Введение
Анализ качества оказания медицинской помощи, а также внедрение первоочередных мер, направленных на снижение показателей смертности в субъектах Российской Федерации (РФ) и улучшение показателей здоровья, является актуальной задачей стоящей перед системой здравоохранения РФ. Индикаторы и целевые показатели национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» позволяют проводить мониторинг показателей в субъектах РФ, однако не дают возможности комплексной оценки ситуации [1, 2]. С целью проведения комплексной оценки была предложена интегральная шкала, объединяющая ряд показателей, включающих смертность населения, а также своевременность диагностики заболеваний и качество оказания профилактической помощи.
Цель исследования — разработать комплексный показатель оценки качества оказания медицинской помощи в субъектах РФ, определить ранжирование субъектов РФ в порядке приоритетности и эффективности реализации мероприятий, направленных на повышение качества медицинской помощи и укрепление здоровья населения.
Материал и методы
В целях создания комплексного индикативного показателя оценки эффективности оказания медицинской помощи в регионах РФ были определены базовые показатели, необходимые для формирования новой многофакторной модели количественной оценки эффективности сохранения, поддержания и укрепления здоровья населения, а также доступности и качества медицинской помощи. В качестве наиболее подходящих и доступных были выбраны стандартизованные (общая смертность и смертность населения трудоспособного возраста) и нестандартизованные (охват населения диспансеризацией, выявляемость хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) при диспансеризации населения) показатели, включенные в национальный проект «Здравоохранение».
В связи с необходимостью проведения суммарного анализа, включающего стандартизованные и нестандартизованные показатели, выполнить классический кластерный анализ было невозможно, поскольку евклидово расстояние (и его квадрат) не вычисляется для стандартизованных данных [3, 4]. Таким образом, для формирования новой многофакторной модели количественной оценки эффективности сохранения, поддержания и укрепления здоровья населения был применен подход кластеризации показателей с последующим начислением баллов согласно рангу кластера.
Количественная (балльная) оценка показателей основана на обратном ранжировании показателей смертности и прямом ранжировании показателей объема и качества профилактических мероприятий, где каждому из четырех показателей субъекта РФ присваивается от 1 до 5 баллов согласно кластеру, в который попадает значение каждого показателя [5, 6].
В случае оценки нестандартизованных показателей (охват диспансеризацией населения и выявление больных ХНИЗ) баллы начислялись соответственно кластеру (диапазону), в который попадали значения исследуемых показателей: 1 балл — от 0 до 20%; 2 балла — от 20 до 40%; 3 балла — от 40 до 60%; 4 балла — от 60 до 80%; 5 баллов — более 80%.
В случае оценки стандартизованных показателей баллы начислялись соответственно кластеру (диапазону), в который попадали значения исследуемых показателей: 5 баллов — от 0 до 20%; 4 балла — от 20 до 40%; 3 балла — от 40 до 60%; 2 балла — от 60 до 80%; 1 балл — более 80%.
Если значение исследуемого показателя субъекта РФ отличалось от среднероссийского более чем на 50%, такому показателю присваивался минимальный ранг диапазона.
Полученные в результате оценки показателей субъекта РФ баллы суммировались, и по сумме балов определяли место субъекта РФ в общем рейтинге.
Необходимо отметить, что в настоящем исследовании, как и при выполнении классического кластерного анализа, стабильно высокие значения балльной оценки каждого из показателей деятельности субъекта РФ в решении соответствующих задач здравоохранения определяли его высокий итоговый рейтинг [5].
Для наглядности итогового результата оценки показателей деятельности субъекта РФ я на основании разработанного комплексного подхода предложена асимметричная четырехступенчатая цветовая шкала, где цветовая индикация соответствует количеству присвоенных баллов: красный цвет — менее 10, оранжевый — 10—12, желтый — 13—15, зеленый — 16 и более баллов.
Результаты
Для расчета комплексного показателя использованы стандартизованные показатели смертности населения от всех причин смерти по субъектам РФ в 2018 г. [7], а также данные Федеральной службы государственной статистики по смертности населения в трудоспособном возрасте за январь — декабрь 2018 г., представленные на сайте Росстата (https://rosstat.gov.ru).
Для расчета охвата населения диспансеризацией, а также выявляемости ХНИЗ при диспансеризации населения использовали данные за 2018 г. формы статистической отчетности №131 «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения», утвержденной Приказом Минздрава России от 6 марта 2015 г. №87н.
Применение разработанной методики ранжирования исследуемых показателей с последующим начислением баллов позволило оценить результаты эффективности деятельности всех субъектов РФ в решении соответствующих задач здравоохранения (табл. 1).
Таблица 1. Результаты оценки эффективности деятельности субъектов РФ по показателям смертности, охвату диспансеризацией и выявляемости ХНИЗ в рамках диспансеризации
Субъект РФ |
Общая смертность |
Смертность трудоспособного населения |
Выявление ХНИЗ |
Охват диспансеризацией |
||||
на 100 тыс. нас. |
баллы |
на 100 тыс. нас. |
баллы |
на 1000 обследованных |
баллы |
% |
баллы |
|
Российская Федерация |
951,5 |
4 |
481 |
3 |
429,63 |
3 |
92,30 |
4 |
Алтайский край |
1070,3 |
3 |
577,4 |
3 |
503,45 |
4 |
101,60 |
5 |
Амурская область |
1223,9 |
2 |
654 |
2 |
546,14 |
4 |
84,00 |
3 |
Архангельская область |
1005,6 |
3 |
568,6 |
3 |
699,74 |
5 |
99,90 |
5 |
Астраханская область |
913,2 |
4 |
416,7 |
4 |
372,01 |
3 |
95,60 |
4 |
Белгородская область |
943,4 |
4 |
422,2 |
4 |
380,8 |
3 |
96,30 |
4 |
Брянская область |
1041,7 |
3 |
576,7 |
3 |
568,95 |
4 |
95,70 |
4 |
Владимирская область |
1077 |
3 |
592,2 |
3 |
433,98 |
3 |
73,80 |
3 |
Волгоградская область |
927,8 |
4 |
457,4 |
4 |
548,3 |
4 |
96,70 |
4 |
Вологодская область |
1077,8 |
3 |
566,9 |
3 |
607,51 |
4 |
89,00 |
4 |
Воронежская область |
954,7 |
4 |
474,2 |
3 |
419,23 |
3 |
98,40 |
4 |
Город Москва |
644,3 |
5 |
315 |
4 |
330,39 |
2 |
99,50 |
5 |
Город Санкт-Петербург |
762,3 |
5 |
363,4 |
4 |
533,88 |
4 |
100,40 |
5 |
Город Севастополь |
927,4 |
4 |
467,9 |
3 |
1040,91 |
5 |
48,40 |
1 |
Еврейская автономная область |
1257,7 |
2 |
641,4 |
2 |
257,48 |
2 |
41,80 |
1 |
Забайкальский край |
1225,7 |
2 |
604,1 |
3 |
407,27 |
3 |
67,90 |
2 |
Ивановская область |
1076,9 |
3 |
584,3 |
3 |
283,18 |
2 |
100,00 |
5 |
Иркутская область |
1163,6 |
3 |
654,7 |
2 |
384,8 |
3 |
100,00 |
5 |
Кабардино-Балкарская Республика |
759,1 |
5 |
283,6 |
5 |
169,2 |
1 |
98,20 |
4 |
Калининградская область |
963,6 |
4 |
475,6 |
3 |
201,69 |
2 |
89,80 |
4 |
Калужская область |
1035,9 |
3 |
563,3 |
3 |
770 |
5 |
78,60 |
3 |
Камчатский край |
1153,9 |
3 |
608,9 |
3 |
275,78 |
2 |
63,80 |
2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
751,2 |
5 |
327,1 |
4 |
263,87 |
2 |
106,00 |
5 |
Кемеровская область |
1155,6 |
3 |
703,6 |
2 |
263,87 |
2 |
97,80 |
4 |
Кировская область |
1014,9 |
3 |
528,5 |
3 |
768,39 |
5 |
95,70 |
4 |
Костромская область |
1049,3 |
3 |
531,7 |
3 |
566,51 |
4 |
92,30 |
4 |
Краснодарский край |
883,4 |
4 |
415,4 |
4 |
330,33 |
2 |
101,60 |
5 |
Красноярский край |
1090,8 |
3 |
582,7 |
3 |
395,4 |
3 |
96,00 |
4 |
Курганская область |
1079,2 |
3 |
621,6 |
3 |
787,37 |
5 |
94,50 |
4 |
Курская область |
1049,6 |
3 |
535,1 |
3 |
444,19 |
3 |
90,30 |
4 |
Ленинградская область |
924 |
4 |
524,2 |
3 |
385,39 |
3 |
82,70 |
3 |
Липецкая область |
990,5 |
4 |
527,2 |
3 |
375,41 |
3 |
100,70 |
5 |
Магаданская область |
1167,6 |
3 |
663,2 |
2 |
490,41 |
3 |
73,60 |
3 |
Московская область |
940,6 |
4 |
437,2 |
4 |
344,09 |
2 |
97,90 |
4 |
Мурманская область |
1057,6 |
3 |
546,8 |
3 |
622,31 |
4 |
88,30 |
4 |
Ненецкий автономный округ |
1003,8 |
3 |
528,9 |
3 |
366,06 |
3 |
97,70 |
4 |
Нижегородская область |
1044,3 |
3 |
541,3 |
3 |
609,5 |
4 |
100,60 |
5 |
Новгородская область |
1131 |
3 |
652,3 |
2 |
575,42 |
4 |
92,70 |
4 |
Новосибирская область |
1019,7 |
3 |
519,8 |
3 |
568,98 |
4 |
94,30 |
4 |
Омская область |
1028,1 |
3 |
516,9 |
3 |
367,77 |
3 |
106,80 |
5 |
Оренбургская область |
1050,4 |
3 |
571,4 |
3 |
506,76 |
4 |
93,20 |
4 |
Орловская область |
1067,8 |
3 |
562,3 |
3 |
629,55 |
4 |
90,00 |
4 |
Пензенская область |
955 |
4 |
479,3 |
3 |
518,69 |
4 |
98,50 |
4 |
Пермский край |
1094,6 |
3 |
608,2 |
3 |
449,68 |
3 |
93,00 |
4 |
Приморский край |
1124,8 |
3 |
595,9 |
3 |
391,64 |
3 |
39,40 |
1 |
Псковская область |
1148,9 |
3 |
654 |
2 |
562,37 |
4 |
63,40 |
2 |
Республика Адыгея |
921,8 |
4 |
441,9 |
4 |
497,63 |
4 |
99,30 |
4 |
Республика Алтай |
1110,5 |
3 |
513,9 |
3 |
258,85 |
2 |
98,00 |
4 |
Республика Башкортостан |
997,4 |
4 |
551,3 |
3 |
407,96 |
3 |
100,10 |
5 |
Республика Бурятия |
1064,1 |
3 |
545,6 |
3 |
360,45 |
3 |
101,10 |
5 |
Республика Дагестан |
617 |
5 |
166,5 |
5 |
275,74 |
2 |
76,40 |
3 |
Республика Ингушетия |
445,1 |
5 |
141,7 |
5 |
138,62 |
1 |
97,60 |
4 |
Республика Калмыкия |
893,8 |
4 |
397 |
4 |
244,9 |
2 |
113,90 |
5 |
Республика Карелия |
1110,2 |
3 |
677,8 |
2 |
772,74 |
5 |
97,80 |
4 |
Республика Коми |
1086,5 |
3 |
607,5 |
3 |
652,25 |
5 |
91,10 |
4 |
Республика Крым |
1007,1 |
3 |
536,5 |
3 |
590,17 |
4 |
50,60 |
1 |
Республика Марий Эл |
1019,6 |
3 |
543,3 |
3 |
487,6 |
3 |
90,30 |
4 |
Республика Мордовия |
936,9 |
4 |
448,7 |
4 |
582,58 |
4 |
96,20 |
4 |
Республика Саха (Якутия) |
945,8 |
4 |
467,5 |
3 |
294,63 |
2 |
87,40 |
4 |
Республика Северная Осетия — Алания |
780,8 |
5 |
369,9 |
4 |
242,34 |
2 |
90,80 |
4 |
Республика Татарстан |
879,1 |
4 |
409 |
4 |
369,81 |
3 |
93,70 |
4 |
Республика Тыва |
1390,5 |
1 |
682,6 |
2 |
312,09 |
2 |
98,70 |
4 |
Республика Хакасия |
1088,5 |
3 |
560,8 |
3 |
451,88 |
3 |
92,70 |
4 |
Ростовская область |
958,3 |
4 |
443,8 |
4 |
505,35 |
4 |
93,80 |
4 |
Рязанская область |
966,1 |
4 |
500 |
3 |
634,94 |
4 |
101,10 |
5 |
Самарская область |
990 |
4 |
529,7 |
3 |
505,69 |
4 |
95,60 |
4 |
Саратовская область |
975,3 |
4 |
469,1 |
3 |
310,34 |
2 |
100,10 |
5 |
Сахалинская область |
1172,7 |
3 |
627,8 |
3 |
439,45 |
3 |
81,40 |
3 |
Свердловская область |
1048,2 |
3 |
573,3 |
3 |
452,68 |
3 |
76,50 |
3 |
Смоленская область |
1082,7 |
3 |
589,7 |
3 |
774,07 |
5 |
95,20 |
4 |
Ставропольский край |
889,2 |
4 |
378,2 |
4 |
295,63 |
2 |
94,30 |
4 |
Тамбовская область |
964,5 |
4 |
508,9 |
3 |
507,61 |
4 |
100,80 |
5 |
Тверская область |
1119,7 |
3 |
633,8 |
2 |
373,37 |
3 |
70,90 |
3 |
Томская область |
958,9 |
4 |
451,4 |
4 |
513,42 |
4 |
88,20 |
4 |
Тульская область |
1027,2 |
3 |
570,1 |
3 |
432,01 |
3 |
98,20 |
4 |
Тюменская область |
940,5 |
4 |
420,7 |
4 |
422,14 |
3 |
97,30 |
4 |
Удмуртская Республика |
989,1 |
4 |
519,7 |
3 |
623,67 |
4 |
97,00 |
4 |
Ульяновская область |
992 |
4 |
545,1 |
3 |
424,01 |
3 |
98,00 |
4 |
Хабаровский край |
1134,3 |
3 |
591,9 |
3 |
392,5 |
3 |
98,30 |
4 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
893,5 |
4 |
379,4 |
4 |
52,53 |
1 |
100,30 |
5 |
Челябинская область |
1016,3 |
3 |
537,3 |
3 |
225,92 |
2 |
67,20 |
2 |
Чеченская Республика |
867 |
4 |
166 |
5 |
112,85 |
1 |
96,10 |
4 |
Чувашская Республика |
958,2 |
4 |
520,6 |
3 |
363,38 |
3 |
103,30 |
5 |
Чукотский автономный округ |
1574,7 |
1 |
954,6 |
1 |
288,36 |
2 |
58,90 |
2 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
883,6 |
4 |
359,7 |
4 |
2936,44 |
5 |
100,10 |
5 |
Ярославская область |
1017 |
3 |
536,3 |
3 |
337,1 |
2 |
99,30 |
4 |
Ранжирование субъектов РФ по каждому из исследуемых показателей показало большие различия между ними. В итоговом рейтинге, сформированном после суммирования баллов по отдельным показателям, было сформировано 11 групп субъектов РФ (рис. 1 на цв. вклейке).
Рис. 1. Распределение субъектов РФ по итоговому количеству баллов (11 групп, ось абсцисс — количество субъектов РФ, ось ординат — количество набранных баллов).
При анализе распределения всех субъектов РФ по итоговому количеству баллов субъекты могут быть объединены в четыре группы: с максимальным (16 и более), с достаточно высоким (13—15), с низким (10—12) и с очень низким (менее 10) количеством баллов (рис. 2 на цв. вклейке). Очевидно, что сформировавшиеся группы значительно отличаются по уровню качества и эффективности оказания медицинской помощи, что предполагает различные подходы и возможности, используемые для улучшения медицинской помощи в каждой группе субъектов РФ.
Рис. 2. Распределение субъектов РФ по группам с учетом суммарного количества баллов.
В группе с максимальным количеством баллов (16 и более) оказались 10 субъектов РФ и 2 города: Санкт-Петербург и Москва, что составило 14% от всех субъектов РФ. Максимальное количество баллов (18) было у Санкт-Петербурга и Ямало-Ненецкого автономного округа (табл. 2).
Таблица 2. Группа субъектов РФ с максимальной суммой баллов по исследуемым параметрам
Субъект РФ | Сумма баллов |
Город Санкт-Петербург | 18 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 18 |
Архангельская область | 16 |
Волгоградская область | 16 |
Город Москва | 16 |
Карачаево-Черкесская Республика | 16 |
Республика Адыгея | 16 |
Республика Мордовия | 16 |
Ростовская область | 16 |
Рязанская область | 16 |
Тамбовская область | 16 |
Томская область | 16 |
Большинство субъектов РФ (56 субъектов; 65% от всех субъектов РФ) оказались в группе с достаточно высоким количеством баллов (от 13 до 15) (табл. 3).
Таблица 3. Группа субъектов РФ с достаточно высокой суммой баллов по исследуемым параметрам
Субъект | Сумма баллов | Субъект | Сумма баллов |
Алтайский край | 15 | Мурманская область | 14 |
Астраханская область | 15 | Новосибирская область | 14 |
Белгородская область | 15 | Омская область | 14 |
Кабардино-Балкарская Республика | 15 | Оренбургская область | 14 |
Кировская область | 15 | Орловская область | 14 |
Краснодарский край | 15 | Республика Бурятия | 14 |
Курганская область | 15 | Республика Карелия | 14 |
Липецкая область | 15 | Саратовская область | 14 |
Нижегородская область | 15 | Ставропольский край | 14 |
Пензенская область | 15 | Ульяновская область | 14 |
Республика Башкортостан | 15 | Ханты-Мансийский автономный округ | 14 |
Республика Дагестан | 15 | Чеченская Республика | 14 |
Республика Ингушетия | 15 | Город Севастополь | 13 |
Республика Калмыкия | 15 | Ивановская область | 13 |
Республика Коми | 15 | Иркутская область | 13 |
Республика Северная Осетия — Алания | 15 | Калининградская область | 13 |
Республика Татарстан | 15 | Красноярский край | 13 |
Самарская область | 15 | Курская область | 13 |
Смоленская область | 15 | Ленинградская область | 13 |
Тюменская область | 15 | Ненецкий автономный округ | 13 |
Удмуртская Республика | 15 | Новгородская область | 13 |
Чувашская Республика | 15 | Пермский край | 13 |
Брянская область | 14 | Республика Марий Эл | 13 |
Вологодская область | 14 | Республика Саха (Якутия) | 13 |
Воронежская область | 14 | Республика Хакасия | 13 |
Калужская область | 14 | Тульская область | 13 |
Костромская область | 14 | Хабаровский край | 13 |
Московская область | 14 |
Пятнадцать субъектов РФ (17% от всех субъектов РФ) имели низкие суммы баллов — от 10 до 12 баллов (табл. 4).
Таблица 4. Группа субъектов РФ с низкой суммой баллов по исследуемым параметрам
Субъект РФ | Сумма баллов |
Владимирская область | 12 |
Республика Алтай | 12 |
Сахалинская область | 12 |
Свердловская область | 12 |
Ярославская область | 12 |
Амурская область | 11 |
Кемеровская область | 11 |
Магаданская область | 11 |
Псковская область | 11 |
Республика Крым | 11 |
Тверская область | 11 |
Забайкальский край | 10 |
Камчатский край | 10 |
Приморский край | 10 |
Челябинская область | 10 |
Очень низкие показатели (менее 10 баллов) — набрали 3 субъекта РФ (4% от всех субъектов РФ) (табл. 5).
Таблица 5. Группа субъектов РФ с очень низкой суммой баллов по исследуемым параметрам
Субъект РФ | Сумма баллов |
Республика Тыва | 9 |
Еврейская автономная область | 7 |
Чукотский автономный округ | 6 |
Данные комплексной оценки качества оказания медицинской помощи в субъектах РФ представлены в графическом варианте (рис. 3 на цв. вклейке).
Рис. 3. Количество баллов в разных субъектах РФ, набранных при многофакторной количественной оценке показателей в 2018 г.
Обсуждение
Разработана новая методика комплексной количественной оценки эффективности и качества оказания медицинской помощи в субъектах РФ, которая объединила такие показатели, как общая смертность, смертность населения трудоспособного возраста, охват населения диспансеризацией, выявляемость ХНИЗ при диспансеризации. Основным преимуществом разработанной методики является возможность формирования итогового комплексного показателя с учетом стандартизованных (смертность) и нестандартизованных (охват и выявляемость) параметров, а также простота для понимания и использования.
Новая методика позволяет ранжировать субъекты РФ в группы по приоритетности и эффективности мероприятий, направленных на выполнение ключевых задач, представленных в национальном проекте «Здравоохранение». На основе проведенного анализа был сформирован перечень субъектов РФ с наименьшей суммой баллов по исследуемым показателям — менее 14. В таких субъектах РФ были осуществлены выездные мероприятия, выявлены и проанализированы типовые проблемы в организации оказания медицинской помощи, определены возможности использования эффективных методов, способствующих повышению качества медицинской помощи, разработан перечень основных корректирующих мер, в том числе:
— расширение организационно-методической поддержки главными внештатными специалистами субъектов по профилю;
— повышение эффективности ведомственного контроля исполнения требований нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание медицинской помощи;
— расширение участия национальных медицинских исследовательских центров в процессе непрерывного постдипломного образования, в том числе с использованием дистанционных телемедицинских технологий;
— внедрение системы независимого контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе с привлечением пациентских общественных организаций;
— развитие отраслевой идеологии непрерывного совершенствования качества (Кайдзен/Kaizen) медицинской помощи;
— внедрение в региональные медицинские информационные системы и медицинские информационные системы медицинских организаций прикладных программных продуктов, автоматизирующих процессы выявления ХНИЗ и факторов риска;
— организация динамического наблюдения за пациентами с повышенным риском развития жизнеугрожающих состояний.
Заключение
Новая методика комплексной количественной оценки эффективности оказания медицинской помощи в субъектах РФ может стать одним из инструментов определения типовых проблем и поиска эффективных путей повышения качества медицинской помощи для улучшения здоровья населения страны.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — В.А. Егоров, О.М. Драпкина; сбор и обработка материала — В.А. Егоров, Л.Ю. Дроздова, О.В. Лищенко; написание текста — В.А. Егоров, Л.Ю. Дроздова, О.В. Лищенко; редактирование — В.А. Егоров, Л.Ю. Дроздова, О.В. Лищенко, О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.