПП достигает 69,4% [цит. по 5]. Имеются данные, что депрессивная и тревожная симптоматика зачастую предшествует РПП и является их предиктором [6]. С другой стороны, коморбидная депрессивная симптоматика нередко появляется на высоте пищевых расстройств. Распространенность депрессивного расстройства у пациентов с анорексией по рестриктивному типу колеблется между 9,5 и 64,7%, а у пациентов с булимическим подтипом анорексии — между 50 и 71,3% [7].

J. Ahn и соавт. [8] изучали факторы риска суицидального поведения у 899 пациентов с РПП. Авторы обнаружили наличие суицидальных попыток в 20,8% случаев, причем тревога и депрессия наряду с низким индексом массы тела были предикторами этих попыток при нервной анорексии. Также факты госпитализации, самоповреждающее поведение, сопутствующая депрессия, продолжительность болезни и трудности в регуляции импульсов являются предикторами суицидальных попыток при нервной булимии [8, 9].

Представляется наиболее обоснованным комплексный подход к лечению таких больных с использованием психофармакотерапии и психотерапии. Психофармакотерапия в данном случае нацелена на коррекцию основных психопатологических синдромов [10]. Психотерапия, в частности когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), это научно обоснованное лечение нервной булимии и расстройства переедания, которое рассматривается как лечение первой линии при обоих РПП. Усовершенствованный вариант лечения (CBT-E) представляется более эффективным при лечении пациентов с тяжелой сопутствующей патологией [11].

Материал и методы

В исследование были включены 30 пациенток среднего (11—14 лет) и старшего подросткового возраста (15—18 лет), страдающих РПП и проходивших обследование и лечение в амбулаторных или стационарных условиях в ГУЗ «СГКБ №2 им. В.И. Разумовского». Вошедшие в исследование больные составили нозологически и синдромально гомогенную группу. Согласно критериям МКБ-10, диагноз РПП при поступлении был выставлен всем 30 пациенткам.

Период активной терапии составил 3 нед. Всем пациенткам после проведения психодиагностического обследования была назначена психотерапия с использованием когнитивно-поведенческого подхода 2 раза в неделю, а также психофармакотерапия с использованием антидепрессантов группы СИОЗС (флувоксамин, сертралин в рекомендованных возрастных дозах).

В основе использованного метода психотерапии лежат данные о том, что переоценка формы тела и веса при РПП носят когнитивный характер. Согласно ряду исследований, индивидуальная или групповая КПТ уменьшает основные поведенческие симптомы (диетические ограничения, чрезмерные физические упражнения, проверка или избегание проверок веса и формы тела и др.) и психологические особенности (перфекционизм, чрезмерный самоконтроль, сложности в эмоциональной регуляции, низкая ориентированность на себя и др.) как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; уменьшает переедание и улучшает показатели воздержания в течение 4 мес после лечения. КПТ помогает снизить риск рецидива РПП у взрослых после восстановления веса [12, 13].

При помощи КПТ проводилась работа по устранению негативных убеждений и установок (когнитивная реструктуризация), проводились различные упражнения для повышения самооценки, формирования оптимистических представлений пациента о самом себе и своей ценности, расстановки приоритетов в дальнейшей жизни, а также развития понимания своего расстройства и способности предотвращения его повторного развития. Проводились коррекция таких поведенческих паттернов, как частые проверки или избегание проверок формы тела и веса, а также сравнения с другими людьми. Также проводилась экспозиция, в ходе которой уменьшалась фокусировка внимания на непринимаемых частях тела и возникало более целостное восприятие собственного тела.

Для решения поставленных задач были использованы следующие психодиагностические методики: опросник детской депрессии (Children’s Depression Inventory, CDI) (М. Ковач, 1992 г.); [14] методика многомерной оценки детской тревожности (МОДТ, Е.Е. Малкова (Ромицына) под руководством Л.И. Вассермана, 2007 г.) [15]; методика «Копинг-стратегии Лазаруса» (Р. Лазарус и С. Фолкман, 1988 г.) [16]; шкала оценки пищевого поведения (ШОПП, Д. Гарнер и др. (1991), адаптация: О.А. Скугаревский и др. (2011)) [17].

Данные психологические методики взаимно дополняют друг друга, шкалы в некоторых опросниках имеют общую направленность, что дает возможность с различных сторон сопоставить ответы испытуемых.

Оценка состояния пациентов осуществлялась в первый день, до проведения психотерапии и назначения психофармакотерапии, и к концу 3-й недели, пока основной клинический эффект при приеме антидепрессантов не достиг достаточной выраженности.

Исследование соответствовало всем положениям Хельсинкской декларации и было одобрено локальным Этическим комитетом.

С целью получения статистической достоверности результатов использовались такие методы статистики, как U-критерий Манна—Уитни — непараметрический статистический критерий, используемый для сравнения двух независимых выборок по уровню какого-либо признака, измеренного количественно; коэффициент ранговой корреляции Спирмена — непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями.

Результаты

С целью определения наличия и степени выраженности депрессивных симптомов использована методика CDI.

Выявлено наличие статистически значимых различий между двумя возрастными группами (11—14 лет и 15—18 лет) в зависимости от выраженности депрессии (U-критерий Манна—Уитни=4,5, p≤0,05).

В процессе исследования была проведена оценка степени выраженности депрессивных симптомов у групп среднего подросткового возраста (11—14 лет) и старшего подросткового возраста (15—18 лет) (рис. 1, 2).

Рис. 1. Оценка по CDI у лиц среднего и старшего подросткового возраста.

— «Всего», — «Средний подростковый возраст», — «Старший подростковый возраст». 1 — негативное настроение, 2 — межличностные проблемы, 3 — неэффективность, 4 — ангедония, 5 — негативная самооценка.

Рис. 2. Оценка степени выраженности депрессивных симптомов у групп среднего подросткового возраста с помощью методики CDI.

1 — общая оценка, 2 — средний подростковый возраст, 3 — старший подростковый возраст.

У подростков старшей возрастной группы (15—18 лет) имела место более выраженная депрессивная симптоматика в виде устойчивого снижения настроения, раздражительности, потери интереса и удовольствия к жизни, нарушения аппетита и сна, снижения уровня активности и концентрации внимания. В то же время у подростков средней возрастной группы выявлялось отсутствие депрессивной симптоматики либо легкая депрессия в виде небольшого снижения настроения, снижения интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной для больного, повышенная утомляемость или сниженная активность.

Для определения наличия и степени выраженности тревожного расстройства была использована «Методика многомерной оценки детской тревожности». Результаты были сопоставлены со стандартизированными оценками по возрасту [14] (рис. 3).

Рис. 3. Оценка шкал МОДТ у лиц среднего и старшего подросткового возраста.

— «Общая», — «Средний подростковый возраст», — «Старший подростковый возраст». 1 — общая тревожность, 2 — тревога в отношениях с учителями, 3 — тревога, связанная с успешностью в обучении, 4 — тревога в отношениях со сверстниками, 5 — тревога в отношениях с родителями, 6 — тревога, связанная с оценкой окружающих, 7 — тревога, возникающая в ситуациях самовыражения, 8 — тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний, 9 — снижение психической активности, обусловленное тревогой, 10 — повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой.

Наиболее высокие баллы у подростков среднего и старшего подросткового возраста выявлены по шкалам «Снижение психической активности, обусловленное тревогой» (1,52 и 1,64 балла соответственно), «Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой» (1,46 и 1,55 балла соответственно), «Тревога, связанная с оценкой окружающих» (1,51 и 1,61 балла соответственно), а также «Тревога в отношениях со сверстниками» (1,53 и 1,64 балла соответственно).

У лиц старшего подросткового возраста по сравнению с лицами среднего подросткового возраста выявлена более выраженная тревожная симптоматика по шкалам «Общая тревожность», «Тревога в отношениях со сверстниками», «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения», «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний», «Снижение психической активности, обусловленное тревогой» (см. рис. 3).

С целью определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности была использована методика «Копинг-стратегии Лазаруса» (рис. 4).

Рис. 4. Копинг-стратегии по Лазарусу у лиц среднего и старшего подросткового возраста.

1 — конфронтация, 2 — дистанцирование, 3 — самоконтроль, 4 — поиск социальной поддержки, 5 — принятие ответственности, 6 — бегство/избегание, 7 — планирование решений, 8 — положительная переоценка.

Подростки чаще характеризовались склонностью к чрезмерным усилиям по регулированию своих чувств и действий (18,00%). В целом, являясь конструктивной копинг-стратегией, чрезмерные усилия и высокие показатели свидетельствуют о контроле над эмоциями с помощью волевых усилий, направленных на их подавление, что приводит к еще большему перенапряжению нервной системы и неспособности объективно оценивать ситуацию; к чрезмерным усилиям отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость либо к попыткам забыть или проигнорировать ситуацию, что приводило к сознательному уменьшению значимости ведущих проблем в жизни (15,43%); к мысленному стремлению и поведенческим усилиям, направленных на уход от проблемы, избегание ее (а не на дистанцирование от нее), что выражалось в попытках улучшения своего самочувствия путем алкоголизации, еды, курения, избегания общения (15,43%); к агрессивным усилиям по изменению ситуации, что предполагало определенную степень выраженности и готовности к риску, определяло действия, направленные на активное отстаивание своего мнения и желаний в отношениях с окружающими и попытки добиться своего, а также характеризовало хаотичную деятельность, не направленную на изменение ситуации (главное, делать хоть что-нибудь), и попытки агрессивной разрядки отрицательных эмоций, вызванных ситуацией (14,57%).

Копинг-стратегии в динамике, на фоне проведения психотерапии с использованием КПТ, не исследовались, поскольку период наблюдения за пациентами был достаточно коротким и они не являлись мишенями для КПТ.

С целью выявления связи между наиболее часто встречающимися копинг-стратегиями и выраженностью депрессии и тревоги, получивших наиболее высокие баллы, был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена (табл. 1.)

Таблица 1. Сравнительная оценка связи между наиболее часто встречающимися копинг-стратегиями и выраженностью депрессии и тревоги с помощью коэффициента корреляции Спирмена

Показатель

Конфронтация

Дистанцирование

Самоконтроль

Бегство/избегание

Депрессивное состояние

0,671*

0,509*

0,567*

0,507*

Тревога в отношениях со сверстниками

0,702*

0,861*

0,696*

0,859*

Тревога, связанная с оценкой окружающих

0,620*

0,630*

0,562*

0,628*

Снижение психической активности, обусловленное тревогой

0,711*

0,876*

0,696*

0,874*

Повышенная вегетативная реактивность, связанная с тревогой

0,732*

0,856*

0,776*

0,854*

Примечание. * — зависимость признаков статистически значима, p<0,05.

Результаты свидетельствуют о выраженной связи некоторых копинг-стратегий (способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности) с депрессивным и тревожным состояние, так, копинг стратегии «Конфронтация», «Дистанцирование», «Бегство-избегание», «Самоконтроль» связаны с депрессивным состоянием, а также с отдельными видами тревожности по шкале МОДТ: «Тревога в отношениях со сверстниками», «Тревога, связанная с оценкой окружающих», «Снижение психической активности, обусловленное тревогой», «Повышенная вегетативная реактивность, связанная с тревогой».

Вышеперечисленные результаты свидетельствуют о выраженной связи копинг-стратегий (способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности) с отдельными видами тревоги, вызванной социальной жизнью и особенностями реагирования нервной системы больных. Отмечено, что чем более выражено депрессивное и тревожное состояние, тем чаще подростки выбирают неадаптивные копинг-стратегии.

Анализ результатов методики ШОПП, с помощью которой оценивалось РПП, показал наиболее выраженные отклонения по шкалам «Неудовлетворенность телом», «Перфекционизм», «Стремление к худобе» и «Недоверие в межличностных отношениях».

Для динамической оценки шкал ШОПП проводился сравнительный анализ до лечения и через 3 нед после начала терапии. В процессе психотерапевтического взаимодействия с использованием КПТ было отмечено, что пациенты прежде всего изменяли свой взгляд на значение похудения в их жизни, идеализацию образа своего тела, отношение к форме своего тела и внешности, а также на доверие к другим людям. Таким образом, наиболее динамичными оказались такие шкалы ШОПП, как «Стремление к худобе», «Неудовлетворенность телом» и «Недоверие в межличностных отношениях» (рис. 5).

Рис. 5. Анализ динамики шкал ШОПП до проведения лечения и через 3 нед после проведения лечения у лиц среднего и старшего подросткового возраста.

— до лечения, — после лечения. 1 — стремление к худобе, 2 — булимия, 3 — неудовлетворенность телом, 4 — неэффективность, 5 — перфекционизм, 6 — недоверие в межличностных отношениях, 7 — интроцептивная некомпетентность.

Для объективизации данных было принято решение провести корреляционный анализ между наиболее динамичными шкалами ШОПП «Стремление к худобе», «Неудовлетворенность телом» и «Недоверие в межличностных отношениях» и шкалой CDI (использован коэффициент корреляции Спирмена) (табл. 2).

Таблица 2. Оценка связи между шкалами ШОПП и выраженностью депрессии с помощью коэффициента корреляции Спирмена

Выраженность депрессии

Стремление к худобе

Неудовлетворенность телом

Недоверие в межличностных отношениях

Отсутствие или легкая депрессия

0,278

0,195

0,121

Умеренная депрессия

0,077

0,185

0,357

Корреляционный анализ не выявил статистически значимой связи между выраженностью депрессии и анализируемыми шкалами ШОПП (p>0,05).

Также не было выявлено статистически значимой зависимости между различными проявлениями тревоги, оцененными по шкале МОДТ, и анализируемыми шкалами ШОПП (p>0,05) (табл. 3).

Таблица 3. Корреляционный анализ между шкалами МОДТ и наиболее значимыми шкалами ШОПП

Показатель

Стремление к худобе

Неудовлетворенность телом

Недоверие в межличностных отношениях

Общая тревожность

0,092

0,044

0,207

Тревога в отношениях с учителями

0,182

0,202

0,121

Тревога, связанная с успешностью в обучении

–0,175

–0,091

0,117

Тревога в отношениях со сверстниками

0,098

0,039

0,208

Тревога в отношениях с родителями

0,183

0,202

0,121

Тревога, связанная с оценкой окружающих

–0,232

–0,156

0,032

Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения

0,013

–0,008

0,188

Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний

0,062

0,068

0,158

Снижение психической активности, обусловленное тревогой

0,092

0,044

0,207

Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой

0,182

0,202

0,121

Заключение

Несмотря на то что симптомы депрессии наблюдались у всех подростков с РПП, клиническая выраженность и тяжесть депрессии достоверно чаще выявлялась у девушек старшей подростковой группы.

Были обнаружены особенности проявления тревожной симптоматики. Для всех подростков были характерны тревога, связанная с оценкой окружающих, с отношениями со сверстниками, нестабильность вегетативной нервной системы и астенический тип реагирования на стрессовые события. При этом лица старшего подросткового возраста демонстрировали более выраженный общий уровень тревожных переживаний, связанных с особенностями их самооценки, уверенности в себе и общей перспективы.

Вместе с тем между тревогой, депрессией и РПП, оцененными с помощью стандартизированных методик, выявлена лишь слабая корреляционная связь, при этом такие симптомы РПП, как «Стремление к худобе», «Неудовлетворенность телом» и «Недоверие в межличностных отношениях» по шкале ШОПП, не влияют на выраженность тревоги и депрессии.

Нужно отметить, что подростки всех возрастных групп чаще используют неадаптивные стратегии поведения, что приводит к избеганию выполнения лечебных мер, так как они считают их неэффективными.

Полученные результаты позволяют говорить о важности выбора индивидуального пути построения плана КПТ с учетом персональных форм реагирования и эмоционального статуса подростков с РПП.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.