Известно, что ряд психосоматических патологических состояний оказывает влияние на течение сопутствующих заболеваний, в связи с чем зачастую приходится менять терапевтическую тактику. Одним из факторов, способных вызывать психосоматические проблемы, является алекситимия (АТ). Под АТ понимается неспособность индивидуума адекватно понимать и выражать собственные чувства и телесные ощущения, а также воспринимать чужие эмоции. Считается, что люди с разной степенью выраженности АТ имеют достаточно скудную фантазию, у них, как правило, слабо или весьма умеренно развито воображение [1, 2].
Первым проблему АТ обозначил П. Сифнеос [1]. Дальнейшие исследования в данной области проводились и проводятся весьма интенсивно, и на сегодняшний день АТ является одной из значимых проблем неврологии и нейропсихологии. В течение последних двух десятилетий проблемы АТ широко и подробно освещаются в медицинской литературе. Основные результаты этих исследований обсуждаются в представленном обзоре.
В настоящее время проводятся исследования, в которых выясняют, является ли АТ специфическим свойством личности или же она может лишь предрасполагать к психосоматическим заболеваниям, являясь их предиктором. Некоторые исследователи полагают, что АТ сама по себе не является заболеванием и представляет собой ряд характеристик, свойственных определенным индивидам [2]. Важно, что АТ может являться провоцирующим фактором возникновения ряда серьезных психоневрологических заболеваний, однако в ряде случаев сложно четко определить причинно-следственные связи (например, органическое поражение головного мозга у пациента привело к развитию тревожности, депрессии и АТ, а это в свою очередь явилось причиной ряда психосоматических нарушений).
Выделяют первичную и вторичную АТ. Первичная АТ является конституциональной особенностью личности, а вторичная - следствием разных по своему патогенезу расстройств (органические поражения центральной нервной системы, депрессия, некоторые хронические заболевания, эмоционально-волевые нарушения и др.) [3]. Традиционно АТ рассматривается как фактор, способный вызвать или усугубить психосоматические заболевания, тревожность и депрессию [4]. АТ сопутствует широкому спектру соматических и психосоматических заболеваний и снижает (порой достаточно ощутимо) качество жизни, связанное с общим состоянием здоровья, вызывает у человека психологически некомфортные состояния, препятствующие его нормальной и полноценной жизни [5].
В литературе подчеркивается влияние уровня сложности предлагаемых задач на степень выраженности алекситимичных черт (с введением временны`х ограничений на выполнение диагностического задания, например пациенты с АТ начинают испытывать больше трудностей с определением и описанием своих ощущений - в повседневной жизни это проявляется проблемами при осуществлении сложного или быстрого выбора или в стрессовых ситуациях).
В значительной части исследований АТ рассматривается как фактор, предрасполагающий к развитию неудовлетворенности своей жизнью (и соответственно, способный вызывать тревогу и депрессию) [6]. Неудовлетворенность может проявляться в различных сферах: дружеские, близкие отношения [7], сексуальная жизнь [8]. Последняя сфера изучается довольно детально в связи с тем, что сексуальные проблемы могут сказываться на репродуктивном здоровье в целом. Выявлена зависимость частоты вагинальных половых контактов у женщин от уровня их алекситимичности [9]. Проводятся исследования, продемонстрировавшие связь АТ и патогенеза предменструального синдрома [10, 11].
Детально изучается связь АТ и расстройств пищевого поведения (анорексия, булимия) [12-14]. Предполагается, что приверженность к различным диетам, нетипичные пищевые пристрастия и переедание представляют собой способы эмоциональной разрядки, обусловленные, в числе прочего, неумением или невозможностью справляться со своими чувствами и подвергать их анализу, или (шире) неспособностью осуществлять когнитивную обработку эмоциональных переживаний.
Актуальны исследования причин нарушений сна и их связь с АТ [15]. Как правило, причин нарушений сна бывает несколько, и АТ может являться одним из сопутствующих факторов. То же касается связи АТ и кардиоваскулярных и бронхолегочных заболеваний (в частности, бронхиальной астмы). Ряд исследований [16, 17] посвящен изучению влияния вредных привычек (алкогольная, никотиновая и наркотическая зависимость) на уровень алекситимичности личности. Показано, что АТ может являться фактором, предрасполагающим к развитию сахарного диабета [18]. Рассматриваются вопросы связи на нейропсихологическом уровне АТ и иммунитета [19].
Изучается уровень алекситимичности, агрессии и самоагрессии у больных с различными неврологическими заболеваниями: например сравниваются по степени выраженности АТ пациенты с фибромиалгией и с ревматоидным артритом. Установлено, что АТ (а именно трудности, связанные с определением ощущений) сопутствует развитию фибромиалгии в значительно большей степени, нежели ревматоидному артриту [20]. То же касается и самоагрессии, хотя, безусловно, связь ревматоидного артрита и АТ существует и также описана в литературе [21]. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования в области альгологии: выявлена специфичность ощущений у пациентов с болевыми синдромами различной этиологии, изучается уровень алекситимичности у лиц, предъявляющих жалобы на боль. В целом исследования показывают, что пациенты с АТ гиперчувствительны как к внутренним соматическим неприятным ощущениям, так и к внешним болевым стимулам [22], однако описать отличия различных видов боли у них не получается. Не всегда помогают и опросники для изучения характера и интенсивности боли, потому что зачастую пациенты не понимают значений предлагаемых в опросниках слов.
С АТ связаны специфические межличностные проблемы, в особенности проблема холодного, дистанцированного или агрессивного поведения в социуме, свойственного некоторым больным АТ [23], неспособность выстраивать отношения с близкими людьми, неспособность заводить знакомства [7], неспособность к сопереживанию, эмоциональной близости [24]. С АТ также тесно связаны гелотофобия (страх быть осмеянным другими людьми) и уровень эмоционального интеллекта, однако исследователи, занимающиеся изучением этой связи, приходят к выводу, что все же эти состояния не носят сочетанного характера [25, 26].
Для определения уровня АТ разработаны специальные шкалы и опросники: BIQ (the Beth Israel Hospital Questionnaire, 1973), SSPS (the Schalling Sifneos Personality Scale, 1979), MMPI-AS (Minnesota Multiphasic Personality Inventory Alexithymia Scale, 1980), APRQ (Alexithymia Provoked Response Questionnaire, 1986) и ряд других, однако они не стали широко используемыми, поскольку на практике давали не совсем ясные результаты. В настоящее время во всем мире активно используются два базовых опросника:
1) TAS (Toronto Alexithymia Scale, Торонтская шкала алекситимии, 1985), первоначально состоявшая из 26 пунктов, на базе которой сформирован основной на данный момент инструмент оценки уровня АТ - TAS-20 (включает в себя 20 пунктов). В 2010 г. в России была опубликована валидизированная русскоязычная версия TAS-20.
2) BVAQ (Bermond-Vorst Alexithymia Questionnaire, 1998). Состоит из 40 пунктов, представляет собой два параллельных опросника по 20 пунктов каждый (BVAQ 20A и BVAQ 20В) [27].
Как уже упомянуто выше, изучение АТ преимущественно осуществляется в психосоматическом ключе, однако в последние десятилетия актуальным стало выявление нейрофизиологических механизмов возникновения АТ, чему немало способствуют аппаратные методы диагностики: компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ) и др. Проведенные исследования подтверждают имеющиеся в литературе данные о межполушарной асимметрии [28] и о связи когнитивных способностей больных АТ и нарушений межполушарного взаимодействия [29].
Представлены данные КТ и МРТ-исследований, связанных с изучением поражения конкретных участков головного мозга у людей с АТ. Продемонстрировано, что АТ возникает как одно из следствий поражения различных участков мозга, отвечающих за соматосенсорное восприятие. Так, выявлено, что очаговые поражения лобной доли, надкраевой извилины и правой височной доли головного мозга могут вызывать нарушения распознавания эмоций на лицах людей, связаны преимущественно с лексическими проблемами (а именно с проблемами называния) [30, 31]. При таком повреждении у пациента есть внутреннее знание, которое он не может выразить словами. Очаги поражения в зоне островка Рейля также вызывают нарушения восприятия эмоций, но они обусловлены трудностями процедуры извлечения из памяти концептуального знания об эмоции, не связанного с языком [31, 32]. Такие пациенты могли бы выразить словами свои эмоции, если бы понимали их. Также выявлена связь между снижением соматической чувствительности и снижением способности распознавать эмоции. Участки, отвечающие за эти функции, расположены в правом полушарии; их связь с моторными нарушениями не отмечена [31].
Результаты исследований с использованием функциональной МРТ показывают, что у больных АТ снижена активность левой дорсолатеральной префронтальной коры, дорсальной части моста, мозжечка, а в болевом матриксе - левой каудальной передней части поясной извилины. Также у них отмечена повышенная активность в зоне островка Рейля справа и в нижней лобной извилине [24]. При проведении теста на распознавание эмоций отмечается высокая активность в передней части поясной извилины у людей с низким уровнем АТ и, напротив, низкая активность в этой зоне у людей с высоким уровнем АТ [33]. Изучается связь АТ с концентрацией нейротрансмиттеров в зоне островка Рейля и передней части поясной извилины [34].
Изучение связи АТ и особенностей содружественных латеральных движений глазных яблок в сторону, противоположную активизируемому полушарию, выявило взаимосвязь между содружественной правосторонней девиацией и высокими значениями по TAS. Исследования показывают явную связь АТ со специализацией полушарий мозга и в очередной раз подтверждают положения теории системной динамической локализации высших психических функций [35].
М. Kano и соавт. провели оценку регионарного мозгового кровотока, отобрав 12 человек с АТ и 12 человек с отсутствием таких черт, пользуясь TAS-20 [36]. Им показывали изображения злобных, печальных и счастливых лиц с разным спектром выраженности эмоций, а также изображения лиц с нейтральными эмоциями. Результаты исследования показали, что у алекситимиков более низкий уровень кровотока в нижней и средней части лобной коры, в орбитофронтальной и затылочной коре правого полушария и более высокий уровень кровотока в верхней части лобной, нижней части теменной коры и в левом полушарии мозжечка.
Особый интерес представляют результаты нейролингвистического исследования речи алекситимиков. На данный момент разработки этого направления представлены крайне разрозненно и слабо, в то время как именно лингвистический анализ может являться одним из важных диагностических методов выявления АТ. Как правило, лингвистический компонент имеющихся исследований ограничивается указанием на то, что пациенты испытывают трудности выбора лексики при описании своих ощущений и переживаний [37], изучается связь вербального когнитивного уровня и АТ [38], конкретные же указания на характер трудностей и их глубокий языковой анализ не представлены. Поскольку в настоящее время АТ рассматривается как особый когнитивный стиль языка и мышления, характеризуемый дефицитом обработки информации, связанной с эмоциями [2], лингвистическую составляющую исследований в этой области необходимо расширить.
Перспективным представляется изучение словарного запаса страдающих АТ, соотношения в их лексиконе эмоционально окрашенных и стилистически нейтральных элементов, специфики понимания обращенной речи, грамматических особенностей экспрессивной речи, стилистических предпочтений. Предлагаемые диагностические шкалы, безусловно, необходимы и актуальны, но следует учитывать, что их результат зависит от пациента и интерпретатора теста в большей степени, чем результаты лингвистического анализа. Пациент в ряде случаев не в состоянии воспринимать себя адекватно, не исключено желание что-то приукрасить или, напротив, драматизировать; исключительно важно также влияние гендерного фактора, уровня и общего направления образования, национальности, вероисповедания и прочих социокультурных (экстрамедицинских) факторов, влияющих на специфику вербального самовыражения индивидуума. Кроме того, важна дифференциальная диагностика алекситимии и нарушений речи (к примеру, акустико-мнестической и семантической афазии, при которых пациенты также могут демонстрировать трудности с подбором нужных слов для выражения мыслей и эмоций). Существенными представляются также результаты тестирования пациента на наличие когнитивного снижения [39].
Примечательно, что имеются и исследования паралингвистического характера, посвященные изучению восприятия больными АТ невербальных эмоциональных вокализаций (смех, вздохи, крики) [39]. Как показывают эксперименты, людям с выраженной АТ трудно адекватно классифицировать негативные возгласы, в особенности выражающие печаль, грусть, уныние. В результате исследования делаются выводы о сочетанном характере (совместное влияние АТ и аффективных состояний) нарушения восприятия невербальных звуковых знаков [40]. У людей, страдающих АТ, имеются проблемы не только с восприятием, но и с использованием невербальных знаков. Изучение паралингвистических особенностей, свойственных алекситимикам, также является перспективным направлением в прояснении механизмов АТ.
Работа выполнена за счет средств, выделенных Казанскому федеральному университету для выполнения государственного задания в сфере научной деятельности №2014/57 (НИР №2830).