Минимально инвазивная хирургия неуклонно развивается в своем стремлении заменить большинство открытых операций малоагрессивными эндохирургическими версиями. Достаточно долго предназначение лапароскопии у пациентов с паховыми грыжами заключалось в инспекции контралатерального внутреннего пахового кольца в ходе открытой герниорафии и попытке обнаружить грыжу с другой стороны [1]. Удивительно, но такой подход просуществовал длительное время. Постепенно пришли к тому, что реконструкция паховых грыж у детей возможна полностью с использованием лапароскопической техники.
Эндохирургический подход для лечения паховых грыж у детей впервые был представлен российским хирургом М.В. Щебеньковым. Хотя данный факт не упоминается в зарубежной литературе, однако существует реальное подтверждение этого события, опубликованное в журнале «Эндоскопическая хирургия» за 1995 г. [2]. За рубежом официальным стартом использования лапароскопии для лечения паховых грыж у детей считается 1997 г., когда M. El-Gohary [3] продемонстрировал свою технику, заключающуюся в инверсии грыжевого мешка внутрь брюшной полости и наложении на его шейку петли Roeder. С тех пор лапароскопия стала стремительно развиваться, сохранив основной принцип операций, который применяется для лечения этого заболевания, заключающийся в репозиции внутренних органов в брюшную полость и высокой перевязке грыжевого мешка на уровне его шейки.
Все методы лапароскопического лечения паховых грыж у детей могут быть классифицированы на выполняемые полностью интракорпорально и выполняемые вне брюшины путем наложения экстракорпоральных швов.
При использовании интракорпоральной техники ушивание шейки грыжевого мешка реализуется внутри брюшной полости, в то время как при применении экстракорпоральных методов наложение швов выполняется вокруг и вне шейки грыжевого мешка, т. е. полностью в предбрюшинном пространстве. Узел после завязывания грыжевой лигатуры остается либо внутри полости брюшины, если используются интракорпоральные методы, либо в подкожной клетчатке, если применяются экстракорпоральные методы.
При использовании двух принципиально разных способов герниорафии большое внимание уделяется проведению грыжевой лигатуры у мальчиков, чтобы исключить повреждение семявыносящего протока и яичковых сосудов, в то время как у девочек круглая связка может быть включена в шов. Изначально лапароскопическая хирургия паховых грыж проводилась только у пациентов женского пола, так как безопасность семявыносящего протока и яичковых сосудов вызывала озабоченность хирургов.
В 1998 г. F. Schier описал интракорпоральный Z-образный шов — сначала у девочек [4] и только потом, в 2000 г., у мальчиков [5]. Несколько позже, в 1999 г., P. Montupet и C. Esposito [6] первыми выполнили лапароскопическую операцию для лечения паховых грыж у детей мужского пола с использованием интракорпорального кисетного шва. Адаптация интракорпоральных методов продолжала развиваться на протяжении нескольких последующих лет. В 2003 г. K. Chan и P. Tam [7] добавили гидродиссекцию брюшины в области внутреннего пахового кольца в качестве способа, позволяющего избежать повреждения структур семенного канатика у мальчиков. Другие интракорпоральные техники включают рассечение брюшины [8] и иссечение грыжевого мешка [9].
В 2003 г. R. Prasad [10] впервые продемонстрировал возможность экстракорпорального ушивания грыжевого мешка. С тех пор появилось множество модификаций метода и достаточно большое количество устройств для его реализации, чтобы сделать экстракорпоральный способ технически менее сложным и обеспечить лучшие условия для лигирования грыжевого мешка. Начиная с этого времени развитие эндохирургического лечения паховых грыж у детей стало похоже на увлекательную историю «крючков и игл» — приспособлений, которые нашли широкое распространение, чтобы сделать безопасным экстраперитонеальное проведение грыжевой лигатуры.
В своем обзоре мы привели оригинальное описание наиболее известных и действующих ныне методик эндохирургического лечения паховых грыж у детей, сопроводив их иллюстрациями. Эти данные представлены с целью демонстрации многообразия видов лапароскопического грыжесечения у педиатрических пациентов. Никаких официальных рекомендаций относительно выбора техники, так же как данных о статистике послеоперационных осложнений, в обзоре не приводится. Все лапароскопические операции начинаются с создания карбоксиперитонеума с давлением 8—10 мм рт.ст. и установки оптического (в умбиликальной области) и инструментального (справа или слева от пупка в зависимости от расположения грыжи) портов. Дальнейшие этапы операции имеют различия и детально рассмотрены ниже.
Интракорпоральные методы
Лапароскопическая инверсия паховой грыжи и лигирование (Laparoscopic Laparoscopic Inguinal Hernia Inversion and Ligation — LIHIL) M. El-Gohary, [3] (рис. 1 а, б)
Метод применяется исключительно у девочек. Атравматичным лапароскопическим зажимом производятся захватывание и инверсия в брюшную полость грыжевого мешка — влагалищного отростка брюшины. Затем на шейку грыжевого мешка накладывается эндопетля Roeder из неабсорбирующего материала. Остатки грыжевого мешка иссекаются и удаляются из брюшной полости.
Инверсия и коагуляция грыжевого мешка
Burnia. Godoy Lenz J. [11] (рис. 2 а, б)
Метод также используется только у девочек. Способ аналогичен вышеописанному до того момента, когда происходит инверсия грыжевого мешка в брюшную полость. Далее вместо грыжевой лигатуры используется энергия электрического тока с целью полной коагуляции ткани грыжевого мешка и его деструкции.
Интракорпоральный кисетный шов
Intracorporeal purse-string
М.В. Щебеньков [2]; P. Montupet, C. Esposito [6] (рис. 3)
Выполняется наложение кисетного шва на брюшину в области внутреннего пахового кольца. У девочек в шов может захватываться круглая связка матки. У мальчиков стежки кисетного шва аккуратно располагаются на участках брюшины между семявыносящим протоком и яичковыми сосудами.
Интракорпоральные Z- и N-образные швы
Intracorporeal Z— and N-sutures
F. Schier [4, 5] (рис. 4 а, б)
Шейка грыжевого мешка на уровне внутреннего пахового кольца закрывается с использованием Z- или N-образного шва, стежки которого с осторожностью перекидываются через семявыносящий проток и яичковые сосуды.
Интракорпоральный кисетный шов с гидродиссекцией
Intracorporeal purse-string with intracorporeal hydrodissection
K. Chan, P. Tam [7] (рис. 5)
Производится инъекция в экстраперитонеальное пространство 2 мл физиологического раствора (NaCl) непосредственно рядом с элементами семенного канатика так, чтобы не повредить их. Затем выполняется наложение кисетного шва, как описано выше.
Лапароскопическая резекция грыжевого мешка и закрытие брюшины
Laparoscopic sac resection and peritoneal closure
F. Becmeur [9] (рис. 6 а, б)
Производится рассечение шейки грыжевого мешка по окружности с сохранением целости семявыносящего протока и яичковых сосудов. Грыжевой мешок удаляется полностью. На свободные края отсеченной брюшины накладывается кисетный шов с целью герметизации брюшной полости.
Метод откидного лоскута
Flip - flap
K. Yip [12] (рис. 7)
Латерально от внутреннего пахового кольца выкраивается лоскут брюшины на широком основании. Затем лоскут откидывается медиально, закрывая собой вход в грыжевой мешок. Отдельными нитями производится его фиксация к тканям, расположенным медиально от внутреннего пахового кольца.
Интраперитонеальное рассечение грыжевого мешка и его закрытие кисетным швом
Intraperitoneal hernia sac division and purse-string closure
A. Wheeler [8] (рис. 8)
Производится рассечение шейки грыжевого мешка по окружности с сохранением целости семявыносящего протока и яичковых сосудов. Грыжевой мешок не удаляется. На свободные края отсеченной брюшины накладывается кисетный шов с целью герметизации брюшной полости.
Экстракорпоральные методы
Экстракорпоральный метод с использованием шила
Extracorporeal method with steel awl
R. Prasad [10] (рис. 9 а, б)
С помощью инструмента, напоминающего шило и имеющего отверстие на конце, через которое продевается грыжевая лигатура, производится наружный вкол в проекции латерального аспекта внутреннего пахового кольца. Шило проводится экстраперитонеально и его конец выкалывается в брюшную полость. Лигатура оставляется в брюшной полости. Затем производится повторное введение иглы с медиальной стороны внутреннего пахового кольца и путем помещения конца нити в отверстие инструмента грыжевая лигатура извлекается наружу и завязывается подкожно.
Подкожное эндоскопически-ассистированное лигирование
Subcutaneous Endoscopically Assisted Ligation (SEAL)
M. Harrison [13] (рис. 10)
Атравматичная игла с грыжевой лигатурой вкалывается чрескожно в проекции латеральной стороны внутреннего пахового кольца и проводится экстраперитонеально, в том числе над элементами семенного канатика. С противоположной стороны, производится вкол иглы Tuohy, конец которой также проводится под брюшиной до встречи с иглой, содержащей грыжевую лигатуру. Обоюдным движением иглы выводятся наружу, и нить завязывается подкожно.
Лапароскопическое чрескожное экстраперитонеальное закрытие
Laparoscopic Percutaneous Extraperitoneal Closure
H. Takehara [14, [15] (рис. 11 а, б, в)
Используется специальная игла Lapaherclosure (Hakko Medical Co., Япония), которая содержит внутреннюю вставку-мандрен в виде металлической захватывающей петли, выдвигающейся из просвета иглы. Игла с продетой в нее грыжевой лигатурой, вкалывается чрескожно в проекции латерального аспекта внутреннего пахового кольца и проводится экстраперитонеально, в том числе над элементами семенного канатика. После прокалывания брюшины лигатура остается в брюшной полости. Повторный вкол иглы с медиальной стороны сопровождается захватом нити и извлечением ее наружу.
Чрескожное ушивание внутреннего кольца
Percutaneous Internal Ring Suturing
D. Patkowski [16] (рис. 12 а, б)
Используется обычная инъекционная игла 18G с продетой в нее нитью-лигатурой в виде «бесконечной» петли. Игла проводится экстраперитонеально, и ее конец выкалывается перед яичковыми сосудами. Лигатура оставляется в брюшной полости в виде петли. Затем с медиальной стороны внутреннего пахового кольца производится повторный вкол иглы 18G со второй лигатурой, и путем помещения конца шовного материала в петлю первой нити грыжевая лигатура извлекается наружу и завязывается подкожно.
Экстракорпоральный метод с использованием иглы Ревердина
Extracorporeal method with Reverdin needle
R. Shalaby [17] (рис. 13 а, б, в)
Игла Ревердина с грыжевой лигатурой на конце проводится под брюшиной латеральной порции внутреннего пахового кольца над семявыносящим протоком и яичковыми сосудами. Лигатура оставляется в брюшной полости. Повторным вколом иглы Ревердина в медиальной части внутреннего пахового кольца нить извлекается наружу и завязывается подкожно.
Подкожное эндоскопически-ассистированное лигирование с гидродиссекцией и двойным проведением нити
SEAL with hydrodissection and dual encirclage
Saranga Bharathi К. [18] (рис. 14 а, б)
Проводится преперитонеальная инъекция небольшого объема физиологического раствора (NaCl) в проекции элементов семенного канатика. Атравматичная игла с грыжевой лигатурой вкалывается чрескожно в проекции латеральной части внутреннего пахового кольца и проводится экстраперитонеально, в том числе над элементами семенного канатика, и выводится наружу. Совершая обратное движение, задней частью игла выводится в отверстие вкола. Грыжевая лигатура завязывается подкожно.
Метод экстракорпорального крючка
Extracorporeal hook method
K. Lee [19]; C. Yeung [20] (рис. 15 а, б, в)
Используется приспособление Herniotomyhook, имеющее на конце отверстие, в которое помещается нить. Крючок, содержащий грыжевую лигатуру, вкалывается чрескожно в проекции латерального аспекта внутреннего пахового кольца и проводится экстраперитонеально, в том числе над элементами семенного канатика. После прокалывания брюшины лигатура извлекается с помощью эндоскопического зажима и остается в брюшной полости. Повторный вкол крючка с медиальной стороны сопровождается захватом нити и извлечением ее наружу.
Экстракорпоральный метод с использованием иглы Endoneedle
Extracorporeal method with Endoneedle
M. Endo, E. Ukiyama [21, 22] (рис. 16 а, б)
C помощью специальной иглы лигатура проводится над семявыносящим протоком и яичковыми сосудами. Затем лигатура извлекается в брюшную полость и повторным вколом с медиальной стороны внутреннего пахового кольца захватывается и извлекается наружу.
Техника «лассо» с применением гидродиссекции
Hydrodissection - lassotechnique
O. Muensterer, K. Georgeson [23] (рис. 17 а, б)
Проводится экстраперитонеальная инъекция небольшого объема физиологического раствора (NaCl) в проекции элементов семенного канатика. Игла с лигатурой, проведенной в просвет иглы в виде петли, вкалывается снаружи медиально от внутреннего пахового кольца, проводится под брюшиной, минуя компоненты семенного канатика, и выкалывается латерально от них. Петля остается в брюшной полости. Повторный вкол аналогичной иглы, также с продетой в нее нитью, которая является грыжевой лигатурой, производится с другой стороны внутреннего пахового кольца. Нить в виде петли помещается в первую петлю и, извлеченная наружу, завязывается подкожно.
Лапароскопически-ассистированное экстраперитонеальное выделение грыжевого мешка и его лигирование
L AP -assisted micro-incision extraperitoneal division and ligation
S. Kim, T. Hu [24] (рис. 18)
Выполняется микроразрез в паховой области над внутренним паховым кольцом. В разрез помещается зажим типа «москит», конец которого продвигается вглубь до достижения экстраперитонеального пространства. С помощью атравматичного эндоскопического зажима производится экстраперитонеальный обход шейки грыжевого мешка зажимом «москит». Мобилизованная часть грыжевого мешка извлекается наружу, где вокруг шейки проводится грыжевая лигатура и завязывается.
Лапароскопически-ассистированное ушивание и облитерация внутреннего пахового кольца с использованием эпидурального катетера
Laparoscopically Assisted Simple Suturing Obliteration (LASSO) of the internal ring using an epidural catheter
S. Li [25] (рис. 19)
Игла Tuohy с шелковой лигатурой, проведенной в просвет иглы в виде петли, вкалывается снаружи латерально от внутреннего пахового кольца, проводится под брюшиной, минуя компоненты семенного канатика, и выкалывается медиально. Игла извлекается с оставлением лигатуры в брюшной полости. К концу перидурального катетера привязывается другая лигатура, которая является «петлеуловителем». В иглу Tuohy устанавливается перидуральный катетер с «петлеуловителем» на конце. Устройство повторно вводится с медиальной стороны внутреннего пахового кольца. Грыжевая лигатура погружается в «петлеуловитель» и извлекается наружу.
Заключение
Название статьи выбрано не случайно: именно разнообразные крючки и иглы, как убедился читатель, наиболее часто используются для осуществления главного действия всей операции ‒ проведения лигатуры вокруг шейки грыжевого мешка. Этот фразеологический оборот является частью литературного перформанса, примененного с целью привлечь читателя к обсуждению очень серьезной научной проблемы — минимально инвазивного лечения паховых грыж у детей. Достижения минимально инвазивной хирургии в этой области явились результатом значительных изменений в технике операций, что благотворно сказалось как на здоровье пациентов, так и на мастерстве хирургов. Хотя мы сделали все возможное, чтобы включить в наш обзор все существующие лапароскопические способы лечения паховых грыж у детей, необходимо понимать, что опубликованных данных по этому вопросу недостаточно для выполнения всеобъемлющего метаанализа. Несмотря на достигнутые успехи, лапароскопия по-прежнему сопровождается потенциальной угрозой повреждения элементов семенного канатика. Поиск альтернатив имеющимся методам лечения паховых грыж у детей может способствовать развитию нехирургических методов, примером которых служат инъекции, формообразующие имплантаты в область внутреннего пахового кольца [26, 27].
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.