Оценка эффективности реабилитации спортсменов, перенесших травмы коленного сустава, имеет одно из первоочередных значений. Вопрос возможности возвращения к профессиональной деятельности в полном объеме, т.е. выполнение нагрузок на тренировочном уровне, ведение соревновательной деятельности, всегда является одним из основных для спортсмена после курса лечения и реабилитации [1, 2].
В настоящее время существует обилие различных параметров, по которым оценивается физическое состояние спортсменов [3, 4]. Однако следует отметить, что очень сложно подобрать варианты тестирования спортсменов, максимально приближенные к их видам спорта. Использование подобных методов тестирования позволило бы значительно снизить степень последующего травматизма за счет оценки состояния спортсмена в условиях максимально приближенных к таковым в том или ином виде спорта [5].
Цель исследования — сравнить точность оценки физического состояния спортсменов с помощью только классических методик и методик, в основе которых лежит метод использования симуляционных тренажеров.
Материал и методы
Мы обследовали 96 спортсменов, проходивших реабилитацию после операций или травм коленного сустава. Возраст спортсменов, включенных в исследование, колебался от 18 до 34 лет и в среднем составил 24,6±5,2 года. В исследование были включены спортсмены трех видов спорта: горных лыж, хоккея, футбола. Все эти спортсмены проходили реабилитацию в Центре физической реабилитации (ЦФР) Лечебно-реабилитационного центра Минздрава России с 2009 по 2012 г.
Среди травм коленного сустава наиболее часто встречались:
— разрыв передней крестообразной связки (ПКС) с последующей ее пластикой — 54 человека (56,3%);
— повреждения менисков с последующей менискэктомией — 27 человек (28,1%);
— повреждение связочного аппарата коленного сустава (боковых связок, частичное повреждение ПКС), не потребовавшее реконструктивных операций — 15 человек (15,6%).
Все спортсмены проходили реабилитацию по единой, принятой в ЦФР, методике. Спортсмены, чья реабилитация значительно отличалась от принятой в ЦФР, в исследование включены не были.
После завершения всех этапов реабилитации спортсмены проходили принятое в ЦФР тестирование их физического состояния, включавшее в себя обязательно:
— оценку антропометрических показателей, измерение роста, массы тела, соотношение жир/мышцы [6, 7];
— нагрузочный ступенчатый тест с определением, по данным эргоспирометрии, показателей анаэробного порога (АнП), максимального потребления кислорода, максимальной работоспособности [8];
— оценку силовых показателей на артрологическом комплексе Con-Trex в изокинетическом режиме с определением максимального крутящего момента мышц разгибателей и сгибателей коленного сустава (max ROM), относительный крутящий момент в пересчете на массу тела спортсмена (отн. ROM) [6, 9];
— оценку показателей равновесия, проприоцепции с использованием баланс-системы SD Biodex. Определялись следующие показатели: предела устойчивости, постуральной устойчивости, риска падения.
В настоящей работе мы использовали методы тестирования, разработанные в ЦФР, на горнолыжном симуляционном тренажере Sky Tech, хоккейном симуляционном тренажере, конькобежной дорожке Woodway и тренажере Speed court. Тестирования проводились в соответствии с видом спорта спортсмена после проведенных общих тестирований.
Во время тестирования горнолыжников на тренажере Sky Tech определялись параметры аэробной выносливости во время имитации прохождения трассы, правильность выполнения поставленной задачи, угол закантовки лыжи и радиус поворота, время выполнения задания, количество падений на трассе и ошибок, которые могли привести к падению. Во время тестирования хоккеистов на конькобежной дорожке Woodway определялись параметры аэробной выносливости, координационные навыки на уровне анаэробного порога, время выполнения задания, количество падений, количество шайб, заброшенных при скорости движения дорожки на уровне АнП. Во время тестирования футболистов на площадке Speed court определялись параметры скоростной выносливости (тейпинг-тест за 3, 10 и 30 с), координационные навыки при передвижении по площадке самостоятельно, за соперником. Время выполнения каждого движения с переменой направления. Время выполнения теста. Количество ошибок.
Все спортсмены были разделены на 2 группы:
1-я группа — 40 спортсменов, возраст 25,2±3,3 года, которые после проведенной реабилитации в связи с перенесенной травмой коленного сустава или операции на коленном суставе прошли принятый в ЦФР тест на определение физического состояния. 2-я группа — 56 спортсменов, возраст 24,6±5,4 года, которые после проведенной реабилитации в связи с перенесенной травмой коленного сустава или операции на коленном суставе дополнительно к принятому в ЦФР тесту на определение физического состояния прошли тестирование на соответствующих их видам спорта симуляционных тренажерах.
1-я группа спортсменов после завершения реабилитации в классические сроки прошла тестирование по описанной выше и принятой в ЦФР методике. Недопуском к тренировкам по общей программе в команде являлось отрицательное отклонение на 20% и более от какого-либо из определяемых параметров. Полученные результаты сравнивались с индивидуальными показателями спортсменов, которые имели место при проведении этапного комплексного обследования (ЭКО) до травмы. Если отсутствовали предыдущие результаты тестирований, то недопуском к тренировкам в команде считалось 25% отрицательное отклонение от модельной характеристики для данного вида спорта, по результатам ЭКО спортсменов, проводившихся в ЦФР [1, 8].
2-я группа спортсменов после завершения реабилитации в классические сроки прошла тестирование по описанной выше и принятой в ЦФР методике с аналогичными 1-й группе спортсменов критериями допуска. На следующий день после тестирования проводилось специальное тестирование на симуляционных тренажерах в соответствии с видом спорта. Специальное тестирование не являлось критерием допуска спортсменов к занятиям, а было уточняющим относительно специальной подготовленности. Спортсмены, прошедшие реабилитацию после травм и операций на коленном суставе, получившие допуск к специальным тренировкам в команде после проведенного тестирования их физического состояния, наблюдались в течение двух месяцев на предмет повторных травм нижних конечностей.
Результаты и обсуждение
В результате проведенного исследования было установлено, что в 1-й группе число спортсменов, прошедших реабилитацию в ЦФР и не допущенных по результатам тестирования, принятого в ЦФР, к тренировкам в общей группе, составило 6 (15%) человек, во 2-й группе — 7 (12,5%) человек. Достоверных различий по группам выявлено не было.
Число спортсменов во 2-й группе, получивших отрицательный результат при тестировании на симуляционных тренажерах, составило 9 (16%) человек. Отрицательные результаты тестирования во 2-й группе совпали у 6 спортсменов, т.е. во 2-й группе 6 спортсменов были не допущены к тренировочному процессу в общей группе, они же показали отрицательные результаты при тестировании на симуляционных тренажерах.
Во 2-й группе 3 спортсмена показали отрицательный результат на симуляционном тренажере, но были допущены к тренировочному процессу по результатам положительного, принятого в ЦФР, теста.
Таким образом, к специальным тренировкам без ограничений было не допущено: в 1-й группе 6 спортсменов, результаты тестов которых по одному из параметров оказались ниже допустимых норм; во 2-й группе 7 спортсменов, результаты тестов которых по одному из параметров оказались ниже допустимых норм, что при отсутствии достоверных различий, позволило нам считать группы однородными.
Во 2-й группе трем спортсменам, показавшим результаты ниже допустимых при оценке специальной подготовки на симуляционных тренажерах, но положительный результат на принятом в ЦФР тесте, были даны рекомендации проводить индивидуальные специальные тренировки.
По данным дальнейшего 2-месячного наблюдения за спортсменами обеих групп, в 1-й группе начали тренироваться из не допущенных спортсменов 4 человека, во 2-й группе — 5 человек.
Во 2-й группе из спортсменов, которым были даны рекомендации проводить индивидуальные специальные тренировки, не выполнили рекомендации 3 человека.
Повторные травмы нижних конечностей в течение двух месяцев последующего наблюдения получили:
В 1-й группе 5 спортсменов. Из этой группы 2 травмированных спортсмена были не допущены на этапе тестирования, принятого в ЦФР; 3 спортсмена были допущены к тренировкам в команде по общему плану.
Во 2-й группе 5 спортсменов. Из этой группы 3 травмированных спортсмена были не допущены на этапе тестирования, принятого в ЦФР.
4 травмированных спортсмена не прошли тест на симуляционных тренажерах. Причем, у трех травмированных спортсменов отрицательные тесты совпали по результатам тестирования, принятого в ЦФР, и тестирования на симуляционных тренажерах.
У 1 травмированного спортсмена с отрицательным результатом тестирования на симуляционных тренажерах, отрицательное отклонение по тестированию, принятому в ЦФР, соответствовало 20%, что было на границе допуска и недопуска к тренировкам по общей программе, спортсмен был допущен.
Таким образом, в 1-й группе ложноположительный результат теста был выявлен у двух (50%) спортсменов. Во 2-й группе ложноположительный результат теста был выявлен у двух (40%) спортсменов. В то же время по результатам теста на симуляционных тренажерах число ложноположительных результатов уменьшилось до 1 (20%) спортсмена.
Заключение
1. Используя сочетанное тестирование физических возможностей и специальных навыков спортсменов можно достичь более точной диагностики их состояния, что позволяет сократить повторный травматизм после операций на коленном суставе и проведенной реабилитации.
2. Тестирование специальных навыков на симуляционных тренажерах является безопасным, так как проводится после общего тестирования у спортсменов, допущенных к тренировкам по общему плану.
3. Тестирование специальных навыков на симуляционных тренажерах позволяет уточнить результаты тестирования по общепринятому плану в спорных случая при пограничных результатах тестирования.