Известно, что при ишемической болезни сердца (ИБС) у мужчин трудоспособного возраста отмечается ухудшение толерантности к физическим нагрузкам и качества жизни, что негативно влияет на сексуальную активность мужчин. С другой стороны, факторы риска (ФР) сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) выступают главной причиной развития эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин репродуктивного возраста. По данным проспективных исследований, ЭД может стать предиктором развития ИБС и других ССЗ [1].
Длительное время существовало мнение, что во время полового акта имеется высокий риск внезапной смерти у больных с ССЗ. Однако результаты дальнейших исследований показали, что эти представления несколько преувеличены. В связи с появлением новых высокоэффективных методов лечения ЭД большинство мужчин, в том числе пациенты с ССЗ, получили возможность возобновить сексуальную жизнь. Для стандартизации врачебного подхода к проблеме сексуальной активности и сердечно-сосудистого риска был разработан Принстонский консенсус, согласно которому по лечению ЭД пациентов с сердечно-сосудистой патологией разделяют на три группы. У лиц с низким риском возобновление сексуальной активности или лечение ЭД считают безопасным; при среднем риске перед возобновлением сексуальной активности необходимо дополнительное обследование, тогда как при высоком риске в первую очередь необходима коррекция ССЗ [2].
В серии рандомизированных и плацебо-контролируемых исследований было продемонстрировано, что у пациентов с ИБС, принимающих нитраты в различных формах (спрей, таблетки под язык или ретардная форма препарата), применение ингибиторов фосфодиэстеразы (ФДЭ) 5-го типа способствует резкому снижению уровня артериального давления (АД) на величину от 36/12 мм рт.ст. (нитроглицерин) до 52/29 мм рт.ст. (мононитраты). В связи с этим Американская ассоциация сердца приняла резолюцию, что «…если пациент с ангиозным приступом принимает ингибитор ФДЭ 5-го типа, то нельзя принимать нитраты в течение 24 ч» [3].
В последние годы в литературе появились данные об успешном применении низких доз ингибиторов ФДЭ 5-го типа у лиц с ЭД и другими соматическими заболеваниями [4]. В целом исследования, посвященные влиянию ингибиторов ФДЭ 5-го типа на состояние ССЗ и взаимодействия со стандартными кардиологическими препаратами, малочисленны. Для оценки возможности фармакологической коррекции ЭД у лиц с ИБС необходимо проведение исследования динамики основных показателей сердечно-сосудистой системы на фоне курсовой терапии низкими дозами ингибиторов ФДЭ 5-го типа.
Цель исследования — изучение эффективности и безопасности курсовой терапии низкими дозами силденафила у мужчин с ИБС и ЭД, со средним и низким риском по Принстонскому консенсусу.
Материал и методы
Пациенты. В открытое рандомизированное и сравнительное клиническое исследование были включены 50 мужчин в возрасте 40—69 лет со стабильной ИБС, низким и средним риском по Принстонскому консенсусу и ЭД. Социально-демографические показатели мужчин c ИБС и ЭД, включенных в исследование, а также спектр фоновых заболеваний представлены в табл. 1 и 2.
Критерии включения:
— бессимптомное течение ИБС (верифицировано по результатам нагрузочных проб);
— стенокардия напряжения, ФК I—II (не требующая приема нитратов);
— состояние после успешной реваскуляризации коронарных артерий;
— постинфарктный кардиосклероз;
— сердечная недостаточность I—II ФК в сочетании с ЭД (органического и психогенного генеза) средней и умеренной степени по Международному индексу эректильной функции (МИЭФ) более чем 6 мес;
— стабильные гетеросексуальные отношения.
Критерии исключения. Кардиологические:
— нестабильная или рефрактерная стенокардия;
— стенокардия напряжения III—IV ФК;
— прием нитратов;
— неконтролируемая АГ;
— сердечная недостаточность III—IV ФК;
— инфаркт миокарда давностью менее 12 нед;
— желудочковые аритмии высоких градаций;
— гипертрофическая обструктивная кардиомиопатия;
— тяжелое клапанное поражение сердца.
Урологические и другие соматические заболевания:
— анатомические изменения пениса (фиброз пениса или болезнь Пейрони);
— эндокринный генез ЭД (низкий уровень тестостерона);
— первичная гипоактивная сексуальная жизнь;
— исследования с применением ингибиторов ФДЭ 5-го типа или интракавернозные инъекции простагландинов;
— прием андрогенов и антикоагулянтов (антиагреганты не входят в это понятие);
— ЭД после пареза спинного мозга;
— радикальная простатэктомия;
— выраженные острые и хронические заболевания печени;
— мозговой инсульт;
— декомпенсированный сахарный диабет;
— гипо- и гипертиреоз;
— рак простаты.
Методы
— Стандартное анкетирование (опрос) проводилось по специально разработанной для данного исследования анкете (на основании анкет ARIC, ВОЗ и НМИЦ ПМ).
— Инструментальные и биохимические методы исследования, включая антропометрические параметры, АД, частоту сердечных сокращений (ЧСС), ЭКГ в покое.
— ЭД оценивалась с помощью опросника МИЭФ (R. Rosen и соавт. [5]), который позволяет оценить в баллах пять компонентов половой функции: эрекцию, оргазм, половое влечение, удовлетворение от полового акта и общее сексуальное удовлетворение. В настоящем исследовании использовали блок по оценке ЭД [5]. Нормальной эректильной функцией считалось количество баллов 22—25, легкой степенью нарушения эрекции — 17—21 балл, умеренно легкой степенью — 12—16 баллов, умеренной степенью — 8—11 баллов, тяжелой степенью — 5—7 баллов.
Для оценки выраженности симптомов у пациентов с нарушением мочеиспускания использовали опросник IPSS (Международная система суммарной оценки симптомов болезней предстательной железы в баллах, ВОЗ, 1992). Пациенты отвечали на каждый из 7 вопросов, отметив нужный вариант. Интерпретация результата: от 0 до 7 баллов — легкая симптоматика; от 8 до 19 баллов — умеренная степень тяжести; более 20 баллов — тяжелая степень нарушений.
Протокол исследования
Мужчины с ИБС и ЭД путем рандомизации распределены в две сопоставимые по основным показателям группы.
Основная группа (n=27) наряду с прежней базовой терапией ИБС получали силденафил в дозе 25 мг 3 раза в неделю. Через 1 мес терапии при недостаточной эффективности однократная доза препарата была увеличена до 50 мг у 24 (89%) пациентов, 3 (11%) больных продолжили принимать препарат в прежней стартовой дозе (25 мг/сут). Курс терапии составил 3 мес.
Контрольная группа (n=23) получали прежнюю базовую терапию ИБС.
Характеристика принимаемых препаратов представлена в табл. 3. Между группами не зарегистрирована статистическая достоверность по приему различных групп препаратов.
До и после исследования прослежена динамика ФР, проведена оценка клинического состояния по инструментальным кардиологическим и лабораторным исследованиям, анкетам и качества жизни в группах низкого и среднего риска по Принстонскому консенсусу.
Во время промежуточного визита (через 1 мес) проведены краткий опрос, измерение АД, ЧСС и регистрация ЭКГ в покое.
Статистический анализ
Обработка полученных данных проводилась с помощью пакета программ и Microsoft Exell 2000 for Windows. Statisticа 6,0. Количественные показатели представлялись в виде средних значений (М) и стандартной ошибки средней величины (SD). Достоверность различия определена с помощью метода парного t-теста Стьюдента и Вилкоксона.
Уровень значимости р<0,05 считался достоверным.
Результаты и обсуждение
Настоящее исследование было посвящено изучению эффективности и переносимости курсовой терапии одного из часто применяемых ингибиторов ФДЭ 5-го типа силденафила у пациентов с ИБС. В более ранних клинических исследованиях было доказано преимущество курсовой терапии ФДЭ 5-го типа над разовым приемом у больных с ЭД [6]. Однако исследования по применению курсовой терапии препаратов ФДЭ 5-го типа у пациентов с ИБС и ЭД малочисленны. При терапии пациентов с ИБС необходимо учитывать комплекс факторов, включая эффективность, взаимодействие с другими препаратами, переносимость и, безусловно, безопасность.
Согласно протоколу, пациенты были распределены в две группы — основную (лица, получавшие препарат) и контрольную (мужчины, не применявшие ингибиторы ФДЭ 5-го типа). Набор и дозировки препаратов прежней терапии во время проведения курса не изменялись. Через 1 мес терапии в основной группе доза силденафила была увеличена до 50 мг у 89% пациентов. По окончании курсовой терапии эректильная функция улучшилась практически двукратно, что оказалось статистически значимо (p<0,01) по сравнению как с исходным показателем, так и с контрольной группой (табл. 4).
По данным литературы, терапия ингибиторами ФДЭ 5-го типа позитивно влияет на нарушение мочеиспускания. Это состояние часто ассоциируется с гиперплазией или иными заболеваниями предстательной железы [7]. По результатам анкетирования по опроснику IPSS (Международная система суммарной оценки симптомов болезней предстательной железы в баллах, ВОЗ, 1992 г.), большинство пациентов с ЭД имели умеренную степень нарушения мочеиспускания [8]. На фоне терапии силденафилом отмечается уменьшение симптомов мочеиспускания в среднем на 30%, тогда как в контрольной группе не отслеживается значимая динамика суммарного показателя опросника IPSS. При этом различие между группами оказалось статистически значимым.
Известно, что ЭД имеет причинно-следственную связь с качеством жизни и психосоматическим статусом мужчин репродуктивного возраста [1, 5]. В настоящей работе до и после исследования у пациентов оценен уровень хронического стресса. По данным анкетирования, в основной группе после терапии уменьшился показатель хронического стресса на 1/3. В контрольной группе динамика стресса не носила достоверного характера. При межгрупповом сравнении выявлено, что различия носили статистически значимый характер (р<0,05).
Одной из важных задач настоящего исследования является отслеживание динамики основных ФР у мужчин, включенных в исследование (табл. 5).
Есть две особенности, которые необходимо учитывать при назначении ингибиторов ФДЭ 5-го типа пациентам с сердечно-сосудистой патологией. Во-первых, эти препараты снижают АД в среднем до 8 мм рт.ст. Однако это не является противопоказанием для применения у лиц с АГ, использующих гипотензивные препараты. Во-вторых, это взаимодействие ингибиторов ФДЭ 5-го типа с нитратами, о чем было упомянуто выше, что является более важным моментом [9, 10].
Так, пациенты в обеих группах принимали антигипертензивные препараты из четырех групп, и за время наблюдения эта терапия не менялась. В обеих группах отмечалось небольшое снижение гемодинамических показателей, таких как систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) АД, при этом между группами различия не выявлены. За время наблюдения ЧСС оказалась в пределах нормы и не подверглась изменениям.
Нами также была оценена динамика антропометрических параметров. Исходно около 60% мужчин с ИБС и ЭД имели абдоминальное ожирение. На фоне курсовой терапии силденафилом выявлено достоверное снижение средних показателей окружности талии (ОТ) в основной группе, что, возможно, связано с улучшением сексуальной и физической активности. Однако эти изменения не носят статистически значимого характера по сравнению с контрольной группой. Динамика показателей массы тела и индекса массы тела (ИМТ) имеет аналогичную тенденцию.
Помимо оценки эффективности терапии, оценивалась также безопасность курсового назначения препарата силденафил у пациентов с ИБС. В нашем исследовании принимали участие пациенты с низким и средним сердечно-сосудистым риском сексуальной активности по Принстонскому консенсусу. Так, по результатам проведенного исследования, у пациентов со стенокардией напряжения не отмечено увеличения функционального класса стенокардии, а также учащения ее эпизодов. В клиническом исследовании, проведенном U. Thadani и соавт. [11], также было показано, что у лиц с ИБС и ЭД прием варденафила 10 мг/сут не усугубляет симптомов стенокардии напряжения и не ухудшает кровоснабжения миокарда, при этом эффекты сопоставимы с плацебо. При анализе ЭКГ в покое на фоне терапии силденафилом 50 мг/сут в частоте нарушений ритма, проводимости и показателях кровоснабжения не выявлено отрицательной динамики (табл. 6). При этом полученные данные в основной группе оказались сопоставимыми с контрольной.
Все пациенты до исследования были обеспечены дневником самоконтроля для регистрации побочных эффектов. Наиболее частым побочным эффектом терапии силденафилом были транзиторные приливы, которые зарегистрированы практически у каждого 4-го пациента (табл. 7). У каждого 5-го пациента отмечалось головокружение. Полученные данные были сопоставимы с данными, описанными ранее, но не являлись причиной остановки/отмены терапии [7].
Заключение
Таким образом, у пациентов с ИБС и ЭД курсовая терапия силденафилом достоверно улучшает эректильную функцию, уменьшает симптомы мочеиспускания и выраженность хронического стресса. Силденафил при курсовом регулярном применении не оказывал влияния на гемодинамические и антропометрические показатели, а также картину ЭКГ. Ингибиторы ФДЭ 5-го типа могут быть рассмотрены для лечения ЭД у пациентов с ИБС в составе комплексной терапии.
Участие авторов:
Руководство, дизайн исследования, написание статьи (введение, обсуждение результатов, заключение) — М.М.
Включение пациентов в исследование, проведение обследований и анкетирования, составление базы данных — А.К.
Статистическая обработка, написание статьи (результаты исследования) — Б.М.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Мамедов М.Н. — д.м.н., проф.; https://orcid.org/0000-0001-7131-8049; eLibrary SPIN: 6631-9718; e-mail: mmamedov@mail.ru
Керимов А.К. — врач-уролог; https://orcid.org/0000-0001-9177-3911; eLibrary SPIN: 5102-7648; e-mail: kerimov-anar44@mail.ru
Марданов Б.У. — к.м.н.; https://orcid.org/0000-0002-8820-9436; eLibrary SPIN: 9235-5391; e-mail: mb_sky@inbox.ru