Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мелик-Гусейнов Д.В.

ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента» Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия

Ходырева Л.А.

ГБУ «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 115184

Турзин П.С.

ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента» Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия

Изучение профессиональной подготовки медицинских работников по формированию здорового образа жизни среди населения

Авторы:

Мелик-Гусейнов Д.В., Ходырева Л.А., Турзин П.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 835

Загрузок: 17


Как цитировать:

Мелик-Гусейнов Д.В., Ходырева Л.А., Турзин П.С. Изучение профессиональной подготовки медицинских работников по формированию здорового образа жизни среди населения. Профилактическая медицина. 2018;21(6):31‑35.
Melik-Guseinov DV, Khodyreva LA, Turzin PS. Study of the professional training of healthcare workers in healthy lifestyle promotion among the population. Russian Journal of Preventive Medicine. 2018;21(6):31‑35. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20182106131

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­то­до­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты пос­та­нов­ки це­лей и за­дач в кор­по­ра­тив­ных прог­рам­мах ук­реп­ле­ния здо­ровья. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):7-13
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Ис­кусство и об­щес­твен­ное здо­ровье: ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к ук­реп­ле­нию здо­ровья на­се­ле­ния (об­зор за­ру­беж­но­го опы­та). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):100-107
Го­су­дарствен­ные по­лик­ли­ни­ки: воз­мож­ные улуч­ше­ния с точ­ки зре­ния учас­тко­вых вра­чей-те­ра­пев­тов. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):55-60
Ос­ве­дом­лен­ность на­се­ле­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об ан­ти­би­оти­ках и ан­ти­би­оти­ко­ре­зис­тен­тнос­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):68-75
Ин­ди­ви­ду­аль­ные и кон­тек­сту­аль­ные ус­ло­вия фор­ми­ро­ва­ния по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка у сту­ден­тов пи­ще­во­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­фи­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):67-73
Кра­ни­омет­ри­чес­кие ас­пек­ты су­деб­но-ме­ди­цин­ской иден­ти­фи­ка­ции на­се­ле­ния Ка­зах­ста­на. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(3):24-28
Рас­простра­нен­ность ку­ре­ния сре­ди жен­щин реп­ро­дук­тив­но­го воз­рас­та в се­вер­ном ре­ги­оне. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(2):81-86
Ге­ны цир­кад­но­го рит­ма и на­ру­ше­ния сна в от­кры­той по­пу­ля­ции муж­чин 25—64 лет (эпи­де­ми­оло­ги­чес­кое ис­сле­до­ва­ние по прог­рам­ме ВОЗ MONICA-PSYCHOSOCIAL). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):88-93

В мартовском Послании Федеральному собранию и в Указе от 7.05.18 Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что сохранение здоровья населения, продление продолжительности жизни и активного долголетия является приоритетной задачей общества [1, 2]. В здравоохранении эти задачи стоят прежде всего перед первичной медико-санитарной помощью.

Доказано, что сохранению и улучшению состояния здоровья любого человека и населения в целом способствует ведение здорового образа жизни (ЗОЖ), направленного на предупреждение заболеваний, оздоровление и укрепление здоровья [3—5].

Здоровый образ жизни включает отказ от табакокурения, ограничение потребления алкоголя, исключение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, рациональные питание, режим труда и отдыха, активные занятия физкультурой и спортом, позитивное настроение [4—6]. Понятие ЗОЖ неразрывно связано с другими близкими понятиями, такими как качество жизни, обусловленное здоровьем [7—9].

Проведенный анализ действующей в нашей стране нормативно-правовой базы по подготовке медицинских работников позволяет оценить глубину раскрытия проблемы формирования ЗОЖ среди населения в рамках их обучения и существующие требования к их профессиональным знаниям и умениям для обеспечения квалифицированной реализации современных мер по формированию ЗОЖ в деятельности медицинских организаций.

Так, основополагающий Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [10] регламентирует приоритетные направления в деятельности учреждений здравоохранения, включая реализацию мер по формированию ЗОЖ в деятельности медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи (Ст.33).

В государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [11] имеется подпрограмма 1 «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни», целями входящего в нее приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни («Укрепление общественного здоровья»)» определено увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50% к 2020 г. и до 60% к 2025 г. путем формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью (2017—2025). Подготовлены ли врачи и другие медицинские работники, прежде всего первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), являющейся основой медицинской помощи населению, к практической реализации их профессиональной деятельности в направлении формирования ЗОЖ среди прикрепленного населения?

Федеральной закон № 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 г.) определяет уровень образовательных программ для среднего профессионального, высшего (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре/адъюнктуре, в ординатуре) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) [12]. В последние годы началось внедрение новой процедуры допуска специалистов к профессиональной деятельности — аккредитации специалистов.

Утверждены квалификационные требования к врачам-терапевтам, врачам-педиатрам и врачам общей практики (семейные врачи), осуществляющим оказание ПМСП, в том числе мероприятия по формированию ЗОЖ и санитарно-гигиеническому просвещению населения [13].

Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), выпускник, освоивший программу специалитета по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), способностью и готовностью к осуществлению в ходе медицинской деятельности комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование ЗОЖ, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1) [14, 15].

ФГОС уровня бакалавриата по специальности «Сестринское дело» определяет профессиональные компетенции в сестринской клинической практике, включая способность и готовность к консультированию пациентов и членов их семей по вопросам профилактики заболеваний и их обострений и осложнений, травматизма, организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-11); способность и готовность к формированию мотивированного отношения каждого человека к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-12); готовность к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-13) [16].

Программа подготовки в магистратуре по направлению «общественное здравоохранение» [17] определяет профессиональные компетенции по готовности решать задачи по участию в планировании и проведении мероприятий по охране здоровья, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения.

Задачи по реализации профессиональной деятельности по формированию ЗОЖ среди прикрепленного населения включены в программы кадров высшей квалификации (ординатура) и ФГОС высшего образования по специальности «Терапия», «Педиатрия», включая профилактическую деятельность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование ЗОЖ, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1) [18, 19].

Проблемы формирования ЗОЖ входят также в программы ФГОС [20] и подготовки кадров высшей квалификации по научным специальностям 14.02.03 «Общественное здоровье и здравоохранение» (исследования теоретических проблем охраны здоровья населения и здравоохранения, теорий и концепций развития здравоохранения, условий и образа жизни населения, социально-гигиенических проблем), 14.03.11 «Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия» (изучение закономерностей процессов формирования и сохранения, восстановления и укрепления здоровья человека путем динамической оценки и коррекции адаптационных возможностей организма, определение методологических основ профилактики заболеваний).

Наряду с этим вопросы подготовки медицинских работников по проблемам профилактики включаются в программы и по клиническим научным специальностям: 14.01.04 «Внутренние болезни», 14.01.08 «Педиатрия» и др. [21].

Профессиональные стандарты в области здравоохранения содержат описание трудовых функций, имеющих непосредственное отношение к мероприятиям, проводимым медицинскими специалистами в области профилактики и формирования ЗОЖ с приведением соответствующих трудовых действий, необходимых умений и знаний.

В таблице

Профессиональные стандарты в области здравоохранения
представлены сведения о следующих профессиональных стандартах: «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», «Специалист по педиатрии». Профессиональные стандарты других врачей, например «Врач-педиатр участковый», «Врач-стоматолог», «Врач-офтальмолог» и «Врач-оториноларинголог» и т. д. также включают аналогичные трудовые функции по формированию ЗОЖ у профильных пациентов.

В Москве мероприятия по формированию ЗОЖ регламентируются подпрограммой «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи» Государственной программы Москвы «Развитие здравоохранения Москвы (столичное здравоохранение) на 2012—2020 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Москвы № 461-ПП от 04.10.11. [24], а также осуществляются через социально ориентированные медицинские проекты [25].

Таким образом, мероприятия по формированию ЗОЖ в деятельности медицинских работников организаций ПМСП определены в федеральном законодательстве, но и фактически обеспечены действующей системой профессиональной подготовки медицинских работников на разных уровнях, включая ключевые специальности, особенно врачей и средний медицинский персонал «первого контакта».

Осуществление мероприятий по формированию ЗОЖ среди прикрепленного населения входит в профессиональные стандарты и ФГОС врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики (семейные), а также медицинских работников со средним медицинским образованием с обеспечением необходимых профессиональных компетенций соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Несомненно, что оценка практики фактической реализации медицинскими работниками получаемых знаний и умений по проблеме профилактики заболеваний и формированию ЗОЖ может способствовать выявлению проблем и барьеров в реальных условиях, что важно для совершенствования как образовательных программ, так и методологии профилактической активности в системе здравоохранения. Эти задачи могут стать предметом специального изучения и в рамки настоящего анализа не входили.

Для обеспечения практической реализации регламентированных профессиональных компетенций и необходимых знаний, умений и навыков медицинских работников целесообразно в системе непрерывного дополнительного профессионального образования в медицинских образовательных учреждениях шире включать в учебные программы циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки разделы и интерактивные обучающие модули по методическим вопросам и практическим технологиям профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ, что в настоящее время практикуется в рамках образовательных программ в Национальных исследовательских центрах.

В целях выявления с позиций доказательной медицины краткосрочных и отдаленных результатов эффективности проведения конкретных мероприятий по формированию ЗОЖ и профилактике целесообразно мониторирование их результативности с применением индикаторов оценки качества и результата в рамках специальных исследований, что будет способствовать совершенствованию не только практической профилактической деятельности в системе здравоохранения, но и позволит улучшить образовательные программы на всех уровнях подготовки медицинских работников.

Участие авторов:

Концепция и дизайн — Д.М.-Г.

Сбор и обработка материала, написание текста — П.Т.

Редактирование — Л.Х.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

*Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич — к.фарм.н., доц. [David V. Melik-Guseinov, MD, PhD, docent]; адрес: 115088, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9 [address: 9 Sharikopodshipnikovskaya street, Moscow, 115088, Russia]; eLibrary SPIN: 5939-2443; e-mail: niiozmm@zdrav.mos.ru

Ходырева Любовь Алексеевна — д.м.н. [Lyubov A. Khodyreva, MD, PhD]; https://orcid.org/0000-0002-0751-4982; eLibrary SPIN: 3565-5366; e-mail: khodyreva60@mail.ru

Турзин Петр Степанович — д.м.н., проф. [Peter S. Turzin, MD, PhD, Professor]; https://orcid.org/0000-0001-5231-8000; eLibrary SPIN: 4531-9350; e-mail: TurzinPS@zdrav.mos.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.