ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определить значимость иммунологических маркеров у пациентов с обструктивным апноэ сна (ОАС) и коморбидной патологией.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Обследованы 65 пациентов. Выделены две группы пациентов: основная — со средней и тяжелой степенью ОАС, контрольная — без ОАС. Обследуемым проведены антропометрия, полисомнография, оценка когнитивных и эмоциональных нарушений. Методом иммуноферментного анализа изучали глиальный фибриллярный кислый протеин (GFAP), антитела к NR2-субъединице NMDA (АТ к GRIN2A) и ацетилхолиновому рецептору (АТ к АХР) и мозговой нейротрофический фактор (BDNF).
РЕЗУЛЬТАТЫ
У пациентов с ОАС показатели маркеров: GFAP (p=0,017), BDNF (p=0,006), АТ к АХР (p=0,002), а также хронической ишемии головного мозга (p=0,000), депрессии по госпитальной шкале депрессии (p=0,004) и шкале Бека (p=0,000), сонливости по шкале Эпворта (p=0,001), астении по ВАШ (p=0,000) и шкале астении MFI 20 (p=0,013) были выше, чем в контрольной группе. Установлена связь в основной группе между нарушениями по краткой шкале оценки психического статуса (MMSE) и уровнем BDNF (r=0,302, p=0,014) и средним баллом по шакале MMSE и уровнем BDNF (r=–0,266, p=0,032).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные результаты работы демонстрируют взаимосвязь нейроспецефических белков с когнитивными нарушениями у пациентов с ОАС. Нейромаркер GFAP у пациентов с апноэ показал себя как предиктор снижения нейрогенеза, а BDNF — как репрезентативный маркер нейропластичности. Большие значения показателя АТ к АХР у пациентов с ОАС могут указывать на возможные нарушения нервно-мышечной передачи. Наряду с сонливостью и астенией, у пациентов с ОАС имеются изменения в эмоциональном фоне, обусловленные преимущественно депрессией. Степень тяжести депрессии, выраженность астении возрастают с увеличением тяжести апноэ и, вероятно, связаны с низким уровнем сатурации, что в свою очередь приводит к дисрегуляции префронтальной коры, гиппокампа и амигдалы.