В Международной классификации расстройств сна 3-го пересмотра 2014 г. (МКРС-3) [1] выделяют подтип хронической инсомнии, обусловленный нарушением гигиены сна. В этих случаях расстройства сна связаны с особенностями поведения, которые приводят к повышению активации нервной системы. Речь идет об употреблении кофе, курении, умственной и физической нагрузке и т. п., в период, предшествующий укладыванию в постель. К нарушению гигиены сна относится и деятельность, препятствующая поддержанию естественного цикла «сон-бодрствование» (укладывание спать в разное время суток, использование яркого света в спальне, неудобная обстановка для сна и др.). В предыдущих работах [2, 3] мы изучали представления о гигиене сна у посетителей одного из центров здоровья и сотрудников учреждений системы внутренних дел. В зарубежных исследованиях вопросы гигиены сна активно изучаются у школьников [4, 5], студентов вузов [6] и в отдельных группах работающего населения [7, 8].
Улучшение соблюдения гигиены сна в целевых группах рассматривается как метод нефармакологического лечения нарушений сна и средство первичной и вторичной профилактики инсомнии [2, 9, 10]. Эпидемиологические исследования по вопросам гигиены сна в общей российской популяции пока не проводились.
Цель исследования - изучение представлений о гигиене сна в репрезентативной выборке населения Российской Федерации.
Материал и методы
Анкетным методом были опрошены 398 жителей Чувашии, 173 мужчины и 225 женщин в возрасте от 18 до 82 лет (средний - 36,3±13,2 года), которые составили основную группу. Расчет необходимого размера (доверительная вероятность 95%) выборки (384 человека) производился при доверительном интервале - 5,0% для 1 239 984 жителей республики1.
Группой сравнения явились 289 школьников г. Чебоксары, 136 мальчиков и 153 девочки 7-11 классов, в возрасте от 12 до 18 лет (средний - 14,6±1,3 года).
В основной группе 52,0% человек имели высшее образование, 33,7% - среднее специальное, 14,3% - среднее и начальное. Респонденты в возрасте 50 лет и старше составили 14,6%. В городе проживали 63,6%, в сельской местности - 36,4%.
Использовалась анкета A. Adan и соавт. [11], адаптированная и описанная нами в предыдущих работах [12]. Ее содержание отражено также в 20 вопросах, фигурирующих в табл. 1.
Математико-статистическую обработку осуществляли с помощью методов описательной статистики (расчет среднего значения - М, стандартного отклонения - SD), однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA/MANOVA) и χ2-распределения (табл. 2, 3 и 4). Когда один или несколько показателей оказывались меньше 4, использовали поправку Йейтса. За достаточный уровень достоверности принимали значение p<0,05.
Результаты и обсуждение
Как видно из табл. 1, респонденты в среднем правильно ответили на 8,1 вопроса. Только ответы на семь вопросов (2, 5, 6, 9, 11, 13, 19) уложились в нижнюю границу осведомленности (выше 50%). Женщины чаще давали правильные ответы практически на все вопросы (8,9±3,5 против 6,9±3,2 у мужчин; p<0,001), но достоверные различия касались 11 из 20 ответов (от p=0,04 до p<0,001). Селяне и горожане по среднему числу правильных ответов не различались. Однако первые недооценивали негативное влияние на сон интенсивных занятий (работа) до поздней ночи (p=0,02), вторые - употребления кофеинсодержащих продуктов вечером (p=0,008) и воспоминаний о предстоящих делах перед сном (p=0,02).
Респонденты с более высоким уровнем образования (табл. 2) чаще правильно отмечали негативное влияние на сон курения перед сном (p=0,03), отход ко сну после обильной пищи (p=0,01) и сразу после приема пищи (p=0,03), они также указывали в своих ответах, что расслабление (ослабление) внимания улучшает сон (p=0,04). Люди с высшим образованием ответили правильно в среднем на 8,5±3,4 вопроса, со средним специальным - на 7,8±3,8 и средним и начальным образованием - на 7,2±3,1 (p=0,03). Респонденты разных возрастных групп примерно одинаково разбирались в вопросах гигиены сна (достоверные различия получены только по 3 вопросам).
Дисперсионный анализ показал, что курящие (6,6±3,2) и злоупотребляющие алкоголем (7,2±3,3) респонденты были в целом хуже осведомлены о гигиене сна (некурящие - 7,2±3,1; p<0,001; не злоупотребляющие алкоголем - 8,5±3,6; p=0,005). Только 8,4% курящих респондентов отметили негативное влияние табакокурения на сон, в то время как остальные - 32,1% (p<0,001) на это не указали. Однако лица, спящие днем регулярно (8,3±3,1) и иногда (8,6±3,6), дали больше правильных ответов (не спящие днем - 7,5±3,6; p=0,02). Лучше разбирались в факторах, влияющих на сон, люди с нарушениями сна (8,9±3,6 против 7,2±3,3 без нарушений сна; p<0,001). Причем, чем чаще респонденты отмечали нарушения сна, тем лучше они разбирались в этих вопросах (постоянные нарушения сна отмечали 11,0±6,6, периодические - 9,1±3,7, редкие - 8,8±3,6; p<0,001).
Школьники (группа сравнения) в целом намного лучше ответили на вопросы анкеты (p<0,001) по сравнению со взрослыми, включая еще 12 вопросов по гигиене сна (табл. 3). При этом они намного чаще по сравнению со взрослыми имели нарушения сна (p<0,001). Очевидно, что за счет недостаточной продолжительности сна, позднего отхода ко сну многие испытывали трудности с утренним пробуждением (p<0,001). Среди них было больше лиц с постоянными (p=0,01) и периодически возникающими нарушениями сна (p=0,002). Частый сон днем у многих школьников не восполнял ночную потребность во сне и, очевидно, только способствовал нарушению ритма сна и бодрствования (табл. 4).
В настоящем исследовании было получено подтверждение наших более ранних [2] результатов о низкой осведомленности в вопросах гигиены сна населения. В данном случае это касалось населения Чувашии. Это дает основание предполагать, что плохая осведомленность населения о гигиене сна может вносить существенный вклад в распространенность, степень выраженности и развитие хронических нарушений сна у жителей республики [12].
В литературе есть данные [13], что лучшая осведомленность о гигиене сна отличает женщин, людей с более высоким уровнем образования, а худшая отмечается у курящих респондентов и лиц, злоупотребляющих алкоголем. Однако выявленная закономерность большего числа правильных ответов у пациентов с инсомнией и практикующих дневной сон отличалась от описанной в литературе [13-15]. Возможно, имеющиеся у таких пациентов стойкие нарушения сна стимулировали их на поиск соответствующей информации по проблеме.
Многие из отмеченных обстоятельств находят подтверждение при сравнении данных опроса взрослого населения и школьников. В частности, учащаяся молодежь оказалась более осведомленной в вопросах гигиены, при том, что эти люди чаще страдали нарушениями сна и спали днем. Почти ½ опрошенных отметили трудности утреннего пробуждения, что можно объяснить уменьшением продолжительности ночного сна. Как свидетельствуют данные литературы [4, 16], подростки слишком много времени проводят у компьютера и телевизора, сокращая время сна и ухудшая показатели здоровья, освоение школьной программы и успеваемость [4, 16]. Для объяснения отмеченного феномена японскими учеными введено понятие «асинхронизация». Показано, что ночное воздействие света нарушает биологические часы и сопровождается снижением секреции мелатонина. При этом уменьшается утренняя экспозиция, что нарушает нормальную синхронизацию биологических часов по 24-часовому ритму освещенности и снижает активность серотонинергической системы. Начальная фаза асинхронизации, вызванная нарушением гигиены сна, вероятно, функциональна и обратима. Однако без вмешательств в регуляцию цикла «сон-бодрствование» эти нарушения становятся хроническими и труднокорригируемыми [17].
Мероприятия по улучшению осведомленности популяции о гигиене сна относятся к нефармакологическим способам лечения инсомний [9, 10]. Они могут быть как краткосрочными, так и более длительными. Речь идет об обучении гигиене сна и поведенческих подходах - обучение релаксации, контроль стимуляции и ограничения сна, осуществляемые профессионалами гигиены труда [18]. Мероприятия проводятся в сроки от нескольких дней, недель до нескольких месяцев, в том числе с использованием сети Интернет [6, 13] или рассылки тематических брошюр [19]. Соответствующие тренинги профессионалами по гигиене труда могут проводиться на рабочем месте, но, естественно, возможно их сочетание с лечением у врача общей (семейная) практики.
Обучение гигиене сна должно осуществляться с учетом пола, возраста, образования пациента [20], а также страны проживания [21], курения и потребления алкоголя пациентом [15]. Было установлено [22], что эффективность индивидуальных занятий превосходит групповые. Повышает эффективность занятий ведение пациентами дневника самонаблюдения в рамках когнитивно-поведенческой терапии. При этом воздействии клиента учат идентифицировать проблемы, т. е. выявлять неадаптивные когниции и продуктивно их решать (ослаблять влияние на поведение). Показано, что при ведении дневника самонаблюдения (самопомощь) улучшается сон и пропорционально снижается использование гипнотиков. При изолированной консультационной работе по гигиене сна также уменьшаются проявления инсомнии, однако в этом случае пациенты чаще прибегали к назначению снотворных препаратов [23]. Об этом косвенно свидетельствуют и результаты проведенного исследования: 37% респондентов cчитали, что регулярный прием снотворных ухудшает сон.
Таким образом, исследование показало довольно низкую осведомленность населения о правилах гигиены сна и ее зависимость от пола, уровня образования, наличия вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем) и наличия нарушений сна.
Конфликт интересов отсутствует.
1Сурин А. Калькулятор выборки. http://surin.marketolog.biz/calculator.htm. Численность населения Чувашии в 2014 г. взято из Википедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Чувашии.