Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кирьянова В.В.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Капасакалиди Д.Ф.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Суслова Г.А.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Булина О.В.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Петрова Е.В.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России;
ГБУЗ «Ленинградский областной центр специализированных видов медицинской помощи»

Жарова Е.Н.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России

Ким А.В.

СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №37»

Рослова З.А.

СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №37»

Применение узкополосного оптического излучения с длиной волны 650 нм в комплексном лечении детей с задержкой речевого развития

Авторы:

Кирьянова В.В., Капасакалиди Д.Ф., Суслова Г.А., Булина О.В., Петрова Е.В., Жарова Е.Н., Ким А.В., Рослова З.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 668

Загрузок: 51


Как цитировать:

Кирьянова В.В., Капасакалиди Д.Ф., Суслова Г.А., и др. Применение узкополосного оптического излучения с длиной волны 650 нм в комплексном лечении детей с задержкой речевого развития. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2024;101(1):5‑12.
Kiriyanova VV, Kapasakalidi DF, Suslova GA, et al. Application of narrow-band optical radiation with a wavelength of 650 nm in complex treatment of children with developmental speech delay. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2024;101(1):5‑12. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort20241010115

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­ди­цин­ская ре­аби­ли­та­ция де­тей с обструк­тив­ной уро­па­ти­ей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(5):21-26
Ало­пе­ция и COVID-19: воз­мож­ные эти­опа­то­ге­не­ти­чес­кие ва­ри­ан­ты и прин­ци­пы ле­че­ния. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(5):56-63
Осо­бен­нос­ти ме­ди­цин­ской ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших но­вую ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(5):64-69
Мор­фо­ло­гия ми­окар­да меж­же­лу­доч­ко­вой пе­ре­го­род­ки у де­тей с ги­пер­тро­фи­чес­кой кар­ди­омиопа­ти­ей. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(6):5-15
Па­то­гис­то­ло­ги­чес­кая ха­рак­те­рис­ти­ка стрик­ту­ры пи­ще­во­да при ка­ус­ти­чес­ком ожо­ге у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(12):43-51
Ре­конструк­ция то­таль­но­го пор­то­сис­тем­но­го шун­та в се­лек­тив­ный пор­то­сис­тем­ный шунт у ре­бен­ка. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(12):140-146
Прог­нос­ти­чес­кая цен­ность эзо­фа­го­гас­тро­ду­оде­нос­ко­пии в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях для ди­аг­нос­ти­ки эози­но­филь­но­го эзо­фа­ги­та у де­тей. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):5-10
Ак­тив­ность гас­три­та и гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ная реф­люк­сная бо­лезнь у школь­ни­ков эт­ни­чес­ких по­пу­ля­ций Рес­пуб­ли­ки Ты­ва. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):36-42
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная хо­ле­цис­тэк­то­мия у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(6):82-88
Прок­си­маль­ный уре­те­ро­уре­те­ро­анас­то­моз в ле­че­нии де­тей с уд­во­ением по­чек. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(6):103-110

Введение

Задержка речевого развития (ЗРР) представляет собой более позднее формирование речи у детей в возрасте до 3—4 лет по сравнению со здоровыми сверстниками, что характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам [1]. По данным литературы, частота встречаемости расстройства речи у детей от 2 до 7 лет составляет около 25%. Согласно исследованию Института коррекционной педагогики, 82% учеников, испытывающих трудности в учебе в общеобразовательных школах, относятся к категории детей с серьезными речевыми нарушениями [2]. Основными причинами ЗРР являются нейробиологические и органические расстройства центральной нервной системы, связанные с перинатальной патологией, нейроинфекциями, родовыми и постнатальными травмами. Нарушения речевого развития могут входить в структуру наследственных и генетических синдромов [3].

Вместе с тем у детей при отсутствии соответствующей терапии усугубляющими факторами в прогрессировании речевой патологии являются социально-бытовые негативные тенденции: дефицит семейного внимания и общения на фоне чрезмерного увлечения гаджетами, билингвизм [4, 5].

В случае отсутствия своевременной и необходимой комплексной медицинской, социальной и родительской помощи у большинства детей нарушения речи могут привести к патологическому формированию личности с нарушениями внимания и памяти; появлению тревожности, беспокойства и расстройств поведения [6]. В запущенных случаях возможно возникновение вторичных отклонений в психомоторном развитии, при этом часть детей может перейти в группу детей с ограниченными возможностями здоровья. Вышеизложенное диктует острую необходимость своевременной и полноценной лечебно-реабилитационной помощи таким детям.

Согласно современным представлениям, коррекция нарушений формирования речи у детей проводится по следующим основным направлениям: речевая терапия, психолого-педагогическая поддержка, психотерапия для ребенка и его семьи, медикаментозная терапия в соответствии с клиническими рекомендациями. С лечебной целью показаны лекарственные препараты преимущественно из группы ноотропов [7]. Для выраженного и стойкого терапевтического эффекта требуется продолжительный медикаментозный курс, при необходимости — повторное назначение ноотропов [8].

Однако в связи с тенденцией к формированию побочных реакций, в том числе аллергических, длительное применение препаратов этой группы может быть ограничено.

С учетом вышеизложенного особое значение приобретают нефармакологические методы лечения, сочетаемые с лекарственными препаратами и способствующие увеличению резервных возможностей организма.

Одним из таких современных методов является физиотерапевтический метод — фотохромотерапия. В литературных источниках отмечены положительные терапевтические эффекты узкополосного оптического излучения (УОИ). Показано, что красное излучение улучшает функциональное состояние мышц и оказывает трофикостимулирующее действие за счет интенсификации кровенаполнения и ускорения кровотока, стимуляции метаболических процессов в патологических очагах. При этом существенно повышается тонус поперечнополосатой и гладкой мускулатуры, потенцируется созревание коллагеновых структур. Красный свет активно воздействует на психоэмоциональный статус человека, а именно — возбуждает корковую деятельность, что особенно актуально при разных задержках в развитии у детей [9]. Вместе с тем фотохромотерапия не оказывает негативного влияния на детский организм, являясь одним из наиболее безопасных и щадящих физиотерапевтических методов [10].

Цель исследования — обосновать применение фотохромотерапии (УОИ со средней длиной волны 650 нм) в комплексном лечении детей с ЗРР по типу общего недоразвития речи (ОНР) I, II степени.

Материал и методы

Научно-квалификационная работа была проведена на базе СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №37», детское поликлиническое отделение №12 Центрального района. Под наблюдением находилось 70 детей в возрасте от 4 до 6 лет, из них 53 мальчика и 17 девочек. У всех детей была диагностирована ЗРР по типу ОНР I, II степени. Все пациенты в анте- и перинатальном анамнезе имели отягощающие факторы: тяжелое течение беременности матери с токсикозом второй половины (29%), интранатальная гипоксия (31%), стимуляция родов (7%), тракция (5%), применение акушерских щипцов (3%). У части детей ЗРР сочеталась с другими нарушениями: в 43% случаев — с резидуальными поражениями головного мозга, 29% детей страдали синдромом дефицита внимания и гиперактивности. При клиническом обследовании пациентов были выявлены незначительные изменения в функционировании центральной нервной системы со стороны черепно-мозговых нервов: асимметричный тонус мышц околоротовой области (79%), девиация и гипотония языка (87%), нарушения координации и двигательных навыков (34%), ночное недержание мочи встречалось в 2%. Сочетанная патология затрудняла течение ЗРР.

Критериями включения в исследование являлись: возраст от 4 до 6 лет; ЗРР по типу ОНР I, II степени; наличие добровольного информированного согласия родителей, утвержденного локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова».

Критериями невключения служили: врожденные или приобретенные дефекты речевого аппарата; вторичные нарушения развития речи; наличие тяжелой неврологической и соматической патологии; детский церебральный паралич; значительные нарушения зрения и слуха; применение в течение 3 мес до начала исследования ноотропных, психотропных и седативных препаратов; наличие любых противопоказаний к физиотерапии.

Все пациенты методом рандомизации по таблице случайных чисел были разделены на 2 группы в зависимости от проводимой терапии.

В основную группу вошло 35 (50%) детей: 27 мальчиков и 8 девочек, которым в сочетании с медикаментозной терапией проводили курс фотохромотерапии (УОИ со средней длиной волны 650 нм).

Группа сравнения включала также 35 (50%) детей: 26 мальчиков и 9 девочек, которым проводили только медикаментозную терапию согласно клиническим рекомендациям.

Все обследуемые дети получали традиционную медикаментозную терапию: ноотропные, антигипоксические, антиоксидантные, витаминные препараты.

Облучение УОИ со средней длиной волны 650 нм (красный спектр) проводили от аппарата фотохромотерапии «Спектр ЛЦ». Воздействие выполняли на околоушно-жевательные зоны и подчелюстные области при сомкнутых челюстях с уровнем мощности 100% по 2 мин на каждое поле, ежедневно, 1 раз в день в течение 10 сут.

С целью определения эффективности разных подходов к проводимому лечению применяли единый алгоритм обследования до и после курса лечения пациентов: сбор анамнеза и тестирование детей (исследование динамической координации артикуляционных движений с помощью 9 тестов: тест №1 — «трубочка-улыбка», тест №2 — «вкусное варенье», тест №3 — «щетка-сметка», тест №4 — «колесо», тест №5 —»качели», тест №6 — «змейка», тест №7 — «маляр», тест №8 — «лошадка», тест №9 — «кашель»); оценку уровня речевого развития (использовали комплексный метод речевой диагностики по М.А. Поваляевой с помощью 12 тестов: тест №1 — словесные ассоциации к определенному слову, тест №2 — подбор и активное употребление имен существительных, тест №3 — подбор и активное употребление глаголов, тест №4 — подбор и активное употребление имен прилагательных, тест №5 — практическое применение грамматических (морфологических) правил, тест №6 — составление предложений по одному данному слову, тест №7 — составление предложений по трем данным словам, тест №8 — ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении, тест №9 — открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения, тест №10 — словесное объяснение определенного действия в его последовательности, тест №11 — практическое осознание основных языковых элементов, тест №12 — произвольное и сознательное построение устного высказывания). Также проводили нейропсихологическую диагностику по Ж.М. Глозман, оценку речи (определение коэффициента речевого развития (КоРР)); определение показателей сформированности социально-коммуникативных навыков по методике Е.В. Локтевой (4-уровневая система, в которой 1-й уровень — самый высокий). Всем детям были выполнены электроэнцефалографическое (ЭЭГ) и электромиографическое (ЭМГ) исследования.

Статистическую обработку результатов проводили с использованием программной системы Statistica for Windows v. 10. Для сопоставления количественных характеристик в изучаемых группах применяли U-критерий Манна—Уитни. Изменения исследуемых показателей после лечения оценивали при помощи W-критерия Вилкоксона. Статистически значимые различия были определены при уровне значимости p≤0,05.

Результаты

До лечения все пациенты были сопоставимы по возрасту, полу, показателям уровня речевого развития, социально-коммуникативным навыкам и нейропсихологическим параметрам. При сравнительном анализе различий (p>0,05, по критерию Манна—Уитни) между основными показателями в обеих группах не было выявлено.

В исследовании был проведен анализ динамики показателей речевого развития пациентов.

До лечения при оценке уровня речевого развития с использованием комплексного метода речевой диагностики по М.А. Поваляевой в обеих группах дети смогли выполнить в основном только 4 теста: тест №1 (словесные ассоциации к определенному слову), тест №2 (подбор и активное употребление имен существительных), тест №3 (подбор и активное употребление глаголов), тест №4 (подбор и активное употребление имен прилагательных), что свидетельствовало о низком уровне речевого развития.

Рис. 1. Результаты оценки речевого развития детей до лечения.

После лечения существенные положительные результаты при тестировании детей были выявлены в обеих группах, однако более значимыми они оказались в группе детей с включением в комплексную терапию УОИ со средней длиной волны 650 нм.

Рис. 2. Результаты оценки речевого развития детей с задержкой речевого развития после лечения.

* — изменения достоверны (p<0,05).

На рис. 3 наглядно продемонстрировано статистически значимое преимущество комплексного лечения детей с включением УОИ со средней длиной волны 650 нм при прохождении 9 тестов, оценивающих динамическую координацию артикуляционных движений.

Рис. 3. Результаты исследования динамической координации артикуляционных движений детей после комплексной терапии.

Изменения достоверны: * — p<0,05; ** — p<0,01.

Комплексная терапия с включением УОИ со средней длиной волны 650 нм (красное излучение) способствовала более выраженному восстановлению двигательных актов органов речи.

На рис. 4 показано статистически значимое преимущество комплексного лечения с включением УОИ со средней длиной волны 650 нм при оценке сформированности социально-коммуникативных навыков по методике Е.В. Локтевой.

Рис. 4. Уровни социально-коммуникативных навыков детей до и после лечения.

* — изменения достоверны (p<0,05).

На рис. 5, 6 продемонстрированы результаты нейропсихологического тестирования.

Рис. 5. Нарушения высших мозговых функций в динамике до и после лечения у детей основной группы.

Изменения достоверны: * — p<0,05; ** — p<0,01.

Рис. 6. Нарушения высших мозговых функций в динамике до и после лечения у детей группы сравнения.

Изменения достоверны: * — p<0,05; ** — p<0,01.

Статистически значимые улучшения показателей слуховой и речевой памяти были зафиксированы как в основной, так и контрольной группе. У всех детей повысился объем памяти, улучшилось запоминание, снизились замедленность и инертность речевых следов, установился порядок запоминаемых слов, улучшилось мышление.

Однако в основной группе детей, получивших комплексную терапию с включением УОИ со средней длиной волны 650 нм, была отмечена более выраженная статистически значимая положительная динамика при нейропсихологическом тестировании.

После выполненного лечения анализ уровня общего развития речи и степени сформированности речевых навыков по КоРР продемонстрировал практически сравнимый результат в обеих группах детей: 32 балла — в основной группе и 31 балл — в группе сравнения. На фоне лечения был отмечен более высокий уровень развития у детей, получавших медикаментозную терапию в сочетании с фотохромотерапией (УОИ со средней длиной волны 650 нм) — 38 баллов по сравнению с группой сравнения, в которой этот показатель составил 34 балла. Оба показателя находились в диапазоне КоРР от 10 до 41 балла, что соответствовало низкому уровню развития речи.

По данным ЭЭГ до лечения, 79% наблюдаемых пациентов характеризовались разной мощностью α-ритма биоэлектрической активности головного мозга. Выраженных изменений на фоне лечения, а также различий в динамике показателей ЭЭГ между группами не наблюдалось.

После лечения при интерференционном ЭМГ-исследовании в покое и при произвольном сокращении в обеих группах пациентов были зарегистрированы изменения со стороны mm. masseter и platysma с обеих сторон. В основной группе амплитуда паттерна сокращения с обеих мышц стала более симметричной у 43% пациентов, что на 30% выше, чем в группе сравнения. Этот факт может свидетельствовать о нормализации мышечного тонуса. В основной группе асимметрия с mm. masseter сохранялась у 2% пациентов, что на 59% ниже, чем в группе сравнения. Кроме того, в основной группе амплитуда паттерна сокращения с mm. platysma стала симметричной с обеих сторон у 41% пациентов, — этот показатель на 27% был выше, чем в группе сравнения. Спонтанная активность с mm. platysma с обеих сторон не регистрировалась у 44%, что на 37% выше, чем в группе сравнения. Изначальный уровень спонтанной активности с mm. platysma с обеих сторон сохранялся у 11% пациентов, что на 18% ниже, чем в группе сравнения. При проведении межгруппового анализа основной группы с группой сравнения с помощью критерия Манна—Уитни было доказано, что комплексная терапия с включением УОИ со средней длиной волны 650 нм способствовала более значимым изменениям в mm. masseter и platysma (p<0,05).

Таким образом, оценка качественных и количественных показателей подтвердила преимущество комплексного подхода в лечении с включением в терапию УОИ 650 нм у детей в возрасте от 4 до 6 лет с ЗРР по типу ОНР I, II степени.

Заключение

Комплексное лечение с включением УОИ со средней длиной волны 650 нм (красный свет) в течение 10 сут продемонстрировало статистически достоверное положительное влияние на клиническое течение ЗРР у детей в возрасте от 4 до 6 лет по типу ОНР I, II степени.

Восстановление мышечного тонуса в m.m. masseter и platysma с обеих сторон подтверждалось данными интерференционного ЭМГ-исследования у детей, получивших медикаментозное лечение в сочетании с фотохромотерапией (красный свет).

По результатам тестирований у пациентов, получивших комплексную терапию с включением УОИ со средней длиной волны 650 нм, наблюдались наиболее выраженные статистически значимые улучшения по показателям уровня речевого развития, нейропсихологическим и социально-коммуникативным навыкам.

При сравнительном анализе после проведения комплексного лечения у детей основной группы, которые получали медикаментозную терапию и фотохромотерапию (УОИ со средней длиной волны 650 нм), были зафиксированы улучшения речевого статуса (Z=3,911; p=0,000).

На основании проведенных исследований разработан новый метод лечения детей с ЗРР по типу ОНР I, II степени в возрасте от 4 до 6 лет, включающий применение УОИ со средней длиной волны 650 нм на фоне стандартной медикаментозной терапии, который позволяет улучшить как речевое развитие детей, так и нервно-психическое развитие, повысить уровень и качество жизни таких пациентов, а также снизить риск попадания детей в группу с ограниченными возможностями здоровья.

Принимая во внимание вышеизложенное, рекомендуется у данной категории детей совместно со стандартной медикаментозной терапией применять узкополосное оптическое светодиодное излучение со средней длиной волны 650 нм (красный спектр) на околоушно-жевательные области и на подчелюстную зону при сомкнутых челюстях.

Техника выполнения процедуры фотохромотерапии отвечает следующим параметрам воздействия: излучение — 50 мВт, плотность мощности излучения — 10 мВт/см2, общая доза облучения за одну процедуру — 18 Дж, общая площадь облучения в течение одной процедуры — до 54 см2, длительность процедуры — 6 мин (по 2 мин на каждую зону), контактная стабильная методика, 1 раз в день, ежедневно, на курс — 10 процедур.

Федеральной службой по интеллектуальной собственности выдан патент на изобретение №2759869 «Способ лечения детей с ЗРР», патентообладателем выступает ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И. И. Мечникова» Минздрава России.

Авторы благодарят А.Я. Капасакалиди за оформление иллюстраций.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — В.В. Кирьянова; сбор и обработка данных — Д.Ф. Капасакалиди, З.А. Рослова; статистический анализ информации — Е.Н. Жарова, Е.В. Петрова; составление текста — Д.Ф. Капасакалиди, А.В. Ким; редактирование — Г.А. Суслова, О.В. Булина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.