Тромбофилия - основная причина акушерских и гинекологических патологий. Под тромбофилией понимают повышенную склонность организма человека к тромбообразованию вследствие генетически обусловленных или приобретенных дефектов системы гемостаза.
На сегодняшний день известен целый ряд наследственных форм тромбофилии. Они могут быть обусловлены либо генетическими дефектами непосредственно в системе гемостаза, включая мутации в генах коагуляционных факторов (гены антикоагулянтной и фибринолитической систем, гены гликопротеинов тромбоцитарных рецепторов), либо вторичными причинами вследствие других генетических поломок [1, 2] (рис. 1).
Наиболее значимой и частой формой генетически обусловленной тромбофилии является мутация Лейден в гене коагуляционного фактора 5 (F5 1691G>A). В гетерозиготном состоянии мутация Лейден встречается у 2-6% европейцев. Вследствие данной мутации, приводящей к замене аминокислоты аргинина на глутамин в положении 506, замедляется деградация фактора 5 активированным протеином С (АПС), стабилизируется протромбиназный комплекс, отмечается увеличение скорости образования тромбина, что приводит к развитию резистентности к АПС и к повышенному тромбообразованию [1-5]. Мутацию фактора 5 выявляют у 20-40% больных с венозными тромбозами и тромбоэмболиями. Будучи в гетерозиготном состоянии, мутация Лейден сопряжена с 3-7-кратным увеличением риска тромбообразования, в гомозиготном состоянии этот риск повышен в 80-100 раз. Мутация отмечена у 60% женщин с тромбозами во время беременности и в послеродовом периоде [2].
Другой причиной генетически обусловленной тромбофилии является мутация в гене коагуляционного фактора 2 или протромбина (F2 20210G>A), локализованная в 3'-концевой нетранслируемой области гена [1, 2, 6]. У носителей данной мутации повышен уровень протромбина, что, вероятно, связано с усилением синтеза белка при наличии аллели 20210A из-за увеличения стабильности мРНК фактора 2 и/или повышения эффективности ее трансляции [6]. Риск развития тромбозов у носителей данной мутации возрастает в 2-5 раз. В общей популяции мутация встречается с частотой 2-3%, а у больных с венозными тромбозами - 6%. При наличии этой мутации у беременных риск венозной тромбоэмболии значительно возрастает [1, 2, 7]. Аллель 20210А обнаружен у 7,8% женщин с потерей плода [8]. Показана ассоциация данной мутации с внутриутробной задержкой развития плода (ВЗРП), преждевременной отслойкой нормально расположенной плаценты (ПОНРП) и с гестозом. У женщин с тяжелым гестозом данная мутация встречается в 4-11% случаев, а у здоровых беременных - в 1-4% [8].
В последние годы в качестве одной из причин тромбофилии рассматривается гипергомоцистеинемия, которая может быть обусловлена изменениями в гене метилентетрагидрофолатредуктазы (MTHFR) [1, 2, 5]. Наиболее изученным является полиморфизм 677С>Т, приводящий к образованию термолабильной формы фермента со сниженной на 50% активностью [1]. Протромботический эффект гипергомоцистеинемии может быть обусловлен токсическим действием гомоцистеина на эндотелий сосудов, в результате которого повышается прокоагулянтный потенциал эндотелиальных клеток [2]. При гипергомоцистеинемии может возникать резистентность к АПС вследствие ковалентного соединения гомоцистеина с активированным фактором 5 [7]. Частота генотипа 677ТТ в Европе варьирует от 5 до 15%. Аллель 677T в гомозиготной форме выявляется у 10-20% больных с различными видами тромбозов. Установлено, что замена 677С>Т MTHFR может быть фактором риска развития многих осложнений при беременности, включая ПОНРП, ВЗРП, синдром потери плода, дефекты заращения невральной трубки (ДЗНТ) и гестоз [2, 7].
Наряду с нарушениями коагуляционной системы к тромбофилии могут приводить и мутации генов факторов фибринолитической системы [7]. Индел (вставка/делеция) 5G/4G в гене ингибитора активатора плазминогена 1-го типа PAI1 в –675 положении от стартовой точки транскрипции может приводить к ослаблению фибринолиза и гиперкоагуляции вследствие повышения уровня PAI1 в крови при наличии аллеля –675 4G и снижения активации плазмина [7]. Наличие аллеля –675 4G отмечено при многих осложнениях беременности - бесплодии, ранних проэмбриональных и эмбриональных потерях, неудачах ЭКО и гестозах [2, 8].
В последние годы в качестве факторов риска развития гестоза рассматриваются замены –455G>A в 5'-промоторной области гена, кодирующего β-субъединицу фибриногена (FGB) и 1565Т>С в гене гликопротеина ITGβ3 (GP3α), также приводящих к тромбофилии.
Таким образом, к наиболее значимым факторам риска тромбофилии относят мутации в генах системы свертывания крови, фибринолиза и гликопротеиновых рецепторов.
Алгоритм диагностики и профилактики различных акушерских осложнений у женщин с генетическими формами тромбофилии
Данный алгоритм включает 7 последовательных этапов: отбор пациентов, взятие крови, выделение ДНК, выявление генетических форм тромбофилии, описание и интерпретацию результатов генетического тестирования, подготовку рекомендаций.
Отбор пациентов
Согласно нашему опыту, генетическое тестирование для выявления тромбофилии желательно для всех беременных женщин. Оно особенно показано в случае тромбозов в анамнезе, наличия таковых у кого-либо из близких родственников, наличия варикозной болезни, при невынашивании и других осложнениях беременности, наличии ревматизма, заболеваний почек, артериальной гипертензии, ожирения и др.
Сбор материала
На втором этапе проводится забор венозной крови. Во избежание свертывания, кровь необходимо собирать в пробирки для клинических гематологических исследований с К3ЭДТА.
Выделение образцов ДНК
Известно множество способов выделения ДНК. В последнее время широкое распространение получили методы, позволяющие экстрагировать высокоочищенную ДНК, а также автоматизировать процесс. Существует широкий спектр коммерческих наборов реагентов, производимых отечественными и зарубежными компаниями.
Наиболее простым, относительно дешевым, не требующим дорогого оборудования и безопасным является солевой метод выделения ДНК в соответствии с бесфенольной методикой, которую мы рекомендуем использовать [9].
Выявление генетических маркеров тромбофилии
Для выявления генетических нарушений, ассоциированных с тромбофилией, предлагаются разнообразные молекулярно-генетические методы: анализ полиморфизма длин рестрикционных фрагментов после полимеразной цепной реакции (ПЦР-ПДРФ), ПЦР с аллель-специфичными праймерами (ПЦР-АСП), метод «обратной дот-блот гибридизации» (ПЦР-АСО), ПЦР в реальном времени, анализ конформационного полиморфизма одноцепочечных фрагментов (SSCP), масс-спектрометрические методы, метод биочипов и многие другие [1]. Предлагается также метод детекции мутаций без предварительной амплификации непосредственно на геномной ДНК (инвазивное расщепление олигонуклеотидов (Invader).
Благодаря простоте и надежности метод ПЦР-ПДРФ получил особенно широкое распространение. Определение полиморфного сайта с помощью этого метода заключается в ПЦР-амплификации интересующего фрагмента и его расщеплении соответствующей рестриктазой. Дальнейшее разделение продуктов рестрикции с помощью электрофореза в агарозном или полиакриламидном геле позволяет на основании различной длины рестрикционных фрагментов (ПДРФ) выявлять искомую мутацию.
Весьма распространенным является и метод ПЦР-АСП, при котором аллельные варианты различаются в результате использования аллель-специфичных праймеров (АСП), комплементарных нормальному или мутантному аллелю. ПЦР проводят в двух пробах для каждой ДНК, которые отличаются друг от друга АСП. Реакция проходит только в образце, в котором исследуемый фрагмент ДНК содержит участок, комплементарный одному из двух АСП. Обнаружение ПЦР-продукта в обеих пробах свидетельствует о гетерозиготном носительстве исследуемой аллели. Важным преимуществом данного метода является возможность быстрого получения результата. Оба метода: и ПЦР-ПДРФ, и ПЦР-АСП благодаря своей скорости, простоте и надежности широко применяются для диагностики наследственной тромбофилии. Они позволяют идентифицировать все известные мутации, приводящие к высокому риску тромбозов.
Для выявления мутаций, предрасполагающих к тромбофилии, также применяют метод ПЦР в реальном времени. Преимуществами данного метода являются возможность детекции ПЦР-продуктов в процессе реакции, исследование их кинетики, отсутствие стадии электрофореза, автоматическая регистрация и интерпретация полученных результатов. За счет высокоспецифичных олигонуклеотидных зондов данный метод обладает высокой специфичностью и позволяет идентифицировать точечные мутации.
Несмотря на несомненные преимущества, все эти методы не применимы в случае необходимости одномоментной детекции мутаций в нескольких генах или в разных локусах одного гена. В случае полигенных заболеваний, к которым относится и тромбофилия, практически важным является разработка методов диагностики, позволяющих в одной пробирке одновременно определять несколько точковых мутаций в одном образце. Наиболее перспективной в этом случае является технология биочипов, которая наряду с мультиплексностью и миниатюрностью имеет такие преимущества, как быстрота, эффективность, высокая специфичность и простота.
В НИИАГ им. Д.О. Отта СЗО РАМН совместно с Институтом молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН разработан Фибр-биочип (Тромбо-биочип), предназначенный для выявления генетически обусловленных форм тромбофилии [1]. Фибр-биочип позволяет одновременно анализировать вариабельные участки 6 (7) генов (F5 1691G>A, F2 20210G>A, PAI1 –675 5G>4G, FGB –455G>A, ITGβ3 1565Т>С и MTHFR 677C>Т (F7) и выявлять для каждого из них по 2 аллеля: «дикого» и «мутантного» типов. На рис. 2 представлена схема Фибр-биочипа.
Олигонуклеотидные пробы, расположенные в ячейках микрочипа, представляют собой фрагменты перечисленных 6 генов. Для исключения ошибок и повышения точности каждая проба на микрочипе продублирована. Олигонуклеотиды в двух верхних строках соответствуют последовательностям «дикого» типа, в двух нижних - «мутантным» последовательностям. Подобное расположение облегчает регистрацию результатов гибридизации. Выявление флюоресцентного сигнала в ячейках двух верхних строк биочипа для каждого из 6 генов означает, что анализируемый образец содержит аллели дикого типа. Сигналы в нижних строках свидетельствуют о наличии «мутантных» аллелей. Наличие сигнала в ячейках одного из столбцов означает гетерозиготное носительство аллелей для каждого из генов. Варианты гибридизационных сигналов приведены на рис. 3.
Для анализа полученных результатов разработано специальное программное обеспечение, позволяющее в полуавтоматическом режиме определять генотипы исследуемых образцов ДНК (рис. 4). Оно значительно упрощает проведение диагностики с помощью биочипов.
Согласно нашему опыту, для выявления генетически обусловленных форм тромбофилии (F5 1691G>A, F2 20210G>A, FGB –455G>A, ITGβ3 1565Т>С, PAI1 –675 5G>4G, MTHFR 677C>Т) следует использовать Фибр-биочип.
Описание результатов генетического тестирования
Результаты генетического тестирования можно представить в виде таблицы, содержащей информацию о проанализированных маркерах (гены, мутации/полиморфизмы), генотипах пациента и риске развития заболевания.
Пример «стандартного» варианта ответа по результатам генетического тестирования на наличие наследственно обусловленной тромбофилии у пациентки К. приведен в табл. 1.
Интерпретация результатов генетического анализа
В настоящее время нет единой системы оценки результатов генетического анализа. По нашему опыту, наиболее удобным для объективизации полученных данных является балльный метод. Для этого каждому аллелю протестированных генов присваивают определенный балл в зависимости от вклада этого гена в риск заболевания, после чего проводят подсчет баллов по формуле: М=Σm/k, где М - относительная сумма баллов, m - сумма баллов всех индивидуальных генотипов, а k - число изученных генов. Высокому риску развития осложнений соответствует интервал М от 1,1 балла и выше, умеренному - от 0,9 до 1,1, а низкому - от 0 до 0,9.
Согласно нашему опыту и данным литературы, для жительниц Северо-Западного региона России гомозиготам по мутации F5 Лейден и полиморфизму 20210G>A по гену протромбина F2 следует присваивать максимально высокий балл риска - 4. Гетерозиготам по мутации F5 Лейден и полиморфизму 20210G>A по гену протромбина F2, а также гомозиготам по мутации 677С>Т в гене MTHFR давать балл - 3. Гетерозиготность по мутации 677С>Т и гомозиготность по мутациям в гене рецептора тромбоцитов ITGB3 и в гене PAI1 оценивать в 2 балла. Гетерозиготам по «неблагоприятным» аллелям генов ITGB3 и PAI1, а также гомозиготам по полиморфизму в гене фибриногена FGB присваивать 1 балл. Остальные аллели всех протестированных генов учитываются как 0 баллов (табл. 2).
Исходя из предложенной балльной оценки, пациентка К. имеет относительную сумму баллов, равную 1,5, и находится в группе высокого риска развития осложнений беременности (табл. 3).
Полученный результат для пациентки К. указывает на необходимость профилактических мероприятий, чтобы максимально снизить риск осложнений беременности.
Профилактические рекомендации по ведению беременности
Генетическое тестирование наряду с анамнестическими и клинико-лабораторными данными является лишь одним из составляющих при оценке риска акушерских осложнений. Наличие генетической предрасположенности свидетельствует о повышенном риске осложнений беременности и требует применения комплекса профилактических мероприятий.
Последний включает коррекцию экстрагенитальной патологии, прегравидарную оценку показателей свертывающей системы крови, динамический контроль при беременности. Дезагреганты и антикоагулянты назначаются под контролем показателей свертывания крови. Женщинам группы умеренного риска рекомендуется коррекция гемостаза при возникновении нарушений свертывающей системы крови во время беременности. В случае низкого риска и наличия беременности - показаны наблюдение 1 раз в 4 нед и прием поливитаминов [2].