Механическая травма — наиболее значимая причина в структуре основных видов насильственной смерти, а повреждения, причиненные острыми предметами, находятся на 4-м месте после транспортной травмы, травмы тупыми и твердыми предметами и падения с высоты [1], при этом в странах Европейского союза [2—4] и в США [5] наблюдается похожая картина. Повреждения острыми предметами достаточно часто являются объектом научных исследований ввиду их тяжелых последствий и необходимости идентификации повреждающего объекта.
Цель работы — анализ отечественной и зарубежной литературы об исследованиях колото-резаных повреждений с акцентом на выявление существующих проблем при производстве судебно-медицинских экспертиз и определения перспективных методов диагностики.
Материал и методы
Произвели электронный поиск публикаций в базах данных PubMed, Science Direct Scopus, Google Scholar и Elibrary. Условиями поиска было наличие слов «stab wound», «cut-stab wound», «weapon identification», «колото-резаные повреждения» в заголовках, аннотациях или ключевых словах. Методологическую оценку исследований проводили в соответствии со стандартами PRISMA, включая оценку систематической ошибки. В обзор включены исследования, проведенные преимущественно за последние 15 лет. Анализу подвергали полные тексты статей и их аннотации.
Результаты и обсуждение
Морфогенез колото-резаных повреждений
Морфогенез образования колото-резаных повреждений — один из основных вопросов, который ставится перед судебно-медицинским экспертом при исследовании таких ран. Следообразующей частью острых предметов является клинок, имеющий острие, лезвие и обух. Обушковая часть раны образуется в результате режущего воздействия одного из ребер скоса обуха при погружении клинка в кожу. Данная часть раны обычно располагается под углом к лезвийной части, величина угла может варьировать, края обушкового конца неровные и осадненные.
Лезвийный конец раны, как правило, имеет форму острого угла. Изменение остроугольной формы возможно под действием пятки, когда лезвийный конец может приобретать М-образную или закругленную форму [6]. Ровные края раны образуются за счет действия острия и лезвийной кромки клинка. Возможны изменения морфологии раны, отражающие специфические свойства повреждающего предмета [7, 8], что затрудняет идентификацию, а в некоторых случаях специфические признаки предмета вообще отсутствуют [9].
К.А. Чернышов [10] исследовал следовоспринимающие особенности различных областей кожного покрова тела человека при колото-резаной травме. Он установил, что морфологические свойства повреждающего предмета проявляются в зависимости от характера механической устойчивости повреждаемой ткани. Колото-резаные повреждения груди и шеи максимально отображают следообразующие свойства клинка, причем повреждения в области шеи лучше отображают свойства обуха ножа, а повреждения в области груди — свойства острия клинка. Колото-резаные раны в области живота наименее пригодны для идентификации повреждающего предмета.
Д.М. Коршенко [11] оценивал морфологические признаки, которые позволили бы судить об остроте обуха колюще-режущего предмета. По результатам эксперимента автор установил строгую зависимость морфологии обушкового конца колото-резаных ран от степени остроты заточки режущей кромки ребер обуха клинка, что позволяет с высокой степенью достоверности дифференцировать раны по характерным признакам. Ребро обуха в морфологии повреждения реализуется как дополнительная режущая кромка, степень проявления которой зависит от ее остроты.
Ю.П. Шакирьянова [12] изучала влияние скоса лезвия клинка на морфологию колото-резаного повреждения. Она выделила «зону острия» — участок ножа, на котором осуществляется торцовое резание, и границу этой зоны — место, где скос лезвия составляет 45° к продольной оси клинка. При внедрении клинка происходит переход из торцового резания в продольное, место изменения вида резания четко отображается в морфологии колото-резаных повреждений и проявляется в виде неровности краев и стенок раны.
К.Н. Крупин [13] оценивал морфологию колото-резаных повреждений при различных дефектах острия клинка. Он установил, что по морфологии повреждения можно идентифицировать следующие дефекты острия колюще-режущего орудия: отломанное острие, изогнутое острие и тупое острие. Была установлена зависимость морфологических свойств повреждения от дефекта острия при различных условиях вкола. Так, при нажиме на обух морфологические признаки дефекта выражены максимально, а при нажиме на лезвие — нивелируются [14].
С.В. Леонов и соавт. [15] предложили моделирование механизма образования колото-резаных повреждений методом конечных элементов. Это позволяет визуализировать и прогнозировать напряжения, возникающие в следовоспринимающем материале при воздействии как обломанной, так и выраженной зоны острия клинка колюще-режущего предмета, а также определять границу перехода торцового резания в продольное [16]. Кроме того, приведены специфические морфологические признаки и механизмы их образования при повреждении колюще-режущим предметом ребер [17] и плоских костей [18].
В.Т. Финкельштейн [19] изучал особенности морфологической картины колото-резаных повреждений, причиненных ножами из пластика с низкими прочностными характеристиками. Он выявил следующие специфические особенности таких клинков: либо значительная толщина и ширина поперечного сечения, либо наличие дополнительных граней и ребер на поверхностях клинка. Нанесение удара через одежду приводит к отложению материала клинка на краях повреждений и формированию дефекта в месте внедрения острия. Колото-резаные раны, образованные в результате действия пластикового клинка, имеют 3—4-лучевую форму вследствие наличия дополнительной режущей кромки или лезвия [20].
Л.А. Андрейко [21] исследовала изменение морфологии колото-резаных ран в зависимости от количества и комбинаций слоев прилегающей одежды. Установлено, что при увеличении толщины слоев одежды в морфологии повреждений выявляются признаки, характерные для действия тупого твердого предмета с ребром, а за счет выраженного растяжения кожи наблюдается привнесение признаков, не характерных для предмета, обладающего колюще-режущими свойствами [22]. Предложены диагностические коэффициенты, которые позволяют установить число слоев и толщину материалов одежды.
М.А. Кислов [23] проводил исследование морфологии и механики разрушения костной ткани под действием колюще-режущих орудий. Автор разработал классификацию повреждений костной ткани в зависимости от различных видов и типов резания с учетом типа костной ткани, что позволяет по морфологическим признакам установить вид травматического воздействия, а также идентифицировать повреждающий предмет.
В.Д. Исаков и соавт. [24—26] изучали признаки повреждений одежды и кожного покрова, причиненных ножами с серрейторной заточкой лезвия и ножами со специфическими особенностями обуха. Авторы отметили отклонение обушкового разреза и асимметричность обушкового конца повреждения, соответствующие скосу пилы на обухе, а также наличие краевых разрезов и характерные осаднения тупого конца повреждения.
Б.А. Саркисян и соавт. [27] экспериментальным методом исследовали морфологические особенности повреждений, причиненных осколками стекла и санфаянса. Авторы выявили новые морфологические характеристики резаных ран, которые отображали особенности рельефа режущих кромок осколков стекла и санфаянса. Проявление этих признаков в повреждениях зависит от наличия одежды и числа ее слоев.
В.П. Новоселов и соавт. [28] исследовали морфогенез повреждений сердца при проникающих колото-резаных ранениях груди. Авторы установили, что повреждения сердца при таких ранениях значительно повышают возможность идентификации повреждающего предмета. Выявленные морфологические особенности повреждений сердца позволяют делать более полные и обоснованные выводы о свойствах травмирующего орудия.
Т.Р. Закиров [29] изучал морфологические особенности колото-резаных ран, возникающих при свободном падении человека на фиксированный нож. Автор сформировал комплекс дифференциально-диагностических критериев, позволяющих отличить подобный вид травмы. В комплекс вошли следующие признаки: ссадины от действия рукоятки клинка; длина раневого канала превышает длину клинка на 4 см и более; прямые (разгибательные) переломы одного или нескольких ребер в области входной раны.
Доказано, что рана на коже может быть меньше, чем травмирующий предмет, из-за эластичности кожи. Более того, если ориентация раны совпадает с линиями Лангера, рана может сужаться еще больше [30]. T. Hosoya и соавт. [31] привели интересный случай: женщине были нанесены множественные колото-резаные повреждения в области груди и спины. По данным судебно-медицинской экспертизы трупа предположили, что с целью убийства был использован тонкий нож с односторонней заточкой, так как ширина повреждений составляла 4 см, а лезвийный конец раны был остроугольным. На допросе подозреваемый утверждал, что использовал для убийства толстый охотничий нож. В результате эксперимента с применением этого ножа и свиной кожи слова подозреваемого подтвердились. Таким образом, при идентификации повреждающего предмета по морфологическим признакам раны необходимо учитывать множество дополнительных факторов, включая эластичность кожи, анатомическую область и отношение оси орудия к коже.
Идентификация повреждающего предмета при гнилостной трансформации трупа
Большое количество исследований посвящено проблеме идентификации повреждающего предмета по морфологическим признакам колото-резаной раны, не подвергшейся трупным изменениям. Часто преступники стараются скрыть труп: закапывают его в землю, помещают в водоемы либо оставляют на открытом воздухе в отдаленных местах, что приводит к гнилостному разложению и, как следствие, к изменению морфологических свойств колото-резаных повреждений. Исследований, посвященных идентификации травмирующего предмета на трупе, подвергшемся гнилостной биотрансформации, очень мало. Е.С. Сидоренко [32] провела судебно-медицинскую оценку колото-резаных ран кожи, которые подверглись воздействию воды, и пришла к выводу, что индивидуальные признаки травмирующего предмета исчезают к 3-м суткам пребывания трупа в воде, групповые — к 24-м, а видовые признаки перестают определяться к 31-м суткам при температуре воды от 17 до 23 °C. Автор предложила методику эффективной и быстрой реставрации колото-резаных ран кожи, подвергшихся действию воды: применение раствора, содержащего уксусную кислоту, 96% этиловый спирт и дистиллированную воду в соотношении 3:1:6. А.М. Решетун-Беликов и Е.М. Кильдюшов [33] изучали морфологические изменения колото-резаной раны при нахождении трупа на воздухе. Они пришли к выводу, что индивидуальные признаки повреждающего предмета сохраняются в течение 3 сут, групповые — до 10 сут, видовые признаки могут быть установлены в срок до 17 сут гниения трупа, а в дальнейшем практически полностью исчезают.
В идентификации травмирующего предмета могут быть полезны трассы, которые образуются при вхождении в кожу зазубренного клинка. Трассы впервые описали W. Bont [34] в 1975 г., когда наносил экспериментальные колото-резаные ранения в грудную область трупа. Затем Н.С. Эделев [35] показал, что отдельные элементы микрорельефа лезвия орудия оставляют различные по качеству и информативной значимости трассы на костях и хрящах. Ранее [36] им предложена методика выявления особенностей трасс с использованием щуповой профилографии при отождествлении рубящего оружия по следам на костях. Позднее данные о наличии трасс подтвердились в исследованиях на трупах людей и животных [37—39]. Единый метод для правильной оценки трасс до сих пор не предложен. V.J. Rao и R. Hart [40] предлагали методику с выполнением слепка колото-резаной раны, используя специальный стоматологический материал, но данный метод имеет весомые ограничения: нечеткое отображение следов травмирующего предмета из-за плохой адгезии материала, а также преимущественное отражение внутренних особенностей раны. D.J. Pounder и соавт. [41] продемонстрировали возможность оценки трасс с помощью микро-КТ путем создания 3D модели хрящевой ткани с колото-резаным ранением.
В 2016 г. L. Spangoli и соавт. [42] исследовали сохранность трасс в хрящевой ткани при гнилостном разложении и отметили, что стрии начинают исчезать после 1-й недели гнилостной биотрансформации трупа. S.A. Stanley и соавт. [43] изучали трассы на коже свиней путем экспериментального нанесения колото-резаных повреждений с последующим хранением объекта исследования в термостате для воспроизведения процессов гнилостного разложения. Оказалось, что трассы сохранялись в коже свиней на фоне процессов гниения. Для оценки трасс авторы использовали такие методы, как стереооптическая микроскопия, фотографирование и микро-КТ; все они оказались пригодны для визуализации трасс. Авторы отметили, что стереоптическая микроскопия была лучшей благодаря практической простоте и доступности. Следует заметить, что свое исследование авторы проводили на коже свиней, которая толще человеческой. Этот факт мог повлиять на более длительное сохранение трасс, что делает необходимым дальнейшие исследования на коже человека.
В указанных исследованиях отмечено, что трассы образуются не только при использовании зазубренного клинка. Это можно объяснить тем, что лезвие ножа не совершенно, оно может изменяться в результате шлифования или длительного использования. Также трассы могут образоваться во время вибрации лезвия ножа при входе в кожу.
Необходимо отметить, что при исследовании гнилостно измененных трупов следует помнить о феномене образования псевдоколото-резаных повреждений, которые могут формироваться в результате расхождения прижизненных швов во время процесса гниения [44].
Роль компьютерной томографии в судебно-медицинской оценке колото-резаных ран
Современные методы визуализации стали важным диагностическим инструментом. Компьютерная томография (КТ) используется наиболее часто благодаря своей широкой доступности, быстроте и точности. КТ с 3D реконструкцией часто применяется при обследовании живых лиц и исследовании трупов для оценки характера повреждения костей и внутричерепных структур [45]. При оценке колото-резаных ран посмертная КТ может помочь в определении направления раневого канала, но имеет ограничения в его визуализации в мягких тканях. КТ идеально подходит для выявления повреждений костных и хрящевых структур, но 3D визуализация мелких повреждений ограничена, так как программа автоматически удаляет небольшие структуры для улучшения изображения [46]. Данный недостаток вполне устраним и зависит от технического прогресса.
Многослойная компьютерная томография (МСКТ) позволяет визуализировать особенности сложных анатомических структур, что может быть полезно для лучшего понимания ситуации участниками судопроизводства, которые не имеют медицинского образования. Кроме того, КТ позволяет сопоставить предполагаемый повреждающий предмет с раной в единой 3D модели. Y. Takahashi и соавт. [47] сообщили о случае убийства мужчины, у которого было два колото-резаных ранения — в области шеи и передней части грудной клетки. На вскрытии обнаружили, что колото-резаная рана шеи проникла в правую плевральную полость и в верхнюю часть правого легкого, тогда как вторая рана проникла в правую часть диафрагмы и сердце. Авторы создали 3D модель этих повреждений с помощью МСКТ и смоделировали предполагаемый травмирующий предмет. Таким образом они смогли четко визуализировать сложное взаимоотношение ножа и повреждений внутренних органов и раны на поверхности кожи.
Внешний осмотр, как правило, является основным методом при проведении экспертизы живых лиц, но он имеет существенные ограничения, поскольку не позволяет в полной мере оценить характер повреждения внутренних органов и структур. При судебно-медицинской экспертизе колото-резаных повреждений у живых лиц неоспоримые преимущества имеет КТ [48]. G. Inokuchi и соавт. [49] сообщили о двух случаях экспертизы живых лиц с колото-резаными ранами. В обоих случаях КТ с контрастным усилением четко выявила повреждения паренхиматозных органов и позволила оценить направление и глубину ран путем четкой визуализации раневых каналов.
Сегодня КТ не может полностью заменить вскрытие, а также дать ответы на все вопросы о колото-резаном повреждении. Интерпретация результатов зависит от травмированной области и конкретного органа. КТ позволяет хорошо визуализировать только паренхиматозные органы; при повреждении кишечника или другого полого органа интерпретация результатов сильно затруднена, что может привести к экспертным ошибкам [48]. Таким образом, КТ может представлять значительный интерес при экспертизе колото-резаных повреждений, однако необходимы дальнейшие исследования, которые должны быть направлены на повышение точности этого метода.
Сканирующая электронная микроскопия — энергодисперсная рентгеновская спектроскопия (СЭМ-ЭРС)
Большой интерес в судебной медицине вызвала СЭМ-ЭРС. Метод позволяет анализировать неорганические следы совершенного преступления, что может помочь в ответе на вопрос о характере использованного оружия, когда его не удается обнаружить на месте происшествия, а также идентифицировать первичное месторасположение трупа, который был перемещен или подвержен деструктивным воздействиям. G. Gentile и соавт. [50] сообщили о случае смерти мужчины, у которого обнаружили 11 колото-резаных повреждений лица, при этом повреждающий предмет на месте происшествия отсутствовал. Авторы взяли кожные лоскуты раны и исследовали их с помощью СЭМ-ЭРС. В результате исследования обнаружили неоднородные металлические частицы, состоящие только из железа в одной половине образцов и из железа и хрома в другой. Эти данные указали, что использовали два разных ножа, что в последующем подтвердилось на допросе подозреваемого. Таким образом, СЭМ-ЭРС имеет большие перспективы в судебной медицине в целом и в оценке колото-резаных ран в частности.
Заключение
Морфология колото-резаных ран достаточно полно освещена в специальной литературе, однако мало внимания уделено проблеме изучения колото-резаных ран при поздних посмертных изменениях трупа.
Гнилостно измененные трупы довольно часто являются объектом судебно-медицинской экспертизы [51]. В таких случаях для оценки колото-резаных повреждений перспективными являются такие методы, как КТ, МСКТ и СЭМ-ЭРС. Каждый из диагностических методов имеет свои неоспоримые преимущества и перспективы для широкого применения в экспертной практике, но они не могут полностью заменить используемые сегодня основные методы, они должны дополнять их.
Так, КТ и МСКТ обладают хорошей визуализирующей способностью плотных тканей, с их помощью возможно составление 3D моделей для хорошей визуализации сложных анатомических структур и идентификации травмирующего предмета. Основные их недостатки — плохая визуализация полых органов и невозможность отображения мелких структур. СЭМ-ЭРС можно использовать как дополнительный инструмент в идентификации повреждающего предмета в тех случаях, когда на месте происшествия он не был обнаружен.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.