Исагулян Э.Д.

ФГАУ «Научно-медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Семенов Д.Э.

ФГАУ «Научно-медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Томский А.А.

ФГАУ «Научно-медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Нейрохирургическое лечение постгерпетической невралгии

Авторы:

Исагулян Э.Д., Семенов Д.Э., Томский А.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2655 раз


Как цитировать:

Исагулян Э.Д., Семенов Д.Э., Томский А.А. Нейрохирургическое лечение постгерпетической невралгии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2024;124(2):154‑157.
Isagulyan ED, Semenov DE, Tomskiy AA. Neurosurgical treatment of postherpetic neuralgia. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2024;124(2):154‑157. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2024124021154

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сов­ре­мен­ные и пер­спек­тив­ные ме­то­ды ле­че­ния пос­тгер­пе­ти­чес­кой нев­рал­гии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(4):27-34
Миоадап­тив­ные пе­рег­ру­зоч­ные син­дро­мы ниж­них ко­неч­нос­тей у па­ци­ен­тов с рас­се­ян­ным скле­ро­зом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2025;(7-2):89-93
Пси­хо­те­ра­пев­ти­чес­кий ком­по­нент в ле­че­нии ос­трой и про­фи­лак­ти­ке хро­ни­чес­кой пос­ле­опе­ра­ци­он­ной бо­ли. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2025;(5-2):44-49

Опоясывающий герпес (Herpes zoster) — вирусная инфекция, возбудителем которой является вирус герпеса человека 3-го типа (HHV-3), также известный как вирус Varicella Zoster virus. Частота острой герпетической инфекции, по данным систематического исследования K. Kawai и соавт., колеблется от 3 до 5 на 1000 человек/год. Заметный рост заболеваемости отмечается в возрасте 50—60 лет и старше. Риск развития заболевания у пациентов моложе 50 лет составляет 2%, у лиц старше 50 лет — 20%, у лиц старше 80 лет — 35%. Более 5% пожилых пациентов имеют постгерпетическую невралгию (ПГН) через 1 год после острой герпетической инфекции [1].

После того как острая сыпь стихает, боль может сохраняться и локализоваться в пораженных сыпью областях. Это состояние известно как ПГН [1]. ПГН — заболевание, сложно поддающееся лечению, снижающее качество жизни пациента [2—4]. В ее основе, по современным представлениям, лежит постоянная стимуляция аномально гиперактивных, анатомически интактных первичных афферентных ноцицепторов, что приводит к центральной сенситизации с выраженной гипералгезией и аллодинией, но с минимальной потерей чувствительности [5—7]. Потеря волокон как большого, так и малого диаметра вызывает спонтанную активность в деафферентированных центральных нейронах, что приводит к развитию постоянной боли в области глубокого сенсорного дефицита, т.е. anesthesia dolorosa [8].

Для лечения острого герпеса применяются противовирусные препараты (ацикловир, валацикловир), пероральные глюкокортикостероиды (ГКС) и эпидуральные инъекции ГКС. Но лечение острого состояния не предупреждает развитие ПГН [1,4].

В лечении ПГН применяются прежде всего препараты психотропного ряда — антидепрессанты (амитриптилин, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина и другие), противоэпилептические препараты (габапентин, прегабалин, ламотриджин) и местные анестетики (лидокаин, ропивакаин) в виде аппликаций, кремов, пластырей, а также в виде блокад (проводниковых, эпидуральных). Кроме того, в качестве адъювантных средств могут применяться опиоиды (трамадол, морфин, оксикодон), NMDA-агонисты (кетамин), капсаицин в высокой концентрации (8%), когнитивно-поведенческая терапия, биологическая обратная связь и др. [9]. Последние несколько лет активно исследуются возможности ботулинотерапии [10].

При неэффективности консервативной терапии обычно применяются блокады с ГКС, а также пульсовое радиочастотное воздействие на соответствующие спинальные ганглии (корешки). Радиочастотная абляция дорсального ганглия на грудном уровне обеспечивает обезболивающий эффект на протяжении около 6 мес [5].

В случае неэффективности как консервативного (комплексного) лечения, так и минимально-инвазивных процедур или, при их непродолжительном эффекте, пациенту может быть показана имплантация системы для хронической нейростимуляции [4, 6, 9, 11]. Имеется ряд исследований, где отмечается эффективность подкожной стимуляции в зоне боли (PNFS), а также непосредственно в области нервов, иннервирующих данную область (PNS), однако по-прежнему чаще других при данной патологии из всех методов нейростимуляции применяется стимуляция спинного мозга (SCS) [11].

Прежде чем установить нейростимулятор, как правило, проводят имплантацию временных электродов, и только после подтвержденной эффективности в течение тестового периода (7—10 дней) имплантируют всю систему. Эффективность нейростимуляции для лечения нейропатической боли, связанной с опоясывающим герпесом у пациентов как в подострой, так и в хронической стадии ПГН, подтверждена различными исследованиями. Все активнее развиваются методы высокочастотной, залповой стимуляции и стимуляции спинальных ганглиев [2, 5, 11—16].

Традиционная SCS предполагает использование электрических импульсов с частотой не ниже 1200 Гц. Стимуляция в данном диапазоне несет в себе цель «замаскировать» у пациента ощущение боли, покрывая область боли парестезиями. Парестезии — это вызванные стимуляцией ощущения, обычно воспринимаемые как покалывание, «мурашки» или различные варианты вибрации, которые у пациентов с ПГН на фоне выраженной аллодинии часто достаточно неприятны. Несмотря на подбор оптимальных параметров стимуляции для достижения комфортного уровня парестезий, через некоторое время она может трансформироваться в раздражающий фактор. Данный эффект может быть одной из основных причин угасания эффективности такой стимуляции в последующем [17].

В отличие от традиционной тонической стимуляции высокочастотная стимуляция, в частности стимуляция с частотой в 10 кГц, так называемая HF10-терапия, контролирует боль без парестезии и болевых ощущений [18, 19]. При имплантации систем для высокочастотной и залповой стимуляции нет необходимости в установке электродов над сегментами спинного мозга, соответствующими зоне боли. Их обычно устанавливают выше этой области — над пораженными сегментами — для блокирования пути прохождения болевых импульсов в вышележащие отделы нервной системы [13]. Эффективность высокочастотной стимуляции объясняется десенсибилизацией гиперактивных нейронов широкого динамического диапазона и контролем так называемого феномена взвинчивания (wind-up phenomenon), лежащего в основе хронизации самоподдерживающейся боли [20].

Залповая нейростимуляция — способ электростимуляции, при котором стимулы наносятся пакетами из пяти импульсов продолжительностью в 1 мс и частотой в 40 Гц, с частотой пиков в пакете 500 Гц. Амплитуда снижается до уровня подпороговой стимуляции, тем самым обеспечивая облегчение боли без парестезий [13, 14]. Залповая стимуляция нейронов имеет ряд эффектов, не наблюдаемых при тонической стимуляции. Есть основания предполагать, что она может вызывать в медиальных ядрах и внутренней пластинке таламуса кратковременную и/или долгосрочную нейропластичность, в частности, в ноцицептивном таламоцингулярном пути [21]. Кроме того, залповая импульсация может модулировать переход от острой к хронической боли, возможно, благодаря специфическому воздействию на части таламоцингулярной сети, отвечающие за внимание к боли, болевую память, а также за вызванные болью эмоции — в первую очередь страх и тревогу [22]. Дополнительный предполагаемый механизм обезболивания при залповой стимуляции — активация противовоспалительного интерлейкина-10 (IL-10) [23]. Помимо анальгетического эффекта, IL-10, вероятно, ускоряет регенерацию нервных волокон [24].

Одним из новых и перспективных вариантов нейростимуляции, особенно для пациентов с ПГН, является электрическая стимуляция спинального дорсального ганглия (ЭСДГ). Предположения о повышенной эффективности данного метода основаны, прежде всего, на сужении границ парестезий в строго ограниченных областях (например, паховая область, наружный край стопы или область конкретного межреберья), без вовлечения соседних анатомических областей, что трудно и часто невозможно достичь с помощью традиционных методов стимуляции [12].

При ЭСДГ происходит непосредственная стимуляция тел афферентных нейронов. Одним из основных предполагаемых механизмов обезболивания является избирательная активация Aβ-, Aδ- и C-волокон при очень низких частотах. Генерируя потенциалы действия на низких частотах, ЭСДГ позволяет блокировать проведение болевого импульса без задействования ГАМКергической системы, возможно, через активацию опиоидных рецепторов [25]. Также существуют данные о гиперполяризации мембран C-волокон через Ca2+-зависимые ионные каналы в Т-образных соединениях первичных сенсорных нейронов, благодаря которой болевые сигналы не достигают ЦНС [26]. На сегодняшний день накоплено немало данных, подтверждающих эффективность ЭСДГ, которая часто превышает таковую при SCS [27—30].

Существенно реже в лечении ПГН применяются другие виды нейростимуляции, например, глубокая стимуляция контралатеральной перивентрикулярной серой зоны и вентролатерального дорсального таламического ядра также показала свою эффективность в лечении ПГН [31].

На сегодняшний день нет исследований высокой степени доказательности (не менее одного рандомизированного контролируемого исследования, посвященных оценке эффективности и безопасности метода), которые позволили бы утвердить рефрактерную ПГН в качестве одного из основных показаний к SCS. Тем не менее во многих случаях метод нейростимуляции является единственной альтернативой безуспешному консервативному лечению.

Методы нейростимуляции особенно актуальны для пациентов с отягощенным соматическим статусом, учитывая их малую травматичность, а также возможность точного контроля обезболивающего эффекта в катамнезе. Их можно использовать на одном из первых этапов хирургического лечения больных с нейрогенными болевыми синдромами. Однако необходимо строго соблюдать критерии отбора больных, показания и противопоказания для проведения лечения, во избежание заведомо отрицательных результатов уже в раннем послеоперационном периоде.

Для лечения ПГН наиболее эффективными методами терапии являются залповая и высокочастотная стимуляция, которые не связаны с развитием неприятных сенсорных явлений в отличие от тонической. В последнее время набирает популярность стимуляция дорсального спинального ганглия. Прежде всего, это связано с особенностями воздействия, что приводит к большей эффективности метода в сравнении с традиционной SCS. Кроме того, стимуляция конкретных ганглиев не вызывает парестезий в областях, не причастных к болевой зоне, что немаловажно для пациентов с выраженной аллодинией на фоне ПГН. На данном этапе развития методов нейромодуляции в лечении одного из самых сложных нейрогенных болевых синдромов именно на последний метод возлагаются большие надежды.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Kawai K, Gebremeskel BG, Acosta CJ. Systematic review of incidence and complications of herpes zoster: Towards a global perspective. BMJ Open. 2014;4:e004833.
  2. Dong DS, Yu X, Wan CF, et al. Efficacy of Short-Term Spinal Cord Stimulation in Acute/Subacute Zoster-Related Pain: A Retrospective Study. Pain Physician. 2017;20(5):E633-E645.
  3. Kolšek M. TENS — an alternative to antiviral drugs for acute herpes zoster treatment and postherpetic neuralgia prevention. Swiss Med Wkly. 2012;142:w13229. https://doi.org/10.4414/smw.2012.13229
  4. Postherpetic Neuralgia. Medscape. September 18, 2023. Accessed September 25, 2023. https://emedicine.medscape.com/article/1143066-overview.
  5. Lin CS, Lin YC, Lao HC, Chen CC. Interventional Treatments for Postherpetic Neuralgia: A Systematic Review. Pain Physician. 2019;22(3):209-228. 
  6. Maltsman‐Tseikhin A, Niv D. Postherpetic Neuralgia: The Never‐Ending Challenge. Pain Practice. 2005;5(4):327-340.  https://doi.org/10.1111/j.1533-2500.2005.00035.x
  7. Harke H, Gretenkort P, Ladleif H, et al. Spinal Cord Stimulation in Postherpetic Neuralgia and in Acute Herpes Zoster Pain. Anesthesia & Analgesia. 2002;94(3):694-700.  https://doi.org/10.1097/00000539-200203000-00040
  8. Marshall D. Rethinking the causes of pain in herpes zoster and postherpetic neuralgia: the ectopic pacemaker hypothesis. Pain Rep. 2018;3(6):e702. https://doi.org/10.1097/PR9.0000000000000702
  9. Johnson RW, McElhaney J. Postherpetic Neuralgia in the Elderly. Int J Clin Pract CME. 2009;63(9):1386-1391. https://doi.org/10.1111/j.1742-1241.2009.02089.x
  10. Hu Y, Zou L, Qi X, et al. Subcutaneous botulinum toxin‐A injection for treating postherpetic neuralgia. Dermatologic Therapy. 2020;33(1):e13181. https://doi.org/10.1111/dth.13181
  11. Kurklinsky S, Palmer S, Arroliga M, et al. Neuromodulation in Postherpetic Neuralgia: Case Reports and Review of the Literature. Pain Medicine. 2018;19(6):1237-1244. https://doi.org/10.1093/pm/pnx175
  12. Verrills P, Sinclair C, Barnard A. A review of spinal cord stimulation systems for chronic pain. Journal of Pain Research. 2016;9:481-492. eCollection 2016. https://doi.org/10.2147/JPR.S108884
  13. Slavin KV, North RB, Deer TR, et al. Tonic and burst spinal cord stimulation waveforms for the treatment of chronic, intractable pain: study protocol for a randomized controlled trial. Trials. 2016;17(1):569.  https://doi.org/10.1186/s13063-016-1706-5
  14. Oakley J, Prager J. Spinal Cord Stimulation: Mechanisms of Action. Spine. 2002;27(22):2574-2583. https://doi.org/10.1097/00007632-200211150-00034
  15. Yanamoto F, Murakawa K. The effects of temporary spinal cord stimulation (or spinal nerve root stimulation) on the management of early postherpetic neuralgia from one to six months of its onset. Neuromodulation. 2012;15(2):151-154.  https://doi.org/10.1111/j.1525-1403.2012.00438.x
  16. Baek Y, Park JY, Kim HJ, et al. Spinal Cord Stimulation in the Treatment of Postherpetic Neuralgia in Patients with Chronic Kidney Disease: A Case Series and Review of the Literature. Korean J Pain. 2011;24(3):154-157.  https://doi.org/10.3344/kjp.2011.24.3.154
  17. Caylor J, Reddy R, Yin S, et al. Spinal cord stimulation in chronic pain: evidence and theory for mechanisms of action. Bioelectron Med. 2019;5:12.  https://doi.org/10.1186/s42234-019-0023-1
  18. Kapural L, Yu C, Doust MW, et al. Comparison of 10-kHz High-Frequency and Traditional Low-Frequency Spinal Cord Stimulation for the Treatment of Chronic Back and Leg Pain: 24-Month Results From a Multicenter, Randomized, Controlled Pivotal Trial. Neurosurgery. 2016;79(5):667-677.  https://doi.org/10.1227/NEU.0000000000001418
  19. Steinbach K, Bettstetter H, Link C. High-Frequency Spinal Cord Stimulation at 10 kHz for the Treatment of Chronic Neuropathic Pain After a II—III Degree Burn. Pain Medicine. 2017;18(9):1826-1828. https://doi.org/10.1093/pm/pnx012
  20. Wolter T. Spinal cord stimulation for neuropathic pain: current perspectives. Journal of Pain Research. 2014;7:651-663. eCollection 2014. https://doi.org/10.2147/JPR.S37589
  21. Shyu BC, Vogt BA. Short-term synaptic plasticity in the nociceptive thalamic-anterior cingulate pathway. Mol Pain. 2009;5:51.  https://doi.org/10.1186/1744-8069-5-51
  22. Remy S, Spruston N. Dendritic spikes induce singleburst long-term potentiation. Proc Natl Acad Sci USA. 2007;104(43):17192-17197. https://doi.org/10.1073/pnas.0707919104
  23. Lind A-L, Wu D, Freyhult E, et al. A multiplex pro tein panel applied to cerebrospinal fluid reveals three new biomarker candidates in ALS but none in neuropathic pain patients. PLoS One. 2016;11(2):e0149821. eCollection 2016. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0149821
  24. Zhu SM, Liu YM, An ED, Chen QL. Influence of systemic immune and cytokine responses during the acute phase of zoster on the development of postherpetic neuralgia. Journal of Zhejiang University SCIENCE B. 2009;10(8):625-630.  https://doi.org/10.1631/jzus.B0920049
  25. Chapman KB, Yousef TA, Foster A, Stanton-Hicks M, van Helmond N. Mechanisms for the Clinical Utility of Low-Frequency Stimulation in Neuromodulation of the Dorsal Root Ganglion. Neuromodulation. 2021;24(4):738-745.  https://doi.org/10.1111/ner.13323
  26. Kent AR, Min X, Hogan QH, Kramer JM. Mechanisms of dorsal root ganglion stimulation in pain suppression: a computational modeling analysis. Neuromodulation: Technology at the Neural Interface. 2018;21(3):234-246.  https://doi.org/10.1111/ner.12754
  27. Kim ED, Lee YI, Park HJ. Comparison of efficacy of continuous epidural block and pulsed radiofrequency to the dorsal root ganglion for management of pain persisting beyond the acute phase of herpes zoster. PLoS One. 2017;12(8):e0183559. eCollection 2017. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0183559
  28. Kim YH, Lee CJ, Lee SC, et al. Effect of pulsed radiofrequency for postherpetic neuralgia. Acta Anaesthesiol Scand. 2008;52(8):1140-1143. https://doi.org/10.1111/j.1399-6576.2008.01752.x
  29. Texakalidis P, Boulis T. Neurosurgeons’ Armamentarium for the Management of Refractory Postherpetic Neuralgia: A Systematic Literature Review. Stereotact Funct Neurosurg. 2019;97(1):55-65.  https://doi.org/10.1159/000499476
  30. Lynch P, McJunkin T, Eross E, et al. Neuromodulation: Technology at the Neural Interface. Neuromodulation. 2011;14:58-61. 
  31. Green AL, Nandi D, Armstrong G, et al. Post-herpetic trigeminal neuralgia treated with deep brain stimulation. J Clin Neurosci. 2003;10(4):512-514.  https://doi.org/10.1016/s0967-5868(03)00088-2

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.