Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Левковец И.Л.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Кирьянова В.В.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Системно-патогенетический подход: новый взгляд на традиционную китайскую медицину

Авторы:

Левковец И.Л., Кирьянова В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2052

Загрузок: 85


Как цитировать:

Левковец И.Л., Кирьянова В.В. Системно-патогенетический подход: новый взгляд на традиционную китайскую медицину. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2022;99(1):80‑88.
Levkovets IL, Kiriyanova VV. Systemic and pathogenetic approach: a new look at traditional Chinese medicine. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2022;99(1):80‑88. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort20229901180

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вос­ста­но­ви­тель­ный по­тен­ци­ал тра­ди­ци­он­ной ки­тай­ской ме­ди­ци­ны при ауто­им­мун­ных за­бо­ле­ва­ни­ях нер­вной сис­те­мы: об­зор ли­те­ра­ту­ры. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(2):64-70
Трав­ма­ти­чес­кие пов­реж­де­ния ди­аф­раг­мы у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):64-68
Ре­зуль­та­ты ин­ва­зив­ной ди­аг­нос­ти­ки пер­вич­ных зло­ка­чес­твен­ных опу­хо­лей кос­тей та­за. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(2):9-14
Анес­те­зи­оло­ги­чес­кое обес­пе­че­ние взрос­лых па­ци­ен­тов в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(2):6-31
Дол­гос­роч­ный ка­там­нез взрос­лых па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей с эпи­леп­ти­чес­ким ста­ту­сом или се­рий­ны­ми прис­ту­па­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):63-68
Воз­мож­нос­ти ми­ни­маль­но ин­ва­зив­ных вме­ша­тельств в ле­че­нии ос­лож­не­ний, свя­зан­ных с внут­риб­рюш­ны­ми кон­кре­мен­та­ми пос­ле ви­де­ола­па­рос­ко­пи­чес­кой хо­ле­цис­тэк­то­мии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(5):14-20
Наш опыт ле­че­ния врож­ден­ных на­заль­ных сре­дин­ных ге­те­ро­то­пий у де­тей и об­зор так­тик ле­че­ния. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(2):28-32
По­ли­поз­ный ри­но­си­ну­сит как пер­вый этап в раз­ви­тии эози­но­филь­но­го гра­ну­ле­ма­то­за с по­ли­ан­ги­итом. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(2):157-166
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
Ком­прес­си­он­ная элас­тог­ра­фия как но­вый ме­тод ультраз­ву­ко­вой ви­зу­али­за­ции в диф­фе­рен­ци­аль­ной ди­аг­нос­ти­ке хро­ни­чес­ко­го тон­зил­ли­та. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):20-25

Несмотря на бурное развитие современных медицинских технологий и предоставляемые ими новые возможности, большое количество проблем в медицине остаются нерешенными. Подтверждается это не снижающейся, а растущей заболеваемостью и смертностью от целого ряда заболеваний [1]. Становится все более очевидным, что технический прогресс отнюдь не восполняет недостатки врачебного мышления. Одним из важнейших недостатков мы считаем отсутствие целостного представления о здоровье и болезни как в сознании врача, так и на более высоком уровне, в коллективном сознании медиков. На сегодняшний день назрела необходимость выйти из тупика узкой врачебной специализации [2]. В связи с этим предлагаем принципиально иной подход в медицине, получивший название «системно-патогенетический». Обоснование этого подхода, с успехом применяемого нами в течение многих лет, и является целью настоящей статьи.

Уже 85 лет прошло с того момента, когда медицина как научная и практическая специальность получила возможность выйти на качественно новый уровень понимания сущности человеческого организма. В 1935 г. впервые выдающимся ученым, акад. Петром Кузьмичом Анохиным сформулированы основные положения его теории функциональных систем. Согласно этой теории, функциональные системы — это динамические саморегулирующиеся центрально-периферические организации, избирательно объединяющие различные уровни нервной и гуморальной регуляции, все составные компоненты которых содействуют обеспечению полезных для самих функциональных систем и для организма в целом адаптивных результатов, удовлетворяющих его различные потребности. Эти потребности могут быть разного рода: внутренние — поддержание гомеостаза, внешние (поведенческие) — приспособление к условиям внешней среды и, наконец, социальные — деятельность человека в обществе. При этом исследователь подчеркивал, что «функциональные системы организма складываются из динамически мобилизуемых структур в масштабе целого организма и на их деятельности и окончательном результате не отражается исключительное влияние какого-либо анатомического типа участвующей структуры...» [3]. В корне неверно под выражением «функциональная система» понимать упорядоченные лишь по принципу принадлежности к определенному типу анатомических образований: пищеварительная система, мышечная система и т.д. Ученый специально указывал на то, что структурно-анатомический подход, к сожалению, до сих пор доминирующий в мышлении медицинской общественности, исключает «возможность понимания этих выделенных структур в истинном системном плане» [3]. А также, что «...чисто анатомический уровень исследования в биологии и физиологии становится все более и более опасным и угрожает утопить нас в половодье разрозненных и часто не объединенных ничем фактов» [3]. В медицине западный, аналитический тип мышления, стремящийся как можно подробнее и глубже изучить отдельно взятое явление или процесс, приводит к накоплению такого большого количества информации о столь малых составляющих компонентах единой системы организма человека, доходя до клеточного и даже молекулярного уровня («как можно больше о как можно меньшем») [4], что, в конечном итоге, врач оказывается полностью погруженным в свою достаточно узкую специальность, не имея возможности столь же подробно и глубоко познать смежные. Очевидным недостатком такого подхода является отсутствие целостного видения организма, а значит и невозможность проследить закономерности развивающихся в нем процессов, в том числе патологических. До сего дня обучение врачей строится по «органному» принципу, это приводит к чисто «органному» видению патологии [3] и не предрасполагает к тому, чтобы учитывать вклад, например, нарушенной регуляции сердца или печени в развитии бронхиальной астмы. Коль скоро эти взаимосвязи не прослеживаются, в список конкретных лечебных задач не включается устранение таких нарушений, в результате врач отдаляется от проникновения в сущность болезни, как правило, устанавливая лишь «локальный» диагноз и направляя все усилия на лечение того органа, который «проявляет» патологию.

П.К. Анохин в своих трудах предлагал качественно изменить форму мышления исследователя, взяв за основу иной подход — интегративный: получить для начала представление о системе в целом, и только после этого углубляться в изучение частных аспектов работы ее составных частей. При этом он делал акцент на том, что «...система в своем становлении приобретает собственные и специфические принципы организации, не переводимые на принципы и свойства тех компонентов и процессов, из которых формируются целостные системы» [3], иными словами, целое не равно сумме его частей.

Если задаться целью отыскать реально существующий в медицине и успешно применяемый на практике системный подход, то мы обнаружим, что человечество использовало его в незапамятные времена, когда сформировались воззрения традиционных медицинских школ древних цивилизаций. Одной из них, наиболее распространенной в мире на сегодняшний день и оказавшей существенное влияние на развитие других медицинских школ Востока, является китайская традиционная медицина (КТМ) [5]. Ее возраст, по разным источникам, насчитывает от 3000 до 5000 лет, в любом случае, он достаточно почтенный для того, чтобы обратить внимание на ее основополагающие постулаты, не только выдержавшие испытание временем, но и впоследствии подтвержденные самыми современными научными данными. Коренное отличие КТМ от современного «западного», аналитического, подхода состоит именно в познании через синтез, в результате она создает картину целостного представления о человеке, органично вписанного в общую схему мироздания. Терминология КТМ на первый взгляд кажется непривычной, что неудивительно, ведь истоком ее является древняя космогоническая философия, наука о происхождении и об устройстве мира и человека, и современному пытливому уму, возможно, придется совершить усилие и отбросить возможные предубеждения, чтобы за внешне архаичными названиями увидеть истинный глубинный смысл и оценить ее значение не только как культурного, но и научно-практического феномена [6]. Один из разделов КТМ — акупунктура, применяемая во всем мире, в России получила название рефлексотерапия и является отдельной врачебной специальностью [2, 7].

В представлении КТМ человеческий организм построен по тем же принципам, что и все сущее во Вселенной. Вселенная представляет собой Макрокосм, человек — Микрокосм. Законы, по которым функционируют эти две системы разных иерархических порядков, едины. Прежде всего, это закон дуальности Инь и Ян или, как он сформулирован в диалектике позже, закон единства и борьбы противоположностей. В каждом явлении мира одновременно заложены два противоположных начала: светлое Ян и темное Инь (рис. 1). Компоненты символа Ян и Инь заключены в замкнутый круг, что означает бесконечность всего сущего на Земле. Круг разделен на две равные половины, белую и черную, однако линия разделения не прямая, а волнистая, что символизирует взаимное проникновение одной противоположности в другую и их взаимное влияние. Если один из знаков увеличивается, другой неизбежно уменьшается. Кроме того, каждое из начал несет в себе зерно своей противоположности: в Инь содержится семя Ян, в Ян — семя Инь. Увеличение количества Ян не может происходить бесконечно, рано или поздно оно переходит в свою противоположность, и наоборот. Так, например, день (Ян) неизменно сменяется ночью (Инь). Таким образом, мир создан из противоположностей, которые в сочетании составляют единое целое, и только их неразрывное взаимодействие несет развитие. Эти противоположности мы можем найти повсюду: мужское—женское, наружное—внутреннее, верх—низ, хорошее—плохое, теплое—холодное, активное—пассивное, огонь—вода, небо—земля, функция—структура и т.д. [8].

Рис. 1. Диаграмма Инь-Ян, также называемая кругом Тай-цзи [5].

Еще одна из основополагающих концепций китайской философии, на которой базируется КТМ, носит название У-Син, или концепция Пяти Первоэлементов (рис. 2). Она представляет собой универсальную классификационную схему, согласно которой все явления и материальные объекты в природе, в том числе организм человека, имеют пятичленную структуру. Пять Первоэлементов У-Син: «Вода», «Огонь», «Металл», «Дерево» и «Земля» (не планета Земля, а Почва) — символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния, находящегося во взаимосвязи с другими рядами-состояниями, которые связаны с «огнем», «водой» и т.п. не субстанциально, как «первоэлементы» древнегреческой философии, а функционально [8].

Пять элементов возглавляют обширный набор всевозможных пятичленных множеств: «пять сторон света», «пять времен года», «пять климатических факторов», «пять цветов», «пять вкусов», «пять звуков», «пять запахов» и многое другое, в том числе описывают пять паренхиматозных (Цзан) и шесть полых (Фу) органов (к элементу Огонь относятся два полых органа), пять жидкостей тела, пять органов чувств, пять тканей, пять видов эмоций, пять духовных аспектов, пять стадий любого процесса.

Рассмотрим для иллюстрации сказанного эти пять рядов-состояний:

— Дерево (упругое, поддается сгибанию, но выпрямляется) — восток, утро, весна, ветер, рождение, зеленый (голубой, бирюзовый) цвет, кислый вкус, гнев, печень, желчный пузырь, сухожилия, ногти, глаза.

— Огонь (горячий, яркий, поднимается вверх) — юг, день, лето, зной, развитие, красный цвет, горький вкус, радость, сердце, тонкая кишка, кровеносные сосуды, язык.

— Земля (принимает посев и дает урожай) — юго-запад и центр, конец дня, конец лета, сырость, зрелость, желтый цвет, сладкий вкус, размышление, селезенка и поджелудочная железа, желудок, мышцы, соединительная ткань, ротовая полость.

— Металл (твердый, поддается деформации) — запад, вечер, осень, сухость, угасание, белый цвет, острый вкус, тоска, легкие, толстая кишка, кожа, волосы, нос.

— Вода (холодная, течет вниз) — север, ночь, зима, холод, смерть, черный цвет, соленый вкус, страх, почки, мочевой пузырь, кости, уши [8].

Как сказано выше, к каждому элементу У-Син принадлежат паренхиматозный и полый органы (таблица). Взаимодействие между ними в пределах одного элемента осуществляется по принципу Инь-Ян: если перевести на язык современной физиологии, принцип заключается в том, что увеличение функциональной активности одного органа из пары неизменно приведет к снижению функциональной активности сопряженного с ним органа.

Паренхиматозные и полые органы, сопряженные в системе первоэлементов У-Син [5]

Первоэлемент

Орган категории Инь (Цзан, паренхиматозный)

Орган категории Ян (Фу, полый)

Дерево

Печень

Желчный пузырь

Огонь

Сердце

Тонкая кишка

Перикард

Три части тела

Земля

Селезенка и поджелудочная железа

Желудок

Металл

Легкие

Толстая кишка

Вода

Почки

Мочевой пузырь

При изучении данной таблицы может привлечь внимание прежде всего то, что к элементу Земля относятся два органа из категории Инь: селезенка и поджелудочная железа. Дело в том, что в древнекитайских трактатах упоминался один орган — селезенка, к функциям которой относили переработку переваренной пищи, обеспечение питания различных органов и частей тела, а также выработку крови и предотвращение кровотечений. Таким образом, видно, что в функциональном отношении под древним термином «Селезенка» подразумевается орган, вырабатывающий пищеварительные ферменты (мы сегодня знаем, что это поджелудочная железа), и одновременно выполняющий кроветворную функцию, — это селезенка в современном понимании. Поэтому в сегодняшней рефлексотерапии, по общей договоренности, принято к элементу Земля относить и селезенку, и поджелудочную железу.

Следует также отметить, что к элементу Огонь в КТМ принадлежит не одна пара сопряженных органов, а две. Наряду с парой сердце—тонкая кишка имеется также пара перикард—три части тела. Однако перикард не рассматривали как паренхиматозный орган, так как он является оболочкой сердца. А три части тела — и вовсе загадочное образование, которое в анатомии как орган не описано, и даже у специалистов по КТМ существуют разные трактовки в отношении того, можно ли рассматривать его как отдельный полый орган или он представляет собой совокупность полостей тела: грудной, брюшной и полости малого таза. Научные исследования, проведенные в прошлом столетии, показали, что под древним традиционным термином «Три части тела» следует понимать систему, объединяющую полости тела человека, а именно систему кровообращения, включая артериальную, венозную сеть и систему микроциркуляции.

Итак, уже на данном этапе мы замечаем, что в системе У-Син, предлагаемой КТМ, органы тела представлены не столько в анатомическом, сколько в функциональном плане, и чем дальше, тем больше эта особенность будет обращать на себя наше внимание.

Пять элементов У-Син находятся в постоянном движении и взаимодействии, между ними имеется два различных вида взаимосвязей. Первая связь — стимулирующая (порождающая, питающая, активирующая) и вторая — подавляющая (угнетающая, тормозящая). Зависимость между пятью элементами такова: дерево рождает огонь, огонь образует землю, земля рождает металл, металл рождает воду, вода питает дерево (связь стимулирующая). Есть и обратная зависимость: дерево истощает землю, земля впитывает воду, вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл режет дерево (связь подавляющая). Стимулирующая связь — наружная, осуществляется по кругу цикличности, а подавляющая — внутренняя, осуществляется внутри круга по циклу звезды (см. рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма пяти Первоэлементов У-Син [6, с изменениями].

Динамическая система У-Син стремится поддерживать равновесие всех элементов, ни один из них не может начать разрастаться или истощаться без того, чтобы остальные элементы не вовлекались в компенсацию этого состояния за счет активирующих и угнетающих взаимосвязей. Если при воздействии внешних факторов какой-либо элемент разрастается или истощается чрезмерно, это приводит к нарушению гармонии порождения и подавления, например, чрезмерно разросшийся Металл слишком сильно подавляет Дерево и мало поддается подавлению со стороны Огня; Дерево истощается под действием подавления, Огонь разрастается от чрезмерного подавления Металла; одновременно с этим истощается и Земля, растрачивающая потенциал на уже бесполезное порождение Металла. Если действие фактора, нарушившего гармонию, прекратится, то система У-Син может снова прийти к равновесию [8].

Постараемся разобраться, в какой же степени наивная древняя медицина «заблуждалась», или все-таки ее положения верны и просто на современном этапе их смысл недопонят?

Если обратиться к рассмотрению сопряженных внутренних органов, представляющих собой функциональные пары, то некоторые из них вопросов не вызывают: печень и желчный пузырь, почки и мочевой пузырь, желудок и поджелудочная железа современной наукой объединены в отдельные висцеральные системы. А как же быть с парами сердце—тонкая кишка, легкие—толстая кишка, перикард—три части тела? Современная физиология отвечает на этот вопрос следующее. Состояние тонкой кишки, ее кровоснабжение, моторика и тонус зависят от функции сердца. Сердце оказывает опосредованное действие по путям Людвига—Сиона, Геринга через срединный мозг и холинэргическую систему на ауэрбахово сплетение, играющее важную роль в моторике кишечника, на последнюю роль также оказывает влияние атриопептид (предсердный натрийуретический пептид, ред.) — гормон, вырабатываемый кардиомиоцитами предсердия. В свою очередь, тонкая кишка обеспечивает переваривание и всасывание белков, углеводов, липидов, равновесие гипер- и гипоосмолярности, баланс микро- и макроэлементов, а также водно-солевой баланс, зависящий от состояния всасывания. Все эти факторы играют важную роль в работе сердца [9].

Взаимодействие легких и толстой кишки можно проследить на примере общих для обоих органов функций. Вспомним функцию регуляции объема жидкости легкими. Известно, что помимо испарения воды с поверхности легочных альвеол при дыхании в этом органе также происходит превращение ангиотензина I в ангиотензин II, который стимулирует секрецию альдостерона корой надпочечников, и тем самым способствует задержке натрия и воды в организме, что ведет к повышению уровня артериального давления. Ангиотензин II также влияет на увеличение реабсорбции натрия в проксимальных почечных канальцах, что приводит к увеличению объема циркулирующей крови; является мощным вазоконстриктором — ведет к сужению артериол; вызывает чувство жажды и участвует в формировании питьевого поведения. Но ведь и толстая кишка, наряду с легкими, является мощным регулятором водно-солевого обмена: здесь происходит обратное всасывание воды по осмотическому градиенту, создаваемому активным транспортом электролитов (в первую очередь ионов Na, K, Cl), процесс контролируется внутриклеточным содержанием Ca. При нарушении этой функции потери жидкости через желудочно-кишечный тракт могут составить до 6 л в сутки. Можно продолжить этот список общих функций: легкие и толстую кишку роднят и общая иммунологическая функция, и образование серотонина, и прочее [9].

В работах прошлых лет убедительно показана регулирующая роль каналов перикарда и трех частей тела в отношении системного тонуса кровеносных сосудов. Под их влиянием находится, в частности, состояние микроциркуляции, причем эти каналы характеризуются разнонаправленным действием на сосуды: канал трех частей тела отражает симпатические влияния на систему микроциркуляции, канал перикарда — парасимпатические [10].

Таким образом, мы в каждом из приведенных примеров наблюдаем именно функциональную общность в рассматриваемых парах сопряженных органов.

Что касается современной трактовки «активирующих и угнетающих связей» в системе У-Син, то фундаментальная наука физиология указывает на многочисленные висцеро-висцеральные связи, осуществляемые через нервные и гуморальные влияния. В системе У-Син легкие (первоэлемент Металл) порождают, то есть активируют почки (первоэлемент Вода) и угнетают печень (первоэлемент Дерево). В свою очередь, сами легкие находятся под активирующим влиянием поджелудочной железы (первоэлемент Земля) и угнетаются сердцем (первоэлемент Огонь). Как же это понимать? А понимать следует именно в функциональном смысле. Ранее мы уже упоминали о превращении ангиотензина I в ангиотензин II в легких, являющегося компонентом ренин-ангиотензиновой системы, и о его прямом влиянии на функцию почек. Таким путем легкие оказывают влияние на почки. Кроме того, в патофизиологии описан гепатопульмональный синдром: он проявляется в стойком повышении давления в малом круге кровообращения при хроническом диффузном поражении печени. Кардиопульмональный синдром определяется как недостаточная функция внешнего дыхания при патологических изменениях в легочных альвеолах, вызванная нарушенной левожелудочковой и левопредсердной недостаточностью [9]. Список этих примеров из нормальной и патологической физиологии может быть продолжен. Итак, взаимодействие органов в системе У-Син становится понятным и вполне обоснованным с научной точки зрения.

Следующее фундаментальное положение КТМ — представление о Цзин — каналах тела — вместилищах и путях циркуляции особого вида энергии (энергии Ци), одновременно объединяющих покровы тела и управляющие внутренние органы. Понятие канала весьма емкое, оно включает в себя целый ряд важных аспектов. Во-первых, существует линия наружного хода канала, т.е. сам канал располагается поверхностно («в пространстве между кожей и мышцами») и представляет собой линейно расположенную совокупность точек акупунктуры. Через посредство данных особых точек можно производить воздействие на главный орган, контролирующий канал. Таким образом, имеется 12 основных каналов, управляемых Цзан- и Фу-органами. Кроме того, связь между управляющим органом и поверхностно расположенными точками акупунктуры проявляется еще и в том, что нарушение функционирования этого органа проявляется в этих точках. В частности, в них может появиться самостоятельная боль или болезненность при пальпации. Иными словами, точка акупунктуры представляет собой двусторонний канал связи между поверхностью тела и внутренним органом, предоставляя возможность проведения как диагностических процедур, так и лечебного воздействия [10]. Далее, как мы уже знаем, поскольку внутренние органы влияют друг на друга в соответствии с правилами У-Син, с помощью точек акупунктуры можно оказывать влияние не только на главный, управляющий орган данного канала, но и на опосредованно связанные с ним внутренние органы [5].

С позиций современной физиологии ничего фантастического во взаимосвязи покровов тела и внутренних органов нет. Ведь не вызывает же ни у кого удивление существование всем известных со школьной скамьи зон Захарьина—Геда. Многочисленные исследования подтвердили, что воздействие на точку акупунктуры приводит к целому комплексу ответных реакций, вызывая, в том числе, мощный сосудистый и нервно-рефлекторный ответ, реализующийся в соответствующем сегменте спинного мозга, из которого информационный поток по спиноретикулярному тракту устремляется в головной мозг. Имеющиеся здесь строго упорядоченные зоны перекрытия соматических и висцеральных регуляторных нервных центров и межнейронное взаимодействие между ними позволяют использовать точку акупунктуры как соматический «вход» для целенаправленной регуляции функции висцеральной системы, а также как диагностический «выход» последней [10].

Весьма интересным и недостаточно изученным на сегодня является представление КТМ о связи внутренних органов и эмоций. Существует пять базовых эмоций, принадлежащих пяти первоэлементам. Это эмоция радости (первоэлемент Огонь, каналы сердца, тонкой кишки, перикарда и трех частей тела), гнева (первоэлемент Дерево, каналы печени и желчного пузыря), страха (первоэлемент вода, каналы почек и мочевого пузыря), печали, тоски (первоэлемент Металл, каналы легких и толстой кишки) и эмоция раздумчивости, глубокого размышления (первоэлемент Земля, каналы поджелудочной железы—селезенки и желудка). При этом КТМ говорит о том, что длительные или чрезмерно сильные эмоции приводят к болезням соответствующих органов, и наоборот, при наличии таких болезней могут возникать немотивированные эмоции [5]. Например, немотивированный страх, по традиционным представлениям, связан с дисфункцией почек, а сам по себе испытываемый сильный страх может спровоцировать развитие болезни почек. Следовательно, в лечении эмоциональных нарушений ключевым моментом должно являться восстановление нормальной работы внутренних органов.

Эти воззрения не противоречат западной науке, которая указывает на то, что в организме интеграция соматических и психических функций происходит на уровне лимбической системы, в которую входят подкорковые образования и участки коры. Корковые отделы — это поясная извилина, гиппокамп и другие, к подкорковым относят гипоталамус, некоторые ядра таламуса, среднего мозга и ретикулярной формации. Между всеми этими образованиями имеются тесные прямые и обратные связи, образующие «лимбическое кольцо» [11].

Современная медицина Запада также изучает возможности воздействия на психическое состояние человека через влияние на внутренние органы. Так, в комплексной терапии депрессивных расстройств сегодня широко применяется гепатопротектор адеметионин [12]. КТМ же традиционно рассматривает депрессию как проявление гипофункции канала печени [5].

Отдельного внимания заслуживает традиционная биоритмология, связанная с древней китайской астрономией. Движение небесных тел на небосводе подчинено строгим ритмическим закономерностям (очень подробно изученным в древности), человек как Микрокосм тоже живет по законам природных ритмов (годовых, сезонных, суточных). Каналы тела имеют свои определенные периоды циркадной активности в течение суток: каждый из 12 каналов активен в течение 2 часов, 12×2=24 часа. В КТМ считается, что в эти часы в канале происходит наибольшее «возмущение» энергии Ци. Это особые часы, когда канал и его главный орган максимально чувствителен и податлив как к повреждающим факторам, так и к лечебному воздействию [10]. Из этого следует, например, такой практический аспект, как прием лекарственных средств в определенное время суток. Скажем, при лечении болезней, связанных с поражением канала почек, следует принимать лекарства (отвары трав и т.д.) в те часы, когда они будут наиболее эффективны, то есть с 17 до 19 часов по местному времени. В акупунктуре существует особый раздел — хронопунктура, основанный на иглоукалывании в точки акупунктуры в строго определенное расчетное время, когда определенные точки «открыты» для воздействия.

Таким образом, система акупунктурного канала включает в себя совокупность точек акупунктуры, главный орган (со своими особыми характеристиками и уникальными функциями) все сомато-висцеральные и висцеро-соматические связи между ними, межорганные взаимодействия (висцеро-висцеральные связи), психические, психосоматические и психоневрологические проявления, а также его циркадную активность [10].

Ключом к пониманию учения о каналах тела также является функциональный принцип организации в противоположность анатомическому. Один канал выполняет различные с точки зрения структурно-анатомического подхода функции, они оказываются объединены в одну подсистему по принципу общего управления, а также возможности воздействия на всю совокупность функций через точки акупунктуры данного канала. Для иллюстрации кратко перечислим основные функции канала почек с позиций КТМ: «хранение жизненной Эссенции», управление рождением, репродукцией и развитием (то есть хранение и передача наследственной информации, гормональное обеспечение репродуктивной функции, роста и развития организма), «выработка мозгового вещества» (обеспечение нормальной структуры нервной ткани головного и спинного мозга, нервного волокна), «контроль над костями», «управление водой» (т.е. регуляция водно-солевого обмена), «открытие в уши» (связь с регуляцией слухового и вестибулярного аппаратов), «проявление в волосах» (контроль за состоянием длинных волос), «контроль над двумя нижними отверстиями» (под ними подразумеваются уретра и семенной проток у мужчин спереди и анальное отверстие сзади), «вместилище Силы воли»: если почки будут сильны, то и Сила воли будет крепкой, Разум будет собранным, сфокусированным на целях, он сможет легко нацелиться на их достижение [5].

Как хорошо видно, к функциям одного канала в китайской медицине отнесены таковые совершенно разных анатомических систем. Такой принцип рассмотрения и определен П.К. Анохиным как принцип функциональной системы [6]. Канал почек является функциональной системой более низкого иерархического порядка (подсистемой) по отношению ко всему организму. Отдельно хочется отметить, что в подсистему канала почек входит и один из уже упомянутых «пяти духовных аспектов», в данном случае Сила воли. КТМ четко прослеживает взаимосвязь телесных и психических аспектов (как мы уже знаем, осуществляемая на уровне лимбической системы), благодаря которой каждая из функциональных подсистем одновременно служит удовлетворению не только внутренних, но и поведенческих, и социальных потребностей.

Итак, мы дали вполне достаточное обоснование первой части предложенного нами термина «системно-патогенетический подход», т.е. касающийся системности. Расшифруем теперь, что же кроется за понятием «патогенетический».

Взгляд на организм с позиции У-Син имеет очень важное практическое следствие, а именно: симптомы заболевания, наблюдаемые врачом, далеко не всегда проявляются со стороны органа, пораженного первично. Напротив, чаще симптоматику дает орган, компенсирующий отклонение от нормы в деятельности другого органа в системе У-Син. Таким первично пораженным может оказаться как сопряженный (парный) орган в пределах одного первоэлемента, так и принадлежащий к другому первоэлементу и оказывающий влияние через активирующие или угнетающие связи. Например, такое заболевание, как бронхиальная астма, проявляющееся приступами удушья, может иметь совершенно разную природу с точки зрения КТМ. Наряду с первичным поражением легких (что в западной медицине трактуется как атопическая форма бронхиальной астмы) причинами приступов удушья могут стать дисфункции толстой кишки (так называемая инфекционно-зависимая форма), печени, почек (инфекционная или дисгормональная формы) или сердца (нервно-психическая форма). Исходя из этого, тактика лечения бронхиальной астмы может быть построена совершенно по-разному с учетом исходного нарушения в том или ином органе [5]. Западная медицина или очень редко, или практически никогда не использует такой подход как опосредованное воздействие: к примеру, лечение приступов удушья (проявления болезни в легких) через нормализацию функции сердечно-сосудистой системы (причинного фактора, обусловливающего развитие болезни через посредство висцеро-висцеральных связей). Тем не менее в последнее время стали появляться работы, посвященные системному взгляду на организм человека, в частности, в отношении особенностей строения и функций соединительной ткани применительно к дисфункциям опорно-двигательного аппарата [13], что является весьма интересным и, несомненно, заслуживающим внимания. По нашему опыту, практическая значимость системного подхода (при правильной диагностике) бесценна, а результаты превосходят все возможные ожидания, позволяя значительно повысить терапевтическую эффективность лечения [14—16].

К сожалению, невозможно в рамках одной статьи дать полное описание используемой методологии, однако мы обозначили наиболее важные принципиальные ее положения, которые планируем более углубленно раскрыть в последующих работах.

Заключение

Внимательно ознакомившись с каждой из приведенных позиций китайской традиционной медицины, можно убедиться в том, что ни одна из них по отдельности не вступает в противоречие с фактами, подтвержденными современной наукой. Последняя, однако, в силу присущего ей аналитического принципа, не стремится свести воедино всю сумму знаний, вследствие чего они остаются до известной степени разрозненными, зачастую теряя свою ценность. Выход из создавшейся ситуации видится нам в переходе научного, медицинского мышления на иную точку зрения, в развитии новой, интегративной медицины, которая примиряет позиции Запада и Востока, не противопоставляя их, а извлекая ценное из обеих. На этой точке зрения и базируется предлагаемый нами системно-патогенетический подход. Представляется целесообразным, чтобы любой врач, будь то невролог, кардиолог или инфекционист, не только владел углубленными познаниями в своей области, но, прежде всего, видел целостную картину и понимал общую механику работы всей системы, определяющей закономерности сохранения здоровья и развития болезни. И первый шаг для этого перехода уже сделан. Системно-патогенетический подход является точкой встречи древнекитайского философского учения и современных научных представлений, он же становится отправным пунктом нового пути: от разобщенных медицинских школ прошлого к объединенной медицине будущего.

Благодарности. Авторы выражают благодарность Константину Павловичу Гамаюнову за консультативную помощь, Ренате Маратовне Даминовой — за помощь в переводе материалов на английский язык.

Участие авторов: концепция и дизайн — В.В. Кирьянова; сбор и обработка материала, написание текста, редактирование — И.Л. Левковец.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.