Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бойцов С.А.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины», Москва, Россия

Вылегжанин С.В.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва

Гилева Ф.А.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва

Гулин А.Н.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва

Ипатов П.В.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва

Калинина А.М.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва

Линчак Р.М.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва

Пономарева Е.Г.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва

Совершенствование профилактики хронических неинфекционных заболеваний в учреждениях здравоохранения

Авторы:

Бойцов С.А., Вылегжанин С.В., Гилева Ф.А., Гулин А.Н., Ипатов П.В., Калинина А.М., Линчак Р.М., Пономарева Е.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1793

Загрузок: 68


Как цитировать:

Бойцов С.А., Вылегжанин С.В., Гилева Ф.А., и др. Совершенствование профилактики хронических неинфекционных заболеваний в учреждениях здравоохранения. Профилактическая медицина. 2013;16(2):3‑12.
Boytsov SA, Vylegzhanin SV, Gileva FA, et al. Improving the prevention of chronic non-communicable diseases in health care facilities. Russian Journal of Preventive Medicine. 2013;16(2):3‑12. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­лиз ре­сур­сов струк­тур ме­ди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):22-28
Роль дис­пан­се­ри­за­ции в вы­яв­ле­нии за­бо­ле­ва­ний тол­стой киш­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):34-38
Мар­шру­ти­за­ция взрос­ло­го на­се­ле­ния при про­фи­лак­ти­чес­ком ме­ди­цин­ском ос­мот­ре и дис­пан­се­ри­за­ции по вы­яв­ле­нию он­ко­ло­ги­чес­кой па­то­ло­гии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):7-11
Со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кая эф­фек­тив­ность ме­роп­ри­ятий по ран­не­му вы­яв­ле­нию он­ко­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний при дис­пан­се­ри­за­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):36-44
Уг­луб­лен­ная дис­пан­се­ри­за­ция па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших но­вую ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):16-22
Вклад мо­биль­ных ме­ди­цин­ских бри­гад в про­ве­де­ние дис­пан­се­ри­за­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):7-15
Выяв­ле­ние по­вы­шен­ной мас­сы те­ла и по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка ее раз­ви­тия в рам­ках дис­пан­се­ри­за­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):37-43
Оп­ре­де­ле­ние фак­то­ров, влияющих на эф­фек­тив­ность дис­пан­се­ри­за­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния, про­жи­ва­юще­го в сельской мес­тнос­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(10):23-28
Кли­ни­ко-эко­но­ми­чес­кая оцен­ка внед­ре­ния низ­ко­доз­ной ком­пью­тер­ной то­мог­ра­фии для скри­нин­га ра­ка лег­ко­го на пер­вом эта­пе дис­пан­се­ри­за­ции. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(1):60-73
a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65531:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65535:"a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:87300:"

Опыт стран, достигших значимых успехов в снижении смертности населения от хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), показал, что это снижение более чем на 50—55% произошло преимущественно за счет комплексных мер профилактики. Это позволило сформулировать три основные стратегии ее реализации — популяционная, стратегия высокого риска и вторичная профилактика.

Основным содержанием популяционной стратегии является повышение уровня информированности и мотивирования населения к ведению здорового образа жизни, а также обеспечение для этого соответствующих условий. Данная стратегия, влияние которой ориентировано практически на все население страны, может обеспечить не менее половины успеха от общего вклада всей профилактической работы в снижение смертности. При этом затраты на ее реализацию, по экспертной оценке, составят не более 10% от общей суммы средств, затрачиваемых на борьбу с ХНИЗ (табл.1).

Более того, имеются достоверные доказательства высокой экономической эффективности различных методов популяционной профилактики [1]. Государственная система здравоохранения в реализации популяционной стратегии выполняет преимущественно методическую функцию. Кроме органов управления здравоохранением, координирующую функцию в практической реализации популяционной стратегии профилактики ХНИЗ и укрепления здоровья населения на уровне субъектов Российской Федерации призваны выполнять центры медицинской профилактики.

Смысл стратегии высокого риска заключается в раннем выявлении лиц с высоким суммарным сердечно-сосудистым риском по системе SCORE (при отсутствии доказанных заболеваний атеросклеротического генеза и сахарного диабета) и в снижении этого риска посредством коррекции как биологических, так и поведенческих факторов риска ХНИЗ. Эпидемиологические исследования [2] показывают, что доля популяции с высоким риском ХНИЗ составляет не менее 20%. Стратегия высокого риска реализуется в рамках мер медицинской профилактики и является функциональной обязанностью учреждений здравоохранения всех уровней. Затраты на ее реализацию при правильной организации медицинской и профилактической помощи, по экспертной оценке, могут достигать 30% от общей суммы средств, идущих на борьбу с ХНИЗ, что может обусловить 20% вклада в снижение смертности. Поскольку Россия относится к государствам с высоким риском и большой долей популяции, имеющей высокий сердечно-сосудистый риск [3], реализация данной стратегии имеет особенное значение для нашей страны. Одно из ключевых мест в реализации стратегии высокого риска в учреждениях здравоохранения принадлежит первичной медико-санитарной помощи.

Стратегия вторичной профилактики традиционно понимается как предотвращение развития первичных или повторных осложнений у лиц, имеющих доказанные ХНИЗ, посредством применения качественных лечебных мер — медикаментозных, интервенционных или хирургических. По экспертной оценке, в зону действия данной стратегии попадает 25—30% населения. Расходы на ее реализацию в нашей стране пока составляют не менее 95% от общей суммы затрат на борьбу с ХНИЗ, и она обусловливает 50—60% наблюдающегося за последние 5 лет снижения смертности от болезней системы кровообращения (около 40% снижения смертности обусловлено улучшением социально-экономического положения в стране и другими факторами). При правильной организации мер профилактики расходы на стратегию вторичной профилактики должны составлять не более 60%, но без уменьшения ее абсолютного значения, при этом доля средств, идущих на коррекцию факторов риска у больных ХНИЗ, должна существенно возрасти. За счет этого вклад стратегии вторичной профилактики в снижение смертности от ХНИЗ возрастет в абсолютном значении ориентировочно на 20%, но с учетом увеличения вклада других стратегий ее относительный вклад уменьшится.

При смене баланса расходов на реализацию трех стратегий профилактики вначале неизбежно потребуется увеличение общих затрат на здравоохранение главным образом за счет дополнительных инвестиций в реализацию раннего выявления лиц с высоким риском заболеваний. Однако постепенное возрастание роли и эффективности популяционной стратегии и стратегии высокого риска позволит замедлить рост расходов на вторичную профилактику заболеваний. В настоящее время в нашей стране ведущую роль в снижении смертности населения, наряду с факторами социально-экономической стабилизации, играет стратегия вторичной профилактики. При достижении рационального баланса между тремя стратегиями ее вклад в достижение успеха, исходя из опыта стран мира, активно реализующих все указанные стратегии, составит 35—40% [4].

С 2013 г. в нашей стране под эгидой Правительственной комиссии по охране здоровья граждан начинается системная работа по реализации на федеральном уровне стратегии популяционной профилактики на межведомственной основе с привлечением ряда министерств, ведомств, общественных и религиозных организаций. Большая роль в решении этой задачи отводится региональным программам по формированию здорового образа жизни и комплексной профилактике ХНИЗ. В рамках региональных программ предусмотрены также меры по реализации стратегии высокого риска (совершенствование системы раннего выявления лиц с высоким риском и организация мероприятий по коррекции факторов риска).

В 80-е годы XX века в нашей стране с запуском всеобщей диспансеризации в системе первичного звена здравоохранения создана инфраструктура для внедрения мер медицинской профилактики — отделения и кабинеты медицинской профилактики поликлиник. Однако в 90-е годы прошлого века эта инфраструктура была значительно разрушена. Диспансеризация работающего населения, начавшаяся в 2006 г. и организуемая по производственному принципу, не могла в достаточной мере способствовать воссозданию инфраструктуры медицинской профилактики, а значит, и развитию всей медицинской профилактики в рамках первичной медико-санитарной помощи в целом, поэтому процесс ее восстановления пока еще не начался.

Настоящая работа посвящена именно вопросам восстановления и совершенствования медицинской профилактики в рамках первичной медико-санитарной помощи, а также перспективе внедрения практики коррекции поведенческих факторов риска в стационарах, реабилитационных центрах и санаториях, т.е. в рамках стратегии вторичной профилактики.

Совершенствование медицинской профилактики в рамках первичной медико-санитарной помощи

Диспансеризация взрослого населения. Модернизация здравоохранения, как система мер, предполагает обязательное решение трех задач: подготовку и принятие актуализированных нормативных документов, создание и ресурсное обеспечение инфраструктуры и подготовку кадров. Шансы на успешную реализацию подобного процесса существенно увеличиваются, если он организуется посредством так называемого системообразующего мероприятия. Таким системообразующим мероприятием для медицинской профилактики в рамках первичной медико-санитарной помощи является диспансеризация населения.

Диспансеризация в нашей стране имеет давнюю историю. Программа всеобщей диспансеризации населения была принята в 1986 г. (приказ Минздрава СССР №770 от 30.05.86), согласно которой в поликлиниках были созданы отделения и кабинеты профилактики, увеличена численность участковых врачей и педиатров, улучшено лабораторно-инструментальное оснащение. По результатам диспансеризации рекомендовалось выделять группы здоровых, практически здоровых и больных. Впервые указывалось, что в каждой из перечисленных групп следует учитывать лиц с факторами риска возникновения определенных заболеваний (производственного, бытового, генетического характера) и давались рекомендации по их диспансерному (динамическому) наблюдению.

Однако запланированное ежегодное всеобщее обследование населения не было достаточно обосновано с позиции ресурсного и организационного обеспечения и оказалось весьма затратным, в значительной степени затрудняющим текущую работу поликлиник и в конечном итоге недостаточно эффективным. В 90-е годы прошлого века и в начале 2000-х годов, хотя приказ №770 и не был отменен, он практически бездействовал. Фактически проводилась диспансеризация отдельных групп населения (военнослужащих, государственных служащих, детей и подростков, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и др.), а ее организация регламентировалась отдельными нормативными документами.

С 2006 г. круг лиц, попадавших под диспансеризацию, существенно расширился, когда в него было включено работающее население страны. Однако этот этап развития диспансерного метода не способствовал восстановлению инфраструктуры медицинской профилактики и развитию профилактической помощи населению. Анализ диспансеризации работающих граждан в Российской Федерации в период с 2008 по 2011 г. демонстрирует резкое снижение (в 1,9 раза) количества лиц, прошедших диспансеризацию в 2011 г. по сравнению с 2008 г. В определенной мере это могло объясняться тем, что в первые 3—4 года после возобновления диспансеризации на регулярной основе (2006—2009 гг.) ее проходили люди, большинство из которых не были у врача несколько лет, поэтому их мотивация к данному мероприятию была достаточно высокой. Вследствие того, что диспансеризация работающего населения была организована по производственному принципу, из-за организационных нестыковок результаты обследования конкретного гражданина зачастую не попадали в руки врачу-терапевту того участка, на котором он проживает и должен наблюдаться. Кроме того, в процесс диспансеризации во многих случаях не вовлекался тот врач, который должен отвечать за организацию профилактических мер у лиц, проживающих на своем участке. К сожалению, не было в полной мере реализовано и несомненное преимущество большей простоты производственного принципа организации диспансеризации. Так, в 2010 г. среди работающего населения только 42,7% подлежащих диспансеризации прошли ее.

С 2013 г. начинается обновленная диспансеризация, которая в соответствии с определением статьи 46 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Диспансеризации подлежат как работающие, так и неработающие граждане, а также обучающиеся в образовательных организациях. Понятие «определенные» группы населения предполагает, что, во-первых, диспансеризация проводится 1 раз в 3 года, начиная с 21 года, в определенные возрастные периоды, предусмотренные нормативным документом, утвержденным Минздравом России (порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения). Во-вторых, данный порядок не применяется в случаях, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения диспансеризации отдельных категорий граждан.

Новый порядок диспансеризации разрабатывался с учетом не только отечественного, но и международного опыта.

Диспансеризация взрослого населения проводится путем углубленного обследования граждан в целях:

— раннего выявления ХНИЗ (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, основных факторов риска их развития, туберкулеза, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

— определения группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан, имеющих заболевания (состояния) или факторы риска их развития, а также для здоровых граждан;

— проведения краткого профилактического консультирования больных и здоровых граждан, а также проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования и групповых методов профилактики (школ пациентов) для граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;

— определения группы диспансерного (динамического) наблюдения граждан с выявленными заболеваниями (состояниями), а также здоровых граждан, имеющих высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск.

Основными особенностями нового Порядка диспансеризации являются:

— участковый принцип ее организации (следует иметь в виду, что в соответствии с Порядком выбора гражданином медицинской организации по оказанию ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ №406н от 26.04.12, гражданин может проходить диспансеризацию в медицинской организации, выбранной им для получения первичной врачебной или доврачебной медико-санитарной помощи, что в определенной мере может нарушать стройную систему территориального принципа организации врачебных участков);

— возложение ответственности за организацию и проведение диспансеризации населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации, на ее руководителя и на отделение (кабинет) медицинской профилактики (в том числе входящий в состав центра здоровья), а ответственности за организацию и проведение диспансеризации населения терапевтического, в том числе цехового, участка — на врача-терапевта участкового, врача-терапевта цехового врачебного участка, врача общей практики (семейного врача) (далее — участковый врач-терапевт);

— двухэтапный принцип проведения диспансеризации; первый этап диспансеризации (скрининг) проводится для выявления у граждан признаков ХНИЗ, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза на втором этапе диспансеризации; первый этап заканчивается приемом (осмотром) врача-терапевта, включающим определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения и проведение краткого профилактического консультирования; второй этап проводится для дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования и включает проведение по определенным на первом этапе показаниям ряда инструментально-лабораторных методов исследования и осмотров специалистами;

— конкретизация понятия «факторы риска» в рамках диспансеризации, к которым относятся повышенный уровень АД, дислипидемия, гипергликемия, курение табака, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела и ожирение;

— дифференцированный набор инструментально-лабораторных методов исследования в целях повышения вероятности раннего выявления наиболее часто встречающихся для данного пола и возраста ХНИЗ;

— уменьшение числа групп здоровья с 6 до 3 и новый принцип их определения, позволяющий четко обозначить порядок действий в отношении каждого гражданина; к 1-й группе относятся граждане с низким и средним сердечно-сосудистым риском, определенным по шкале SCORE (таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска врачом-терапевтом в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья); ко 2-й группе — с высоким и очень высоким риском (таким гражданам проводится коррекция факторов риска ХНИЗ в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья, при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для коррекции факторов риска, эти граждане подлежат диспансерному наблюдению в отделении (кабинете) медицинской профилактики); к 3-й группе — граждане, имеющие доказанные заболевания (состояния), требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие заболевания (состояния), требующего дополнительного обследования, при этом гражданам, имеющим факторы риска, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья;

— обязательное проведение профилактического консультирования в целях коррекции факторов риска уже в процессе медицинского осмотра в рамках диспансеризации.

Без учета отдельных категорий граждан, проходящих диспансеризацию в соответствии с иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно диспансеризации, начиная с 2013 г., будут подлежать порядка 26 млн человек (с учетом наиболее вероятного 50% отклика этот объем обследованных составит около 13 млн человек). Безусловно, потребуется тщательная подготовка каждой медицинской организации, участвующей в диспансеризации, и главным образом это коснется поликлиник. Во-первых, в каждой поликлинике должно быть организовано отделение медицинской профилактики, в котором согласно Приложениям №1, 2, 7, 27 к «Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ №543н от 15.05.12, должны быть предусмотрены следующие подразделения и помещения[1]:

— кабинет заведующего отделением (1 должность заведующего отделением на 25 тыс. обслуживаемого взрослого населения и более вместо 0,5 должности заведующего кабинетом медицинской профилактики);

— кабинеты медицинской профилактики (1 должность заведующего кабинетом медицинской профилактики на 10 тыс. взрослого населения);

— анамнестический кабинет (кабинет для проведения анкетирования граждан по стандартной форме для выявления ХНИЗ, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача; для заполнения маршрутной карты диспансеризации, подготовки документов и направления пациентов на осмотры врачами-специалистами и лабораторно-инструментальные исследования);

— кабинет функциональных (инструментальных) исследований (кабинет для проведения антропометрии, измерения АД, определения экспресс-методом содержания в крови глюкозы и общего холестерина, измерение внутриглазного давления бесконтактным методом, определение суммарного сердечно-сосудистого риска)[2];

— кабинет (учебный класс, аудитория) для проведения школ пациентов и пропаганды здорового образа жизни (предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития РФ №543н от 15.05.12 в составе поликлиники, отделения медицинской профилактики, центре здоровья);

— кабинет централизованного учета диспансеризации (1 должность медицинского регистратора для ведения карт учета диспансеризации в поликлинике из расчета 1 должность на 20 тыс. указанных карт);

— кабинет медицинской помощи при отказе от курения (1 должность заведующего кабинетом медицинской помощи при отказе от курения вместо 0,5 должности заведующего кабинетом медицинской профилактики; формируется при обеспечении достаточного потока пациентов, желающих отказаться от курения).

В медицинских организациях, обслуживающих менее 25 тыс. человек, согласно требованиям Приказа Минздравсоцразвития РФ №543н от 15.05.12, отделение медицинской профилактики отсутствует, а имеются только кабинеты медицинской профилактики, из расчета 1 кабинет на 10 тыс. обслуживаемого населения и помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья). В таких организациях для проведения диспансеризации, кроме кабинета медицинской профилактики, привлекаются другие подразделения для выполнения функций доврачебного приема и координации диспансеризации, централизованного учета диспансеризации (например, кабинет доврачебной помощи, регистратура).

Во-вторых, для проведения первого этапа в каждой медицинской организации потребуется такое оборудование, как электрокардиограф, флюорограф, маммограф, прибор для ультразвукового исследования органов брюшной полости (для граждан старше 39 лет), приборы для экспресс-анализа содержания глюкозы и холестерина в крови, измерения внутриглазного давления (глаукома, не относящаяся к перечню ХНИЗ, является одной из основных причин инвалидизации населения по причине слепоты), а также возможность проведения клинического анализа крови, общего анализа мочи, анализа кала на скрытую кровь, биохимического общетерапевтического анализа крови (определение уровня общего белка, альбумина, фибриногена, креатинина, общего билирубина, АсАТ, АлАТ, глюкозы, холестерина, натрия, калия), определения в крови простатспецифического антигена у мужчин (старше 50 лет) и проведения цитологического исследования мазка с шейки матки у женщин. Для второго этапа диспансеризации потребуется прибор для дуплексного сканирования сонных артерий, фиброгастродуоденоскоп, фиброколоноскоп (ректороманоскоп), определение концентрации гликированного гемоглобина в крови или проведение теста на толерантность к глюкозе, а также проведение консультации такими специалистами, как невролог, хирург, офтальмолог, акушер-гинеколог.

В настоящее время в стране из 6700 поликлиник для взрослых (самостоятельных и в составе других ЛПУ) только в 2700 имеются отделения (кабинеты) медицинской профилактики. Это означает, что в короткие сроки предстоит провести большую организаторскую работу по подготовке (при необходимости и дополнительное оснащение) медицинских организаций, принимающих участие в диспансеризации. При отсутствии у медицинской организации, осуществляющей диспансеризацию, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, или необходимого оборудования, медицинская организация может заключить договор с иной медицинской организацией о привлечении соответствующих медицинских работников и/или использовании соответствующего оборудования при проведении диспансеризации.

Безусловно, проведение диспансеризации увеличит нагрузку на всю медицинскую организацию. Проведение первого этапа в основном увеличит нагрузку на кабинеты ультразвуковой диагностики, маммографии, флюорографии, а также на кабинет медицинской сестры в кабинете офтальмолога (при отсутствии в медицинской организации прибора для бесконтактного определения внутриглазного давления). Расчеты показывают, что нагрузка на участкового врача-терапевта должна возрасти не более чем на 10%. Второй этап диспансеризации увеличит нагрузку на кабинеты врача-невролога, врача-хирурга, врача-уролога, врача-офтальмолога, кабинеты дуплексного сканирования сонных артерий, фиброгастродуоденоскопии и фиброколоноскопии.

Для апробации предлагаемой модели диспансеризации взрослого населения в 5 различных поликлиниках Московской области (городских, в составе центральных районных и участковых больниц) был проведен пилотный проект, в ходе которого решались следующие задачи и оценивались показатели:

— активность участия населения — общее количество, возрастной и половой состав граждан, пришедших на диспансеризацию;

— возможность выполнения программы диспансеризации с учетом реального оснащения, существующих штатов и кадров различных (крупных и небольших) поликлиник;

— степень влияния диспансеризации на текущую работу поликлиник;

— реальную длительность прохождения диспансеризации (выполнения законченного случая диспансеризации).

За 5 нед пилотного проекта в 5 избранных поликлиниках на диспансеризацию пришли 3082 человека (в среднем по 120 человек в неделю на одну поликлинику). Наибольший отклик получен от лиц среднего и старшего возраста — доля граждан в возрасте от 51 года до 60 лет составила 24%, от 61 года до 70 лет — 22% и от 71 года до 80 лет — 18% (доля лиц старше 80 лет — 2%). Доля лиц в возрастных декадах до 50 лет была меньше — в возрасте от 21 года до 30 лет — 10%, от

31 года до 40 лет — 10%, от 41 года до 50 лет — 14%. Доля мужчин составила 23,5%. Возрастная структура населения, пришедшего на диспансеризацию, и населения РФ старше 20 лет, представлена в табл. 2.

Обследованных граждан в возрасте до 40 лет было практически вдвое меньше, чем населения РФ этой возрастной группы. Доля граждан в возрасте 41—50 лет, пришедших на диспансеризацию, оказалась сопоставимой со структурой населения РФ. Доля лиц, пришедших на диспансеризацию в возрасте 61—70 лет была в 2 раза больше, чем доля лиц данного возраста населения РФ.

Возможно, вследствие преобладания на диспансеризации граждан среднего и старшего возраста доля лиц, имевших I группу здоровья, составила 11%. Вместе с тем расчеты показали, что при условии обеспечения сопоставимости возрастных структур обследованных и населения РФ старше 20 лет доля лиц с низким и средним риском, по результатам проведенных обследований, не превысит 15—16%. Лиц с высоким и очень высоким риском оказалось 24% (II группа здоровья). Самой многочисленной (59%) была III группа (граждане, имеющие доказанные заболевания, требующие диспансерного наблюдения или оказания специализированной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие заболевания, нуждающиеся в дополнительном обследовании). Около 6% обследованных на момент окончания пилотного проекта не могли быть отнесены к той или иной группе по причине неготовности результатов отдельных анализов.

Первый этап диспансеризации в среднем удалось выполнить за 3 дня с двумя посещениями пациента. При этом доля обследованных с законченным случаем диспансеризации в рамках первого этапа, которым были выполнены не все запланированные диагностические мероприятия (по причине выполнения той или иной процедуры в течение последнего года), составила 13%.

На второй этап диспансеризации были направлены 41% граждан от общего числа прошедших первый этап. Полностью закончили второй этап диспансеризации 79% пациентов, 21% не успели пройти второй этап в рамках пилотного исследования и заканчивали его в течение последующего месяца, т.е. для большинства граждан прохождение второго этапа заняло около 1 мес.

Наибольшее количество пациентов (80%), направленных на второй этап диспансеризации, нуждались в исследовании липидного спектра крови (табл. 3).

Консультация хирурга или уролога для исключения злокачественной опухоли предстательной железы при повышенном уровне простатспецифического антигена требовалась 17% пациентов, а фиброгастродуоденоскопия для исключения злокачественной опухоли желудка при наличии подозрений по результатам анкетирования — 15%.

По истечении уже 1-й недели был отработан оптимальный алгоритм работы поликлиники в условиях ежедневной диспансеризации — уже не было дополнительных очередей к участковым врачам-терапевтам, в отделения медицинской профилактики, к врачам-неврологам. Сохранялись очереди только в кабинеты врачей-хирургов, ультразвукового исследования брюшной полости, дуплексного сканирования брахиоцефальных артерий и фиброгастродуоденоскопии. Следует отметить, что при организации диспансеризации работающего населения многие поликлиники выделяли 2 дня в неделю для ее проведения в первой половине дня.

В целом пилотное исследование показало реальную возможность проведения диспансеризации с увеличенным объемом инструментально-лабораторных исследований без существенного затруднения текущей работы поликлиники. Безусловно, даже более длительный и масштабный пилотный проект не сможет высветить все проблемные моменты нового варианта диспансеризации взрослого населения. Следует иметь в виду, что со временем качественно организованная профилактическая работа (в том числе за счет диспансеризации, диспансерного динамического наблюдения, профилактических медицинских осмотров) должна будет привести к уменьшению обращаемости населения по поводу обострений заболеваний. Очевидно, что органам управления здравоохранением и медицинским организациям, готовящимся к проведению диспансеризации на регулярной основе, необходимо предусмотреть не только открытие отделений медицинской профилактики, но и достаточное оснащение учреждений необходимым диагностическим оборудованием или, в крайнем случае, заключением договоров с медицинскими организациями, имеющими это оборудование в достаточном количестве.

Профилактический медицинский осмотр. Опыт всеобщей диспансеризации 80-х годов XX века показал, что ее ежегодное проведение является слишком большой нагрузкой для системы здравоохранения. Однако очевидно, что чем больше временной интервал между медицинскими осмотрами на предмет раннего выявления ХНИЗ, тем больше вероятность пропустить начало их развития, поскольку для большинства из них типично скрытое течение на начальных стадиях. В связи с этим, согласно статье 46 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено проведение профилактических медицинских осмотров в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов. Профилактический медицинский осмотр проводится 1 раз в 2 года за исключением года прохождения диспансеризации. Таким образом, в течение 6-летнего цикла, включающего две диспансеризации, гражданин имеет право пройти еще два профилактических медицинских осмотра (т.е. 4 медицинских обследования за 6 лет).

В соответствии с Порядком проведения профилактического медицинского осмотра, введенного Приказом Минздрава России №1011н от 06.12.12, профилактический медицинский осмотр направлен на раннее выявление ХНИЗ (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения, факторов риска их развития, туберкулеза, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. Если диспансеризация проводится путем углубленного медицинского обследования, то набор медицинских исследований (услуг) в рамках профилактического осмотра, хотя и значительно меньше, но достаточен для выявления основных ХНИЗ и риска их развития. Профилактический медицинский осмотр включает анкетирование на выявление ХНИЗ, факторов риска их развития, туберкулеза, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача; антропометрию; измерение АД; определение общего холестерина и глюкозы крови экспресс-методом; определение суммарного сердечно-сосудистого риска (для граждан в возрасте до 65 лет); флюорографию легких; маммографию (для женщин 39 лет и старше); клинический анализ крови; исследование кала на скрытую кровь (для граждан 45 лет и старше); прием (осмотр) врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения у врача-терапевта или у врача (фельдшера) кабинета медицинской профилактики; краткое профилактическое консультирование; направление граждан для получения специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний.

Кроме того, в проведении профилактического медицинского осмотра участвует только участковый врач, основными задачами которого являются:

— проведение заключительного медицинского осмотра гражданина, установление диагноза заболевания (состояния), определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения у врача-терапевта или у врача (фельдшера) кабинета медицинской профилактики, назначение необходимого лечения, при наличии медицинских показаний направление на дополнительные диагностические исследования, не входящие в программу профилактического медицинского осмотра, или для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение;

— проведение краткого профилактического консультирования, направление граждан с выявленными факторами риска развития ХНИЗ в отделение (кабинет) медицинской профилактики или центр здоровья для оказания медицинской помощи по коррекции факторов риска.

Принцип организации профилактического осмотра аналогичен таковому для диспансеризации и также предполагает большую роль отделения (кабинета) медицинской профилактики.

Особо необходимо отметить, что согласно статье 24 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» работодатели обязаны обеспечивать условия и беспрепятственно отпускать работников для прохождения медицинских осмотров и диспансеризации.

Диспансерное (динамическое) наблюдение. В соответствии с Порядком проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения и Порядком проведения профилактического медицинского осмотра одной из основных задач этих мероприятий является установление группы диспансерного (динамического) наблюдения у врача-терапевта или у врача (фельдшера) кабинета медицинской профилактики. Диспансерное наблюдение в соответствии со статьей 46 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой динамическое наблюдение (в том числе необходимое обследование) за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации.

Диспансерное наблюдение в соответствии с Порядком проведения диспансерного наблюдения, введенного Приказом Минздрава России №1344н от 21.12.12, осуществляется в отношении граждан, страдающих отдельными видами хроничес

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.