Аллергический ринит является широко распространенным хроническим заболеванием среди детского населения развитых стран. Благодаря масштабному международному эпидемиологическому исследованию «International Study of Asthma and Allergies in Childhood» (ISAAC), в котором приняли участие 306 исследовательских центров из 105 стран мира, получены данные о распространенности и факторах риска развития аллергического ринита среди детей школьного возраста.
Согласно I фазе этого исследования распространенность аллергического ринита в разных странах колеблется от 1,4 до 28,9% [1, 2]. В России, по результатам международной программы ISAAC, распространенность аллергического ринита среди школьников в разных регионах страны имеет некоторые различия. Так, распространенность аллергического ринита среди детей 7—8 и 13—14 лет в Краснодарском крае — 25,4 и 40,3% соответственно [3], в Томской области — 36,2 и 23,7% [4], в Ставропольском крае — 39,8 и 44,6% [5], в Пензенской области — 5,1 и 8,4% [6], в Казани — 22,2 и 29,6% [7], в Иркутске — 29,4 и 38,4% [8].
В настоящее время опубликовано небольшое количество статей, посвященных распространенности и факторам риска развития аллергического ринита среди дошкольников. В 2009 г. представлены результаты эпидемиологического исследования распространенности аллергического ринита среди детей дошкольного возраста Италии, которая составила 16,8% [9]. По данным эпидемиологического исследования, проведенного в 2014 г. в Южной Корее, распространенность аллергического ринита среди дошкольников — 23,9% [10].
В связи с ограниченным количеством исследований отсутствуют научно обоснованные данные о распространенности и факторах риска развития аллергического ринита у дошкольников, что не позволяет сформировать стратегии, направленные на его профилактику в раннем возрасте.
Цель исследования — оценить распространенность аллергического ринита среди детей 3—6 лет с помощью русифицированной версии опросника ISAAC и установить факторы риска его развития.
Материал и методы
Работа выполнена в дизайне кросс-секционного исследования, которое проводилось в 5 городах Алтайского края (Барнаул, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Бийск). Случайным образом было выбрано 45 детских садов в Барнауле, 8 детских садов в Новоалтайске, 10 детских садов в Рубцовске, 5 детских садов в Камне-на-Оби, 10 детских садов в Бийске). Исследование начато в сентябре 2015 г., закончено в апреле 2016 г.
Протокол исследования одобрен на заседании локального независимого комитета по этике при ГБОУ ВПО АГМУ Минздравсоцразвития (№ 11 от 17.10.13) и согласован с Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности и Главным управлением Алтайского края по образованию и молодежной политике.
Оценка распространенности симптомов аллергического ринита была проведена с помощью русифицированной версии опросника ISAAC для детей 7—8 лет (табл. 1). Факторы риска развития аллергического ринита выявляли с помощью дополнительного опросника ISAAC (табл. 2). Опросники заполняли родители или опекуны детей, посещающих детские сады. Процедура заполнения проводилась во время родительского собрания или дома, после информирования родителей и получения письменного согласия на участие в исследовании.
При оценке распространенности аллергического ринита применяли терминологию, используемую в исследовании ISSAC.
Пациентом, имеющим «текущий аллергический ринит» (тАР), считался респондент, родители которого указали ответ «да» на вопрос: «За последние 12 мес у Вашего ребенка были чиханье, насморк, заложенность носа, когда у него не было простуды и ОРЗ?».
Пациентом, имеющим «текущий аллергический риноконъюнктивит» (тАРК), считался респондент, родители которого указали ответ «да» на 2 вопроса: «За последние 12 мес у Вашего ребенка были чиханье, насморк, заложенность носа, когда у него не было простуды и ОРЗ?», «За последние 12 мес сопровождались ли чиханье, насморк, заложенность носа зудом глаз и слезотечением?».
Пациентом с врачебно-верифицированным диагнозом «аллергический ринит» считался респондент, родители которого указали ответ «да» на вопрос: «Доктор вашему ребенку когда-нибудь ставил диагноз аллергического ринита?».
Статистическая обработка данных проведена с использованием статистического программного пакета Statistica 10.
Распространенность симптомов — процент (%) ответивших положительно «да» на вопрос от общего числа ответивших родителей.
Для определения факторов риска развития аллергического ринита в дошкольном возрасте проведен логистический регрессионный анализ с определением отношения шансов (ОШ) с 95% доверительным интервалом (95% ДИ) для каждого фактора.
Для оценки соотношений двух частот использовали критерий Пирсона хи-квадрат (χ2). В качестве порогового значения при принятии решения о статистической значимости взят общепринятый уровень р=0,05.
Результаты и обсуждение
Опросники для заполнения получили 5156 родителей, вернули заполненными — 3255 (63,1%), из них 50 были заполнены не полностью или неверно и были исключены из исследования. Таким образом, при проведении анализа учитывались данные 3205 (98,5%) детей, родители которых заполнили опросники. Из них жителей Барнаула — 1285 (40,1%), Бийска — 496 (15,5%), Новоалтайска — 439 (13,7%), Камня-на-Оби — 479 (14,9%), Рубцовска — 506 (15,8%). Характеристика детей представлена в табл. 3.
Распространенность тАР составила 18,0% (n=577). Из 577 детей с тАР 243 (42,1%) имели симптомы конъюнктивита. Таким образом, распространенность тАРК составила 7,5% (n=243). Из 577 детей с тАР врачебно-верифицированный диагноз был лишь у 6,4% (n=204).
Из 577 детей с симптомами тАР 71 (12,3%) ребенок имел текущие астмоподобные симптомы, 118 (20,5%) детей имели симптомы текущего атопического дерматита и 40 (6,9%) детей — сочетанные текущие астмоподобные симптомы и симптомы текущего атопического дерматита.
При проведении логистического регрессионного анализа установлена статистически значимая связь между распространенностью тАР и тАРК в дошкольном возрасте, отягощенным по аллергическим заболеваниям семейным анамнезом и принадлежностью ребенка к мужскому полу (табл. 4).
Отягощенный семейный анамнез повышает риск развития тАР в дошкольном возрасте в 2,6 раза (ОШ=2,63; 95% ДИ=2,16—3,19; p<0,01); тАРК — в 2,8 раза (ОШ=2,85; 95% ДИ=2,16—3,75; p<0,01); мужской пол повышает риск развития тАР и тАРК в дошкольном возрасте в 1,3 раза (тАР: ОШ=1,35; 95% ДИ=1,01—1,37; p<0,05; тАРК: ОШ=1,35; 95% ДИ=1,03—1,76; p<0,05). Не установлено влияния недоношенности, короткого периода грудного вскармливания (менее 6 мес), табакокурения родителей и контакта с животными на первом году жизни ребенка на риск развития аллергического ринита в дошкольном возрасте.
Нами установлено, что распространенность тАР у детей 3—6 лет — 18,0%, тАРК — 7,5%. Распространенность тАР и тАРК, изученная с помощью опросника ISAAC, значительно превосходит распространенность врачебно-верифицированного аллергического ринита, которая составила 6,4%.
Результаты ранее опубликованных эпидемиологических исследований распространенности тАР и тАРК среди дошкольников, проведенных с помощью опросника ISAAC, представлены в табл. 5. В некоторых исследованиях [11—13] распространенность тАР и тАРК сопоставима с нашими данными, в некоторых [14—20] — значительно выше. Различия показателей распространенности в нашем и опубликованных ранее исследованиях могут быть связаны с разными причинами: возрастная неоднородность групп, климатогеографические особенности страны, разные сезоны года, в течение которого проводился опрос родителей.
Отягощенный по аллергическим заболеваниям семейный анамнез, мужской пол ребенка являются факторами риска развития тАР и тАРК в дошкольном возрасте.
Похожие результаты были получены зарубежными учеными. Так, по данным Y. Cho и соавт. [10], M. Morais-Aimeda и соавт. [21], аллергические заболевания у родителей повышали риск развития тАР в 3 раза и, соответственно, по данным B. Alm и соавт. [15], мужской пол повышает риск развития тАР в 1,8 раза.
Согласно дизайну нашего исследования, распространенность аллергического ринита оценивали с помощью опросника ISAAС на основании информации, полученной от родителей. Это могло привести как к гипо-, так и гипердиагностике, поскольку положительный ответ могли давать родители детей, страдающих инфекционным ринитом, эозинофильным неаллергическим ринитом и др. Для получения более точных данных о распространенности и факторах риска развития аллергического ринита у детей дошкольного возраста при проведении эпидемиологических исследований наряду с анкетированием родителей необходимо проведение дополнительного обследования с участием врачей для точной верификации диагноза.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.