Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Уддин Л.Н.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Соколова А.А.

ГБОУ ВПО "Первый МГМУ им. И.М. Сеченова" Минздрава России

Егоров А.В.

НУЗ "Дорожная клиническая больница" ОАО РЖД, Иркутск

Напалков Д.А.

ГБОУ ВПО "Первый МГМУ им. И.М. Сеченова" Минздрава России

Фомин В.В.

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова

Вычужанин Д.В.

Кафедра профилактической и неотложной кардиологии ИПО Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Москва

Дзюндзя А.Н.

ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Университетская клиническая больница №1, Клиника аортальной и сердечно-сосудистой хирургии, Москва

Абдулхакимов Н.М.

Кафедра факультетской хирургии №1 ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ, Москва, Россия

Трифонова А.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Профилактика тромбоэмболических и геморрагических осложнений у пациентов с фибрилляцией предсердий при проведении планового хирургического лечения

Авторы:

Уддин Л.Н., Соколова А.А., Егоров А.В., Напалков Д.А., Фомин В.В., Вычужанин Д.В., Дзюндзя А.Н., Абдулхакимов Н.М., Трифонова А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1582

Загрузок: 17


Как цитировать:

Уддин Л.Н., Соколова А.А., Егоров А.В., Напалков Д.А., Фомин В.В., Вычужанин Д.В., Дзюндзя А.Н., Абдулхакимов Н.М., Трифонова А.А. Профилактика тромбоэмболических и геморрагических осложнений у пациентов с фибрилляцией предсердий при проведении планового хирургического лечения. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2019;(7):52‑57.
Uddin LN, Sokolova AA, Egorov AV, Napalkov DA, Fomin VV, Vychuzhanin DV, Dziundzia AN, Abdulkhakimov NM, Trifonova AA. Prevention of thromboembolic and hemorrhagic events in patients with atrial fibrillation undergoing elective surgery. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2019;(7):52‑57. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia201907152

Рекомендуем статьи по данной теме:
Срав­ни­тель­ное ис­сле­до­ва­ние вли­яния бло­ка­то­ров ка­ли­евых ка­на­лов на элек­тро­фи­зи­оло­ги­чес­кие па­ра­мет­ры пред­сер­дия и ле­гоч­ных вен при ги­пок­сии и за­кис­ле­нии. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(1):31-37
Ожи­да­емая про­дол­жи­тель­ность жиз­ни у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­тью и фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий с им­план­ти­ро­ван­ны­ми ус­тройства­ми мо­ду­ля­ции сер­деч­ной сок­ра­ти­мос­ти. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(1):38-48
Об­ра­ти­мая кар­ди­омиопа­тия сме­шан­но­го ге­не­за у па­ци­ен­та, пе­ре­нес­ше­го COVID-19 тя­же­ло­го те­че­ния: кли­ни­чес­кий слу­чай. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(1):80-86
Ан­ти­ко­агу­лян­тная те­ра­пия пос­ле эн­до­вас­ку­ляр­но­го ле­че­ния анев­ризм брюш­но­го от­де­ла аор­ты. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(2):211-216
Кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­кие и пси­хо­ког­ни­тив­ные осо­бен­нос­ти пос­тко­вид­но­го пе­ри­ода у боль­ных с фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):43-50
Поиск по­тен­ци­аль­ных фак­то­ров, ас­со­ци­иро­ван­ных с не­ус­пе­хом ка­те­тер­ной аб­ла­ции фиб­рил­ля­ции пред­сер­дий. Рет­рос­пек­тив­ный ана­лиз элек­трон­ных ме­ди­цин­ских карт при по­мо­щи сер­ви­са под­дер­жки при­ня­тия вра­чеб­ных ре­ше­ний (ис­сле­до­ва­ние СЕЛЕКТ ФП). Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(2):35-42
Ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния раз­лич­ных ме­то­дик ка­те­тер­ной аб­ла­ции в ле­че­нии фиб­рил­ля­ции пред­сер­дий у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­тью. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(2):64-71
Осо­бен­нос­ти пе­ри­опе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода и кли­ни­ко-ла­бо­ра­тор­ная ха­рак­те­рис­ти­ка па­ци­ен­тов при опе­ра­ции то­ра­кос­ко­пи­чес­кой ра­ди­очас­тот­ной фраг­мен­та­ции ле­во­го пред­сер­дия. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(3):6-16
Ан­ти­ко­агу­лян­тная те­ра­пия в аку­шерстве: про­то­кол и прак­ти­ка. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(3):47-53
Ан­ти­ко­агу­лян­тная те­ра­пия в ус­ло­ви­ях ста­ци­она­ра у па­ци­ен­тов с ос­трым ко­ро­нар­ным син­дро­мом и фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(4-1):390-397

Фибрилляция предсердий (ФП) — наиболее часто встречаемая форма тахиаритмии, диагностируется более чем у 10% пациентов в возрасте старше 70 лет [1—3]. ФП выступает ведущим патогенетическим фактором развития ишемического инсульта, основной причиной смерти и инвалидности взрослого населения в большинстве развитых стран.

Для профилактики тромбоэмболических осложнений (ТЭО) больным с ФП показано назначение антикоагулянтной терапии (АКТ). При этом специалисты нередко сталкиваются с ситуацией, когда пациентам, получающим АКТ, необходимо проведение инвазивных исследований и хирургических вмешательств [4, 5]. Периоперационное ведение этой категории больных довольно сложное, поскольку, с одной стороны, хирургические вмешательства на фоне АКТ ассоциируются с высоким риском развития интраоперационных геморрагических осложнений (ГО), с другой — прерывание АКТ может увеличить риск развития ТЭО [6, 7]. У некоторых пациентов повышенный риск кровотечения не превышает ожидаемую пользу от профилактики ТЭО на фоне приема препаратов, поэтому терапию антикоагулянтами в периоперационном периоде следует продолжать или модифицировать.

В то же время частота развития и спектр ТЭО и кровотечений на фоне конкретных схем перипроцедурной АКТ освещены недостаточно. Актуальным представляется анализ этих данных в периоперационном периоде при использовании различных схем АКТ (непрерывный прием антикоагулянта, отмена антикоагулянта на время операции, мост-терапия). Мост-терапия заключается в отмене перорального антикоагулянта с назначением низкомолекулярных или нефракционированных гепаринов. Необходимо выявлять спектр этих осложнений в раннем и позднем послеоперационном периодах у этого контингента больных. Результаты подобного рода исследований могут быть использованы для выявления оптимальных и наиболее безопасных в отношении ранних и поздних осложнений схем перипроцедурной АКТ у пациентов с ФП.

Цель исследования — сравнение частоты ТЭО и ГО у пациентов с ФП при проведении плановых хирургических вмешательств на разных схемах периоперационной АКТ.

Материал и методы

На базе хирургических отделений университетской клинической больницы № 1 Сеченовского университета проанализированы данные 86 пациентов (56 (65,1%) мужчин и 30 (34,9%) женщин, медиана возраста составила 69 (64; 78) лет) с ФП неклапанной этиологии, которым выполнено плановое оперативное вмешательство.

Распределение пациентов по характеру выполненных операций представлено в табл. 1.

Таблица 1. Распределение пациентов по характеру оперативного вмешательства
Пациенты в группах были сопоставимы по полу, возрасту и наличию ФП неклапанной этиологии и соответственно по степени риска развития ТЭО и кровотечений.

Данные у больных, которым выполнены операции по поводу онкологических заболеваний, рассмотрены отдельно, поскольку риск развития ТЭО у них наиболее высокий.

Риск развития осложнений у больных, включенных в исследование, оценивали по шкалам, применяемым в клинической практике. Риск ТЭО оценивали по шкалам Caprini (шкала оценки риска развития ТЭО) и CHA2DS2—VASc (шкала оценки риска ТЭО у больных с фибрилляцией/трепетанием предсердий), а риск ГО — по шкале HAS—BLED. Эти шкалы представляют собой балльные системы, учитывающие как индивидуальные характеристики пациентов, так и факторы, провоцирующие развитие этих осложнений (особенности основного заболевания и оперативного вмешательства) [8—10]. Медиана по шкале CHA2DS2—VASc для включенных в исследование пациентов составила 4 (3—5) балла; по шкале HAS—BLED — 2 (1—3) балла, по шкале Сaprini — 6 (5—8) баллов.

В ходе послеоперационного ведения пациентов также осуществляли профилактику ТЭО с использованием немедикаментозных методов (компрессионный трикотаж, бинтование ног эластичным бинтом, ранняя двигательная активность).

Изучение частоты использования различных схем АКТ показало, что у 60 (69,8%) больных применялись схемы мост-терапии. У 21 (24,4%) пациента АКТ на время операции отменили, у 5 больных схема АКТ оставалась без изменений. Срок отмены АКТ перед операцией составил 2,0±1,2 сут, возобновляли АКТ через 2,5±1,5 сут после операции, при этом длительность периода без АКТ составила 5,0±3,1 сут.

Мы проанализировали соответствие использованных схем периоперационной АКТ при выполнении вмешательств актуальным международным рекомендациям [8, 9].

Результаты

ТЭО и ГО развились у 14 (16,3%) из 86 больных, при этом у 6 (7%) больных отмечены ТЭО, у 8 (9,3%) — кровотечения. У 2 (2,3%) пациентов зарегистрировано по 2 осложнения, у 12 (14%) — по 1 осложнению.

Больше всего осложнений — 12 (20%) зафиксировано в 1-й группе, где использовали схему мост-терапии. Во 2-й группе, где АКТ была отменена, наблюдалось только 2 (9,5%) осложнения (табл. 2).

Таблица 2. Частота осложнений в зависимости от схемы антикоагуляционной терапии Примечание. АКТ — антикоагулянтная терапия.

При использовании схемы мост-терапии отмечено 4 (6,7%) ТЭО. Частота кровотечений при применении данной схемы была в 2 раза выше — 8 (13,3%) осложнений. В группе с отменой АКТ зафиксировано 2 (9,5%) ТЭО, других осложнений не наблюдали. У 5 пациентов, которым вмешательство проводилось на фоне продолжения АКТ, осложнений не было.

Распределение больных с ФП, которым выполнены хирургические вмешательства, по срокам развития осложнений представлены на рисунке.

Частота развития осложнений в различные сроки после хирургического вмешательства (n=16).
Чаще всего осложнения развивались в срок от 7 до 30 сут после операции — у 10 (62,5%) из 16 пациентов. Менее чем у 1/3 пациентов осложнения были зафиксированы в раннем (до 7-х суток) послеоперационном периоде — 5 (31,3%) осложнений. Одно (6,2%) ТЭО отмечено на сроке от 1 до 6 мес после хирургического вмешательства, по-видимому, его возникновение не связано с выполнением оперативного вмешательства.

В табл. 3 приведена

Таблица 3. Осложнения в зависимости от характера оперативных вмешательств (n=86)
частота различных осложнений в зависимости от вида вмешательства. Как видно из табл. 3, при выполнении операций по поводу злокачественных новообразований развились 2 (16,7%) ТЭО, из них 1 при использовании схемы мост-терапии и 1 на фоне отмены АКТ. В этой группе пациентов также зафиксировано 3 (25%) кровотечения, все на фоне отмены АКТ. Всего в этой группе больных отмечено 5 (41,7%) осложнений.

При других вариантах вмешательств частота осложнений была существенно ниже. Так, при операциях на сердце и сосудах зарегистрировано 4 (11,7%) осложнения, из них 1 (2,9%) ТЭО при использовании схемы мост-терапии и 3 (8,8%) кровотечения при отмене АКТ; в группе пациентов, которым произведены операции на органах желудочно-кишечного тракта и брюшной полости, — 3 ТЭО (7,5%): 2 при использовании схемы мост-терапии и 1 при отмене АКТ, а также 4 (10%) кровотечения — все при отмене АКТ.

Необходимо отметить, что во всех случаях развития осложнений, согласно рекомендациям [8, 9], можно было не использовать схему мост-терапии. Кроме того, следовало учесть, что у 8 (20%) пациентов выполнены операции с низким риском кровотечения: герниопластика, холецистэктомия, установка/замена электрокардиостимулятора (ЭКС).

Анализ полученных данных показал, что врачи следовали рекомендациям ESC по периоперационной АКТ при выполнении планового вмешательства только у 41 (47,7%) больного Ф.П. Так, у 43 (95,6%) из 45 пациентов не было необходимости в применении схемы мост-терапии. У 1 (2,2%) пациента была необходима отмена АКТ, а у 1 (2,2%) пациента, напротив, не следовало прекращать периоперационного использования антикоагулянтов.

Следует отметить, что 8 (50%) из 16 осложнений развились при использовании нерекомендованных схем, из них в 7 случаях это произошло при отсутствии необходимости использовать схему мост-терапии.

Частота ТЭО была максимальной при использовании антагониста витамина K — 2 (11,8%) больных и апиксабана — 4 (10,3%) больных. При использовании ривароксабана и дабигатрана отмечено по 1 ТЭО, что составило соответственно 5 и 5,6% (табл. 4).

Таблица 4. Частота осложнений в зависимости от вида АКТ

Максимальная частота кровотечений наблюдалась при приеме дабигатрана — 3 (16,7%) пациента, ниже значения этих показателей были в группах пациентов, получавших ривароксабан — 2 (10%) геморрагических события и апиксабан — 3 (7,7%) кровотечения.

В целом частота осложнений была максимальной (ТЭО + кровотечения) при использовании дабигатрана — 4 (22,3%) осложнения и апиксабана — 7 (18%) осложнений. Реже ТЭО и кровотечения отмечались при применении ривароксабана и антагониста витамина K — соответственно у 3 (15%) и 2 (11,8%) больных.

Значимых межгрупповых различий по частоте развития осложнений не выявлено.

Обсуждение

К настоящему времени на основании накопленных данных сформулирован современный подход к проведению периоперационной АКТ. Считается, что прежде всего следует избегать прерывания приема пероральных антикоагулянтов. Кандидатами для проведения непрерывной АКТ являются пациенты с умеренным или высоким риском развития ТЭО, которым выполняют операции с относительно низким риском кровотечения. Полагают, что для снижения риска развития кровотечения при проведении непрерывной АКТ следует по возможности снизить целевое значение МНО в предоперационный период до 2 [11, 12].

Мост-терапия является одним из современных подходов к ведению пациентов, получающих АКТ в периоперационный период, и заключается в отмене перорального антикоагулянта с назначением низкомолекулярных гепаринов. Сообщается, что у больных с протезами клапанов и высоким риском ТЭО (механические протезы митральных клапанов или поворотно-дисковые клапаны) может отмечаться относительно благоприятное соотношение частоты развития кровотечения и тромбоза на фоне назначения мост-терапии [13, 14]. В то же время однозначный клинический эффект от применения мост-терапии у пациентов с высоким риском ТЭО до настоящего времени не подтвержден данными клинических исследований. Напротив, описано повышение частоты геморрагических событий на фоне мост-терапии у данной категории пациентов [14, 15]. Наши данные подтверждают результаты, приводимые в литературе.

Следует отметить, что в рамках нашего исследования у онкологических больных осложнения отмечались чаще, чем у пациентов с другими нозологическими формами. Так, отмечены 2 (16,7%) ТЭО и 3 (25,0%) кровотечения, частота осложнений оказалась существенно выше, чем в общей выборке больных. Как показано в исследованиях других авторов [16, 17], для пациентов с онкологическими заболеваниями характерен более высокий риск осложнений, а их развитие связано преимущественно с несоблюдением рекомендаций и недостаточным использованием методов профилактики ТЭО.

По-видимому, причинами наблюдаемых осложнений в первую очередь являются:

— неадекватная оценка периоперационных рисков развития ТЭО и кровотечений;

— «перестраховка» врачей при назначении необоснованной схемы мост-терапии.

Данные, полученные в ходе нашего исследования [8, 9], свидетельствуют о том, что коррекцию схем АКТ перед выполнением хирургического вмешательства целесообразно осуществлять в соответствии с международными рекомендациями. На наш взгляд, результаты исследования подтверждают необходимость проведения индивидуальной оценки возможности мост-терапии в зависимости от специфических рисков ТЭО и кровотечений, характерных для пациента и выполняемого вмешательства.

С целью выбора схемы АКТ при планировании хирургической операции необходима индивидуальная оценка планируемого вмешательства, состояния пациента в целом и соматических заболеваний в частности. Целесообразно проведение мероприятий по повышению информированности практических специалистов о современных подходах к профилактике осложнений у больных с ФП при выполнении им плановых хирургических вмешательств. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости дальнейших исследований клинической эффективности и безопасности различных схем периоперационной АКТ у пациентов с ФП, нуждающихся в плановом хирургическом лечении.

Результаты проведенного исследования не подтвердили однозначный клинический эффект применения мост-терапии у пациентов с высоким риском ТЭО, что согласуется с данными литературы. Для пациентов с онкологическими заболеваниями характерен более высокий риск осложнений по сравнению с другими группами больных хирургического профиля. Развитие осложнений связано преимущественно с несоблюдением рекомендаций и недостаточным использованием методов профилактики ТЭО.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts f interest.

Сведения об авторах

Уддин Л.Н. — https://orcid.org/0000-0002-8339-680X

Соколова А.А. — https://orcid.org/0000-0001-5938-8917

Егоров А.В. — https://orcid.org/0000-0002-8082-1495

Напалков Д.А. — https://orcid.org/0000-0001-6241-2711

Фомин В.В. — https://orcid.org/0000-0002-2682-4417

Вычужанин Д.В. — https://orcid.org/0000-0001-6099-1801

Дзюндзя А.Н. — https://orcid.org/0000-0003-1133-8106

Абдулхакимов Н.М.— https://orcid.org/0000-0002-8324-2376

Трифонова А.А — https://orcid.org/0000-0002-9519-7373

Автор, ответственный за переписку: Уддин Л.Н. — e-mail: Luisiana9090@mail.ru

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Уддин Л.Н., Соколова А.А., Егоров А.В., Напалков Д.А., Фомин В.В., Вычужанин Д.В., Дзюндзя А.Н., Абдулхакимов Н.М., Трифонова А.А. Профилактика тромбоэмболических и геморрагических осложнений у пациентов с фибрилляцией предсердий при проведении планового хирургического лечения. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2019;7:52-57. doi: 10.17116/hirurgia2019071

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.